Строим просто: сокращение админбарьеров в строительстве

Снижая и оптимизируя: как Россия растет в Doing Business благодаря стройке

В последние годы Россия демонстрирует положительную динамику в продвижении в рейтинге Всемирного банка, в том числе за счет улучшения по показателю «Получение разрешений на строительство». При этом эксперты отмечают, что в данном направлении у нашей страны ещё имеется значительный потенциал, так как реформы продолжаются.
Читать на сайте realty.ria.ru

МОСКВА, 25 июн — РИА Недвижимость. В последние годы Россия демонстрирует положительную динамику в продвижении в рейтинге Всемирного банка, в том числе за счет улучшения по показателю "Получение разрешений на строительство". При этом эксперты отмечают, что в данном направлении у нашей страны ещё имеется значительный потенциал, так как реформы продолжаются, а ряд преобразований, уже работающих на практике, Всемирным банком пока не учтены.

Что такое Doing Business

Рейтинг Doing Business, который готовится Всемирным банком уже полтора десятка лет, служит своего рода индикатором делового климата в разных странах мира. Он охватывает 190 стран и исследует нормы регулирования, способствующие или препятствующие развитию бизнеса в течение всего цикла деятельности, включая создание предприятия, ведение бизнеса, осуществление внешнеторговой деятельности, уплату налогов, а также уровень защиты прав инвесторов.

Утомленные бюрократией, или Где в мире строить просто

Степень удобности ведения бизнеса в той или иной стране оценивается по десяти показателям: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности. В последнее время к ним также добавилась методика, учитывающая активность проведения реформ в стране.

В основном рейтинг посвящен малым и средним предприятиям и оценке нормативных актов, регулирующих их деятельность на протяжении всего жизненного цикла. Методика исследования и модель анализа затрат являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

Помимо того, что рейтинг ориентирован на малый и средний бизнес, он оценивает только качество регулирования, не учитывая экономическую и политическую составляющие.

Чего и как добилась Россия

Как отметил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, Россия показывает одну из лучших динамик за последние шесть лет в плане продвижения в рейтинге. Так, в 2011 году наша страна находилась на 124-м месте, а в последнем рейтинге, вышедшем в 2017 году по итогам 2016-го, заняла уже 35-ю позицию. Во многом такой рост стал возможен благодаря улучшению в части получения разрешения на строительство. В том же 2011 году по данному критерию Россия находилась на 179-м месте, а теперь поднялась до 115-го.

Бумажные тернии: сколько нужно процедур, чтобы построить дом

Глава департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин уточнил, что количество процедур, зафиксированных экспертами Всемирного банка, сократилось более чем втрое — с 48 до 15. При этом срок прохождения процедур сократился почти в два раза — с 452 дней до 239 дней. Также снизилась и стоимость процедур.

В Минстрое РФ рассказали, что одной из реформ, проведенных в Москве и Санкт-Петербурге, которая сказалась на сокращении сроков прохождения процедур, является полная автоматизация процедур в сфере выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию с последующей постановкой вновь построенного объекта на кадастровый учет и переход на электронное межведомственное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти. Указанные процедуры теперь оказываются исключительно в электронной форме. "Команда Москвы проводила эту работу последовательно с 2012 года и одновременно с Санкт-Петербургом завершила ее в 2017 году", — отметили в Минстрое.

Также был осуществлен переход на риск-ориентированный подход к контролю за строительством. Это означает, что чем сложнее объект и риски при его строительстве выше, тем жестче контроль и тем чаще проводятся проверки. Еще был утвержден исчерпывающий перечень процедур при строительстве нежилых объектов, и теперь прохождение процедур, не включенных в него, исключено. Кроме того, была обеспечена унификация процедур и сроков подключения капитальных объектов к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.

В рамках оптимизации процедур также была значительно расширена информация, содержащаяся в градостроительном плане земельного участка — это позволило упростить сбор данных для проектирования. Одновременно упрощено проведение инженерных изысканий посредством создания информационных ресурсов и электронных сервисов.

"Конечно, результат еще далек от идеала, но представьте — когда мы только начали готовить "дорожную карту" по стройке, то предприниматели даже не могли точно сосчитать, сколько всего в России строительных процедур. От региона к региону их количество отличалось в разы! Инвестор, приходя в новый регион, зачастую просто не знал, с чем столкнется", — рассказывает директор направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян, замечая, что при этом каждый регион может дополнительно сокращать сроки оказания услуг, предусмотренные федеральным законодательством.

Аветисян также обращает внимание, что в рейтинге в части количества строительных процедур мы приблизились к лучшим мировым практикам (15 в Москве и 13 в Санкт Петербурге). "Для сравнения, у Саудовской Аравии (2-е место в рейтинге по стройке) 14 процедур", — уточняет эксперт.

Вместе с тем Левкин подчеркивает, что учёт реформ носит отложенный характер, так как эксперты Всемирного банка учитывают только реформы, полностью реализованные на практике. К примеру, в 2015 году исключена необходимость согласования архитектурно-градостроительного решения для небольших нежилых объектов на периферии в Москве, что позднее было зафиксировано в рейтинге "Ведение бизнеса-2017", поясняет чиновник.

Аветисян добавляет, что в состав градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) теперь включается информация о сетях инженерно-технического обеспечения, расположенных в границах земельного участка, а также о технических условиях подключения к сетям водоснабжения и водоотведения. Только это нововведение объединит три процедуры в одну и сократит сроки на 30 дней. Реформа работает уже сейчас, но, к сожалению, отразится в рейтинге не сразу. "Традиционно, из-за длинного строительного цикла, респонденты Всемирного банка в сфере строительства ощущают эффекты от реформ спустя 1-2 года", — говорит Аветисян.

