Московскому метрополитену исполняется 85 лет. В течение всего времени существования "подземку" сопровождали различные мифы и диковатые конспирологические теории. В них многие продолжают верить! Но при этом многие абсолютно реальные факты о метро кажутся настолько удивительными, что их легко спутать с самой изощренной мифологией. Сайт "РИА Недвижимость" рассказывает удивительные истории о метрополитене, которые по своим сюжетам способны переплюнуть любые сказки.
Низвержение в бездну
Метро в Москве могло бы сейчас отмечать куда более внушительную дату, если бы не вмешались очень суровые противники: церковь и трамвай.
Итак, впервые о строительстве подземного транспорта в Москве заговорили в 1890 году – тогда же были созданы первые проекты. Однако эти планы вызвали возмущение церковных служителей: "человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю", – вот такого отзыва удостоились первые планы по строительству подземки.
Второй раз метро попытались построить в самом начале двадцатого века. Потребность назрела уже основательно, Москва разрасталась и стояла в пробках (хотя этот термин еще не изобрели, да и пробки были другого масштаба). Тогда был предложен новый проект, с центральной станцией аж на Красной площади, вагонами первого, второго и третьего класса, причем поезда должны были в основном кататься по высоким эстакадам, и лишь иногда "нырять" под землю.
Проект отклонили, поскольку на городскую думу оказывало сильное давление "трамвайное лобби" – нет, не урбанисты (их тогда тоже еще не изобрели), а производители трамваев. Да и прибыль городу этот транспорт приносил немалую.
Власть и подземелье
К реализации идеи метро в Москве вернулись в начале 30-х годов. Изначальный проект предполагал, что это будет все-таки наземный транспорт, вроде городской электрички, который будет "заныривать" под землю только в центре.
Правда инженер Вениамин Маковский предложил закопать пути и поезда под землю аж на 35 метров, но его осадили, мол, не было еще такого, и не стоит начинать. Но неожиданно идею одобрил сам Иосиф Сталин. После этого проект метро глубокого заложения был создан всего за неделю.
Дальнейшее строительство тоже проходило в невиданном темпе: на строительство подземки привлекли большие отряды добровольцев, и в результате первые 17 (точнее, 16,8) километров построили всего за два года.
Тайна имени
В отличие от Петербурга, который неоднократно менял свое имя, Москва всегда была Москвой, а вот у метрополитена была куда более насыщенная на именования судьба.
Например, первые 20 лет своей жизни он был "имени Кагановича", и только в 1955 году получил привычное сейчас название "Метрополитен имени Ленина".
Отдельные станции тоже меняли свое название. Так, "Красные ворота" с 1962 по 1986 годы носила название "Лермонтовская".
С "Охотным рядом" было веселее. В том же 1955 году, когда метрополитен стал "имени Ленина", станция получила название "Имени Кагановича". Оно продержалось только до 1957 года, а потом вернулся "Охотный ряд", но тоже ненадолго – до 1961 года, когда многострадальную станцию опять переименовали – на сей раз в "Проспект Маркса", и только в 1990 она снова стала "Охотным рядом".
Новые кольца
В наши дни метро вышло из подземелья. Сперва к нему добавилось МЦК – полностью наземное кольцо, интегрированное в систему метрополитена. Его общая протяженность составляет 54 километра, на которых расположены 31 станция. Линия работает с 2016 года.
Сейчас строится еще и БКЛ – самое большое из метроколец, протяженность которого составит порядка 70 километров. Оно соединит отдаленные районы столицы огромным кругом, завершение этого строительства запланировано на 2022-2023 годы.
На сегодняшний день московский метрополитен состоит из 15 линий и 275 станций. Его строительство продолжалось и продолжается даже в самые тяжелые годы: и во время Второй Мировой войны, и сейчас, в период борьбы с новым вирусом. В текущем году планируется открыть 9 новых станций, из которых 6 уже начали работу. В свой юбилейный год метро продолжает расти.