Москва Сегодня: мегаполис для жизни

От метлы до снежных сканеров: эволюция борьбы со снегом в Москве

Читать на сайте realty.ria.ru
Каких-то два столетия назад на борьбу со стихией в Москве бросали снегоуборочные машины, запряженные лошадьми, снегоплавилки были привилегией владельцев заводов, а горожане в обязательном порядке принимали участие в уборке города. В современной столице все иначе: коммунальный парк удивляет разнообразием техники, круглосуточно работают снегосплавные пункты, а держать дома лопату приучены разве что владельцы машин. Эволюция зимней уборки города – в материале сайта "РИА Недвижимость".

Чистота и проходимость городских дорог входила в приоритеты властей задолго до появления современной снегоуборочной техники. Уже с конца XIX века порядок зимней уборки в Москве регламентировался постановлениями столичной управы. В 1876 году был выпущен документ, определяющий порядок зимней уборки и зоны ответственности – как городских служб, так и жителей. Государственные и общественные организации, церкви и монастыри сами несли ответственность за чистоту прилегающих к их землям улиц. А уборка снега с дорог и тротуаров, примыкающих к жилым зданиям и торговым рядам, находилась в зоне ответственности собственников недвижимости.

1 из 11

Документ 1876 года определял даже четкий график уборки. Ответственные за очистку должны были освобождать тротуары и крыши от снега, скалывать лед и присыпать дорожки песком. Все работы надлежало выполнить до 8 утра каждого из дней зимы. После этого собранный снег вывозился на специальные места, которые ежегодно выбирала городская управа. Об этих локациях москвичи узнавали из газет. Вывозить снежные кучи на огороды и пустые земли не возбранялось, а вот выбрасывать грязный снег в канавы, пруды и реки запрещалось на законодательном уровне. Со временем городская управа начала закупать первую спецтехнику для уборки снега – плужные снегоочистители на лошадиной тяге.

2 из 11

Из-за резкого роста цен на дрова и ломовой извоз зимой 1915 года правила очистительных работ изменились. Москвичам разрешили использовать для растопки снега крупные водосточные трубы с теплой водой. Адреса мест, разрешенных для свалки снега, горожане по-прежнему вычитывали в газетах и на информационных плакатах. По ночам снеговые кучи сбрасывали в Яузу и Москву-реку, а контролировали процесс полицейские патрули. Растапливать снег на крупных снегоплавилках своих предприятий время от времени разрешали и владельцы городских фабрик.

3 из 11

К середине XX века зимнее оснащение коммунальных служб Москвы стало на уровень выше. В город пришла механизированная уборка, а с ней и машинная спецтехника: самосвалы, первые грейдеры и роторы. По данным журнала "Огонек", в 1954 году на советских дорогах с утра до вечера работали 400 самосвалов. А в дни, когда осадки были особенно обильными, количество машин возрастало до тысячи.

4 из 11

До конца ХХ века снег продолжали выбрасывать в Яузу и Москву-реку, но только в тех местах, где поверхность воды не замерзала из-за подведенных труб канализации. При этом основную часть снежных масс вывозили за город, где бульдозеры распределяли сугробы по полям. Предполагалось, что весной растаявшая вода напитает землю влагой.

5 из 11

В Москве нашего времени коммунальный парк техники представлен самыми современными образцами специальных машин: лаповыми снегопогрузчиками, комбинированными машинами, грузовиками, разбрасывателями противогололедных материалов, тракторами и мини-погрузчиками. Изменились и масштабы: например, для устранения последствий снегопада, совпавшего с окончанием новогодних праздников, городские службы задействовали более 10,5 тысяч единиц техники и 90 тысяч специалистов.

6 из 11

За уборку снега на дорогах, транспортных узлах, тротуарах и пешеходных зонах в столице сегодня отвечают специалисты ГБУ "Автомобильные дороги", а также подведомственные префектурам административных округов Москвы ГБУ "Автомобильные дороги АО" и ГБУ "Жилищник". Уборочные работы на дорогах делятся на три вида: прометание проезжей части и пешеходных дорожек, обработка противогололедными материалами, сбор и утилизация снега. Для первой категории коммунальщики используют технику, оборудованную щетками.

7 из 11

Особо опасные участки улично-дорожной сети (участки мостов, эстакад, а также места с затяжными спусками и подъемами) проходят противогололедную обработку. В работе используют комбинированную дорожную машину ЭДК500К на базе КАМАЗа. Она одновременно обрабатывает дорогу противогололедными материалами и чистит ее с помощью плуга и щетки. По мере необходимости цикл работ повторяют.

8 из 11

Когда площадь уборки является относительно небольшой или освободить от снега необходимо узкие места, где не пройдет машина, на помощь приходят ручные роторы. С их помощью, к примеру, расчищают территорию у ММДЦ "Москва-Сити" или в "Зарядье".

9 из 11

С появлением в столице в 2002 году снегосплавных пунктов отпала необходимость сбрасывать собранный снег в Яузу и Москву-реку. Сегодня в городе круглосуточно работает 56 таких точек. Каждый пункт ежедневно принимает сотни грузовиков. Количество снега в машине при въезде на снегосплавный пункт сканирует роботизированная система, а вся информация передается в единый диспетчерский центр. Затем самосвалы сгружают сугробы на сепаратор-дробилки и вмонтированные в землю решетки, на которых снег продавливают экскаваторы-погрузчики. Под измельчительными устройствами расположены приемные камеры, заполненные сточными канализационными водами. Температура в них не опускается ниже 12-15 градусов – этого хватает, чтобы растопить снежную массу.

10 из 11

При обильных осадках к уборке дворов приступают только после обязательной очистки снега и наледи с крыш жилых домов. Так, к устранению последствий снегопада, обрушившегося на Москву в начале января, привлекли 2,9 тысячи бригад кровельщиков. В первую очередь они расчищают кровли зданий, выходящих на основные магистрали, пешеходные зоны, детские площадки и входы в подъезды. Участки, на которых идут работы, огораживаются заградительными лентами, чтобы уберечь пешеходов.

11 из 11
Обсудить
Рекомендуем