Сумасшедший талант: уникальный почерк легендарных женщин-архитекторов

Буквально через неделю в Москве стартует Moscow Urban Forum 2018, в котором примут участие именитые архитекторы и урбанисты, в том числе одна из известнейших женщин-архитекторов – нидерландка Франсина Хубен. Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить самых ярких дам, которым надо быть сильнее мужчин на архитектурном Олимпе.
Читать на сайте realty.ria.ru

Буквально через неделю в Москве стартует Moscow Urban Forum 2018, в котором примут участие именитые архитекторы и урбанисты, в том числе одна из известнейших женщин-архитекторов — нидерландка Франсина Хубен. Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить самых ярких дам, которым надо быть сильнее мужчин на архитектурном Олимпе.

Нидерландский бриллиант

Принцип трех "К" — композиция, контрастность, комплексность — лежит в основе метода руководителя мастерской Mecanoo Франсины Хубен. В ее работах прослеживается очень бережное и рациональное использование земли. Поэтому некоторые свои проекты Хубен словно пытается спрятать в окружающее пространство, как, например, здание библиотеки Дельфтского технического университета, которое уютно расположилось под зеленым "холмом", выполняющим функцию общественного пространства.

Однако самой популярной и узнаваемой, хотя одновременно и спорной, ее работой считается библиотека в Бирмингеме (Великобритания). В оформлении фасада здания видна страсть Хубен к "слоистости" и "ажурности" при строгих и четких формах самой постройки. Показательной является и ее Дворец правосудия в Кордове (Испания) — массивное белое здание-кирпич выглядит изящно за счет ажурной перфорации фасада и эффектных "пустот" в конструкции. По тому же принципу сделан фасад спортивного колледжа Fontys в ниджерландском Эйндховене — в плотной кирпичной кладке вдруг появляются пустоты, с помощью которых архитектор "рисует" образы спортсменов.

Большая часть работ Хубен реализована в Нидерландах, однако у архитектора в копилке имеются проекты, разработанные для Вашингтона (США) — реконструкция Мемориальной библиотеки Мартина Лютера Кинга; Гаосюна (Тайвань) — транспортно-пересадочный узел; Шэньчжэня (Китай) — Культурный центр района Лунган.

Кстати, Хубен примет участие в одной из панельных дискуссий Moscow Urban Forum 2018, который пройдет с 17 по 22 июля. В рамках дискуссии спикеры обсудят, удалось ли Москве найти общий язык с иностранными архитекторами, что получилось и не получилось в работе с международными архитектурными бюро и как это повлияло на архитектуру города?

У проектов Хубен есть изюминка: их нельзя оценивать издалека, они как шкатулка с секретом, который раскрывается при приближении. Так, в волнообразных полосах потолка вокзала Делфта (Нидерланды) начинаешь угадывать карту города.

Гроза геометрии

Блистательная звезда Захи Хадид продолжает светить на архитектурном небосводе даже после ее смерти. Именно она открыла дорогу своим коллегам дамам в "высший свет" архитектуры, получив в 2004 году "архитектурный Оскар" — Притцкеровскую премию. Хадид прокомментировала свою победу не без иронии: "…я не знаю, с чем это связано в большей степени: с тем, что я женщина, с тем, что я из Ирака, или с тем, что я сумасшедшая".

Сумасшествие — в принципе, так иногда хочется сказать, глядя на работы Хадид. Да и может ли быть иначе у ярчайшего представителя деконструктивизма, который нарушает все классические представления об архитектурном пространстве? Архитектор шинкует, мнет, смещает и складывает стопками как сами здания, так и их интерьеры.

Долой геометрию — это скучно, словно говорит Хадид своими работами. Ее здания больше похожи на инсталляции современных художников, собственно, она сама была автором инсталляций и театральных декораций.

Кстати, Москва тоже может похвастаться проектами от Хадид: бизнес-центр Dominion Tower и технопарк Сбербанка в инновационном центре "Сколково".

Вызывает "антирес": как иностранные архитекторы преображают Москву
В деловой программе Moscow Urban Forum 2018, который пройдет с 17 по 21 июля, примет участие один из самых известных мировых архитекторов, ландшафтный дизайнер, профессор и урбанист Вини Маас – один из основателей голландской студии MVRDV, работающей на пересечении архитектуры и урбанизма. Он расскажет о том, как прогнозировать жизнь мегаполиса и как использовать выходящие из моды пространства. Кроме того, урбанист примет участие в дискуссии "Удалось ли Москве найти общий язык с иностранными архитекторами".

