Не накручивай! 10 принципиальных вопросов о бытовых счетчиках

Читать на сайте realty.ria.ru
Счетчики на воду, электричество, газ и тепло упрощают быт и помогают людям экономить на оплате за коммунальные услуги. Кажется, что это очень понятный в эксплуатации прибор, но лишь до тех пор, пока он не выходит из строя. Дальше начинается квест под названием "что делать" и "кто платит". Сайт "РИА Недвижимость" узнал у экспертов, какие проблемы со счетчиками до сих пор ставят пользователей в тупик, и попросил ответить на их самые частые вопросы.
Обязательно ли ставить бытовые счетчики в квартире?

Установка счетчиков воды в квартирах домов, где есть центральное водоснабжение, обязательна с 1 июля 2012 года, когда вступила в силу норма закона "Об энергосбережении" (N 261-ФЗ от 23.11.09 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"). Однако есть дома, в который нет технической возможности установить счетчики на воду из-за того, что здание аварийное или ветхое.

Аналогично и со счетчиками на электричество – они обязательны в большинстве домов, кроме тех, где нет технической возможности подключить такой прибор учета.

Что же касается счетчиков на газ, то установить их придется в домах и квартирах, где газ используется для отопления. Те владельцы, у кого имеется только газовая плита или колонка, могут делать это по желанию.

По личной инициативе устанавливается и индивидуальный счетчик на тепло, однако сделать это получится не во всех квартирах. Дело в том, что в большинстве многоквартирных домов разводка труб вертикальная, и она не позволяет организовать корректный учет расхода отопления, так как для этого необходимо использовать не только свои данные, но и данные по всем квартирам и показатели общедомового прибора учета. Точно собрать их, как правило, невозможно, и в результате показания счетчика оказываются недостоверными.

А вот при горизонтальной разводке отопления в подъезде есть коллекторный узел. Каждая отдельная квартира в этом случае не зависит от показателей счетчиков у соседей и степени их ответственности.

Кто должен устанавливать "умные" счетчики на электричество? И придется ли за это платить собственникам?

Согласно постановлению правительства РФ "О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)" от 19.06.2020 г. с 1 января 2022 года в квартирах россиян начали установку "умных" счетчиков. В период с 1 июля 2020 года до 1 января 2023 года это была только рекомендация, а вот с 2023 года установка таких счетчиков стала обязательной.

"Умные" счетчики автоматически передают данные в управляющие компании, благодаря чему владельцам квартиры не нужно отслеживать и отправлять их самостоятельно.

В новых домах такие счетчики учета ставят сразу в рамках технологического присоединения, а действующие счетчики в уже построенных многоэтажках заменяют на "умные" по мере выхода из строя или истечения срока работы.

Замена счетчиков проводится за счет сетевой организации, правда эти расходы она затем включит в тариф. В том случае, если владелец квартиры хочет заменить исправный счетчик до того, как закончится срок его эксплуатации, то за это придется заплатить.

Действительно ли счетчики снижают расходы на ресурсы?

Если в квартире нет счетчиков на воду, электричество или газ, собственник оплачивает эти ресурсы по нормативам – норматив умножается на действующий тариф. Сумма к оплате рассчитывается из количества проживающих в квартире лиц (п.2 ст.13 Закона №261-ФЗ "Об энергосбережении").

Так, например, в Москве в настоящее время норматив для потребления холодной воды составляет 6,935 м³ на 1 человека за месяц, для горячей – 4,745 м³ на человека. А тарифы с 1 декабря 2022 года следующие:

- холодное водоснабжение – 50,93 руб./м³;

- горячее водоснабжение – 243,16 руб./м³.

То есть по нормативу только за холодную и горячую воду придется заплатить около 1,5 тысячи рублей за человека. А в квартире ведь может проживать и 5 человек. Если же расчет ведется по показаниям счетчиков, то, за 7 кубов холодной воды и 5 кубов горячей аналогичную сумму начислят на всю квартиру.

Аналогично ситуация обстоит и с другими ресурсами. Так что с помощью счетчиков можно сэкономить в среднем от 20% до 60% в зависимости от размера нормативов в регионе, количества проживающих и их привычек.

Счетчики на воду: полная инструкция пользователя
Можно ли устанавливать счетчик в квартире самому?

