Араз Агаларов: Нет ничего хуже, чем достраивать за кем-то

Президент Crocus Group Араз Агаларов

В интервью РИА Недвижимость Араз Агаларов рассказывает, как он оказался ответственным за достройку домов печально известной Urban Group
Читать на сайте realty.ria.ru
Сложная экономическая ситуация привела к тому, что Crocus Group отложила некоторые проекты, но при этом взяла на себя обязательства по достройке нескольких десятков домов, начатых печально известной Urban Group. В интервью РИА Недвижимость президент группы Араз Агаларов рассказал, каким образом он оказался ответственным за достройку такого объема проблемных объектов и рассчитывает ли заработать на этом.
— Араз Искендерович, ранее вы не были замечены в достройке проблемных жилых объектов, но теперь берёте на себя довольно большой объем долгостроев Urban Group. Как так получилось?
— Вы же знаете, мы обычно не участвуем ни в каких конкурсах, а делаем, что поручают. Так вышло и в этот раз. Видимо, в правительстве или администрации обсуждался этот вопрос — как проходила процедура и принималось решение, я не знаю, участия в этом не принимал.
«
Когда на меня вышли с предложением, я согласился. Мы обычно не отказываемся, когда власти нам что-то поручают.
— Вы участвуете исключительно как подрядчик?
— Да.
— На какую сумму с вами заключены контракты?
— Контракты уже подписаны, но стоимость строительства будет определяться экспертизой. Нам сейчас выдали авансы, чтобы мы могли начать работать и снять напряжение, которое сегодня присутствует в обществе. Но всем проектам ещё предстоит пройти экспертизу, и это большая работа.
— У вас есть хотя бы примерное представление, сколько вы заработаете? Или это всё-таки окажется благотворительностью?
— Может быть, да. Мы, конечно, думаем о заработке, но получится ли — не знаю. Потому что сегодня в экспертизе такие расценки, которые не соответствуют реалиям. Придется как-то выкручиваться.
С другой стороны, после строительства двух стадионов у нас освободились строительные мощности. Не занятыми остались несколько тысяч людей, которых мы либо должны уволить, либо перевести на другие объекты.
С высоты птичьего полёта: панорамы брошенных строек Urban Group
— Вы уже успели оценить состояние недостроенных домов, какие там сложности?
«
— Нет ничего хуже, чем достраивать за кем-то, намного легче строить самому объект с нуля.
С технической точки зрения никаких сложностей мы не видим, мы строили практически все, в том числе и мосты, и дороги, и стадионы, и концертные залы, и торгово-выставочные центры. Но есть сложности, связанные с ценообразованием. Это не стандартные панельные дома, у них имеются дорогие элементы, например, фасады. На одном из домов шесть километров декоративных карнизов, которые не несут никакой функции, кроме красоты. Я предлагал что-то упростить, но это невозможно, потому что дольщики категорически против, они хотят получить то, за что заплатили деньги.
— Есть ли вероятность, что из-за этого достройка каких-то домов может затянуться?
— Нет. Достройка будет вестись в соответствии с графиками, и подписывая их, мы понимали, под чем подписываемся. Пять домов мы достроим уже в этом году — дом номер 6 в ЖК "Митино О2", дома номер 7 в ЖК "Опалиха О3", дом номер 7 в ЖК "Видный город" и дома номер 5 и 6 в ЖК "Солнечная система". У них была самая высокая строительная готовность, под 90%. Потом заказчику еще предстоит оформить их документально, получить заключения о соответствии, разрешения на ввод в эксплуатацию и так далее.
— Сейчас у вас подписаны контракты на достройку 57 домов, возможно ли, что вы будете достраивать все 68?
— Ну, власти так и планируют, чтобы мы достроили все. Без ложной скромности скажу, что мы ни в одной госстройке не опоздали по времени и не вышли за рамки предоставленных денег. Наверняка это учитывалось, когда нас выбирали.
— Если опыт с "Урбаном" окажется удачным, будете в дальнейшем брать на себя подобные обязательства?
— Если будут поручать — будем брать.
— Какова сейчас доля госконтрактов в обороте группы?
— Доля большая, но прибыли с нее мало. Кроме "Урбана", где суммы ещё не определены, и стадионов, которые мы уже сдали, остались только последние штрихи с бюрократией, сейчас по госзаказам мы строим первый участок ЦКАД длиной 49 километров и границу с Киргизией. По ЦКАДу бюджетных 42 миллиарда рублей и наших шесть, по границе цена контракта около 7 миллиардов рублей.
— Расскажите о границе, что вы там должны построить? Насколько это сложный проект?
— Там огромное количество пропускных пунктов со специальным оборудованием, в том числе лабораториями для сельхозпродукции и ветеринарно-санитарной экспертизы. Есть сложности, связанные с тем, что объектов много и они находятся на удалении друг от друга. Некоторые участки проходят по высокогорью, а в горах тоже есть жители, с которыми нужно улаживать вопросы землеотведения. В отдельных местах границы весьма условные, и бывало, что мы начинали строить, а к нам приходили из соседних государств и говорили, что граница не здесь. Несколько раз нам приходилось передвигать стройки.
