МОСКВА, 12 ноя — РИА Недвижимость. Разработанный властями Москвы сервис "Электронный дом" будет способствовать вовлечению жителей в процесс управления своими домами, сделав при этом более удобным и эффективным их взаимодействие с соседями и управляющими компаниями, рассказали РИА Новости эксперты по жилищно-коммунальному хозяйству и вопросам самоуправления.
Что такое "Электронный дом"
Система "Электронный дом" создана правительством Москвы в рамках проекта "Активный гражданин" как новый способ принятия важных решений по жизнедеятельности многоквартирного дома с помощью цифровых технологий. В рамках пилотного проекта, запущенного в январе 2018 года, был реализован базовый функционал "Электронного дома" — возможность проводить общие собрания собственников в электронном виде, а также инициировать опросы, в том числе юридически значимые, среди своих соседей. Для достоверности всех голосований используется технология блокчейна — системы шифровки и хранения информации, при которой невозможно фальсифицировать результаты.
В течение двух лет функционирования проекта в пилотном режиме к нему присоединились более трех тысяч домов. В рамках платформы проведено свыше трех тысяч опросов, в которых участвовали порядка 52 тысяч жителей.
В сентябре 2019 года на платформе crowd.mos.ru стартовал краудсорсинг-проект "Электронный дом". Более 11 тысяч жителей приняли участие в обсуждении, было подано около двух тысяч идей по развитию сервиса. По результатам экспертного отбора 342 лучшие идеи были взяты в план развития сервиса и стали основой для новой версии "Электронного дома".
Двенадцатого ноября 2020 года запущена обновленная версия платформы.
Быстро и удобно
По словам директора АНП "Национальный жилищный конгресс" Татьяны Вепрецкой, платформа удобна тем, что является своего рода "единым окном" для жителей. Причем система направлена не просто на информирование людей, но и на реальные действия, отмечает она. Эксперт поясняет, что в ней можно подать заявку в управляющую компанию, избегая физического посещения офиса и долгого ожидания при телефонном звонке. После подачи заявки можно сразу увидеть, что она принята и уже начался процесс ее исполнения, который также можно контролировать на каждом шагу.
«
"Особенно это может быть важно при чрезвычайных ситуациях, например при авариях, когда оперативность особенно важна", — приводит пример Вепрецкая.
Также она обращает внимание, что посредством "Электронного дома" можно произвести оплату за жилищно-коммунальные услуги и получить те или иные уведомления.
Председатель комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Козлов соглашается, что это довольно комфортный электронный сервис, позволяющий принимать серьезные решения о судьбе дома в соответствии с Жилищным кодексом. Например, по поводу проведения капитального ремонта. Также он позволяет проводить опросы, которые не требуют основательной юридической подготовки и финансового обоснования: например, о покраске подъездов в те цвета, которые устраивают всех, высадке определенных сортов цветов и так далее. Кроме того, платформа позволяет общаться с соседями, добавляет он.
Эксперт тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Павел Склянчук дополняет, что удобство "Электронного дома" в том, что в нем есть система подтверждения личности и он интегрирован с порталом госуслуг, также в него можно зайти и через "Сбер ID".
Система особенно актуальна в пандемию, когда нет возможности совершать те или иные привычные действия офлайн, говорит Вепрецкая. Более того, пандемия отчасти и поспособствовала развитию подобных сервисов и подтолкнула людей, далеких от сети интернет, к осваиванию новых знаний и навыков, считает она.
На смену классическим собраниям
Эксперты отмечают, что одно из главных преимуществ "Электронного дома" в том, что он позволяет проводить собрания собственников в формате онлайн.
«
"Договориться с соседями зачастую бывает сложно и провести общее собрание — тоже", — констатирует Вепрецкая, добавляя, что платформа способна помочь оптимизировать многие процессы и избежать конфликтов.
По словам Козлова, в ходе пилотного проекта жители ряда домов уже пробовали проводить электронные собрания, но до недавнего времени имелось законодательное ограничение — сначала предстояло все же хотя бы один раз собраться очно. Полгода назад оно было отменено.
"Уверен, что за электронными собраниями будущее", — убежден депутат.
Так, напоминает он, уже ничто не мешает собираться в электронном формате собственникам квартир, чьи дома включены в план проведения капитального ремонта на 2022 год, для принятия решений о судьбах своих домов.
«
"Электронный дом" станет одной из первых успешных платформ по проведению онлайн-собраний. Преимущество в том, что это реально работает и собрать жильцов онлайн легче, чем офлайн. С технической точки зрения там предусмотрено, чтобы сайт не зависал от разового посещения большим количеством людей, чтобы данные сохранялись, все работало без перебоев и так далее", — рассуждает Склянчук.
В то же время Склянчук допускает риски, связанные с недобросовестной конкуренцией со стороны управляющих компаний, которые, используя этот инструмент, начнут конкурировать друг с другом. Поэтому решения о смене УК, как и раньше, будут приниматься в ходе собраний, говорит он.
Козлов обращает внимание, что в сервисе нет опции по изменению способа управления домом в заочной форме. В других же случаях фальсификации исключены, так как система прозрачна и всегда есть возможность проверить те или иные данные.
При этом эксперты подчеркивают, что "Электронный дом" не будет пересекаться с федеральной системой ГИС ЖКХ, где также имеется возможность проведения онлайн-собраний. "Эта опция в ГИС ЖКХ пока должным образом все-таки не работает", — говорит Козлов. Вепрецкая добавляет, что ГИС ЖКХ больше направлена на сбор статистических данных: сегодня ее аудитория скорее госслужащие, чем простые потребители.
Пример для регионов
По мнению Козлова, Москва во многом является примером для других российских регионов: здесь часто применяются решения, которые в дальнейшем распространяются на всю страну. То же самое может произойти и в случае с "Электронным домом", полагает он.
Более того, добавляет Склянчук, Москва не просто показывает российским городам новые возможности, но и очень часто делится своими IT-решениями, и "Электронный дом" может не стать исключением.
Прежде всего им, по предположению собеседника РИА Новости, заинтересуются дотационные регионы, у которых нет собственных средств на разработку таких систем. При этом он допускает, что такие экономически сильные регионы, как Татарстан, будут разрабатывать и свои собственные подобные системы.
По прогнозам Вепрецкой, платформа будет развиваться и дополняться новыми опциями. Например, в ней может появляться больше информации об энергоэффективных технологиях и способах их применения. Кроме того, добавляет эксперт, в нее можно было бы добавлять уведомления о происходящих в районе мероприятиях, например по благоустройству, и связанных с ними временных ограничениях, чтобы жители могли своевременно реагировать и вносить изменения в свой привычный уклад.