Счетчик на воду может устанавливать любая специализированная организация, ресурсоснабжающая организация, управляющая компания (будь то частная или государственная) или ТСЖ, а также частный мастер или даже сам собственник жилья.

Лицензии или аккредитации для этого не требуется, хотя компании проходят добровольную сертификацию.

Но опломбировку прибора и поверку должна осуществлять только компания, аккредитованная в системе государственного стандарта для хранения данных о средствах измерений ФГИС "Аршин".

Купить счетчик можно самостоятельно, но устанавливать разрешается только те приборы учета, которые внесены в Государственный реестр средств измерений.

После самостоятельной установки прибора следует обратиться в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию для того, чтобы она составила акт о его вводе.

Если монтаж осуществлялся лицензированной компанией, то достаточно передать в УК акт ввода прибора в эксплуатацию, его паспорт и договор на оказание услуг. Некоторые организации сами уведомляют управляющую организацию о проведении работ.

Важный нюанс: специализированная компания не имеет права выписывать документы (акт ввода-вывода эксплуатации), а также опломбировать счетчики, если установка или замена была сделана силами не этой же организации.

Установка и замена газового счетчика, как и его опломбировка, производится только местной газовой службой. Если установить счетчик самостоятельно, то поставщик газа может отказаться его опломбировывать.

Что касается счетчика электроэнергии, то устанавливать или менять его предстоит уже не собственнику жилья. С 1 июля 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 ответственность за установку, поверку и замену индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах несут гарантирующие поставщики (например, "Мосэнергосбыт" в Москве), в отношении индивидуальных жилых домов – сетевые организации.

Кто устанавливает счетчики в частном доме?

Счетчики на воду в частном доме, как и в квартирах, должны стоять обязательно в том случае, если дом подключен к централизованной системе водоснабжения.

Поставить такой счетчик можно самостоятельно, однако для этого необходимо об этом уведомить ресурсоснабжающую организацию, чтобы она могла своевременно опломбировать их. Как правило в частных домах ставят только счетчик на холодную воду, а подогрев воды осуществляется за счет газа или электричества.

Газовый счетчик в частных домах устанавливается в обязательном порядке, если такой дом отапливается при помощи газового котла. Для этого необходимо обратиться в газовую службу, так как любая установка счетчика без оповещения газовой службы незаконна. Счетчик можно купить самостоятельно. Опломбировку счетчика осуществляет поставщик газа в течение 5 дней с момента его установки.

Для установки электросчетчика и проведения электричества в частном доме нужно, прежде всего, написать заявление на подключение услуг в сбытовую компанию. Далее организация, занимающаяся сбытом электроэнергии, обязана предоставить технические условия, при которых возможно подключение к сети – в частности, указано место в доме, где можно установить счетчик. Собственник дома обязан их выполнить.

Нужно ли платить за установку и опломбирование счетчика воды?

При установке или замене счетчика нужно будет заплатить за сам прибор (купить его самостоятельно или приобрести у компании, которая предоставляет соответствующие услуги), а также оплатить работу мастера.

Опломбировка, согласно постановлению правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 п. 81 (11), проводится бесплатно.

Пломбы нужны для того, чтобы защитить счетчики воды от несанкционированного демонтажа или манипуляций с приборами учета. Если пломба отсутствует, значит есть большая вероятность, что со счетчиком воды проводились определенные действия для уменьшения показаний потребления воды.

На счетчиках обычно устанавливаются две пломбы. Первая – поверительная. Она устанавливается на самом приборе и защищает прибор от несанкционированного проникновения во время эксплуатации. Вторая пломба устанавливается на узел учета и доказывает, что не было проникновения в сам узел.

Поверка счетчиков не относится к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома или коммунальным услугам, поэтому отдельно оплачивается потребителем. Стоимость поверки не подлежит государственному регулированию и определяется по соглашению сторон в договоре, никаких специально установленных тарифов не существует.

Юрист рассказал о способах обмана при обслуживании счетчиков воды
Если счетчик воды сломался, что нужно делать?

Действия при обнаружении неисправности индивидуального прибора учета описаны в Правилах предоставления коммунальных услуг №354 п. 81(13).

Сразу после того, как была замечена поломка, необходимо сообщить в управляющую компанию или в ресурсоснабжающую организацию показания на момент выхода прибора из строя. Затем дается 30 дней на устранение выявленной неисправности.

