Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Один взгляд назад. Как технологии помогают реставрировать дома-памятники

Читать на сайте realty.ria.ru
Реставрация московских домов-памятников – занятие не только трудоемкое, но и довольно специфическое. В процессе подготовки к работе мастерам зачастую по крупицам приходится устанавливать первоначальный облик здания. Для этого применяются разные технологии. Как специалисты Фонда капремонта заглядывают в прошлое, чтобы вернуть старым домам исторический вид, читайте в материале РИА Недвижимость.

Смешанный стиль

Пятиэтажное здание на углу Архангельского и Кривоколенного переулков, что рядом с Чистопрудным бульваром, имеет не только солидный возраст, но и богатую историю. Его построили в 1836 году. Изначально это был двухэтажный дом, выложенный из камня. В 1885 году особняк увеличился благодаря пристройке справа по Архангельскому переулку, а в 1930-х годах были надстроены еще три этажа. В таком виде он и дошел до наших дней, и в этом году ему предстоит капитальный ремонт и реставрация.
Дом в Кривоколенном переулке 11/13 с.1 перед реставрацией
Разделение эпох в жизни этого дома можно наблюдать на примере межэтажного карниза, рассказывает начальник управления объектов охраны культурного наследия Фонда капитального ремонта Москвы (ФКР) Даниил Лосин. По его словам, у дома есть стилистическая особенность – первые два этажа выполнены в виде эклектики, а следующие три – в неоклассике.
"За длительный срок службы дома произошли большие утраты в части декоративных элементов. Это кронштейны балконов и балясник (ажурное ограждение) по парапетному ограждению на кровле. Дом в свое время покрасили без разделения на исторические периоды. Скорее всего, в рамках реставрации мы вернем колористическое решение с фактурой покрытия, но подлинный исторический облик узнаем в ходе проектирования", – поясняет он.
Секрет Поварской: как ремонтировали дом, который есть, но которого нет
Лосин отмечает, что объекту культурного наследия будет возвращен исторический облик, а все элементы будут докомпонованы и отреставрированы. "Также усилим и отремонтируем подбалконные плиты. Заменим кровлю и утеплим ее. И, конечно же, планируется замена всех инженерных систем", – добавляет он.

История в деталях

Для того, чтобы понять весь масштаб предстоящих работ и составить полную картину здания, используется 3D-сканирование. Его применяют на стадии проектирования. Этот современный способ помогает оцифровать здание и получить о нем абсолютно всю информацию, рассказывает главный инженер проекта Алексей Хусточкин.
"Благодаря этому мы видим все элементы фасада. На нем много декоративных элементов, они сложной формы, разных составов. Без сканера пришлось бы задействовать много людей, ставить люльки везде, снимать образцы вручную. По времени это несколько месяцев работы. В случае со сканированием один человек справляется за день. По итогу мы получаем облако точек. Это массив данных, который представляет собой координаты всей поверхности фасада. Объемную модель уже используем в проектировании, снимая точные размеры всех элементов", – объясняет инженер.
Модель отреставрированного дома в Кривоколенном переулке 11/13 с.1 в Москве
Преимущество сканирования в том, что оно охватывает все, что не видео человеческому глазу. "К примеру, мы осмотрели объект и ушли. А с облаком точек мы получаем очень высокого качества панораму всего здания и можем увидеть даже маленькие трещинки. Далее уже проектировщики на основании этих данных воссоздают 3D-модель дома. Один к одному. Причем все детали и любая "мелочевка" присутствует у нас", – говорит Хусточкин.
Еще один очевидный плюс оцифровки дома – точное понимание размеров здания. Это позволяет в будущем правильно посчитать объемы материалов и составить смету.
Осторожно, модерн! Как цифровой двойник дома помогает его ремонтировать
Следующий этап – проектирование, в рамках которого создаются рабочие чертежи на бумаге, где указываются конкретные виды работ по каждому участку и элементу. На сроки в данном случае влияет сложность объекта, множество деталей и нюансов, о которых становится известно во время осмотра дома. В среднем на это уходит два-три месяца, после чего идет согласование с департаментом культуры, что может занять месяц.
"Все проектные решения должны утвердиться. Потому что дом не должен поменять свой облик по итогам реставрации. Сотрудники департамента культуры ведут контроль процесса и присутствуют на этапе реализации, так как реставрация – сложный процесс, включающий в себя подбор материалов, составов и правильность их нанесения", – отмечает Хусточкин.

Образцовая работа

Выявление "начинки" здания находится в компетенции других специалистов, которые занимаются идентификацией материалов, из которых был построен дом. Для этого проводятся химико-технологические исследования, которые позволяют узнать, какие материалы и технологии применялись.
"Мы выясняем, какой кирпич использовался, каким раствором оштукатурены стены, какой краской они покрашены и в какой цвет. Также смотрим, проводились ли реставрационные и ремонтные работы. Для проведения исследований мы отбираем большое количество образцов, в которых затем анализируются последовательности отделочных слоев", – рассказывает химик-исследователь Роман Ложников.
Лестница в подъезде дома в Кривоколенном переулке 11/13 с.1 перед реставрацией
Образцы отбираются так, чтобы попасть во все строительные периоды. Например, здание в Кривоколенном переулке перестраивали три раза, поэтому с каждой детали каждого периода были взяты образцы. Наиболее интересные из них, в которых сохранилось максимальное количество слоев, в дальнейшем исследовались в лаборатории. На основании всех этих данных составляется научный отчет и рекомендации по реставрации памятника.
"Мы стараемся написать методику, чтобы использовались оригинальные материалы, если их можно найти. Гораздо реже рекомендуем аналоги. Известковый раствор можно легко создать. Иногда снимаем десятки слоев, доходя до кирпича. На все исследования у нас уходит две-три недели. Затем уже реставраторы выходят на объект", – заключает Ложников.
Обсудить
Рекомендуем