С точки зрения нормативов трудностей нет, они там на самом деле советские и хорошо нам знакомые. Но пришлось использовать местных строителей, а их квалификация порой недостаточна для наших стандартов строительства.
— Как долго вы планируете строить эти пропускные пункты?
— Там не все зависит от нас, но тем не менее, надеемся, что в ближайшие полгода, к середине 2019-го уже закончим.
Столица без границ: как развивается московская агломерация
— В какой стадии сейчас передача станции метро "Мякинино" в Москве? Почему затянулся процесс передачи?
— Станция давно сдана в эксплуатацию и работает на абсолютно законных основаниях. Просто после сдачи станции с первым вестибюлем мы достроили ещё два, с переходами во второй и третий корпуса "Экспо". Поэтому надо было заново пройти весь путь по согласованию проекта. После того, как он пройдет согласование со всеми структурами — нам нужно пройти 21 пункт — станция официально перейдет на баланс ГУП "Московский метрополитен". Думаю, это произойдет в первом квартале следующего года.
Станция никогда не принадлежала нам, мы просто дали 20 миллионов долларов, по тем деньгам 600 миллионов рублей. Сейчас бы она, конечно, обошлась дороже.
— Будете впредь инвестировать в такие проекты?
— Если наш торговый центр будет совпадать с проходящей мимо линией метро, мы с удовольствием профинансируем строительство. Но пока таких объектов нет, и линии мимо нас нигде не проходят.
— А что у вас со строительством большого торгового центра в новой Москве? Вы его анонсировали, но строить так и не начали.
— Пока не строим. Должны были начать, но не начали, исходя из общей экономической ситуации. Сейчас даже действующие торговые центры страдают от нехватки арендаторов и посетителей. В такой ситуации добавлять еще один было бы неправильно. Проект практически готов, но разрешение пока не получали, чтобы оно не устаревало. Может быть, весной следующего года начнем строить. Он тоже будет открываться под брендом Vegas и отличаться оригинальным интерьером.
— Ранее вы из-за экономической нестабильности отложили также строительство офисных небоскребов в Красногорске. Когда ситуация наладится и вы вернетесь к проекту, станете ли его менять? Возможно, Красногорску уже не понадобится миллион квадратных метров офисов.
— Они не Красногорску нужны, а Московской области и Москве. Сегодня большое количество офисных работников, и они вынуждены ездить в центр города. А если здесь сядут большие компании, они легко наберут сотрудников из ближайших районов.
— Как вы оцениваете состояние нынешнего рынка жилья? Верите ли вы, что задача по вводу ежегодно 120 миллионов квадратных метров жилья достижима?
«
— Нет. Не просто не верю, а знаю, что она недостижима при существующем положении вещей. Дело в том, что у нас нет целевого финансирования под жилищное строительство. Есть только банковское кредитование либо деньги дольщиков. Деньги дольщиков со следующего года станут недоступны, а существующие процентные ставки таковы, что такой объем строительства невозможен. Задача по вводу 120 миллионов квадратных метров может быть выполнена только при резком снижении процентных ставок на жилищное строительство.
— Вы сказали, что госзаказы не приносят вам особой прибыли, а что приносит?
— Наши якорные предприятия — это "Твой дом", "Вегасы", "Крокус Экспо". У нас, условно говоря, табуретка стоит на трех ножках. Оборот "Твоего дома" — примерно 400 миллионов долларов в год, прибыли из них около 40 миллионов. Доходная часть "Вегасов" от аренды — в пределах 120-130 миллионов долларов, от выставочного бизнеса — порядка 100 миллионов долларов. При этом в год мы платим 3,5 миллиарда рублей налогов, зарплатный фонд тоже примерно 3,5 миллиарда, и около семи миллиардов ежегодно уходит на проценты по кредитам. Получается, мы работаем, чтобы обслуживать долги и выплачивать зарплату. Заработки есть, но они незначительные. Если раньше у нас оставался серьезный жирок, то сейчас это осталось в прошлом. Сейчас практически все компании, которые занимаются несырьевой историей, находятся в не очень хорошем финансовом положении.
Crocus Group заключил контракты на достройку еще 14 домов Urban Group
— Какой все-таки у вас оборот и какой прибыли вы ожидаете по итогам 2018 года? Какая кредитная нагрузка в настоящее время?
— Общий оборот Crocus Group в районе 67 миллиардов рублей, ожидаемая прибыль по итогам этого года — 1,8 миллиарда. При этом кредитная нагрузка сейчас составляет 110 миллиардов рублей.
— Что вообще сегодня представляет собой Crocus Group? Сколько компаний входит в периметр группы, сколько людей в ней работает?
— Сколько компаний не скажу, потому что уже сбился со счета. Количество людей постоянно меняется. Но больше десяти тысяч. Сейчас вот для "Урбана" дополнительно приняли уже более 1000 человек.
— Насколько глубоко вы погружены в оперативное управление?
— Глубоко, насколько это возможно. Полностью занимаюсь оперативным управлением, к сожалению.
— А как же принцип делегирования?
— Он существует, но есть дурацкие привычки, от которых в моём возрасте избавиться очень сложно.

Беседовал Константин БАЛАКИН
Обсудить
Рекомендуем