Мусорная реформа начинается не только со строительства мусороперерабатывающих заводов, но и с осознанного отношения людей к этой теме. Сортировка бытовых отходов – это первое звено всей цепочки. Корреспондент РИА Недвижимость Леонид Федоров решил в качестве эксперимента минимум две недели соблюдать новые правила сбора мусора. Однако выработка новой привычки растянулась более чем на два месяца. Почему так вышло, он рассказывает в своем отчете о проделанном опыте.
Тяжело в учении – не легче в бою
Идея провести эксперимент возникла сразу после новогодних каникул. Выбор пал на меня, так как я оказался самым экологически "несознательным" в редакции, то есть мусор ни разу в жизни не сортировал. "Вот и хорошо, тем интереснее узнать, сколько у тебя это времени займет", – дружно решили коллеги.
Сразу скажу, что к заданию я приступил только в начале февраля, после того, как вошел в привычный ритм после праздников. Хотя и тогда раздельный сбор периодически прерывался, поэтому и растянулся до начала апреля. Честно, я просто забывал, снова и снова на автомате выбрасывая весь мусор в одно ведро.
Как показала практика, в этом деле важен порядок и буквально выработанный рефлекс.
Напомню о правилах раздельного сбора мусора: с 1 января во всех дворах Москвы появились контейнеры серого цвета для смешанных отходов и синего цвета для вторсырья. В синий контейнер отправляются бумага, пластик, металл, стекло и картон. При этом дома собирать по отдельным мешкам это все не нужно. Достаточно двух пакетов: для вторсырья и для смешанного мусора.
В моем случае новые контейнеры разных цветов во дворе не появились, но на них прикрепили соответствующие наклейки. Уже достаточно для того, чтобы не путаться и соблюдать простые правила.
Мусорные контейнеры на востоке Москвы
С начала эксперимента обычное мусорное ведро на кухне использовалось по прямому назначению – пищевые отходы, пачки от сигарет и так далее, но при этом продолжало пополняться и пластиковыми бутылками из-под йогурта, а также маленькими стеклянными пузырьками.
Так прошли недели три с внезапными напоминаниями самому себе во время похода к мусоропроводу: "Елки-палки, у меня же эксперимент". Увы, вспоминал я об этом, как правило, уже после того, как опрокидывал ведро. А между тем февраль подходил к концу.
Второй фронт
Освоение новой методики выбрасывания мусора началось с пакета, который я положил рядом с мусорным ведром. В него предполагалось складывать вторсырье. Иногда в этой роли выступала коробка, что в визуальном плане весьма удобно – так как коробка больше ассоциируется с вторсырьем, чем пакет. Не перепутаешь.
Любопытно, что с задачей сортировки мусора, причем довольно дисциплинированно, справлялся мой отец. Он вслед за мной ознакомился со списком того, что и куда складывать, а затем начал "мусорить" по-новому. Я, конечно, помнил об обязанности пополнять коробку бутылками и пластиком, но периодически нивелировал уже достигнутые результаты своей забывчивостью. Тогда отец выступал в роли контролера и напоминал о продолжающемся эксперименте.
Раздельный сбор мусора дома
Главная загвоздка заключалась в том, чтобы выработать новую привычку.
К началу марта постепенно я приучил себя к мысли, что бутылки, пластик, маленькие коробочки идут в отдельный большой пакет. Однако все равно хлам накапливался и занимал место на поверхностях кухни, так как некоторые емкости приходилось мыть и сушить.
Конечно, это раздражало. Был велик соблазн взять и выбросить все это в мусоропровод на этаже, дабы не выходить на улицу, что, кстати, и происходило несколько раз. Таким образом, выработка привычки оттягивалась, хотя март уже был в разгаре. Впрочем, хоть какой-то прогресс можно было констатировать.
На победном финише
Окончательно привычка закрепилась к концу марта. Финальным аккордом стал момент, когда для вторсырья у меня на кухне появилось уже два пакета, а не один, так как я по-прежнему либо ленился, либо забывал вынести их на улицу в контейнер. Тогда-то я и понял мусорные масштабы и полностью капитулировал перед новой системой. Но одновременно с этим возникла и новая проблема "гиперсортировки": теперь мне хотелось скидывать мусор в сортировочный пакет по принципу "на всякий случай". И здесь пришлось снова включать внимательность и самоконтроль.
В итоге полноценные две недели, в которые я делал все в соответствии с инструкцией, состоялись уже в апреле. Впрочем, и после окончания эксперимента я продолжил сортировать мусор, так как новая привычка уже осела в голове. То есть прошло без малого два месяца на перестройку моей системы выброса мусора. Отлично помогла напоминалка, повешенная на холодильник, с указанием перечня мусора и соответствующего пакета. В остальном – это вопрос дисциплины и ответственности. Ну и помощь домочадцев не помешает, если их удалось вовлечь в процесс.
Несколько полезных советов
Чтобы лучше ориентироваться в видах отходов, распечатайте и повесьте на видное место мотивирующий плакат и небольшую памятку. Последнюю можно найти, например, на официальном портале мэра и правительства Москвы.
Также порекомендую завести удобную емкость для перерабатываемых отходов, которая будет отличаться от обычного мусорного ведра, к примеру, можно приспособить для этого дела коробку. Правда коробки тоже периодически придется выбрасывать, да и смотрятся они не очень эстетично, поэтому можно купить еще одно ведро, скажем, синего цвета. Тогда вы точно не перепутаете, куда выбрасывать мусор, – из синего ведра в синий контейнер.
Если вы живете не один, то заручитесь поддержкой родственников-единомышленников, особенно важно вовлечь в этот процесс детей, чтобы они привыкали сортировать мусор с юного возраста.
И, конечно, не забывайте мыть емкости, идущие во вторсырье, и просушивать их перед выбросом.
В департаменте жилищно-коммунального хозяйства Москвы также напоминают, что если вы заметили нарушения в раздельном вывозе отходов, об этом можно сообщить по телефону горячей линии: +7 495 150-75-03, а также в официальные аккаунты департамента ЖКХ Москвы в соцсетях и по телефону Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ): +7 499 264-96-81. Также можно напрямую обратиться в мусоровывозящую компанию вашего округа, контакты которой обычно указываются на контейнерной площадке.