Споры об актуальности генеральных планов развития городов не утихают многие годы. Немало современных урбанистов считают, что многостраничные документы давно устарели, другие предпочитают придерживаться стратегий, проверенных десятилетиями. Соавтор генерального плана Сан-Паулу, архитектор, градостроитель и демограф Казуо Накано рассказал о своем видении городского планирования в разговоре с РИА Недвижимость в рамках Московского урбанистического форума и объяснил, почему идеального мегаполиса не существует.
Транспортный фактор
Я занимался актуализацией последней версии генерального плана Сан-Паулу. В случае нашей команды ключевой задачей было создание более устойчивого и доступного города для населения.
Казуо Накано на стенде РИА Недвижимость
Огромное количество жителей Сан-Паулу живет в отдаленных районах, на периферии, некоторые – в фавелах. Поэтому нашим приоритетом стала организация для них доступа к качественным городским услугам и сервисам. Особое внимание мы уделили модернизации системы общественного транспорта, меняли приоритет личных автомобилей на приоритет трамваев, автобусов и метро.
Транспорт – это практически синоним слова "доступность". В мегаполисе именно развитая транспортная система увеличивает проходимость парков и общественных пространств и в целом стимулирует человекоориентированное развитие города.
Планирование в динамике
На мой взгляд, необходимо пересмотреть концепцию создания и развития генеральных планов, в идеале – сделать их более динамичными, чтобы эффективно управлять городами. Очень важно развивать соучастное планирование, чтобы своевременно получать информацию от горожан о том, что им нужно, и в дальнейшем трансформировать планы и инструменты их реализации в зависимости от этих потребностей.
Внедрение такого подхода – одна из самых сложных задач современного городского планирования. Коммерческий сектор любого мегаполиса заинтересован в увеличении прибыли, население – в улучшении жизненных условий, повышении качества своей жизни. Ключевую роль, по моему мнению, в этом конфликте должна играть городская власть как медиатор диалога. Для регулирования подобного столкновения интересов необходимо создавать отдельные инстанции, которые бы организовывали трехсторонний диалог и искали оптимальный баланс между нуждами и желаниями всех слоев населения.
Недостижимый идеал
Даже эффективное взаимодействие власти, населения и бизнеса не гарантирует создания идеального мегаполиса – это утопия. Однако это не отменяет того, что к этому стоит стремиться. К тому же в мире немало городов, чья политика развития становится отличными примерами для всего мира.
Казуо Накано на стенде РИА Недвижимость
Например, Москва выделяет огромное финансирование для развития транспортной системы. Она постоянно растет и развивается, ветки метрополитена протягивают до самых отдаленных районов мегаполиса. Это очень важный, амбициозный и феноменальный проект, именно такие инициативы стимулируют экономическое и человеческое развитие в городе.
Другой пример – Сингапур, где реализуют потрясающие проекты парковых и общественных пространств, которые в жизни выглядят практически идентично рисункам на бумаге. Эффект от приоритезации велосипедного и другого мобильного транспорта, вроде самокатов, очевиден в городах Скандинавии – например, в Копенгагене.
Подобные примеры явно демонстрируют позитивное влияние внедрения современных урбанистических трендов в городскую инфраструктуру, а значит – их стоит придерживаться даже при недостижимости абсолютного идеала.