Скатертью дорога: как производят покрытие для московских улиц

Все кошки серые только ночью, а московский асфальт – круглосуточно. Хотя цветовая гамма дорожного покрытия одинаково неброская, ее состав на высокоскоростных магистралях и в пешеходных зонах принципиально различается. Чем именно и как вообще в Москве производят асфальтобетонные смеси, сайт "РИА Недвижимость" узнал на одном из городских производств.
Читать на сайте realty.ria.ru

МОСКВА, 19 сен — РИА Недвижимость. Все кошки серые только ночью, а московский асфальт — круглосуточно. Хотя цветовая гамма дорожного покрытия одинаково неброская, ее состав на высокоскоростных магистралях и в пешеходных зонах принципиально различается. Чем именно и как вообще в Москве производят асфальтобетонные смеси, сайт "РИА Недвижимость" узнал на одном из городских производств.

Дороги — городу

По огромной территории производственного комплекса АБЗ "Дмитровка" заместитель начальника Илья Кудинов всюду ходит с рацией, отдавая короткие распоряжения сотрудникам. Рабочий день, стартовавший в полвосьмого утра, в разгаре: погрузчики высыпают щебень и гранит в отсеки для хранения, грохочут конвейерные ленты.

"Комплекс можно условно разделить на три основные локации: место для хранения материалов, три установки по производству смесей и лаборатория. В одну смену на работе заняты до 50 человек, каждый отвечает за свою зону ответственности", — перечисляет Кудинов.

Большую часть территории производственного комплекса занимают ячейки под тонны нерудных материалов. Это песок, щебень нескольких видов, гранит и магматическая порода габбро, которую широко используют при ремонте московских улиц. По словам Кудинова, именно габбро и гранит составляют основу большинства асфальтобетонных смесей для города.

Самый крутой руководитель завода
"Когда нам присылают заявку на определенный объем работ, в ней уже указывается, какой тип смеси необходим для участка. Его выбор зависит от категории дороги. Например, покрытие для пешеходной зоны не подойдет для трасс МКАДа и других дорог с повышенной транспортной нагрузкой", — объясняет эксперт.

Большая часть смесей, производимых на "Дмитровке", идет на укладку МКАДа, реконструкцию московских улиц, благоустройство парковых и пешеходных зон в столице.

Тотальная автоматизация

Процесс производства смесей, хотя и шумный, полностью автоматизирован и требует минимальных человеческих усилий.

Сначала, согласно заявке, отбирается необходимый материал для будущей смеси. Из ячейки хранения его забирает в ковш машина-погрузчик и в несколько подходов загружает в холодные бункера предварительной дозировки. За процессом внимательно следит дозировщик. Если в материал попадает крупный мусор, дозировщик предупреждает о проблеме, и ее оперативно устраняют.

"После этого материал уходит на транспортерные ленты. По ним он поступает в специальный сушильный барабан, в котором работает горелка. Это необходимо, чтобы в материале не осталось влаги", — объясняет Кудинов.

После просушки основа смеси поднимается наверх по горячему элеватору, сооружение высотой в несколько десятков метров. Внутри материал просеивается сквозь специальные сита и сортируется по фракциям. Затем будущая смесь попадает в горячие карманы, взвешивается и уходит в смеситель, где и формируется окончательно. Время создания смеси варьируется от ее типа, говорит замначальника "Дмитровки".

"Самая "медленная" — это песчанка, самая "быстрая" — щебеночно-мастичный асфальтобетон. Когда смесь готова, она сразу грузится для отвоза на место работ", — отмечает Кудинов.

Готовые смеси с периодичностью в пять минут отгружаются в кузова перевозчиков. В час, по словам Кудинова, одна из трех установок предприятия производит 240 тонн смеси, а если работают все три — 720 тонн. За ночную смену с "Дмитровки" увозят до четырех тысяч тонн дорожной смеси.

Параллельно с этим специалисты предприятия следят за состоянием оборудования и приемом материалов. Штатные слесари постоянно обходят завод, при необходимости осуществляя текущий ремонт. Приемщики битума и минерального порошка закачивают материалы во временные хранилища — высокие серые и синие бочки.

"Благодаря командной работе, предприятие функционирует как часы", — с улыбкой говорит Кудинов.

Дорожные ученые

Самое тихое место на "Дмитровке" — лаборатория, в которой проводятся испытания качества смесей и совершенствование их рецептуры. По словам лаборанта-эксперта Артема Малявко, это спецподразделение существует с 2016 года.

"Мы проверяем химические составы, материалы и уже готовые смеси, испытываем их свойства, а еще делаем предварительные образцы. Если испытания проходят успешно, то рецептура фиксируется и в дальнейшем используется на производстве", — говорит лаборант.

Рецепта идеальной асфальтобетонной смеси, подчеркивает Малявко, не существует. Для каждого участка определяется лучший из вариантов. А их немало: песчаная смесь без содержания щебня на минеральном порошке и битуме, щебеночно-мастичный асфальтобетон, крупно- и мелкозернистый, пористый.

"Выбор зависит от того, чего хочет заказчик. Бывает такое, что смесь успешно прошла испытания, а на участке выясняется, что она, например, слишком жирная. Тогда мы приезжаем на участок и проверяем, почему так вышло. Наша задача — определить причину, и если это заводской дефект, то мы совершенствуем рецептуру", — говорит лаборант.

Кудинов подчеркивает: лаборатория — важное звено в работе всего предприятия. Именно здесь смеси проверяют на строгое соответствие ГОСТу, чтобы в дальнейшем сделать московские дороги максимально качественными и безопасными.

Обсудить
Рекомендуем