По Москве-реке круглый год курсируют не только прогулочные теплоходы и катера, но и специализированный коммунальный флот. В его состав входят 30 судов, которые ежедневно следят за состоянием главной водной артерии столицы. В период навигации специалисты ГУП "Мосводосток" обходят Москву-реку в границах города и очищают ее от природного и бытового мусора, который затем вывозят на утилизацию, дополнительно работники флота устраняют загрязнения с поверхности реки. Зимой за реками следят ледоколы, которые патрулируют акваторию и раскалывают лед толщиной до 20 сантиметров, чтобы обеспечить свободное передвижение для судов коммунальных и экстренных служб Москвы.
Популярная легенда о том, что под землей Москва гораздо больше, чем на поверхности, отчасти правдива. Невидимые коммуникации города действительно тянутся на десятки и сотни километров под улицами и проспектами. Обилие проводов и силовых кабелей в столице прячут в специальные коммуникационные коллекторы – тоннели, в которых сетям не страшны холода, дожди, механические повреждения. Внутри этих сооружений протянуто свыше 7,9 тысячи километров силовых кабелей, более 1,8 тысячи километров тепло- и водопроводных сетей, свыше 20 тысяч километров кабелей связи и спецсвязи, отмечают в АО "Москоллектор".
Специализированные городские службы ежедневно следят за состоянием воды, зеленых насаждений, почвы и воздуха. Среди обилия подразделений ГПБУ "Мосэкомониторинг" выделяется акустическая лаборатория – ее специалисты измеряют и анализируют уровень шума в границах Москвы. Регулярные наблюдения помогают определять, насколько зашумлена окружающая среда мегаполиса. На основании данных мониторинга могут разрабатываться методы по снижению шумового воздействия. К таким, в частности, относятся работы по установке шумозащитных экранов, ввод ограничений движения для грузового транспорта, развитие и внедрение малошумных методов строительства и ремонта.
Состояние городского хозяйства Москвы и работа профильных подразделений контролируется не только уполномоченными лицами на местах, но и специалистами в общей штаб-квартире – центре управления КГХ столицы, построенном в районе Печатники. Именно сюда в режиме нон-стоп поступают данные с автоматических датчиков, установленных на инженерных сетях, заявки от жителей, информация о происшествиях. Все ключевые сообщения транслируются на огромный экран, в результате их обработки и анализа работники центра принимают оперативные решения по устранению неполадок, отдают команды соответствующим службам и следят за их выполнением. Кстати, двойник этого экрана можно увидеть в музее КГХ на территории ВДНХ.
Уличные часы, знакомые каждому москвичу, – это не отдельная городская система, а часть системы столичного освещения. Они работают без перерывов и выходных 24 часа в сутки, питаясь электроэнергией от опор освещения, а утром и днем переключаются на встроенные аккумуляторы. Любопытно, что даже в случае масштабной поломки или полного блэкаута в городе часы продолжат показывать точное время в течение 72 часов. Затем стрелки автоматически выставятся на 12.00, сигнализируя о неполадке.
Для качественного освещения улиц и магистралей Москвы в вечернее время специалисты АО "ОЭК" реализуют программу по замене устаревших натриевых и галогеновых ламп на современные светодиодные светильники. В "ОЭК" отмечают, что они не уступают аналогам в яркости, зато не требуют времени на разгорание и при этом служат в несколько раз дольше обычных ламп и помогают экономить до 30% электроэнергии. Преобладающий цвет в цвето-световом дизайне столицы – белый, теплые оттенки зачастую используют в архитектурно-художественной подсветке достопримечательностей и зданий, а городские мосты подсвечивают в соответствии с отдельной концепцией – в цветах драгоценных и полудрагоценных камней и минералов.
Московский газопровод – это современная полиэтиленовая труба. В АО "Мосгаз" поясняют, что срок эксплуатации таких трубопроводов – не менее 50 лет, причем без проведения ремонтных работ. Материал отличается высокой степенью надежности и качества, что исключает вероятность серьезных дефектов и повреждений. Новые газопроводы прокладывают бестраншейным способом, благодаря которому Москва обходится без разрытий улиц и дворов, а большую часть работ проводят без отключения потребителей от газопотребления.
Снегоуборщики и поливомоечные машины кажутся разными моделями спецтехники лишь на первый взгляд. На самом деле, и зимой, и летом Москву убирают и чистят преимущественно одни и те же автомобили в разном оснащении. Как поясняют в ГБУ "Автомобильные дороги", современная коммунальная спецтехника отличается широким функционалом. Использовать ее можно всесезонно за счет сменного навесного оборудования: зимой на автомобили устанавливают элементы для уборки снега или распределения противогололедных материалов, а летом их меняют на щетки для прометания и мытья дорожного полотна.