Личный учет. Топ наболевших вопросов о коммунальных счетчиках

Установка счетчиков учета воды в квартирах домов, подключенных к центральному водоснабжению, стала обязательной для собственников с 1 июля 2012 года. В этот день вступила в силу норма закона "Об энергосбережении" (№261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"). Однако в законодательстве предусмотрены исключения. Так, водосчетчики не подлежат установке в ветхих и аварийных зданиях, на объектах, не являющиеся многоквартирными домами, подлежащих сносу или капитальному ремонту, и в домах без технической возможности подключить прибор учета.
Тот же закон регулирует и монтаж счетчиков электроэнергии. Они должны быть установлены в большинстве жилых зданий, кроме тех, где такой технической возможности не предусмотрено. При этом с 2022 года в московских многоквартирных домах устанавливают исключительно "умные" счетчики, которые в автоматическом режиме передают показания, фиксируют скачки напряжения, а также попытки вскрытия и ограничения подачи электроэнергии.
Счетчики на газ необходимо устанавливать только в домах и квартирах, где газ используется для отопления. Владельцы жилплощади с газовой плитой или колонкой могут заказать монтаж счетчиков по желанию.
По личной инициативе можно установить и счетчик на тепло, но такая возможность есть не везде. В большинстве многоквартирных домов разводка труб вертикальная. Эта конструкция не позволяет организовать корректный учет расхода отопления, потому что для этого необходимы данные всех квартир и общедомового прибора учета, которые непросто собрать.
Для каждого счетчика (на электричество, воду, газ) определены собственные правила установки.
За замену электросчетчиков в многоквартирном доме отвечает гарантирующий поставщик в Москве – АО "Мосэнергосбыт". В случае выхода из строя прибора учета собственник может оформить соответствующую заявку в личном кабинете. Если договор непрямой (то есть заключен через управляющую компанию), жильцу стоит обратиться в УК. Компания сама составит обращение в АО "Мосэнергосбыт" и направит специалиста по нужному адресу.
Специалисты АО "Мосэнергосбыт" также устанавливают счетчики в рамках плановых работ по замене приборов учета. Узнать их дату можно на официальном сайте компании. Плановая замена счетчика осуществляется бесплатно.
При этом, отмечают в АО "Мосэнергосбыт", клиенты компании могут самостоятельно инициировать замену электросчетчика внепланово – например, поменять прибор на более новую модель. При этом действующий электросчетчик должен быть исправен, а со стороны АО "Мосэнергосбыт" (или сетевой организации, если собственник проживает в частном доме) обязаны отсутствовать основания для его замены (истечение поверочного интервала, выход из строя). Соответствующую услугу можно заказать через сайт поставщика электроэнергии, мобильное приложение "Мой Мосэнергосбыт", по телефону контактного центра: +7 (499) 550-9-550. В АО "Мосэнергосбыт" подчеркивают, что привлечение иных организаций для установки электросчетчиков не допускается.
В 2024 году специалистами АО "Мосэнергосбыт" установлено более 478 тысяч приборов учета электроэнергии, соответствующих современным требованиям законодательства. В планах на 2025 год – установка 340 тысяч приборов учета.
Право на установку счетчиков учета воды имеют ресурсоснабжающая организация, УК или ТСЖ (если осуществляют такой вид деятельности). Также собственник и пользователь помещения может заказать монтаж приборов учета в профильной коммерческой организации. После установки важно оперативно заказать услугу по опломбировке новых счетчиков, для этого следует обратиться в свою УК.
Для установки, замены и опломбировки газовых счетчиков в Москве необходимо вызвать работника профильной организации.
Как и у любого оборудования, у индивидуальных приборов учета есть свой срок эксплуатации.
Приборы учета электрической энергии служат до 30 лет, отмечают в АО "Мосэнергосбыт". Если у счетчика закончился срок службы, его заменят планово по установленному графику. Срок их поверки составляет 16 лет – в случае истечения срока межповерочного интервала также проводится замена на приборы учёта, соответствующие требованиям законодательства к минимальному функционалу.
