Масштабная реконструкция ВДНХ вернула ей статус достопримечательности, а с открытием в 2021 году зоны ЭКСПО комплекс станет лидером выставочных пространств Москвы. Кроме этого, как рассказал в интервью РИА Недвижимость генеральный директор ВДНХ Сергей Шогуров, в скором времени на базе павильона №20 создадут дом автоспорта SMP Racing, на территории всего комплекса введут видеонаблюдение с технологией распознавания лиц, а обновленная навигация, включая сайт и мобильное приложение, позволят составлять тематические маршруты посещения.
— Сергей Юрьевич, в этом году ВДНХ празднует свое 80-летие. Что сегодня представляет собой территория комплекса?
«
– ВДНХ — это город в городе, который живет своей жизнью. Каждый объект здесь переживал несколько этапов, а история ВДНХ неразрывно связана с историей страны. Сегодня территория объединена семью тематическими зонами — это Центральная аллея с выставочным пространством "Музейный город", всесезонный тематический Парк аттракционов, образовательный кластер "Парк знаний", Ландшафтный парк, Парк ремесел, зона ЭКСПО и парк "Останкино".
— Вы можете сказать, что существующая на территории на сегодняшний день система навигации удобна и понятна?
— Прошлой зимой мы запустили глобальный для ВДНХ проект "Управление потоками посетителей". Его цель - распределить аудиторию по интересам и привлечь гостей в отдаленные части Выставки. Грамотная навигационная система — ключевая составляющая в этом направлении. Сегодня, наверное, она не полностью отображает все наши активности. Эта система еще дорабатывается, вскоре мы анонсируем ее обновленный вариант. Она будет состоять из нескольких направлений — это наш новый сайт, мобильное приложение с возможностью разработки маршрутов, исходя из потребностей, а также навигационные решения на территории.
— То есть навигация, по сути, может являться персонализированной?
— Персонализированной и тематической. Прошлой зимой были созданы семь первых тематических маршрутов по территории ВДНХ, которые получили положительную оценку у наших гостей. Маршруты представлены на сайте, а также в формате навигационных карт на территории. К летнему сезону также подготовлено семь тематических маршрутов. Например, маршрут "ЗОЖ ВДНХ" расскажет и покажет любителям спорта и активного отдыха, где на территории находятся стадион, лодочная станция баскетбольные, волейбольные и спортивные площадки. В юбилейный для Выставки год специально разработан маршрут "ВДНХ-80" — специальный гид, который поможет посетителям узнать больше об исторических павильонах, увидеть признанные шедевры архитектуры и познакомиться с новинками юбилейного года. Только в 2018 году для информирования посетителей установлено 225 навигационных конструкций: указателей и карт различного формата. В этом году мы еще установим большое количество новых навигационных стел.
© Пресс-служба ВДНХ
Вид на ВДНХ с крыши первого павильона
— А какие объекты люди посещают активнее всего?
«
— Действительно, есть тяговые точки, куда народ ходит активнее, и те, где трафик меньше. Больше всего гости посещают центр "Космонавтика и авиация" (более 1 миллиона в год), "Москвариум" (принимает около 2 миллионов человек в год), исторический парк "Россия — моя история" (более 400 тысяч посетителей в год), "Техноград" (более 65 тысяч человек за полгода), бесплатные для посещения павильоны "Макет Москвы" и "Умный город" (посещаемость 150-300 тысяч в год). Эти 6 точек наиболее популярны.
Конечно, самой посещаемой частью Выставки остается Центральная аллея — главная прогулочная зона ВДНХ. Во-первых, именно здесь сконцентрировано большинство памятников: 28 из 49 объектов культурного наследия, а во-вторых, в этой части Выставки создается Музейный город, экспозиции которого, по предварительным подсчетам, привлекут дополнительно 5 миллионов гостей в год. Но наша главная задача — привлечь людей в те зоны, которые были менее посещаемы гостями.
— Получается?
— Наглядными реализованными примерами этого являются комплекс "Техноград", который стал флагманским проектом многофункционального образовательного кластера "Парк знаний" и Ландшафтный парк — новая зеленая зона ВДНХ. До настоящего времени эти части ВДНХ не пользовалась большой популярностью среди посетителей. Например, центральное здание "Технограда" — павильон №63 — в последнее время было заброшено и пустовало, а благоустройство запрудной зоны, где сейчас находится Ландшафтный парк, также оставляло желать лучшего. Теперь это новая зеленая зона не только ВДНХ, но и столицы, которая привлечет до 10 миллионов человек в год.
© Пресс-служба ВДНХ
Посетители ВДНХ в Москве
— К возрождению ВДНХ правительство Москвы приступило в 2014 году. Можно ли говорить, что основной этап реконструкции территории уже пройден?
