От метлы до снежных сканеров: эволюция борьбы со снегом в Москве
Чистота и проходимость городских дорог входила в приоритеты властей задолго до появления современной снегоуборочной техники. Уже с конца XIX века порядок зимней уборки в Москве регламентировался постановлениями столичной управы. В 1876 году был выпущен документ, определяющий порядок зимней уборки и зоны ответственности – как городских служб, так и жителей. Государственные и общественные организации, церкви и монастыри сами несли ответственность за чистоту прилегающих к их землям улиц. А уборка снега с дорог и тротуаров, примыкающих к жилым зданиям и торговым рядам, находилась в зоне ответственности собственников недвижимости.
Чистота и проходимость городских дорог входила в приоритеты властей задолго до появления современной снегоуборочной техники. Уже с конца XIX века порядок зимней уборки в Москве регламентировался постановлениями столичной управы. В 1876 году был выпущен документ, определяющий порядок зимней уборки и зоны ответственности – как городских служб, так и жителей. Государственные и общественные организации, церкви и монастыри сами несли ответственность за чистоту прилегающих к их землям улиц. А уборка снега с дорог и тротуаров, примыкающих к жилым зданиям и торговым рядам, находилась в зоне ответственности собственников недвижимости.
Документ 1876 года определял даже четкий график уборки. Ответственные за очистку должны были освобождать тротуары и крыши от снега, скалывать лед и присыпать дорожки песком. Все работы надлежало выполнить до 8 утра каждого из дней зимы. После этого собранный снег вывозился на специальные места, которые ежегодно выбирала городская управа. Об этих локациях москвичи узнавали из газет. Вывозить снежные кучи на огороды и пустые земли не возбранялось, а вот выбрасывать грязный снег в канавы, пруды и реки запрещалось на законодательном уровне. Со временем городская управа начала закупать первую спецтехнику для уборки снега – плужные снегоочистители на лошадиной тяге.
Документ 1876 года определял даже четкий график уборки. Ответственные за очистку должны были освобождать тротуары и крыши от снега, скалывать лед и присыпать дорожки песком. Все работы надлежало выполнить до 8 утра каждого из дней зимы. После этого собранный снег вывозился на специальные места, которые ежегодно выбирала городская управа. Об этих локациях москвичи узнавали из газет. Вывозить снежные кучи на огороды и пустые земли не возбранялось, а вот выбрасывать грязный снег в канавы, пруды и реки запрещалось на законодательном уровне. Со временем городская управа начала закупать первую спецтехнику для уборки снега – плужные снегоочистители на лошадиной тяге.
Из-за резкого роста цен на дрова и ломовой извоз зимой 1915 года правила очистительных работ изменились. Москвичам разрешили использовать для растопки снега крупные водосточные трубы с теплой водой. Адреса мест, разрешенных для свалки снега, горожане по-прежнему вычитывали в газетах и на информационных плакатах. По ночам снеговые кучи сбрасывали в Яузу и Москву-реку, а контролировали процесс полицейские патрули. Растапливать снег на крупных снегоплавилках своих предприятий время от времени разрешали и владельцы городских фабрик.
Из-за резкого роста цен на дрова и ломовой извоз зимой 1915 года правила очистительных работ изменились. Москвичам разрешили использовать для растопки снега крупные водосточные трубы с теплой водой. Адреса мест, разрешенных для свалки снега, горожане по-прежнему вычитывали в газетах и на информационных плакатах. По ночам снеговые кучи сбрасывали в Яузу и Москву-реку, а контролировали процесс полицейские патрули. Растапливать снег на крупных снегоплавилках своих предприятий время от времени разрешали и владельцы городских фабрик.
К середине XX века зимнее оснащение коммунальных служб Москвы стало на уровень выше. В город пришла механизированная уборка, а с ней и машинная спецтехника: самосвалы, первые грейдеры и роторы. По данным журнала "Огонек", в 1954 году на советских дорогах с утра до вечера работали 400 самосвалов. А в дни, когда осадки были особенно обильными, количество машин возрастало до тысячи.
К середине XX века зимнее оснащение коммунальных служб Москвы стало на уровень выше. В город пришла механизированная уборка, а с ней и машинная спецтехника: самосвалы, первые грейдеры и роторы. По данным журнала "Огонек", в 1954 году на советских дорогах с утра до вечера работали 400 самосвалов. А в дни, когда осадки были особенно обильными, количество машин возрастало до тысячи.
До конца ХХ века снег продолжали выбрасывать в Яузу и Москву-реку, но только в тех местах, где поверхность воды не замерзала из-за подведенных труб канализации. При этом основную часть снежных масс вывозили за город, где бульдозеры распределяли сугробы по полям. Предполагалось, что весной растаявшая вода напитает землю влагой.
До конца ХХ века снег продолжали выбрасывать в Яузу и Москву-реку, но только в тех местах, где поверхность воды не замерзала из-за подведенных труб канализации. При этом основную часть снежных масс вывозили за город, где бульдозеры распределяли сугробы по полям. Предполагалось, что весной растаявшая вода напитает землю влагой.
В Москве нашего времени коммунальный парк техники представлен самыми современными образцами специальных машин: лаповыми снегопогрузчиками, комбинированными машинами, грузовиками, разбрасывателями противогололедных материалов, тракторами и мини-погрузчиками. Изменились и масштабы: например, для устранения последствий снегопада, совпавшего с окончанием новогодних праздников, городские службы задействовали более 10,5 тысяч единиц техники и 90 тысяч специалистов.