Проекты Мааса называют авангардными за необычные формы, смелую колористику и нестандартные материалы. Так, недавно одобренный Архсоветом Москвы проект бюро MVRDV "Московский силуэт" на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садовой-Спасской улицы вобрал в себя все эти составляющие.
1 из 7
Кстати, бюро MVRDV Мааса принимало участие в конкурсе на концепцию парка "Зарядье" в Москве, но заняло лишь третье место. Нидерландские архитекторы предлагали расположить в "Зарядье" 750 видов садов.

Однако победу в конкурсе одержала американская студия DillerScofidio + Renfro. Именно благодаря полету творческой мысли ее авторов на месте снесенной гостиницы "Россия" неподалеку от Кремля раскинулся гибридный ландшафт, сочетающий природную и городскую среду. Посетители парка "Зарядье" смогут прогуляться здесь по 4 природным зонам – тундре, степи, лесу и даже по болоту.
2 из 7
Гений ныне покойной легенды деконструктивизма Захи Хадид тоже внес свою лепту в архитектурную панораму Москвы. Так, по проекту архитектора был построен бизнес-центр Dominion Tower в Москве. Правда футуристическое здание, изначально предложенное Хадид, было переработано и существенно упростилось в финальном варианте, но все равно выглядит довольно эксцентрично.
3 из 7
Заха Хадид также успела принять личное участие в разработке концепции технопарка Сбербанка в инновационном центре "Сколково". В итоге ее бюро Zaha Hadid Architects стало победителем конкурса. Уникальность проекта состоит в том, что предложен абсолютно новый формат офисного пространства для IT-специалистов. Концепция, представленная мастерской Хадид, позволяет пересмотреть и усовершенствовать принципиально модернистский подход к созданию рабочих пространств, который до настоящего момента времени являлся неким универсалом.
4 из 7
Еще одному британскому архитектору Дэвиду Аджайе центр "Сколково" обязан зданием Московской школы управления "Сколково". Здание включает в себя четыре корпуса: административный блок, спорткомплекс, гостиницу и общежитие. Уникальность постройки заключается в его конструкции: фасады объемов здания должны создавать ощущение выпуклости и это при абсолютно плоском остеклении.
5 из 7
Новое здание музея "Гараж" в ЦПКиО им. Горького разрабатывало нидерландское бюро ОМА архитектора Рема Колхаса. Аскетичный фасад здания на самом деле выполняет несколько функций: полупрозрачная плоская оболочка скрывает техническую инфраструктуру здания, может служить поверхностью для видеопроекций и художественной подсветки.
6 из 7
Дом на колоннах "зашагает" над бывшим Бадаевским пивоваренным заводом – именно такое чудо предложили специалисты швейцарского бюро Herzog de Meuron в проекте редевелопмента территории промзоны.
7 из 7

Бесконечное пространство

Японская современная архитектура — это ода функционализму построек и чистоте их форм и цвета. Так, основатель мастерской SANAA Кадзуё Сэдзима совместно со своим партнером Рюэ Нисидзавой во всех своих работах словно хочет отказаться от цвета вообще. Поэтому их проекты в основном либо белые как Школа менеджмента и дизайна Цольферайн в Эссене (Германия), либо бесцветные, то есть прозрачные, как магазин Dior Omotesando в Японии.

Сэдзима стала в 2010 году первой женщиной, руководившей проведением биеннале архитектуры в Венеции. И, кстати, она со своим партнером стали лауреатами Притцкеровской премии в 2010 году. Жюри вознаградили архитекторов как раз за "кажущуюся простоту" их проектов, за которыми стоит попытка стереть границы пространства, сделать его непрерывным, бесконечным, легким, не довлеющим над человеком.

Дива гипернапряжения

Экстравагантная, максимально экспрессивная и претенциозная во всем — от внешности до архитектурных проектов — такая она, француженка Одиль Декк. Про свою работу на архитектурном поприще она говорит, что женщина здесь должна бороться больше, должна быть сильнее, чем мужчина.

Свои работы архитектор именует придуманным ею же стилем hyper-tension ("гипернапряжение"). В своих проектах она использует самые продвинутые технологии и современные материалы. Ее здания всегда имеют какой-то вызов, какой-то "шокирующий" элемент. Глядя на некоторые из них, думаешь, будто кто-то взял классическое здание и частично сломал его или вложил в него чужеродных деталей.

Обсудить
Рекомендуем