В сфере городского хозяйства нет второстепенных задач

Заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков

В интервью РИА Новости заммэра Москвы Петр Бирюков рассказал, почему столице не страшны погодные аномалии и кто решает, какие территории в городе благоустроят в 2018 году.
Читать на сайте realty.ria.ru

Символом прошлого года для многих москвичей, следящих за новостями городского хозяйства, стала практически завершенная программа благоустройства "Моя улица". Однако, по словам заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, для служб, в круглосуточном режиме поддерживающих работу городских систем, важных и не важных задач не бывает. В интервью РИА Новости Бирюков рассказал, почему столице не страшны погодные аномалии и кто решает, какие территории в городе благоустроят в 2018 году.

- Петр Павлович, каковы главные итоги 2017 года для комплекса городского хозяйства?

— Для меня любая задача, которая стоит перед комплексом — главная. Второстепенных задач в сфере городского хозяйства быть не может — они все глобальные, будь это подача тепла, воды, канализование, уборка дорог или ремонт дворов и подъездов. И так я могу назвать примерно 80 позиций.

Могу сказать следующее: все задачи, которые перед нами поставило московское правительство, в первую очередь мэр города Сергей Семенович Собянин, мы выполнили и выполнили достойно. Создали для москвичей дополнительный комфорт, дополнительный уют, возможность проводить зимний период без отключения тепло-, водо- и электроснабжения, сформировали дополнительные городские пространства для прогулок — в виде благоустроенных почти 120 улиц и 113 парков.

- В прошлом году погода, наверное, немного удивила жителей города. Были и морозы, и сильные ливни, а в мае — даже самый настоящий шквал. Вы удовлетворены, как комплекс городского хозяйства справлялся с этими погодными аномалиями?

— Погодные аномалии тренируют нас уже несколько лет, где-то с 2010 года. То в холодное время года выпадают ледяные дожди, то, наоборот, в теплое время мы сталкиваемся с непрекращающимися ливнями. Поэтому службы городского хозяйства готовы ко всему. Мы имеем достаточное количество техники — примерно 22 тысячи единиц. Кроме того, в нашем распоряжении большое число вспомогательных технических средств, позволяющих справляться с любыми аварийными ситуациями. Например, на службе у московских коммунальщиков 2,5 тысячи генераторов на случай непредвиденных перебоев с электроэнергией. У нас есть и резервные котельные, которые могут принять при аварии на отопление целые кварталы.

В общем сегодня резервирование Москвы по водоснабжению достигает 99%, по теплу — 96%. Не страшна непогода и территориям ТиНАО. В случае обрыва воздушных ЛЭП, согласно принятым у нас регламентам, мы направляем туда аварийные бригады с дизельными генераторами и в течение максимум 1,5-2 часов переходим на подачу электроэнергии через временные источники. Кстати, этот регламент мы впервые апробировали полтора года назад, в ноябре 2016 года, когда понадобилась помощь Московской области. Мы тогда направили более 100 единиц подвижных генераторов для обеспечения электрической энергией нескольких подмосковных поселков, оставшихся без света из-за ледяного дождя.

Ледяные дожди заставили нас также поработать над тем, как обеспечить безопасность передвижения москвичей по тротуарам. В итоге мы стали использовать мелкогравийную крошку. Всего в особо опасных местах массового скопления людей мы установили почти 6 тысяч контейнеров с этой крошкой, чтобы обработка тротуаров происходила вовремя.

Ну и самое главное — наши московские регламенты позволяют вывести достаточно большое количество снегоуборочной техники и средств малой механизации, чтобы очистить дороги, тротуары и позволить горожанам свободно ходить по улицам.

Уборка снега

Пример — за прошедшие семь дней всего в Москве выпало 26 сантиметров снега, а общественный транспорт при этом движется по городу, не создавая дополнительных помех и пробок. Сейчас коммунальщики работают круглосуточно, 30-31 января мы привлекли в работе порядка 13,8 тысячи единиц специализированной техники, а вообще мы можем вывести на улицы до 17 тысяч снегоуборочных машин и самосвалов. Бывали такие примеры три года назад, когда среднегодовая норма по снегу была превышена почти в два раза, и даже тогда коммунальщики достаточно успешно приводили город в порядок.

- То есть любая аномалия погодная не страшна Москве?

