МОСКВА, 15 апр - РИА Недвижимость, Полина Ермилова. Капитальный ремонт и реставрация Большого Каменного моста на данный момент являются одним из самых масштабных проектов Москвы. Проектировщики, реставраторы и рабочие ежедневно в любую погоду трудятся над восстановлением объекта, который с момента постройки обходился лишь текущим ремонтом. Корреспондент сайта "РИА Недвижимость" побывал в реставрационных мастерских, где приводят в порядок уникальные чугунные ограждения и гранитную облицовку Большого Каменного моста, и узнал, как специалисты возвращают исторический облик декоративным элементам и конструкциям, которым больше 80 лет.
Аутентично и достоверно
Из-за закрытых дверей цеха в новой Москве доносятся типичные звуки стройки: скрежет оборудования, визг болгарки, бряцание металла. Внутри, впрочем, идет не возведение объекта, а гораздо более сложный и кропотливый процесс – реставрация уникального чугунного ограждения с Большого Каменного моста. Именно сюда демонтированные элементы привозят на очистку, восстановление и докомпоновку в рамках комплексного обновления объекта.
"Здесь у нас находятся элементы художественного литья с центральной части моста. Все они промаркированы, каждая деталь учтена и записана", – рассказывает генеральный директор компании "Практика реставрации" Павел Шишмарев, демонстрируя аккуратно сложенные конструкции. С каждым элементом реставраторы работают индивидуально, начиная от расчистки и заканчивая восполнением утрат и ликвидацией дефектов, добавляет он.
Реставрация чугунных ограждений и гранита с Большого Каменного моста
Повреждений и утрат на снятых элементах немало. Шишмарев по очереди указывает на отдельные секции: где-то не хватает части декоративного серпа, где-то отломан наконечник копья, невооруженным глазом видны следы коррозии. Все эти повреждения, объясняет эксперт, логичный результат воздействия времени, воды и агрессивной среды мегаполиса на объект, который эксплуатировался без комплексного ремонта в течение нескольких десятилетий.
"На мосту проводились текущие ремонтные работы по необходимости, но реставрация объекта не касалась. Изначальный вид ограды скрывается под десятками слоев краски, и наша задача – вернуть его", – говорит Шишмарев.
В цеху с каждой деталью и элементом ограды специалисты работают по четкому регламенту. Сначала части секций фиксируют на фото со всех сторон и под разными углами, снимая дефекты. После их очищают с помощью пескоструйного оборудования, убирая въевшиеся загрязнения и ржавчину.
Только затем художники-реставраторы приступают к удалению дефектов литья: недоливов, проливов и других искажений формы. Для этого, в частности, применяют метод газодинамического напыления: с помощью специального оборудования в элементы под сильным напором подают недостающие частицы материала, фактически "вбивая" их в поверхность для заполнения каверн. После этого специалисты доводят отдельные детали до совершенства вручную, придавая элементам завершенный вид.
"Безусловно, ограда Большого Каменного моста – определенное отражение того периода нашей истории, идеологического прошлого страны. Здесь неслучайно в центральной части можно увидеть скульптурную композицию скульптора Андреева – статую Свободы, которая недолгое время стояла в центре Москвы и затем была изображена на ограде", – рассказывает Шишмарев, отмечая, что на отдельных участках она совсем скрылась под слоем краски, но ее постепенно приводят к первоначальному виду.
«
"Большой Каменный мост – одна из ключевых транспортных магистралей столицы, поэтому мы сделали все для того, чтобы провести работы по капитальному ремонту сооружения максимально быстро. Реконструкция моста ведется в круглосуточном режиме, даже в сильные морозы работы не останавливались ни на минуту. Это позволит сдать объект уже в августе, хотя изначально окончание ремонта было запланировано на IV квартал этого года", – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
Четкого времени, отведенного на восстановление одного элемента моста, нет – все зависит от состояния материала и объема его повреждений. Шишмарев подчеркивает: хотя специалисты и работают с опережением изначальных сроков, в процессе реставрации скорость – далеко не главный фактор.
"Реставрация – не изготовление чего-то нового, а работа с тем, что уже есть. Это как человеческий организм. Когда человек заболевает, сложно сказать, сколько уйдет на выздоровление – две недели или два дня, все индивидуально. Главное, чтобы результат был аутентичным и достоверным. Мы не привносим собственное видение в объект, а сохраняем его так, чтобы и через десять, и сто лет он дошел до наших потомков в том виде, в котором был задуман", – заключает эксперт.
Реставрация чугунных ограждений и гранита с Большого Каменного моста
Как новенький
Гранитная облицовка Большого Каменного моста проходит практически аналогичный процесс восстановления. После демонтажа плиты отвозят на территорию другого специализированного цеха. Первый этап восстановительных работ проводят снаружи: промаркированный гранит сгружают в отдельную зону и удаляют из него старые металлические закладные, большинство из которых уже проржавели и износились.
"Затем специалисты проводят струйно-вихревую обработку плит, чтобы удалить следы атмосферных и химических загрязнений. Гранит таким образом принимает свой первоначальный вид, восстанавливается природный цвет, который под влиянием техногенных факторов с течением времени меняется. После такой обработки плиты смотрятся как новые, будто только что со своего исторического месторождения", – объясняет директор по реставрации строительной компании "Лазурит" Сергей Нихаев.
Раскрошившиеся или неполноценные плиты, которые уже не поддаются восстановлению, в реставрации тоже пригождаются – из них делают гранитную крошку, которую затем используют для докомпоновки. Если скол на плите не превышает 5 сантиметров, специалисты "ставят заплатку" – добавляют двухкомпонентный реставрационный состав на эпоксидной основе и эту самую крошку, устраняя повреждение.
"Повреждения свыше 10 сантиметров реставрируются другим способом – методом вставки. Для этого используется уже новый гранит, который вырезается по форме и крепится с помощью специального раствора и закладных", – отмечает эксперт.
На производстве отреставрированные плиты не задерживаются – по окончании работ восстановленный гранит отправляют на Большой Каменный мост для монтажа.
Сейчас в рамках второй очереди капитального ремонта на объекте уже укладывают дорожное покрытие и приводят в порядок необходимые коммуникации, так что совсем скоро москвичи и гости столицы смогут оценить обновленный облик моста.