Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Восставшие из небытия: как матросы и солдаты возвращаются на крыши ВДНХ

Читать на сайте realty.ria.ru
На территории ВДНХ в свою заключительную фазу входит реконструкция павильона "Радиоэлектроника и связь". Она должна завершиться до конца этого года. Затем объект передадут под музей российского Олимпийского комитета России. Знаковым этапом возвращения прежнего вида павильона стала установка скульптур на крышу здания. На какой стадии находится процесс реставрации и как выглядят восстановленные фигуры, смотрите в галерее "РИА Недвижимость".

Первое свое название – "Поволжье" – павильон получил в 1954 году, когда, собственно, и был открыт. Тематика выставочного комплекса соответствовала названию – история волжских городов и освоение реки. Фасад украшали горельефы с изображениями батальных событий, барельефы со сценами мирного труда, витражы с Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанциями , а на углах здания были установлены скульптуры - матрос и солдат, а в центре – композиция рабочий с колхозницей, держащие герб РСФСР.

1 из 8

В 1958 году здание реконструировали, а в 1959-м переименовали в "Радиоэлектронику и связь". Его внешний вид также значительно изменился: фасад частично демонтировали, а скульптуры разрушили, превратив павильон в большой радиоприемник.

2 из 8

По словам куратора Департамента капитального ремонта города Москвы по реставрации павильона ВДНХ №15 Игоря Пурынова, перед началом реконструкции и разборе алюминиевых стен была обнаружена часть горельефов.

"Мы подняли архивные данные и нашли исторические фото павильона, после чего приступили к воссозданию его исторического вида. Процесс достаточно ответственный, потому что в нем есть все виды реставрации, которые существуют: каскадные фонтаны, витражи, лепнина, колонны из оселкового (декоративного) мрамора, скульптуры, полы тераццо и даже живопись", – рассказывает специалист.

3 из 8

Для воссоздания исторического вида павильона была выполнена масса образцов. Их согласовывали с департаментом культурного наследия Москвы. В то же время большая перезагрузка требовались и всем инженерным системам здания.

"Павильон не удовлетворял современным реалиям с точки зрения коммуникаций. Нужно сделать так, чтобы он функционировал в полном объеме круглый год. Так как провода, трубы и многое другое спрятать некуда, пришлось сделать подвал, проведя для этого усиление грунтов и фундаментов, чтобы расположить там систему вентиляции, кондиционирования и отопления. Все инженерные системы и коммуникации теперь будут в полу, расходясь при этом незаметно по всему зданию", – отмечает Пурынов.

4 из 8

Скульптуры при перепрофилировании павильона были утрачены в полном объеме. Их попросту разрушили. Однако по счастливой случайности во время работ по реконструкции в техническом помещении каскадного фонтана была найдена голова одной из них. Фигуры восстанавливались по архиву ВДНХ, используя современные материалы.

5 из 8

Все скульптуры создавались фактически с нуля. Сначала вылепили модели в масштабе 1 к 10, и потом эту концептуальную модель согласовывали, добавляет замгендиректора мастерской Дмитрий Стадник.

И уже потом фигуры выполнялись в натуральную величину со всеми тонкостями и нюансами. Найденную голову отреставрировали и приделали к новой скульптуре, рассказывает он.

6 из 8

По словам Стадника, изначальные монументы были сделаны из бетона. В новой версии использовался более современный материал – полимерный бетон. "Он немного легче, но обладает такими же свойствами. Если брать весь комплекс работ по воссозданию скульптур, то на все у нас ушел год, может быть чуть больше", – подчеркивает специалист.

7 из 8

Так как павильон является объектом культурного наследия федерального значения, то весь проект реставрации здания и скульптур разрабатывался и согласовывался под контролем специалистов департамента культурного наследия Москвы, добавляет Стадник.

8 из 8
Обсудить
Рекомендуем