Вечные четки: как выглядит последний лифт "патерностер" в Москве

В 1884 году в английском Дартфорде открылся первый в мире лифт непрерывного действия – патерностер. В первой половине XX века они пользовались большой популярностью, пока их не сменили обычные лифты. Сегодня в Европе осталось только несколько десятков действующих патерностеров, а в России – лишь один.
Читать на сайте realty.ria.ru

В 1884 году в английском Дартфорде открылся первый в мире лифт непрерывного действия — патерностер. В первой половине XX века они пользовались большой популярностью, пока их не сменили скоростные лифты. Сегодня в Европе осталось только несколько десятков действующих патерностеров, а в России — лишь один. О том, как работает "старичок", рассказывает и показывает сайт "РИА Недвижимость".

Патерностером, от латинского Pater noster, что дословно переводится как "Отче наш", лифт назвали из-за его сходства с четками. Подъемник представляет собой петлю с пассажирскими кабинками, которые непрерывно ходят по кругу в двух шахтах — одна предназначена для подъема, вторая — для спуска.

Поскольку лифт не останавливается, он не имеет дверей — пассажиры заходят и выходят из него прямо на ходу. По этой причине патерностер весьма медленный — кабины перемещаются со скоростью около 0,3 метра в секунду. При таких темпах подъемник проезжает один этаж примерно за 15 секунд.
Несмотря на это, из-за непрерывности движения, патерностеры могли перевозить гораздо больше пассажиров, чем обычные лифты.

Наибольшее распространение они получили в Европейских малоэтажных странах, в США же, где активно развивалось высотное строительство, почти не использовались. В Советском союзе было установлено несколько лифтов непрерывного действия. Например, в столичных зданиях Госторга, Центросоюза, Московского энергетического института и Народного комиссариата земледелия СССР (Наркомзема).

Во второй половине XX столетия электрические лифты стали гораздо быстрее, популярность патерностеров пошла на убыль. В 1974 году в Германии, одной из лидирующих стран по применению лифтовых "четок", навсегда прекратили их устанавливать.

Сегодня в большинстве стран ввод новых патерностеров запрещен. Дело в том, что они не приспособлены для пользования маломобильными гражданами.
В России остался только один действующий патерностер — в здании Наркомзема на Садовой-Спасской улице, 11/1, где сегодня расположено Министерство сельского хозяйства РФ.

Последний работающий лифт-патерностер в здании Минсельхоза в Москве

По словам бывшего начальника отдела технического обслуживания и ремонта здания Николая Стаценко, патерностеры в построенном в 1933 году Наркомземе были установлены по предложению американских коллег.

В советское время лифты останавливали только во время Великой Отечественной войны. "Работали они всегда исправно. Всего их было четыре", — говорит Стаценко.

Сегодня остался только один патерностер, остальные заменили на современные электрические лифты. "Его сохранили благодаря предыдущему министру сельского хозяйства России — Николаю Федорову", — рассказывает Стаценко.

Последний отечественный патерностер теперь является историческим памятником, и теперь его модернизацию обязательно нужно согласовывать с департаментом культурного наследия. Масштабная реконструкция лифта проводилась два раза — были заменены пассажирские кабины, а также автоматика и системы безопасности. Сама конструкция осталась та же — можно сказать, что этот механизм вечен.

Для безопасности на каждом этаже у лифта установлены видеокамеры. За его работой постоянно наблюдают специально обученные диспетчеры — всего в штате восемь человек. "В кабине можно ездить только по два человека. Если диспетчер увидит, что, например, зашли три пассажира, он нажмет кнопку стоп", — рассказывает Стаценко.

Хрусталь и скалы: самые интересные старинные лифты мира
В старинных парадных Санкт-Петербурга сохранилось немало работающих памятников лифтового искусства, в основном эпохи модерна. Самый старинный из сохранившихся – лифт в доме купца Фридриха Людвига Мертенса на Невском проспеке, 21, говорит генеральный директор компании "МЛМ Нева трейд" Игорь Янукович. Перестроенное в 1912 году здание представляет собой смесь неоклассицизма и модерна. Мертенс был одним из богатейших людей Петербурга – в его доме роскошным было все, в том числе лифт.

Недавно лифт был отреставрирован: подъемный механизм модернизирован, однако многое удалось сохранить практически в первозданном виде: шахту из чистого хрусталя, чеканные узоры, кабину из красного дерева и миниатюрный диванчик, обитый кожей.
1 из 10
Еще один уникальный исторический памятник Петербурга – лифт в доме купцов Елисеевых по адресу улица Ломоносова, 14. Изюминкой его облика является изящная винтовая лестница, которая обвивает шахту.

Кабина и все механизмы лифта заменены на современные, поэтому им пользуются и сегодня, рассказывает Янукович.
2 из 10
Не менее изысканно выглядит лифт в торговом доме "Пассаж" в самом сердце Петербурга, считает собеседник агентства. Экстерьер лифта удалось сохранить в первозданном виде, кабина же и все механизмы заменились на новые.
3 из 10
Лифт Santa Justa в столице Португалии, знаменитой своими перепадами высот, был построен в 1902 году. Ровно сто лет спустя его признали памятником национального значения.

Santa Justa был построен в Лиссабоне для перехода из низинного района Байша в район Шиаду на холме, разница между которыми составляет 32 метра. Высота подъемника – 45 метров, он выполнен из чугуна, а фасады декорированы в неоготическом стиле.
4 из 10
С теми же целями – соединять части города на разных высотных уровнях – в 1869 году в бразильском Салвадоре начали строительство лифта на месте ручного подъемника. В конце 1873 года Elevador Lacerda открылся. Сегодня лифт входит в список исторического и художественного наследия Бразилии.
5 из 10
В США тоже есть свой старинный городской лифт под открытым небом. Открытый в 1915 году подъемник соединяет разделенные 40-метровой скалой части Орегон-Сити. При этом наверху лифта есть смотровая площадка, по форме напоминающая летающую тарелку пришельцев, что превратило ее в городскую достопримечательность.
6 из 10
Впервые лифты в Эйфелевой башне появились в 1899 году, спустя десять лет после ее открытия. Они были разработаны и установлены под руководством создателя сооружения Густава Эйфеля. Изначально все пять лифтов были гидравлическими, сегодня на энергии воды продолжает работать подъемник только в западной опоре.
7 из 10
Лифт в Морском музее канадского города Виктория также был сконструирован в 1899 году. Подъемник с коваными решетками создавали специально для председателя Верховного суда Британской Колумбии Теодора Дейви. Однако он не смог оценить старания лифтовиков, поскольку внезапно умер до открытия подъемника.
8 из 10
Жилой дом на Котельнической набережной, 1/15 – одна из семи знаменитых "сталинских высоток" в Москве. Здания строили в 1947-1957 годах, их архитектура во многом перекликается с нью-йоркскими небоскребами.

Строительство 176-метровой высотки на Котельнической набережной завершилось в 1952 году. Лифтовые холлы высотки украшают барельефы, лепнина и росписи.

Первые лифты в доме заменили около 30 лет спустя, в 1980-х годах. В следующий раз в 2016 году, говорит начальник участка "Мослифта", обслуживающего эти лифты, Александр Вяльченков.
9 из 10
В жилой сталинской высотке на Кудринской площади в 2016 году тоже установили новые лифты, рассказывает Вяльченков.
10 из 10
Обсудить
Рекомендуем