Восставшие из небытия: как матросы и солдаты возвращаются на крыши ВДНХ
Первое свое название – "Поволжье" – павильон получил в 1954 году, когда, собственно, и был открыт. Тематика выставочного комплекса соответствовала названию – история волжских городов и освоение реки. Фасад украшали горельефы с изображениями батальных событий, барельефы со сценами мирного труда, витражы с Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанциями , а на углах здания были установлены скульптуры - матрос и солдат, а в центре – композиция рабочий с колхозницей, держащие герб РСФСР.
Первое свое название – "Поволжье" – павильон получил в 1954 году, когда, собственно, и был открыт. Тематика выставочного комплекса соответствовала названию – история волжских городов и освоение реки. Фасад украшали горельефы с изображениями батальных событий, барельефы со сценами мирного труда, витражы с Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанциями , а на углах здания были установлены скульптуры - матрос и солдат, а в центре – композиция рабочий с колхозницей, держащие герб РСФСР.
В 1958 году здание реконструировали, а в 1959-м переименовали в "Радиоэлектронику и связь". Его внешний вид также значительно изменился: фасад частично демонтировали, а скульптуры разрушили, превратив павильон в большой радиоприемник.
В 1958 году здание реконструировали, а в 1959-м переименовали в "Радиоэлектронику и связь". Его внешний вид также значительно изменился: фасад частично демонтировали, а скульптуры разрушили, превратив павильон в большой радиоприемник.
По словам куратора Департамента капитального ремонта города Москвы по реставрации павильона ВДНХ №15 Игоря Пурынова, перед началом реконструкции и разборе алюминиевых стен была обнаружена часть горельефов.
"Мы подняли архивные данные и нашли исторические фото павильона, после чего приступили к воссозданию его исторического вида. Процесс достаточно ответственный, потому что в нем есть все виды реставрации, которые существуют: каскадные фонтаны, витражи, лепнина, колонны из оселкового (декоративного) мрамора, скульптуры, полы тераццо и даже живопись", – рассказывает специалист.
По словам куратора Департамента капитального ремонта города Москвы по реставрации павильона ВДНХ №15 Игоря Пурынова, перед началом реконструкции и разборе алюминиевых стен была обнаружена часть горельефов.
"Мы подняли архивные данные и нашли исторические фото павильона, после чего приступили к воссозданию его исторического вида. Процесс достаточно ответственный, потому что в нем есть все виды реставрации, которые существуют: каскадные фонтаны, витражи, лепнина, колонны из оселкового (декоративного) мрамора, скульптуры, полы тераццо и даже живопись", – рассказывает специалист.
Для воссоздания исторического вида павильона была выполнена масса образцов. Их согласовывали с департаментом культурного наследия Москвы. В то же время большая перезагрузка требовались и всем инженерным системам здания.
"Павильон не удовлетворял современным реалиям с точки зрения коммуникаций. Нужно сделать так, чтобы он функционировал в полном объеме круглый год. Так как провода, трубы и многое другое спрятать некуда, пришлось сделать подвал, проведя для этого усиление грунтов и фундаментов, чтобы расположить там систему вентиляции, кондиционирования и отопления. Все инженерные системы и коммуникации теперь будут в полу, расходясь при этом незаметно по всему зданию", – отмечает Пурынов.
Для воссоздания исторического вида павильона была выполнена масса образцов. Их согласовывали с департаментом культурного наследия Москвы. В то же время большая перезагрузка требовались и всем инженерным системам здания.
"Павильон не удовлетворял современным реалиям с точки зрения коммуникаций. Нужно сделать так, чтобы он функционировал в полном объеме круглый год. Так как провода, трубы и многое другое спрятать некуда, пришлось сделать подвал, проведя для этого усиление грунтов и фундаментов, чтобы расположить там систему вентиляции, кондиционирования и отопления. Все инженерные системы и коммуникации теперь будут в полу, расходясь при этом незаметно по всему зданию", – отмечает Пурынов.
Скульптуры при перепрофилировании павильона были утрачены в полном объеме. Их попросту разрушили. Однако по счастливой случайности во время работ по реконструкции в техническом помещении каскадного фонтана была найдена голова одной из них. Фигуры восстанавливались по архиву ВДНХ, используя современные материалы.
Скульптуры при перепрофилировании павильона были утрачены в полном объеме. Их попросту разрушили. Однако по счастливой случайности во время работ по реконструкции в техническом помещении каскадного фонтана была найдена голова одной из них. Фигуры восстанавливались по архиву ВДНХ, используя современные материалы.
Все скульптуры создавались фактически с нуля. Сначала вылепили модели в масштабе 1 к 10, и потом эту концептуальную модель согласовывали, добавляет замгендиректора мастерской Дмитрий Стадник.
И уже потом фигуры выполнялись в натуральную величину со всеми тонкостями и нюансами. Найденную голову отреставрировали и приделали к новой скульптуре, рассказывает он.
Все скульптуры создавались фактически с нуля. Сначала вылепили модели в масштабе 1 к 10, и потом эту концептуальную модель согласовывали, добавляет замгендиректора мастерской Дмитрий Стадник.
И уже потом фигуры выполнялись в натуральную величину со всеми тонкостями и нюансами. Найденную голову отреставрировали и приделали к новой скульптуре, рассказывает он.
По словам Стадника, изначальные монументы были сделаны из бетона. В новой версии использовался более современный материал – полимерный бетон. "Он немного легче, но обладает такими же свойствами. Если брать весь комплекс работ по воссозданию скульптур, то на все у нас ушел год, может быть чуть больше", – подчеркивает специалист.
По словам Стадника, изначальные монументы были сделаны из бетона. В новой версии использовался более современный материал – полимерный бетон. "Он немного легче, но обладает такими же свойствами. Если брать весь комплекс работ по воссозданию скульптур, то на все у нас ушел год, может быть чуть больше", – подчеркивает специалист.
Так как павильон является объектом культурного наследия федерального значения, то весь проект реставрации здания и скульптур разрабатывался и согласовывался под контролем специалистов департамента культурного наследия Москвы, добавляет Стадник.
Так как павильон является объектом культурного наследия федерального значения, то весь проект реставрации здания и скульптур разрабатывался и согласовывался под контролем специалистов департамента культурного наследия Москвы, добавляет Стадник.