Сотрудник управляющей компании должен зафиксировать поломку, снять показания, постараться определить причину неисправности, убрать пломбы.

Для ремонта можно обратиться в любую компанию и даже к частному мастеру, так как на замену приборов учета воды в лицензии или аккредитации не требуется.

Но если компания имеет аккредитацию, она сможет сразу опломбировать счетчик и тогда в управляющую компанию нужно будет только передать акты о проделанных работах и предоставить данные нового счетчика. Иначе для этого придется вызывать специалиста из управляющей компании или ресурсоснабжающей организации.

Куда обращаться, если сломался счетчик на воду?
Как будут начисляться платежи, пока счетчик неисправен?

Если сломался прибор учета воды или газа, то порядок расчета будет следующий:

В течение следующих 3 месяцев после поломки начисления осуществляются по среднемесячному объему потребления. Он формируется исходя из показателей за последние 6 месяцев. Если же счетчик использовался менее полугода, то в расчет берется фактический период работы, но не менее 3 месяцев. После этого периода оплата начисляется по нормативам потребления, установленным для коммунальных услуг.

Такая схема действует на период, пока счетчик неисправен. После того, как после ремонта или замены введен в эксплуатацию новый прибор и переданы данные с него для расчета в УК, платежи снова начисляются по фактическому потреблению.

Подтвердил подобный порядок расчетов и Минстрой России.

Так что владелец квартиры максимально заинтересован в том, чтобы сломанный счетчик ему заменили на новый как можно скорее. Его надо побыстрее купить, установить, опломбировать и зарегистрировать в своей управляющей организации.

В случае поломки электросчетчика на его замену гарантирующему поставщику или сетевой организации отводится 6 месяцев с даты выявления факта выхода прибора учета из строя или истечения срока межповерочного интервала, зафиксированного в ходе проверки или в договоре, или даты соответствующего обращения потребителя.

Начисления в этот период будут осуществляться исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды (на основании статистической информации по потреблению в предыдущие месяцы) или исходя из норматива в случае отсутствия возможности осуществить расчет среднемесячного объема потребления.

Как получить квитанцию на оплату ЖКУ, если ТСЖ ее не предоставляет?
Сделают ли перерасчет, если сломавшийся счетчик накрутил лишнего?

В том случае, если собственник квартиры вовремя известил управляющую компанию о поломке, передал показания счетчика, которые были зафиксированы в тот момент, и затем установил новый прибор по всем правилам, то он может получить перерасчет за то, что излишне "накрутил" неисправный счетчик.

Для этого ему нужно обратиться с заявлением в управляющую компанию.

Еще как вариант можно просто не подавать эти "разорительные" значения счетчика и оперативно в течение трех месяцев заменить его, пока управляющая компания выставляет счет по среднемесячным показаниям.

Как поступить, если счетчик воды насчитал за месяц двухгодовой объем расхода?
Если со счетчика сорвали пломбу, чем это грозит и на кого ляжет ответственность?

За умышленный срыв пломбы со счетчика в соответствии со Статьей 19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде штрафа размером 100-300 рублей для частных лиц. Кроме того, в случае срыва пломбы на основании п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг №354 может быть произведен перерасчет стоимости по нормативам.

Допустим, пломбу на счетчике повредили случайно во время ремонта, тогда мастер должен составить соответствующий акт. Если он является сотрудником аккредитованной компании, то имеет право поставить новую пломбу, данные которой с актом в дальнейшем нужно будет передать в управляющую компанию.

В том случае, если компания не имеет такой аккредитации, нужно будет вызвать представителя управляющей компании или той организации, которая имеет право проводить опломбирование.

Такая повторная опломбировка будет платной. Ее стоимость устанавливает сама компания, производящая подобные работы.

Если при замене кранов была сорвана пломба на счетчике, нужно ли выписывать акт о срыве?
Материал подготовлен при участии: пресс-службы УК "ПИК-Комфорт", эксперта направления "Дом и ремонт" онлайн-гипермаркета "ВсеИнструменты.ру" Александры Чихриновой, руководителя отдела по правовым вопросам УК "Самолет" Вячеслава Соколова, отдела маркетинга ООО "МетроСервис", гендиректора ООО "Обслуживание бытовых сетей" Андрея Рощупкина
Обсудить
Рекомендуем