
Ремонт куполов начался в феврале 2025 года. После демонтажа старых покрытий специалисты выполнили сварку и замену деталей металлической обрешетки куполов, грунтовку и обработку гидрофобными и антикоррозийными составами. Сейчас проводится установка новых покрытий, рассказывает замначальника управления по благоустройству городской среды департамента капитального ремонта города Москвы Иван Собкалов.

За прошедшие четверть века фасады и купола храма испытывали значительную нагрузку, связанную с техногенными факторами и условиями мегаполиса. "Мы сейчас приводим в надлежащее состояние купола храма и надвратной колокольни, где уже обновили фасад", – рассказывает он.

По его словам, сильно облегчила работу найденная в куполе специальная табличка с информацией об изготовителях его элементов. "Также мы обращались к изготовителям крестов, чтобы обсудить все моменты и нюансы реставрации", – поясняет Собкалов.

Сначала специалисты провели предпроектные и инструментальные обследования, чтобы определить состояние конструктивных элементов. Затем по периметру храма возвели строительные леса с лебедками и вспомогательные конструкции. Покрытие куполов заменяют аналогичным материалом из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана с определенным оттенком, чтобы восстановить первоначальный облик.

Для удобства и скорости работ на территории храма организовали производственный цех, где изготавливают элементы покрытий куполов и закомар – полукруглых завершений наружных участков стен. Все фрагменты собираются вручную и с помощью лебедок поднимаются наверх.

Необходимость замены покрытия главного купола объясняется не только эстетическими соображениями, но и безопасностью, поясняет руководитель проекта ремонтно-реставрационных работ в храме Нина Гурова. Из-за перепадов температур произошло расширение металла, что привело к разгерметизации. "Разошлись швы и, соответственно, образовались протечки. Это чревато повреждением внутренней стороны купола, на которой повсюду роспись. Чтобы ее защитить, необходима замена покрытия купола и герметизация", – говорит она.

По словам Гуровой, самое сложное в этом процессе – логистика. Спускать и поднимать фрагменты в целом непросто, в том числе, потому что храм свою работу не прекращает. "Тут постоянно экскурсии, прихожане и службы. Мы делаем все безопасно и аккуратно. Покрытие купола разбирается сверху вниз, а собирается в обратном порядке. У нас будет стопроцентная замена всех пластин", – указывает она.

С фасадом надвратной колокольни, разумеется, было намного легче, констатирует реставратор. "Он выполнен из белого мрамора, который со временем начинает рыжеть. Поэтому мы его расчистили, отшлифовали и провели гидрофобизацию – пропитку стен специальным химическим составом, предотвращающим проникновение влаги в структуру материала", – заключила Гурова.