— Да. Но, конечно, это не значит, что каждую снежинку мы сумеем поймать, расплавить и дорога будет идеально чистой. Когда-то, до 2010 года, наши нормативы предполагали, что если выпадает 10 сантиметров снега, то справиться с уборкой мы должны за семь дней, а каждый последующий сантиметр добавлял нам еще день. Сегодня же 10 сантиметров снега мы должны убрать за три дня, дополнительный день нам дается лишь за каждые последующие 5 сантиметров.

Ну и новые общественные пространства Москвы добавили нам работы. Вдумайтесь: семь лет назад в Москве было всего 230 организованных парков, а теперь их примерно 540 единиц, плюс в рамках "Моей улицы" были приведены в порядок и существенно расширены 323 улицы в центре столицы. Все это, естественно, всегда должно быть убрано и комфортно для горожан.

- Как вам пришлось изменить работу комплекса, чтобы успевать следить за порядком на новых общественных пространствах?

— Первое — это изменение регламента, второе — усовершенствование системы уборки. Мы пошли на привлечение малых средств механизации и дополнительной многопрофильной техники с несколькими видами сменного оборудования. Например, когда-то мы тротуары чистили вручную, а теперь используются машина Johnston, которая одновременно двигает снег, подметает и разбрасывает противогололедный материал. Одна такая машина заменяет сотню работников. Мы применяем также "бобкэты" (малогабаритные универсальные машины фирмы Bobcat — ред.), малые и фронтальные погрузчики. Изменилась и организация уборки улиц, например, мы сократили отрезки уборки, используем сразу по несколько колонн: одна начинает чистить от Моховой до Белорусского вокзала, вторая — до развязки с Ленинградским шоссе, третья — до МКАД. А когда-то ходила одна колонна.

Организационно очень помогло быстрее приводить город в порядок создание специализированных государственных бюджетных учреждений "Автомобильные дороги" для всего города и в каждом из округов, а также создание государственных бюджетных учреждений "Жилищник" в каждом столичном районе.

Но, конечно, совершенствовать систему нужно и дальше. Есть много вопросов к ГБУ "Жилищник", нужно вводить электронные системы управления по уборке города, необходим единый диспетчерско-аналитический центр. Все это задачи на ближайшие два года.

- Москва по праву является одним из крупнейших мировых мегаполисов, здесь постоянно строится большое количество дорог, есть старые дороги. Как удается поддерживать их в хорошем состоянии?

— На сегодняшний день Москва обслуживает примерно 109 миллионов квадратных метров улично-дорожной сети и около60 миллионов квадратных метров внутридворовых территорий. Опять-таки нас спасает техника, а также четко отлаженная система управления с квалифицированным управленческим персоналом и рабочими кадрами, заинтересованность которых мы поддерживаем материально.

Вся техника оборудована системой контроля ГЛОНАСС: мы видим, где она находится, работает или не работает. Также совершенствуем ремонтные базы с тем, чтобы коэффициент выхода техники был достаточно высоким.

С гордостью могу сказать, что мы практически решили проблему выбоин на московских дорогах, которая еще лет семь назад довольно часто была причиной жалоб граждан — количество обращений москвичей по этой теме сократилось примерно в десять раз. Да и сами выбоины стали меньше: если раньше на ремонт таких мест уходило 10-15 дней, то теперь трещины или разрушения асфальтового покрытия ликвидируются за двое суток.

Наконец, мы вышли на абсолютно новые сроки ремонта асфальтового покрытия — и это при том, что на центральных московских улицах количество прокатов три-четыре раза больше, чем на аналогичных улицах, допустим, в том же Берлине, в Вене, или в Париже. Именно поэтому, кстати, наш асфальт быстрее изнашивается и чаще подвергается разрушениям. Я уже не говорю о практически повсеместном использовании шипованной резины.

За последние семь лет мы прошли по центральным улицам города с ремонтом асфальта почти два круга, исключив колейность на дорогах. Сегодня мы применяем новые асфальтово-бетонные смеси, новые виды битумных и щебеночных наполнителей, которые выдерживают большие нагрузки, чем аналогичные материалы, которые использовались пять-семь лет назад.

- Где Москва берет материалы для ремонта своих дорог?

— В настоящее время у нас есть десять собственных новейших асфальтово-бетонных заводов, расположенных по всей Москве. Их оборудование позволяет в год делать примерно 10 миллионов квадратных метров асфальтового покрытия. Из этих заводов круглый год работают четыре — они выпускают литые асфальтовые смеси, с помощью которых можно ремонтировать дороги в случае необходимости даже зимой.

