МОСКВА, 5 июл - РИА Недвижимость. Посещаемость торговых центров Москвы до сих пор не восстановилась даже до уровня прошлого года, а от допандемийных показателей отстает на четверть и, скорее всего, эта сфера оправится от удара нескоро, сообщили опрошенные РИА Недвижимость эксперты.
Посещаемость со знаком минус
Посещаемость торговых центров в Москве в июне снизилась на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а от показателей допандемийного июня падение составляет 24%, сообщил руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев.
«
"На это влияет как экономическая ситуация в стране, так и то, что часть пропавшего ассортимента пока не удалось вернуть в продажу. Как минимум до осени сложно говорить о реальном восстановлении потребительской активности", – считает эксперт.
Он обратил внимание на то, что речь идет в основном о торговых центрах среднего и крупного формата, потому что небольшие районные центры, куда люди ходят в основном за продуктами и в аптеки, восстановили показатели посещаемости прошлого года, но отстают от допандемийных на 14%.
Партнер Nikoliers Анна Никандрова не видит в краткосрочной перспективе предпосылок для восстановления покупательского трафика в крупных проектах даже до уровня 2021 года. "Этого не произойдет, пока не будет решен вопрос со стратегией брендов, которые приостановили свою работу, или, в случае ухода брендов, с заменой их на сопоставимые", - прокомментировала она.
Пустые магазины и высокие ставки
По данным Никандровой, доля приостановивших работу арендаторов в крупных ТЦ составляет сегодня 25-45% от всей арендопригодной площади, а в районных – 10%.
«
Эта ситуация усугубляется и урезанным репертуаром кинотеатров, добавила консультант, отметив, что уже сейчас их посещает на 50-70% меньше людей, чем в начале года. "Уже осенью некоторые торговые центры могут задуматься о перепрофилировании этих площадей", – не исключила эксперт.
Собственники ТЦ сегодня активно прорабатывают варианты компенсации потерянных брендов на случай, если они не вернутся, рассказала руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP Надежда Цветкова: кто-то хочет делать это за счет увеличения доли развлечений, кто-то наращивать долю кафе и фитнесов.
Однако пока многим собственникам ТЦ приходится тратиться на эксплуатацию пустующих помещений, при этом не получая арендные платежи, посетовал гендиректор Ricci | BlackStone Евгений Кузьмин. "По нашим оценкам, чистый операционный доход упал на 10-15%", – констатировал он.
При самом негативном сценарии с уходом всех приостановивших деятельность ритейлеров и отсутствием размещения альтернативных игроков рынка, ТЦ могут потерять более 30% от предыдущих объемов выручки в зависимости от концепции конкретного объекта, предположил Васильев из Focus Technologies.
Чтобы нивелировать потери, теперь владельцы ТЦ, скорее всего, пересмотрят договоры аренды для новых арендаторов, спрогнозировал Кузьмин. Если для ушедших зарубежных брендов стоимость аренды была закреплена в документах в привязке к проценту от оборота магазина, то новым контрагентам будут назначать достаточно высокую фиксированную ставку.