Доступная роскошь: как Москва становилась "электрической"

Изначально электрический свет был удовольствием недешевым, и его могли себе позволить только богатые люди. Сегодня электричество есть в каждом доме практически в любой точке мира. Сайт "РИА Недвижимость" рассказывает о том, как проходила электрификация Москвы.
Читать на сайте realty.ria.ru

Изначально электрический свет был удовольствием недешевым, и его могли себе позволить только богатые люди. Сегодня электричество есть в каждом доме практически в любой точке мира. Сайт "РИА Недвижимость" рассказывает о том, как проходила электрификация Москвы.

От дуги до фонаря

Все началось в 1802 году, когда русский физик-экспериментатор Василий Владимирович Петров, вдохновившись исследованиями Гальвани и Вольта, открыл электрическую дугу и предположил, что в будущем ее можно будет использовать "для освещения темных покоев", рассказывает директор музея "Огни Москвы" Наталья Потапова. Через несколько лет его опыт повторил английский физик Гемфри Дэви, и с того момента ученые начали разрабатывать электрическую лампу. В 1820-е годы уже существовали первые образцы.

Сияющий город: история уличного освещения в Москве
История появления "официального" уличного освещения в Москве несет на себе печать рождественского чуда: именно 25 декабря по старому стилю здесь засияли первые уличные фонари. Было это в очень далеком 1730 году, а поводом стал указ самой императрицы Анны Иоановны.

Любопытная деталь: указ датирован 27 ноября 1730 года, то есть на его реализацию понадобился всего месяц. Неплохие скорости, правда?

На фото: Масляный фонарь у Сухаревой башни, 1-я половина XIX века.
1 из 10
В XIX веке систему уличного освещения ждали большие перемены. Сперва, в 1863 году, место старых масляных фонарей заняли более яркие керосиновые. А всего два года спустя Московская городская дума заключила тридцатилетний контракт с английской компанией "Букъе и Гольдсмит" на установку еще более прогрессивных газовых фонарей. Для этого англичанам даже пришлось строить отдельный завод.

На фото: Газовый фонарь на улице Володарского.
2 из 10
Первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году. 15 мая 1883 года (по старому стилю), в день коронации Александра III, при помощи дуговых ламп была освещена площадь вокруг Храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Для этой цели было закуплено 3500 лампочек накаливания Т. А. Эдисона.

На фото: Репродукция литографии 1856 года "Иллюминация Большого театра в день коронации".
3 из 10
В начале тридцатых годов двадцатого века потребность в уличном освещении стала еще выше, и его развитие ускорилось.

В 1932 году последние газовые фонари уступили место электрическим. В этом же году городское световое хозяйство подверглось крупной реорганизации. Управление наружного освещения и государственная фабрика вывесок и реклам были объединены в самостоятельный трест "Мосгорсвет", которому было поручено все световое оформление города: обслуживание уличных фонарей, освещение фасадов исторических зданий, витрин магазинов, остановок общественного транспорта, бензиновых колонок, киосков, установка световых реклам, вывесок, сигнализация уличного движения.

На фото: Чугунная литая колонна со светильником для лампы накаливания.
4 из 10
В конце 30-х годов в Москве были созданы независимая высоковольтная сеть наружного освещения и система централизованного телемеханического управления, появились первые автовышки.

На фото: Первый пульт управления освещением Москвы (1940 г.) в Музее "Огни Москвы"
5 из 10
С самого начала Великой Отечественной войны в Москве был объявлен режим общего полного затемнения. Главной задачей сотрудников "Мосгорсвета" стало обеспечение светомаскировки города. С наступлением темноты ни один фонарь не должен был нарушить темноту московских улиц.

7 сентября 1947 года – ко дню 800-летия Москвы, довоенный уровень освещения был не только восстановлен, но и существенно расширен. Вечером в день юбилея в городе вспыхнули бесчисленные огни праздничных иллюминаций. На темном фоне неба вырисовывались все грани башен Московского Кремля.