- Вы много сегодня говорили о технике, которую используют городские коммунальные службы. Где ее приобретают?

— При наличии российских аналогов мы покупаем отечественную технику. Подметальные машины, бункеровозы, контейнеровозы, самосвалы, как правило, работают на автомобилях типа КАМАЗ. Но есть маленькая техника, которую у нас пока не производят, — вроде машин Bobcat или Johnston. Ее мы приобретаем обычно в лизинг. Большая же часть машин находится на балансе городских инженерных компаний — "Мосводоканала", "Мосгаза" и так далее. Они покупают технику за счет своей прибыли, не нагружая городской бюджет.

Снежные монстры. Чем убирают снег в Москве
Шнекороторный снегоочиститель АМКОДОР 9531-03 — это настоящий дорожный монстр на шестиколесном шасси Урал-4320-41. Такие же применяются при расчистке аэродромов после снегопадов. Мощность этой машины — до 1300 тонн снега в час.
1 из 6
Снегопогрузчик СНП-17, или "Золотые ручки", предназначен для погрузки снега в кузов грузовиков при помощи конвейерной ленты и двух специальных лап, работающих поочередно. Поэтому СНП-17 и его аналоги называют лаповым погрузчиком. Его мощность — до 300 кубометров снега в час. Это примерно равняется объему кузовов 30 КамАЗов.
2 из 6
Вакуумная коммунальная машина ЭД300К на шасси КамАЗа в зависимости от времени года способна в одиночку заменить сразу четыре единицы техники: трактор со щеткой, "поливалку", фронтальный погрузчик и самосвал. Зимой эта машина одновременно чистит дорожное полотно и распределяет противогололедные материалы.
3 из 6
ЭДК500К на базе КамАЗа — "старший брат" предыдущей модели. Эта техника устанавливается на КамАЗы, Mercedez, Volvo, Scania и другие шасси. Зимой она может одновременно обрабатывать дорогу противогололедными материалами и чистить ее с помощью фронтального ковша (плуга), щеток и грейдерных отвалов.
4 из 6
Mercedes-Benz Unimog U400 — еще один хит, но уже в мировом масштабе. Unimog означает Universalmotorgerät, то есть буквально "универсальное транспортное устройство". Впервые такой грузовик создали в 1945 году, а уже в 1951-м производство купил концерн "Даймлер-Бенц". С тех пор этот бестселлер активно используется как военная, сельскохозяйственная, строительная и, конечно, коммунальная спецтехника.
5 из 6
Сравнительно маленькая трехтонная многофункциональная машина Holder S990 становится незаменимой при уборке тротуаров от снега. Полный привод помогает водителю уверенно двигаться даже в условиях сильных заносов, а мощная гидравлика позволяет использовать широкий спектр навесного оборудования — от щетки до шнекороторного снегоочистителя.
6 из 6

- В прошлом году практически завершилась программа "Моя улица" в центре Москвы. Расскажите, будет ли благоустройство города продолжаться и в этом году?

— Конечно, благоустройство будет продолжаться. Но для принятия конкретных решений мы учтем мнение москвичей, их обращения в адрес мэра города. Мы внимательно изучаем все предложения и выносим их на общее голосование и обсуждение, а только затем включаем те или иные объекты в программу благоустройства. Эта работа будет вестись и по дворовым территориям, и по отдельным парковым территориям. Москвичи сами решат, что нужно сделать, а мы их поддержим.

- Расскажите, за счет каких ресурсов была реализована программа "Моя улица"? Сколько человек и техники было задействовано?

— Да, программа достаточно масштабная. Необходимо отметить, что только в прошлом году мы благоустроили 119 улиц, а за три года было сделано 323 улицы. Чтобы реализовать "Мою улицу" в достаточно короткий отрезок времени, нам приходилось напряженно работать, начиная с мая, исключая все праздники, особенно в центральной части города. Ежедневно было привлечено до 5 тысяч единиц техники, на улицах работало 25 тысяч человек, иногда их число доходило до 30 тысяч.

Мне бы хотелось, кстати, обратить внимание на один важный плюс работ по "Моей улице", о котором мало кто задумывается, пока не случится авария. Еще до начала мероприятий по формированию новых общественных пространств мы заменили в тех местах, где она должны были появиться, коммуникации, проложили новые инженерные сети. Так что и сами коммуникации, и каналы, вырытые для них, в перспективе могут служить 50 лет.

