Когда речь заходит про любые манипуляции с недвижимостью, особенно про сделки, они представляются довольно глобальным и длительным мероприятием, которое просто невозможно осуществить оперативно. Сайт "РИА Недвижимость" спросил у специалистов Федеральной нотариальной палаты, какие операции, связанные с недвижимостью, все-таки можно осуществить самостоятельно, максимально быстро и насколько это безопасно.
Дистанционная проверка
Выписка
Основным документом, отражающим необходимую информацию об объекте недвижимости, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Сегодня получить выписку из ЕГРН можно несколькими способами: через центры госуслуг "Мои документы", на официальном сайте
Росреестра и подведомственной организации "ФКП Росреестра", а с мая 2021 года – еще и на портале госуслуг.
Для направления запроса на получение выписки необходимо иметь подтвержденную учетную запись на "Госуслугах". В случае если заявителем является не собственник недвижимого имущества, выписка будет содержать неполные сведения.
В настоящее время имеется возможность получить сведения онлайн в текущем моменте на Публичной кадастровой карте Росреестра, но нужно учитывать, что такая информация тоже недостаточно полная и не всегда актуальная.
Подробную выписку с актуальной информацией получает только нотариус, который запрашивает ее в ЕГРН напрямую через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Более того, кроме выписки нотариус может также запросить дополнительные сведения из ЕГРН – например, справку о содержании правоустанавливающих документов.
Важно заметить, что интернете сейчас есть множество сайтов-двойников, например, того же Росреестра, где предлагается услуга по предоставлению выписки из ЕГРН. В лучшем случае, вам за большие деньги окажут помощь в том, что вы и так можете сделать сами и чуть ли не бесплатно. В худшем случае вам навяжут еще ряд бесполезных и, разумеется, платных услуг.
В каких ситуациях с недвижимостью люди регулярно совершают досадные ошибки Принцип "одного окна"
Сегодня при совершении сложных "многоэтажных" сделок максимально полноценно и быстро можно осуществить необходимую проверку через нотариуса.
При нотариальном удостоверении сделки применяется принцип "одного окна" – когда нотариальная контора становится для сторон сделки фактически единственным местом, которое он должен посетить, чтобы уладить все бумажные и правовые вопросы.
Благодаря подключению цифровой системы нотариата к системе межведомственного электронного взаимодействия каждый нотариус запрашивает необходимые для проверки сведения дистанционно, не покидая рабочего места.
Это данные из органов ЗАГС, Росреестра,
ФНС, МВД, Центробанка, Центрального каталога кредитных историй и так далее.
На практике запросы в необходимые реестры в большинстве случаев направляются еще до визита сторон сделки в нотариальную контору и ответы по цифровым каналам приходят быстро – в основном, в течение одного дня.
В результате, от момента первого контакта с выбранным нотариусом до непосредственного визита в контору и удостоверения сделки проходит минимум времени.
Немаловажно, что оперативный обмен сведениями напрямую с профильным ведомством гарантирует их достоверность на момент оформления сделки.
Этот фактор приобретает особую актуальность в свете недавних изменений в порядке доступа к данным ЕГРН, которые ввел законодатель.
Как только ограничения по доступу третьих лиц к сведениям ЕГРН вступят в силу, получить точную информацию о том или ином объекте имущества и его собственнике проще и быстрее всего будет именно через нотариуса.
Доверенность
Заключая сделку с представителем собственника, действующим по доверенности, покупатель может самостоятельно проверить доверенность на подлинность и актуальность на портале
Федеральной нотариальной палаты.
Однако нужно иметь ввиду, что нередки случаи мошенничества, когда берется реальная доверенность с зарегистрированным в системе реестровым номером и в печатном документе меняются необходимые для аферы пункты.
Сравнить содержание предъявленной доверенности с подлинником, зарегистрированном в системе нотариата, самостоятельно, без обращения к нотариусу, не получится.
Банкротство
Покупатель может самостоятельно проверить продавца недвижимости на сайте
Единого федерального реестра сведений о банкротстве – не возбуждена ли процедура банкротства в отношении собственника, либо его супруга.
Не будет лишним заглянуть на сайт
ФССП России и убедиться в отсутствии исполнительных производств, которые могли бы выдать признаки банкротства продавца.
Убедиться в подлинности паспорта тоже можно буквально в один клик на сайте МВД РФ. В разделе "Проверка документов" нужно выбрать сервис "Проверка действительности паспорта гражданина РФ", в соответствующих полях указать его серию, номер и дату выдачи и ввести код, изображенный на картинке.
Ускорение процедуры
И снова помощники
Максимально быстро решить вопрос с регистрацией права собственности позволяет нотариальная форма сделки. По закону нотариус сам направляет все необходимые документы в Росреестр в электронном виде непосредственно в день удостоверения сделки. На работу самого регистратора в этом случае отводится 1 рабочий день.