— Безусловно, на сегодня сделано уже многое. С 2014 по 2016 годы более чем в 50 павильонах было проведено первоочередное благоустройство и противоаварийные работы. Одной из самых острых проблем ВДНХ была изношенность инженерных коммуникаций — сети не ремонтировали 60 лет. Не так давно была завершена комплексная программа модернизации инженерных сетей ВДНХ — в общей сложности заменено и модернизировано более 130 километров подземных инженерных коммуникаций. При создании Ландшафтного парка в запрудной зоне ВДНХ впервые в истории проведены работы по извлечению донных отложений, а также по расшивке и демонтажу плит, укрепляющих берег. С помощью специальной техники удалось расчистить водоемы до естественного песчаного дна — в некоторых местах донные отложения ила достигали двух метров в глубину. 2018 год прошел под знаком возрождения ВДНХ, где ключевым направлением деятельности стала реставрация памятников, а также благоустройство территории и создание новых зон развития Выставки. Говорить, что все работы закончены можно только в разрезе вопросов благоустройства территории. Что же касается павильонов, то во многих работы продолжаются и сегодня.
— Сколько павильонов сегодня в реконструкции?
«
— В настоящий момент работы ведутся на 60 объектах, из них обновляются 27 павильонов. Я имею ввиду реставрацию, строительные и проектные работы по ним.
В связи с тем, что большая часть из них являются памятниками архитектуры, они требуют достаточно серьезного внимания, как по контролю за реализацией работ, так и по их вовлечению в оборот, исходя из предыдущего исторического целевого назначения. К маю 2019 года уже отреставрировано 14 объектов культурного наследия из 49: фонтаны "Дружба народов", "Каменный цветок", "Золотой колос", 14 фонтанов Центральной аллеи, памятник В.И.Ленину, павильоны №71 "Атомная энергия", №62 "Охрана природы", №58 "Земледелие" (бывший "Украинская ССР"), №18 "Республика Беларусь", №13 "Здравоохранение" (бывший "Армянской ССР"), №34 "Космос", арка Северного входа, система цветочных партеров, Дом культуры. Также работы продолжаются на 10 объектах культурного наследия.
—А когда планируется завершить все работы и ВДНХ перестанет напоминать постоянную стройку?
«
— Хороший вопрос. Я думаю, что какие-то работы по обновлению и модернизации будут продолжаться, потому что Выставка — это живой организм. Мы надеемся завершить большую часть работ в этом году, минимальные работы придутся на 2020 год. Мы будем работать над установкой видеонаблюдения с применением технологии распознавания лиц. Продолжим работы по возведению тематического парка аттракционов, а также зоны ЭКСПО, поэтому какое-то время строительные работы в некоторых частях территории ВДНХ еще будут присутствовать. Но мы работаем над тем, чтобы для гостей все это было незаметно, а их пребывание на выставке было максимально комфортным.
— Вы упомянули о сохранении исторического значения объектов. А есть ли такие павильоны, в которых после реконструкции функционал кардинально поменяется?
— Например, недавно мы подписали договор, согласно которому передаем павильон №20 "Химическая промышленность" под реконструкцию и восстановление SMP Racing, которая является самой масштабной и успешной автоспортивной организацией в России. Они планируют сделать на базе павильона Центральный Дом Автоспорта с интерактивными зонами и площадками для просмотра гонок. Это будет принципиально новый формат тематического центра в Москве, который, помимо музея, объединит в себе познавательную и развлекательную функции. Центральное место в здании займет музей автоспорта с современным выставочным пространством для демонстрации достижений России в мировом автоспорте. Планируется, что в музее будут представлены оригинальные гоночные автомашины, болиды прошлого и настоящего различных серий. Посетители смогут позаниматься на тренировочных гоночных симуляторах, а также увидеть экипировку известных гонщиков. В рамках образовательных программ в павильоне будут проходить лекции по истории автомобилестроения и автоспорта, мастер-классы отечественных инженеров с демонстрацией работы автомобильных узлов, встречи с известными пилотами, занятия по созданию гибридных автомобилей и электротранспорта и многое другое. Здесь будет работать спортивный автоклуб, а также стенды, где гости смогут принять участие в сборке отдельных автоузлов на оригинальной гоночной машине.
© Пресс-служба ВДНХ
Экскурсия на ВДНХ
— Какие-то еще павильоны поменяют функциональное назначение?
— На базе павильона №64 "Оптика" появится инновационный музей РЖД. Сменят функционал павильон №52/53 "Механизация. Электрификация. Мелиорация" и павильон №54 "Крупный рогатый скот". В 2020 году в них разместится музейно-выставочный комплекс гаража особого назначения ФСО России, ретро-техники и автомобильной истории. В экспозицию включат транспорт, на котором ездило руководство страны разных периодов.
— Расскажите подробнее о парке аттракционов на территории ВДНХ. Что он будет из себя представлять, в чем его уникальность?
— Первая очередь парка аттракционов "Город будущего" появится на участке площадью 17,3 гектара в южной части ВДНХ. В состав парка войдут: аттракционы, размещенные в новых крытых павильонах, канатная дорога и уличные развлечения. Несколько аттракционов расположатся в существующих исторических павильонах, которые будут приспособлены под дополнительные активности: "Круговая кинопанорама", "Юные техники", "Хлеб", "Семена". Уникальность парка в том, что часть современных высокотехнологичных аттракционов будут спроектированы "с нуля" специально для ВДНХ. При этом здесь можно будет не только покататься на аттракционах, но и провести образовательный досуг. Мы постарались собрать лучший мировой опыт и воплотить его в одно целое. Над реализацией проекта работает большая международная команда.Мы надеемся, что парк станет взрывной историей как для ВДНХ, так и для Москвы в целом.
