Чуть меньше века: московскому метро 85 лет

Читать на сайте realty.ria.ru
Московскому метрополитену исполняется 85 лет. В течение всего времени существования "подземку" сопровождали различные мифы и диковатые конспирологические теории. В них многие продолжают верить! Но при этом многие абсолютно реальные факты о метро кажутся настолько удивительными, что их легко спутать с самой изощренной мифологией. Сайт "РИА Недвижимость" рассказывает удивительные истории о метрополитене, которые по своим сюжетам способны переплюнуть любые сказки.

Низвержение в бездну

Метро в Москве могло бы сейчас отмечать куда более внушительную дату, если бы не вмешались очень суровые противники: церковь и трамвай.
Итак, впервые о строительстве подземного транспорта в Москве заговорили в 1890 году – тогда же были созданы первые проекты. Однако эти планы вызвали возмущение церковных служителей: "человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю", – вот такого отзыва удостоились первые планы по строительству подземки.
Группа комсомольцев-метростроевцев читает листовки, выпущенные выездной бригадой "Комсомольской правды".
1 из 5
Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс.
2 из 5
Открытое строительство шахты метрополитена в Москве.
3 из 5
Строительство станции Сокольнической линии московского метрополитена "Ленинские горы" (ныне "Воробьевы горы") в 1958 году.
4 из 5
Пассажиры московского метрополитена.
5 из 5
Второй раз метро попытались построить в самом начале двадцатого века. Потребность назрела уже основательно, Москва разрасталась и стояла в пробках (хотя этот термин еще не изобрели, да и пробки были другого масштаба). Тогда был предложен новый проект, с центральной станцией аж на Красной площади, вагонами первого, второго и третьего класса, причем поезда должны были в основном кататься по высоким эстакадам, и лишь иногда "нырять" под землю.
Проект отклонили, поскольку на городскую думу оказывало сильное давление "трамвайное лобби" – нет, не урбанисты (их тогда тоже еще не изобрели), а производители трамваев. Да и прибыль городу этот транспорт приносил немалую.

Власть и подземелье

К реализации идеи метро в Москве вернулись в начале 30-х годов. Изначальный проект предполагал, что это будет все-таки наземный транспорт, вроде городской электрички, который будет "заныривать" под землю только в центре.
Правда инженер Вениамин Маковский предложил закопать пути и поезда под землю аж на 35 метров, но его осадили, мол, не было еще такого, и не стоит начинать. Но неожиданно идею одобрил сам Иосиф Сталин. После этого проект метро глубокого заложения был создан всего за неделю.
Большая кольцевая линия
Дальнейшее строительство тоже проходило в невиданном темпе: на строительство подземки привлекли большие отряды добровольцев, и в результате первые 17 (точнее, 16,8) километров построили всего за два года.

Тайна имени

В отличие от Петербурга, который неоднократно менял свое имя, Москва всегда была Москвой, а вот у метрополитена была куда более насыщенная на именования судьба.
Например, первые 20 лет своей жизни он был "имени Кагановича", и только в 1955 году получил привычное сейчас название "Метрополитен имени Ленина".
У станции метро "Лермонтовская" (ныне "Красные ворота") в Москве.
1 из 5
Станция метро "Библиотека имени В.И.Ленина" в Москве.
2 из 5
Первый поезд на открывшейся станции метро "Площадь Ногина" (с 1990 года -"Китай-город") в Москве.
3 из 5
Строители новой ветки метро во время обеда.
4 из 5
Мойка вагонов метро. Московский метрополитен имени В.И. Ленина.
5 из 5
Отдельные станции тоже меняли свое название. Так, "Красные ворота" с 1962 по 1986 годы носила название "Лермонтовская".
Через тернии в Некрасовку: полностью открыли розовую ветку метро. ФОТО
С "Охотным рядом" было веселее. В том же 1955 году, когда метрополитен стал "имени Ленина", станция получила название "Имени Кагановича". Оно продержалось только до 1957 года, а потом вернулся "Охотный ряд", но тоже ненадолго – до 1961 года, когда многострадальную станцию опять переименовали – на сей раз в "Проспект Маркса", и только в 1990 она снова стала "Охотным рядом".

Новые кольца

В наши дни метро вышло из подземелья. Сперва к нему добавилось МЦК – полностью наземное кольцо, интегрированное в систему метрополитена. Его общая протяженность составляет 54 километра, на которых расположены 31 станция. Линия работает с 2016 года.
Сейчас строится еще и БКЛ – самое большое из метроколец, протяженность которого составит порядка 70 километров. Оно соединит отдаленные районы столицы огромным кругом, завершение этого строительства запланировано на 2022-2023 годы.

Пассажир на перроне станции "Савеловская" Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метрополитена, ранее носившей название "Нижняя Масловка".

1 из 5
Модели в форме сотрудниц Московского метрополитена на фоне инсталляции, приуроченной к запуску тематического поезда "Московский предприниматель".
2 из 5
Тематический поезд метро "Король баттерфляя" в депо "Красная Пресня", посвященный плаванию в стиле баттерфляй и советскому рекордсмену мира в этом виде спорта - Семену Петровичу Бойченко.
3 из 5
Система вентиляции в Московском метрополитене.
4 из 5
Рабочие на строительной площадке станции метро "Ржевская" Большой кольцевой линии (БКЛ) в Москве.
5 из 5
На сегодняшний день московский метрополитен состоит из 15 линий и 275 станций. Его строительство продолжалось и продолжается даже в самые тяжелые годы: и во время Второй Мировой войны, и сейчас, в период борьбы с новым вирусом. В текущем году планируется открыть 9 новых станций, из которых 6 уже начали работу. В свой юбилейный год метро продолжает расти.
Обсудить