В Москве нашего времени коммунальный парк техники представлен самыми современными образцами специальных машин: лаповыми снегопогрузчиками, комбинированными машинами, грузовиками, разбрасывателями противогололедных материалов, тракторами и мини-погрузчиками. Изменились и масштабы: например, для устранения последствий снегопада, совпавшего с окончанием новогодних праздников, городские службы задействовали более 10,5 тысяч единиц техники и 90 тысяч специалистов.
За уборку снега на дорогах, транспортных узлах, тротуарах и пешеходных зонах в столице сегодня отвечают специалисты ГБУ "Автомобильные дороги", а также подведомственные префектурам административных округов Москвы ГБУ "Автомобильные дороги АО" и ГБУ "Жилищник". Уборочные работы на дорогах делятся на три вида: прометание проезжей части и пешеходных дорожек, обработка противогололедными материалами, сбор и утилизация снега. Для первой категории коммунальщики используют технику, оборудованную щетками.
За уборку снега на дорогах, транспортных узлах, тротуарах и пешеходных зонах в столице сегодня отвечают специалисты ГБУ "Автомобильные дороги", а также подведомственные префектурам административных округов Москвы ГБУ "Автомобильные дороги АО" и ГБУ "Жилищник". Уборочные работы на дорогах делятся на три вида: прометание проезжей части и пешеходных дорожек, обработка противогололедными материалами, сбор и утилизация снега. Для первой категории коммунальщики используют технику, оборудованную щетками.
Особо опасные участки улично-дорожной сети (участки мостов, эстакад, а также места с затяжными спусками и подъемами) проходят противогололедную обработку. В работе используют комбинированную дорожную машину ЭДК500К на базе КАМАЗа. Она одновременно обрабатывает дорогу противогололедными материалами и чистит ее с помощью плуга и щетки. По мере необходимости цикл работ повторяют.
Особо опасные участки улично-дорожной сети (участки мостов, эстакад, а также места с затяжными спусками и подъемами) проходят противогололедную обработку. В работе используют комбинированную дорожную машину ЭДК500К на базе КАМАЗа. Она одновременно обрабатывает дорогу противогололедными материалами и чистит ее с помощью плуга и щетки. По мере необходимости цикл работ повторяют.
Когда площадь уборки является относительно небольшой или освободить от снега необходимо узкие места, где не пройдет машина, на помощь приходят ручные роторы. С их помощью, к примеру, расчищают территорию у ММДЦ "Москва-Сити" или в "Зарядье".
Когда площадь уборки является относительно небольшой или освободить от снега необходимо узкие места, где не пройдет машина, на помощь приходят ручные роторы. С их помощью, к примеру, расчищают территорию у ММДЦ "Москва-Сити" или в "Зарядье".
С появлением в столице в 2002 году снегосплавных пунктов отпала необходимость сбрасывать собранный снег в Яузу и Москву-реку. Сегодня в городе круглосуточно работает 56 таких точек. Каждый пункт ежедневно принимает сотни грузовиков. Количество снега в машине при въезде на снегосплавный пункт сканирует роботизированная система, а вся информация передается в единый диспетчерский центр. Затем самосвалы сгружают сугробы на сепаратор-дробилки и вмонтированные в землю решетки, на которых снег продавливают экскаваторы-погрузчики. Под измельчительными устройствами расположены приемные камеры, заполненные сточными канализационными водами. Температура в них не опускается ниже 12-15 градусов – этого хватает, чтобы растопить снежную массу.
С появлением в столице в 2002 году снегосплавных пунктов отпала необходимость сбрасывать собранный снег в Яузу и Москву-реку. Сегодня в городе круглосуточно работает 56 таких точек. Каждый пункт ежедневно принимает сотни грузовиков. Количество снега в машине при въезде на снегосплавный пункт сканирует роботизированная система, а вся информация передается в единый диспетчерский центр. Затем самосвалы сгружают сугробы на сепаратор-дробилки и вмонтированные в землю решетки, на которых снег продавливают экскаваторы-погрузчики. Под измельчительными устройствами расположены приемные камеры, заполненные сточными канализационными водами. Температура в них не опускается ниже 12-15 градусов – этого хватает, чтобы растопить снежную массу.
При обильных осадках к уборке дворов приступают только после обязательной очистки снега и наледи с крыш жилых домов. Так, к устранению последствий снегопада, обрушившегося на Москву в начале января, привлекли 2,9 тысячи бригад кровельщиков. В первую очередь они расчищают кровли зданий, выходящих на основные магистрали, пешеходные зоны, детские площадки и входы в подъезды. Участки, на которых идут работы, огораживаются заградительными лентами, чтобы уберечь пешеходов.
При обильных осадках к уборке дворов приступают только после обязательной очистки снега и наледи с крыш жилых домов. Так, к устранению последствий снегопада, обрушившегося на Москву в начале января, привлекли 2,9 тысячи бригад кровельщиков. В первую очередь они расчищают кровли зданий, выходящих на основные магистрали, пешеходные зоны, детские площадки и входы в подъезды. Участки, на которых идут работы, огораживаются заградительными лентами, чтобы уберечь пешеходов.