На фото: Иллюминация Кремля в честь 800-летия Москвы в 1947 году
6 из 10
В 60-70-е годы XX века впервые на улицах города были установлены газоразрядные ртутные лампы. 1975 год стал поворотным в развитии уличного освещения города: на проспекте Карла Маркса (сейчас Охотный ряд) и площади Дзержинского (сейчас Лубянка) были установлены 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления фирмы General Electric. В первое время это освещение с непривычной оранжевой окраской вызывало недоумение. Однако оно значительно улучшило видимость на улицах и быстро завоевало признание москвичей.

На фото: Проспект Карла Маркса (сейчас Охотный ряд) 1970-е годы.
7 из 10
В 1999 году было создано государственное унитарное предприятие "Моссвет", находящееся в ведомственном подчинении департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы. С этого началась новейшая история освещения в столице.

На фото: Новогодняя композиция на здании Центрального телеграфа в Москве
8 из 10
В 2007 году "Моссвет" разработал общую концепцию единой светоцветовой среды города.

В ее основу была положена идея гармоничного использования всех средств освещения для повышения уровня комфорта и безопасности световой среды города, а также улучшения его архитектурно-художественных качеств в вечерне-ночное время.

На фото: Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя.
9 из 10
В 2009 году "Моссвет" был реорганизован, а с 2011 года началась фактическая реализация программы по созданию единой светоцветовой среды города Москвы с использованием современного энергосберегающего оборудования.

Если до 2011 года в Москве было около 500 объектов, оборудованных архитектурно-художественной подсветкой, то с 2011 по 2016 год архитектурно-художественная подсветка была смонтирована на 1250 зданиях и сооружениях.

На фото: Новогодняя иллюминация в Москве.
10 из 10

В Москве электролампы впервые зажглись в 1856 году — в день коронации Александра II. Инженер Александр Ильич Шпаковский включил десять "электрических солнц" — ламп, которые светили очень ярко, говорит Потапова. Однако "солнца" не были приспособлены для постоянного освещения и воспринимались, скорее, как своеобразное "мини-шоу" вроде фейерверка.

Следующий прорыв произошел в марте 1876 года. Тогда Павел Николаевич Яблочков запатентовал во Франции электрическую дуговую лампу простой конструкции. Так появилась его знаменитая "электрическая свеча": она имела вытянутую форму и напоминала горящую свечку. "Свечами Яблочкова", которые называли "русским светом", стали освещать улицы, площади, дворцы во многих европейских странах и даже в Индии. У нас же до 1880 года "русского света" не было.

Удивить светом Свет

В 1880 году в Петербурге, Москве и Одессе были установлены первые электрические фонари со "свечами Яблочкова". В Москве их было 100, 24 из них стояли в Саду Эрмитаж. По словам Потаповой, они питались от динамо-машин — генераторов постоянного тока, и принадлежали частным владельцам. "Тогда это была роскошь и диковинка. Каждый вечер в Саду Эрмитаж собиралась публика — посмотреть, как фонари включаются сами по себе, без фонарщика", — рассказывает эксперт.

По словам историка архитектуры, старшего научного сотрудника отдела "Пресня" ГЦМСИР Дениса Ромодина, первые электрические фонари строили по тем же принципам, что керосиновые и масляные — мало отличались от них внешне. Затем они стали постепенно видоизменяться, в частности, становились гораздо выше — чтобы вандалы не могли до них добраться. Также стоит отметить. Скоро электрическое освещение начало менять и облик всего города: появилась новая Москва — ночная, с яркими вывесками и играющими новыми красками зданиями.

Вскоре в Москве появились и передвижные электростанции — которые выезжали по заказу, например, чтобы устроить бал при электрическом освещении, говорит Потапова. Богатые люди закупали сами электрическое оборудование для электрификации своих владений.

Спустя несколько лет Москва удивила весь свет. По случаю коронации Александра III в 1883 году было устроено буквально "иллюминационное шоу" — практически полностью подсвечен Кремль. Например, на колокольню Ивана Великого была наброшена сеть с лампочками, рассказывает Потапова. После газетные репортеры написали: "Колокольня представляла собой эффект волшебный и доселе невиданный". На тот момент, по словам эксперта, более масштабной электрической иллюминации мир еще не видел.

Причем интересно, что это была рекламная акция. "Незадолго до этого немецкий предприниматель Карл Сименс создал в Петербурге "Общество освещения", и занялось организацией торжественного освещения Кремля для коронации в качестве рекламы. Тогда же компания освещала выставку Айвазовского. Конечно, в результате общество получило подряды на освещение в Петербурге, в частности Зимнего дворца", — рассказывает москвовед Ирина Левина.