Бизнес оценил

Исследования ВЦИОМа показали, что представители бизнеса заметили эффект от проводимых реформ. Так, согласно последнему исследованию, положительно изменения оценили более половины опрошенных. Наибольшую пользу застройщики почувствовали от перевода госуслуг в электронный вид (76,2% респондентов), а также от включения в состав ГПЗУ данных о прохождении инженерных коммуникаций и технических условий подключения к ним (68,3%). При этом во ВЦИОМ замечают, что более положительному восприятию преобразований поспособствовало бы повышение информированности представителей стройотрасли.

По мнению заместителя генерального директора концерна "Крост" Марины Любельской, все процедуры как в сфере строительства, так и в сфере покупки жилья в Москве за последние годы пришли к максимальному упрощению. Она поясняет, что благодаря внедрению принципов единого окна и перевод большинства услуг в электронный вид, получение разрешений на строительство, на использование земель и подключение к инженерным сетям стало занимать существенно меньше времени.

Экстренная помощь: как застройщику защитить себя от незаконных требований

"Мы, как столичный застройщик, отмечаем эту тенденцию: в Москве начинать новое строительство и вводить готовое жилье в эксплуатацию стало действительно проще. Период от старта проекта до его завершения теперь занимает существенно меньше времени, что идет на пользу и застройщикам, которые экономят ресурсы, и покупателям, которые меньше времени ожидают окончание строительства своих квартир. Строительная отрасль сегодня, можно сказать, находится на пике формы, а потому готова к новому прорыву", — рассуждает Любельская.

Директор по маркетингу и исследованию рынка ФСК "Лидер" Ксения Цаплина подтверждает, что сегодня принят ряд решений, которые позволяют говорить, что власти задумались о движении девелоперского бизнеса в цивилизованное русло. В частности, перевод согласования документации через электронные сервисы значительно оптимизирует и упрощает работу застройщиков, и теперь рассмотрение и согласование документации укладывается в регламентные сроки, уточняет она.

Удобство системы электронного документооборота, ускоряющей процесс подачи и согласования документов, отмечает и руководитель департамента проектного управления по Московской области ГК "Инград" Александр Гусев, добавляя, что сейчас каждый застройщик может обратиться за любой услугой и документом через единый портал, а также отслеживать статус исполнения.

"На сегодня это лучшая практика в России и одна из лучших в мире", — дополняет коллег член бюро правления РСПП, председатель правления корпорации "Баркли" Леонид Казинец. Он вспоминает, как во время перевода услуг в электронный вид в 2013-2015 годах сами застройщики не успевали за органами власти. Все привыкли носить документы на бумаге, что позволяло исправлять ошибки и неточности в процессе оказания услуг, фактически органы власти были консультантами при заполнении документов, поясняет Казинец.

Гусев также обращает внимание, что среди изменений, которые положительно отразились на строительной отрасли, можно выделить переход от индивидуального взаимодействия с каждым муниципалитетом к централизованной системе обращения "одного окна" в Минстрое. "Нельзя не отметить тесное взаимодействие органов власти, которое за последнее время серьезно улучшилось. Благодаря эффективно выстроенной коммуникации между министерством строительства и Росреестром ряд согласований проходит гораздо быстрее, чем это было несколько лет назад", — добавляет эксперт.

Что впереди

В настоящее время реализуется еще ряд реформ, которые могут поспособствовать улучшению положения России в рейтинге, в том числе в части разрешения на строительство.

Так, по данным столичного стройкомплекса, в число изменений, которые должны быть учтены Всемирным банком, входит включение в состав ГПЗУ информации о технических условиях подключения к сетям водоснабжения и водоотведения и о существующих подземных коммуникациях и сооружениях. Также в Москве формируется сводный план подземных коммуникаций и сооружений в электронном виде. Переводится в электронный вид и интегрируется в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности Геофонд Москвы в части инженерных изысканий. Новшеством является и осуществление кадастрового учёта вновь построенных объектов капитального строительства на основании направления заявления Могосстройнадзора в орган кадастрового учёта в рамках межведомственного взаимодействия без участия заявителя.

Кроме того, в настоящее время на территории Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области проводится эксперимент по переводу услуг по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения в электронный вид, отметили в Минстрое. Задачами эксперимента являются оптимизация (унификация) состава документов в отношении всех видов сетей, и перевод услуг по подключению исключительно в электронную форму на основе подачи единой заявки через региональные порталы предоставления государственных и муниципальных услуг. Реализация эксперимента позволит сократить сроки прохождения процедур, повысит прозрачность их проведения.

"В дальнейшем результаты эксперимента будут распространены и на другие регионы России. Эту работу мы планируем завершить в 2019 году", — сообщили в Минстрое.

Одновременно, по данным ведомства, разрабатывается законопроект о едином стандарте предоставления государственных и муниципальных услуг в строительстве, что в итоге обеспечит единую практику правоприменения законодательства о градостроительной деятельности по всей стране и заложит основы цифровизации услуг в стройотрасли.

По словам Левкина, потенциал улучшения позиций России в рейтинге, в том числе за счет направления "Получение разрешений на строительство", имеется. При этом чиновник признает, что делать конкретные прогнозы затруднительно в связи с тем, что страны, участвующие в рейтинге, также проводят реформы в целях упрощения регулирования как в сфере строительства, так и в других отраслях, оцениваемых в рамках рейтинга.

Обсудить
Рекомендуем