— А когда он наконец откроется?
«
— Открытие первой очереди планируется в 2019 году, но в настоящее время есть небольшие трудности, которые заключаются в скорости реализации работ подрядчиком. Но мы делаем все возможное, чтобы в этом году запланированные объекты были запущены.
— Также на территории парка появится самое высокое в Европе колесо обозрения – высотой 140 метров. На какой стадии проект?
— Колесо является инвестиционным проектом группы компаний "Регионы". Оно примыкает к нашему парку, и практически они будут восприниматься как одно целое пространство. На сегодняшний день проект еще не вышел из экспертизы, так как это сложный объект. Говорить о сроках можно будет после выхода из экспертизы. Думаю, на его установку уйдет не больше года. Техническим воплощением занимается швейцарская машиностроительная корпорация, уже 50 лет проектирующая самые известные парки развлечений в мире, – Intamin AG. Колесо представляет собой сборную конструкцию, опорные конструкции уже произведены и находятся в России.
© Пресс-служба ВДНХ
Посетители ВДНХ в Москве
— Какие там итоговые параметры? Менялись ли они из-за недовольства местных жителей?
«
— Действительно, некоторые жители района были против строительства колеса. Но нет ни одной масштабной стройки в Москве, которая не потянула бы за собой волну недовольства. Само колесо по параметрам осталось таким же, единственное, был принят ряд технических решений, направленных как раз на удовлетворение пожеланий жителей и оказавших, в том числе, влияние на сроки выхода проекта из экспертизы. Увеличилось расстояние от застраиваемого участка до жилого сектора – до 100 метров.
По инициативе жителей отказались от традиционной фронтальной иллюминации, которая дает сильную засветку близлежащих объектов, в пользу архитектурной иллюминации со световым потоком, направленным внутрь колеса. Для этого предусмотрена программно-управляемая система источников света. Что касается опасений по поводу шума – во время эксплуатации колеса исключаются любые шумовые эффекты. Посадка на колесо обозрения будет осуществляться с пристроенного к нему посадочного пункта, связанного с многофункциональным центром эскалаторным переходом, что исключит возможность любого шума и массового скопления людей вблизи жилых домов. Уличное музыкальное сопровождение в рамках работы колеса обозрения не предусмотрено. Звуковое оборудование будет расположено только внутри закрытых кабин для организации аудиоэкскурсий. Кабины полностью герметичны и звуконепроницаемы.
— В реконструкции ВДНХ задействованы некоторые частные инвесторы, есть ли сейчас нужда в новых инвесторах?
— У ВДНХ большие, амбициозные планы развития. Уже сейчас можно заметить, как преобразилась Выставка и насколько комфортнее, интереснее, разнообразнее она стала. Конечно, такие положительные изменения не могли произойти без участия инвесторов. Мы открыты новым инвестиционным инициативам и готовы обсуждать варианты сотрудничества, если предложенные проекты не идут в разрез с общей концепцией возрождения Выставки. Например, мы не можем и не хотим строить на территории жилье, торговые или офисные помещения.
— А на какой стадии сегодня проект создания высокотехнологичного выставочного кластера ВДНХ ЭКСПО, который реализует группа компаний "Ташир"?
— Развитие зоны ЭКСПО планируется на базе павильонов 69, 70, 75 и включает в себя реставрацию, реконструкцию и новое строительство. Инвестор уже получил необходимые разрешения на снос 69 павильона. Кластер будет состоять из трех основных выставочных павильонов, с интегрированной сопутствующей инфраструктурой (кафе, рестораны, магазины). Появятся современные трансформируемые выставочные и концертные залы, международный таможенно-складской терминал. Здания комплекса между собой соединит крытая пешеходная галерея. В одном из павильонов предусмотрена "зеленая" эксплуатируемая кровля. Комплекс ВДНХ ЭКСПО должен открыться в 2021 году. Площадь обновленного выставочного кластера ВДНХ ЭКСПО увеличится до 320 тысяч квадратных метров.
— Как с открытием ЭКСПО возрастет доля от выставочной деятельности в структуре прибыли комплекса?
«
— Основная прибыль приходится на доходы от сдачи объектов в аренду, а также платный въезд на территорию, доходы от музейно-выставочной активности - то есть от продажи билетов. Порядка 30% прибыли - непосредственно от выставочной деятельности. Думаю, что после введения в эксплуатацию зоны ЭКСПО доля прибыли от конгрессно-выставочной деятельности вырастет до 45%. ВДНХ подтвердит свой статус главной выставки страны. Потому что мы будем продавать не квадратные метры, а эффективные контакты и новую культуру посещения выставок.
Ольга ГАХОКИДЗЕ