MUF 2023

Навстречу утопии: почему идеального мегаполиса не существует

Читать на сайте realty.ria.ru
Споры об актуальности генеральных планов развития городов не утихают многие годы. Немало современных урбанистов считают, что многостраничные документы давно устарели, другие предпочитают придерживаться стратегий, проверенных десятилетиями. Соавтор генерального плана Сан-Паулу, архитектор, градостроитель и демограф Казуо Накано рассказал о своем видении городского планирования в разговоре с РИА Недвижимость в рамках Московского урбанистического форума и объяснил, почему идеального мегаполиса не существует.

Транспортный фактор

Я занимался актуализацией последней версии генерального плана Сан-Паулу. В случае нашей команды ключевой задачей было создание более устойчивого и доступного города для населения.
Казуо Накано на стенде РИА Недвижимость
Огромное количество жителей Сан-Паулу живет в отдаленных районах, на периферии, некоторые – в фавелах. Поэтому нашим приоритетом стала организация для них доступа к качественным городским услугам и сервисам. Особое внимание мы уделили модернизации системы общественного транспорта, меняли приоритет личных автомобилей на приоритет трамваев, автобусов и метро.
Транспорт – это практически синоним слова "доступность". В мегаполисе именно развитая транспортная система увеличивает проходимость парков и общественных пространств и в целом стимулирует человекоориентированное развитие города.
Заммэра: формирование транспортного каркаса Москвы близко к завершению

Планирование в динамике

На мой взгляд, необходимо пересмотреть концепцию создания и развития генеральных планов, в идеале – сделать их более динамичными, чтобы эффективно управлять городами. Очень важно развивать соучастное планирование, чтобы своевременно получать информацию от горожан о том, что им нужно, и в дальнейшем трансформировать планы и инструменты их реализации в зависимости от этих потребностей.
Внедрение такого подхода – одна из самых сложных задач современного городского планирования. Коммерческий сектор любого мегаполиса заинтересован в увеличении прибыли, население – в улучшении жизненных условий, повышении качества своей жизни. Ключевую роль, по моему мнению, в этом конфликте должна играть городская власть как медиатор диалога. Для регулирования подобного столкновения интересов необходимо создавать отдельные инстанции, которые бы организовывали трехсторонний диалог и искали оптимальный баланс между нуждами и желаниями всех слоев населения.
Будущее "юзер-френдли": о чем мечтали и что критиковали гости урбанфорума

Недостижимый идеал

Даже эффективное взаимодействие власти, населения и бизнеса не гарантирует создания идеального мегаполиса – это утопия. Однако это не отменяет того, что к этому стоит стремиться. К тому же в мире немало городов, чья политика развития становится отличными примерами для всего мира.
Казуо Накано на стенде РИА Недвижимость
Например, Москва выделяет огромное финансирование для развития транспортной системы. Она постоянно растет и развивается, ветки метрополитена протягивают до самых отдаленных районов мегаполиса. Это очень важный, амбициозный и феноменальный проект, именно такие инициативы стимулируют экономическое и человеческое развитие в городе.
Другой пример – Сингапур, где реализуют потрясающие проекты парковых и общественных пространств, которые в жизни выглядят практически идентично рисункам на бумаге. Эффект от приоритезации велосипедного и другого мобильного транспорта, вроде самокатов, очевиден в городах Скандинавии – например, в Копенгагене.
Подобные примеры явно демонстрируют позитивное влияние внедрения современных урбанистических трендов в городскую инфраструктуру, а значит – их стоит придерживаться даже при недостижимости абсолютного идеала.
Социальная чистка: как обновление Москвы меняет ее жителей
Обсудить
Рекомендуем