В итоге, поставить точку в деле приобретения новой жилплощади покупатель сможет уже через пару календарных дней после подписания договора купли-продажи. Для сравнения – в случае с подачей документов через МФЦ процедура регистрации занимает до девяти рабочих дней.
Операции на "удаленке"
В ряде случаев сократить временные издержки поможет и новый дистанционный формат удостоверения сделок, который российские нотариусы стали практиковать недавно. Прежде всего, этот формат подходит тем, кто заключает договор с контрагентом из другого города.
Если раньше необходимо было искать время для встречи в одной точке либо рисковать, делегируя полномочия по заключению сделки поверенному, сегодня каждой из сторон достаточно лишь выбрать удобную для себя нотариальную контору.
Участники сделки приходят к выбранным нотариусам в разных городах в одно время, и уже сами нотариусы связываются между собой и проводят сделку буквально в режиме видеоконференции. Как итог – временные издержки сторон сделки минимальны, и при этом каждый участник получает традиционный набор правовых гарантий, которые подразумевает нотариальная форма сделки.
Нередки ситуации, при которых необходимо срочно передать документ, необходимый для заключения сделки в другой город (например, граждане нередко забывают о согласии супруга на сделку, доверенностях и тому подобном), а возможности физически его туда отправить нет, либо срок отправки слишком большой. В такой ситуации можно пойти к любому удобному нотариусу своего города, предъявить ему оригинал запрашиваемого документа (или оформить его непосредственно у него в конторе) и попросить удостоверить равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе.
Как итог, нотариус изготовит цифровую версию документа, ничем не уступающую по юридической силе ее бумажному аналогу. Такой файл можно будет тут же передать по месту требования, к примеру, по электронной почте. Уже получатель файла может перевести документ обратно в бумажный вид, обратившись к нотариусу своего города.
Предварительная подготовка
Проведение сделки с недвижимостью обычно не отнимает много времени, если к ней предварительно подготовиться. Предварительная подготовка к сделке со стороны ее участников, как правило, сводится к согласованию существенных условий договора.
В этом случае у того же нотариуса вы потратите не более часа. В некоторых случаях необходимо будет предоставить документы, которые нотариус самостоятельно запросить не может (например, согласие супруга или органов опеки и попечительства, отказы от преимущественного права покупки, согласие залогодержателя).
Опасная скорость
Мнимые гарантии безопасности и защиты прав участников сделок дают разного рода онлайн-сервисы, призванные упростить и ускорить всю бумажную "волокиту", связанную с куплей-продажей недвижимости.
В принципе, система может предложить некий стандартизированный и юридически выверенный проект договора, который нельзя втихую изменить по своему усмотрению или дописать туда заведомо невыгодные для какой-то из сторон пункты.
Подсунуть под видом одного договора какой-то другой тип документа здесь тоже невозможно. Однако остается другой важный вопрос – как быть уверенным в том, что каждый, кто сделает несколько кликов в предлагаемом онлайн-сервисе, понимает, что он ставит подпись под реальным договором и берет на себя определенные правовые обязательства?
Многие не понимают значимость и такого момента, как проверка воли и волеизъявления сторон сделки – это как раз та функция, которую в силу закона никто кроме нотариуса не осуществляет.
Все документы могут быть в полном порядке, однако тот же продавец может вообще не понимать, что он делает, на какую сделку идет и к чему она может привести. Либо человека могут ввести в заблуждение и под видом одной сделки подсунуть ему совершенно иной по юридическому смыслу договор.
Кого-то и вовсе заставляют пойти на сделку угрозами и шантажом. Все это может впоследствии стать основанием для оспаривания сделки. Этим активно пользуются мошенники, реализующие преступные схемы, жертвами которых становятся добросовестные приобретатели. Многие из них теряют и недвижимость, и деньги.
Отстоять свои права через суд и получить компенсацию удается далеко не всегда – ответственность за законность сделки в простой письменной форме лежит на самих сторонах сделки. В свою очередь, нотариальное удостоверение защищает граждан от таких рисков – за нотариальную сделку в полной мере отвечает нотариус.
Ни один сервис не может проверить осознанность сторон сделки, понимание ими ее содержания и правовых последствий, добровольность их действий.
Сделка через онлайн-сервис – это та же сделка в простой письменной форме, где все риски за законность и правомочность договора берут на себя сами участники сделки.
Никакой сервис не будет возмещать сторонам убытки, если в итоге сделка будет признана недействительной. При этом совершение юридически значимого действия в цифровой среде происходит очень быстро, по сути вслепую.
Пустышка на миллион: как нас разводят на ненужные юридические услуги