За уборку снега на улицах Москвы отвечают разные коммунальные службы. Так, в зоне ответственности ГБУ "Гормост" – очистка подземных пешеходных переходов, мостов, транспортных тоннелей и фонтанов. ГБУ "Автомобильные дороги", а также подведомственные префектурам административных округов города Москвы:
ГБУ "Автомобильные дороги АО" и ГБУ "Жилищник" районов отвечают за уборку снега на дорогах и транспортных узлах, тротуарах и пешеходных зонах, на остановках.
За регулярную очистку дворов от снега, как правило, отвечают управляющие компании и ТСЖ. Самое малое, что нужно требовать от любой УК – сдвигать свежий снег и очищать придомовую территорию от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см, а от наледи – вне зависимости от колейности. При обильных снегопадах к расчистке дворов привлекаются и городские коммунальщики.
За содержание нежилых и коммерческих объектов и их своевременную уборку в ответе сами владельцы.
Порядок уборки напрямую зависит от типа крыши. Коммунальные службы очищают металлические и скатные кровли: с них убирают снег, наледь и сосульки. Очистке подвергаются карнизы и другие выступающие элементы многоквартирных домов с наружным водоотводом, а также нежилых, промышленных и административных зданий.
С плоских кровель снег, как правило, не убирают, поскольку он тает сам. Такие крыши очищают лишь в аварийных ситуациях или при необходимости проведения срочного ремонта. Это же касается и мягких кровель: на таких объектах чистят желоба, наружные водостоки, балконы и козырьки.
Для облегчения работы "кровельщиков" уже разработаны и постепенно внедряются в повседневную жизнь "умные технологии". Например, подогрев крыши – чтобы снег таял и сам стекал с нее.
До того, как в Москве открылись снегосплавные пункты, снег действительно сбрасывали в Яузу и Москву-реку, но их появление в 2002 году решило эту проблему. Сегодня таких точек в городе более 50, работают они круглосуточно, ежедневно каждый пункт принимает несколько сотен грузовиков.
Сначала снежная масса поступает в приемные бункеры, где установлены сепараторы – раздробленный снег тает гораздо быстрее. Под измельчительными устройствами расположены приемные камеры, заполненные сточными водами. Температура в них не опускается ниже 12-15 градусов – этого достаточно для того, чтобы растопить снежную массу.
Снег, который собирается с городских дорог, сильно загрязнен, он пропитывается выхлопными газами от машин, следами топлива, противогололедными материалами. Поэтому прежде чем сбросить снег в Москву-реку, его надо очистить.
Растопленная на снегосплавах талая вода по системе городских коллекторов и канализационных каналов поступает на очистные сооружения. И только пройдя полный цикл механической и биологической очистки, вода возвращается в природные водоемы города.
Время уборки снега с дорог не должно превышать пяти часов, на вывоз дается не более 12 часов, но при затяжном снегопаде – до девяти дней.
С учетом того, что в Москве более 3,5 тысяч улиц, одновременно убрать их при сильном снегопаде не представляется возможным. Поэтому улицы поделили на категории, и для уборки каждой из них существуют свои нормы.
В первую очередь во время сильных снегопадов очищаются самые оживленные центральные улицы, транспортные узлы и подъезды к жизненно важным и социальным объектам. Если вовремя не очистить такие загруженные дороги, как, например, Кутузовский и Ленинградский проспекты, МКАД, Садовое и Третье транспортные кольца, пешеходные зоны общегородского значения (Арбат, Никольская улица, Тверская площадь), автомобильное и пешеходное передвижение по Москве может быть парализовано.
Сразу после окончания снегопада дорожные рабочие приступают к очистке тротуаров и остановок общественного транспорта.
При интенсивности снегопада в один-два сантиметра в час на уборку отводится не более пяти часов.
Дворники должны справиться со всем выпавшим за день снегом и гололедом не позже девяти утра следующего дня.
При непрерывном снегопаде действуют другие нормы: если выпадает до двух сантиметров в час, двор чистят три раза в сутки, если больше – возобновляют уборку, как только выпадает четыре сантиметра свежего снега.
В уборке снега будет задействовано более 30 тысяч единиц средств малой механизации и 19 тысяч единиц дорожно-уборочной техники, включая 7,5 тысячи единиц сопутствующей техники. Весь автопарк прошел проверку и полностью готов к эксплуатации в зимний период. Также в распоряжении города 56 стационарных и 38 мобильных снегосплавных пунктов, работающих круглосуточно.
Заявки жителей о некачественной уборке принимаются по нескольким каналам связи:
- ваша управляющая компания (уборка дворовой территории);
- управа района или префектура округа;
- Единый диспетчерский центр Москвы: +7 (495) 539-53-53;
- портал "Наш город";
- горячая линия Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ): +7 (499) 264-96-81.
Процесс уборки организован так, чтобы не задеть припаркованные машины и не завалить их снегом. В результате на машинах останется только тот снег, нападавший естественным образом. Машины – личное имущество их владельцев, поэтому заниматься их расчисткой коммунальщики просто не имеют права. Так что на случай снежной зиме автовладельцам лучше держать дома лопату.
Действительно, коммунальные службы имеют право использовать эвакуаторы при уборке улиц колоннами. При проходе колонны сначала подъезжают эвакуаторы, поднимают машины (при этом автомобили остаются на платформах на время уборки), колонна проходит, и машины ставятся на место. Иногда приходится переставлять автомобили на противоположную сторону дороги, но обязательно в зоне видимости.