Говорят, что один в поле не воин, но только не в сфере ЖКХ. Конечно, гораздо проще действовать, скооперировавшись с соседями, но кое-что можно сделать и в одиночку. Сайт "РИА Недвижимость" решил выяснить, что может предпринять один человек для того, чтобы решить проблемы своего дома и двора.
Работа с "управляющим"
Коллективные жалобы и претензии, что ни говори, всегда имеют более существенный вес. Но в том случае, если у вас есть вопросы на уровне управляющей компании вашего дома, то тут достаточно и одного недовольного, чтобы она отреагировала на обращение и занялась решением вопроса.
Каждый собственник жилого помещения в многоквартирном доме заключает с управляющей компанией договор, в котором прописаны права и обязанности сторон.
«
"И если управляющая компания не исполняет свои обязательства по договору, собственник вправе напомнить ей об этом", – говорит генеральный директор УК "Радэкс" Евгений Беляев.
Так, например, один житель Хорошевского района смог добиться того, чтобы управляющая компания пересчитала ему платежи, рассказала муниципальный депутат Хорошевского района Любовь Якубовская. "В результате только у него одного из всего дома был сделан перерасчет", – подчеркнула она.
Одиночка с активной позицией также может инициировать сохранение листвы во дворе своего дома – для этого ему просто необходимо написать личное заявление в свою управляющую компанию, добавила Якубовская.
Кроме того, в каждой УК есть диспетчерская служба, где житель может оставить заявку по содержанию общего имущества: перегорела лампочка, сломалась ручка двери местах общего пользования, не работает кнопка вызова лифта, сломан доводчик на двери, не убираются приквартирные холлы, грязь в лифте и так далее.
Причем обращение непосредственно в УК следует подавать в письменной форме, а в случае регистрации просьбы через диспетчерскую нужно записать номер обращения, замечает Якубовская. В заявлении обязательно стоит указать надежные способы связи с вами. Иногда такая простая вещь как отсутствие номера телефона для оперативного уточнения деталей может расстроить все дело. Заявление должно содержать только факты, никаких оценок и эмоциональных выпадов.
В том случае, если управляющая компания не реагирует на жалобы, на помощь можно призвать жилищную инспекцию – для этого также вполне достаточно вашего личного обращения. "Это хороший, действенный инструмент", – считает Беляев.
Кроме того, существуют сайты – агрегаторы жалоб: в Москве – это портал "Наш город", в Московской области – "Добродел", куда можно пожаловаться на плохую чистку и ремонт дорог, тротуаров, подъездов, а также оставить замечания и предложения по благоустройству и многое другое.
Когда без суда никуда
Человек, недовольный работой своей управляющей компании или органов исполнительной власти, например, управы, может обратиться в суд – для этого также вполне достаточно индивидуального иска. При этом перечень претензий совершенно разнообразный, практически со всеми из них можно обращаться в суд и одному собственнику.
Исключение, пожалуй, составляют только вопросы капитального ремонта в доме, так как с представителями подрядной организации, осуществляющей ремонт, от имени собственников коммуницирует уполномоченное лицо, которое выбирается на общем собрании собственников жилых помещений. "Именно этот человек подписывает акт приемки работ, и соответственно, может обращаться в суд", – уточняет Беляев.
Помимо суда, есть немало надзорных органов, в которые тоже можно обратиться при возникновении той или иной проблемы, связанной со сферой ЖКХ. "В зависимости от проблемы можно написать обращение в жилищную инспекцию, органы местного самоуправления, органы госвласти, строительный надзор, прокуратуру", – добавляет адвокат Владислав Харитонов.
Когда без коллектива не обойтись
Существует ряд вопросов, по которым решение должно быть только коллективным. Скажем, если проблема глобальная и касается интересов всех жильцов дома, то одного инициативного гражданина будет не достаточно. Но, тем не менее, и здесь он может проявить себя, а именно, инициировать общее собрание собственников дома (ОСС). Оно понадобится в том случае, если есть желание ввести в доме какие-то дополнительные вещи, например, нанять консьержа, установить камеры видеонаблюдения или шлагбаумы на въезде во двор.
Право созвать ОСС каждому собственнику квартиры дает Жилищный кодекс РФ. В статье 45 этого кодекса подробно прописан алгоритм инициирования ОСС и его проведения: во-первых нужно изучить документы для собрания, написать повестку, запросить у УК реестр собственников.
Минимум за 10 дней до собрания следует оповестить собственников, затем в течение 10 дней после – подготовить решение, принятое на собрании, и оповестить о нем всех собственников дома, Госжилинспекцию и УК, кратко обрисовывает процедуру руководитель регионального центра "ЖКХ Контроль" Московской области Валерий Мамчур.
В целом, несмотря на то, что человек многое может сделать и один, всегда лучше найти единомышленников и действовать коллективно. "В одиночку вы можете начать то или иное дело, запустить инициативу, но дальше надо обязательно искать сообщников", – заключает Якубовская.