В Москву общество вышло через три года. Создав совместно с Deutsche Bank и несколькими российскими банками создал "Общество электрического освещения 1886 года", говорит москвовед. Одним из первых заказов общества стало освещение торгового пассажа Постниковой на Тверской улице, рядом с Кремлем. Сегодня в этом здании располагается театр имени Ермоловой.

Большая игра

События развивались стремительно. Уже в 1888 году вышло постановление министра внутренних дел, разрешавшее обществу Сименса прокладывать сети проводов для освещения Москвы. Также компании выделили участок Священного синода на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка, на котором раньше стоял сгоревший Георгиевский монастырь, для возведения первой в Москве центральной электростанции. На ее строительство, по словам Левиной, городом было ассигновано 800 тысяч рублей. Для сравнения, особняк средних размеров тогда можно было возвести примерно за 50 тысяч.

Лучи и тени: 7 базовых правил рационального освещения квартиры или дома

Георгиевская станция дала первый ток в декабре 1888 года, говорит Левина. Она освещала Кремль и другие объекты и улицы, расположенные в радиусе примерно двух километров.

Богатые москвичи тоже строили свои локальные станции, а некоторые и весьма мощные. Например, крупная домовладелица Вера Ивановна Фирсанова возвела во дворе своих знаменитых Сандуновских бань на Неглинной улице станцию, о которой даже складывали легенды: будто во время коронации Николая II в 1894 году мощности Георгиевской электростанции не хватило на то, чтобы обеспечить торжественное освещение события, и за помощью обратились к Фирсановой. "Вообще, вполне вероятно, что так на самом деле и было. Об этом рассказывается во многих источниках", — говорит Левина.

Вскоре Сименсу разрешили построить еще более мощную электростанцию — на берегу Москвы-реки, на Раушской набережной. Работа Раушской электростанции (позднее — Государственная электрическая станция №1) началась в 1897 году, ее радиус передачи электроэнергии составлял уже пять километров, рассказывает Потапова. Кстати, после строительства этой электростанции в Москве пошел первый трамвай. Сейчас ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича является старейшей действующей электростанцией России со 120-летней историей. На станции эксплуатируется как современное, так и "историческое" оборудование — например, два котла фирмы "Бабкок-Вилькокс" 1930 года выпуска.

После ввода Раушской Георгиевскую электростанцию закрыли. Теперь в этом здании расположен выставочный зал Новый Манеж.

На госрельсы

Приблизительно в таком, частном, состоянии московская электросистема оставалась до самой революции. Улицы, общественные и жилые здания освещались благодаря работе Раушской электростанции, а также небольших станций, построенных за счет богатых горожан.

Кардинально ситуация поменялась после 1917 года, когда все электростанции перешли в государственную собственность. В 1920 году Владимир Ильич Ленин подписал план электрификации всей страны, и было решено развивать мощные районные электростанции (ГРЭС), а также гидроэлектростанции (ГЭС). В Московском регионе в рамках плана ГОЭЛРО построены Каширская и Шатурская ГРЭС, несколько теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), реконструирован ряд ранее введенных электростанций.

Без мокрых зон: что нужно знать об электрике в квартирах

Новые электростанции работали на местном топливе — в первую очередь угле и торфе. Во второй половине прошлого века начался масштабный переход московских электростанций на газ — самое экологически чистое топливо. В топливном балансе крупнейшего производителя электроэнергии в столичном регионе — компании "Мосэнерго" — доля этого самого экологически чистого топлива превышает 98%.

Теплоэлектроцентрали "Мосэнерго" работают в режиме когенерации, что позволяет экономить газ за счет одновременной выработки сразу двух востребованных потребителями ресурсов — электроэнергии и тепла. Внедрение современных парогазовых технологий, переключение нагрузок с котельных на ТЭЦ, выбор наиболее эффективных режимов эксплуатации оборудования — все это позволяет снизить потребление топлива и снизить объем выбросов в атмосферу, тем самым улучшив экологическую обстановку в Московском регионе.

Обсудить
Рекомендуем