Теперь на центральных улицах города нет проводов, перетяжек, излишней рекламы. Более того, сегодня, если случится нештатная ситуация, мы можем опустить вертолет посреди любой улицы и при необходимости оказать помощь больным в экстренной ситуации, чего раньше мы просто не могли позволить себе технически.

- Сколько будет служить плитка, вокруг которой было много дискуссий?

— Совершенно точно не шесть-семь лет, как служит асфальт, а в десять раз больше. Во всем цивилизованном мире пользуются натуральным камнем, и жители Москвы тоже имеют на это право, ведь столица занимает лидирующее положение среди городов, которые активно и динамично развиваются и благоустраиваются.

Программа благоустройства "Моя улица"

- После того, как в 2015 году был принят стандарт благоустройства московских дворов, их облик значительно изменился. Будет ли дальше дорабатываться стандарт, будут ли появляться новые требования?

— Мы выполнили требования мэра — разработали стандарты не только для московских дворов, но и для парков, для территорий, прилегающих к водной глади, для "Моей улицы". По сути дела, разработаны стандарты на создание всей территории города. И в рамках этих стандартов мы уже работаем над тем, как создавать комфортную городскую среду и одновременно экономить средства городского бюджета.

Во-первых, мы значительно снизили стоимость работ при проектировании. Во-вторых, мы стали заказывать не индивидуальные элементы благоустройства, а изготовлять их на заводах, что бережет не только время, но и материалы.

Стандарты позволили нам сегодня отремонтировать сотни домов, реконструировать фасады, сделать удобным монтаж новой архитектурно-художественной подсветки. К примеру, раньше в Москве мы использовали 450 типов разных светильников и опор. А сейчас осталось около двух десятков, которые разделены по типу — центральные улицы, внекатегорийные улицы, вроде Тверской, Арбата, Садового кольца, срединные улицы, окраинные улицы. Это очень удобно для эксплуатации.

- В продолжение темы подсветки. Некоторые москвичи опасаются, что новое архитектурно-художественное освещение, безусловно, украшающее столицу, дорого обойдется городскому бюджету.

— Семь лет назад в Москве было примерно около 600 зданий с архитектурно-художественной подсветкой, но абсолютно не такой, как сегодня на Тверской и на Арбате — со светодинамикой и двумя уровнями света, праздничным и повседневным.

В настоящее время архитектурно-художественная подсветка установлена на более чем 2 тысячах зданий с красивыми фасадами и на 40 мостах, в том числе на всех мостах по Московскому центральному кольцу.

Все это не только интересно выглядит, но и смонтировано с учетом применения новейших технологий, современных материалов, с расчетом на минимальное потребление электроэнергии. Поэтому плата за эксплуатацию световых конструкций для города не увеличилась.

Сияющий город: история уличного освещения в Москве

- После запуска МЦК было поручение мэра привести в порядок прилегающие к кольцу территории. Завершена ли эта работа?

— Знаете, мэр ставит перед нами новые и новые задачи, стремясь достичь совершенства. На первом этапе, три года назад, перед нами стояла задача благоустроить зону в радиусе 1,2 тысячи метров от подземки. Затем от нас потребовали привести в порядок территорию на 500 метров вокруг станций МЦК. Далее москвичи обратились к Сергею Семеновичу, и он принял решение расширить зону благоустройства на 1,5 километра. В 2017 году работу по этому радиусу мы закончили, а ведь это немного немало 3 тысячи гектаров с новыми пешеходными тропинками, освещением, дополнительными подъездами общественного транспорта и парковками.

- В Москве реализуется программа по озеленению города. Так, на Тверской и Садовом кольце уже появились деревья. Расскажите, сколько деревьев было высажено в прошлом году? Продолжат ли озеленять город и в 2018 году?

— В целом по различным программам в городе было высажено более 60 тысяч деревьев, в том числе около 30 тысяч высадили взамен утраченных во время шквалистого ветра. Думаю, в этом году посадим еще примерно 15 тысяч деревьев вместо погибших.

В прошлом году в рамках "Моей улицы" в столице появилось 5 тысячи новых деревьев, причем роскошных — лип, вязов, дубов, яблонь. Но мы высаживаем деревья не только в центральной части, там, где только возможно высадить дерево — мы это делаем.

Беседовали Ксения ГУСТОВА и Ольга НАБАТНИКОВА

Обсудить
Рекомендуем