После замены старый электросчетчик может утилизировать гарантирующий поставщик, если он устанавливал ранее этот прибор учета. Если счетчик был приобретен и установлен собственником, он может поступить в его распоряжение.
Срок службы приборов учета воды – около 12 лет. По окончании срока эксплуатации счетчик необходимо заменить. Приобретаемый прибор должен быть включен в Государственный реестр средств измерения и иметь сертификат соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак. После переустановки счетчиков следует обратиться в УК для опломбировки и регистрации приборов.
Газовые счетчики служат от 10 до 12 лет. Дату производства можно найти в паспорте прибора. Если оборудование вышло за срок эксплуатации, необходимо приобрести новый счетчик и заказать услугу монтажа.
Периодичность поверки счетчиков воды определяет производитель, а вся информация о межповерочном интервале указана в паспорте на прибор учета. В случае утери техпаспорта стоит обратиться в свою УК, ее специалисты хранят данные о проведенных поверках по адресу каждого собственника и помогут сориентироваться в межповерочных интервалах. Также можно заказать внеплановую проверку на исправность прибора и передать новые данные в УК.
Услугу поверки следует заказывать исключительно у аккредитованных компаний. Первым делом следует обратиться в свою управляющую компанию: если в организации работает профильный мастер, он проведет необходимые измерения, выдаст документ о проведенной поверке и внесет дату проведенных и следующих работ в паспорт прибора.
Показания приборов учета рекомендуется передавать ежемесячно. В Москве установлены следующие сроки:
– показания счетчиков горячей и холодной воды передаются в период с 15-го числа текущего месяца по третье число следующего включительно;
– показания прибора учета электроэнергии - в период с 15-го по 26-е число включительно;
– показания газового счетчика - с 1-го по 20-е число каждого месяца.
Показания счетчиков можно отправить:
– через личный кабинет плательщика на сайте mos.ru (Услги > Жилье, недвижимость, земля > Прием показания приборов учета воды и тепла/Прием показаний и оплата электроэнергии);
– через мобильные приложения "Моя Москва" и "Госуслуги Москвы";
– онлайн на сайте "Газпром межрегионгаз Москва" (для показаний счетчика газа);
– через телеграм-бот.
Если собственник не передает показания счетчиков, на протяжении первых 3-х месяцев расчет стоимости оказанных услуг будет сделан по среднемесячным показателям на основании прошлых квитанций. С 4-го месяца собственника переведут на оплату водо-, тепло- и энергопотребления по нормативам с учетом количества собственников и проживающих в квартире. Как правило, для владельцев квартир такой расчет невыгоден – нормативы чаще всего превышают реальный расход ресурсов в конкретной квартире.
Чтобы передавать показания вовремя и не переплачивать, следует настроить напоминание на мобильном телефоне или подключить автоплатеж на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Если сломался электросчетчик, необходимо оперативно сообщить о неисправности:
– в АО "Мосэнергосбыт" (жителям многоквартирных домов, имеющим прямые договорные отношения с компанией);
– в свою сетевую организацию (жителям частного сектора).
На замену электросчетчика гарантирующему поставщику или сетевой организации отводится 6 месяцев с даты выявления факта выхода прибора учета из строя или истечения срока межповерочного интервала, зафиксированного в ходе проверки или в договоре, или даты соответствующего обращения потребителя.
В АО "Мосэнергосбыт" объясняют, что начисления в этот период будут осуществляться исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды или исходя из норматива (если осуществить расчет среднемесячного объема потребления невозможно).
Если из строя вышел прибор учета воды или газа, в течение следующих 3-х месяцев после поломки стоимость услуг будут рассчитывать по среднемесячному объему потребления исходя из показателей последних 6 месяцев. Если же счетчик использовался менее полугода, то в расчет возьмут фактический период его работы. После этого периода оплата будет начисляться по нормативам потребления, установленным для коммунальных услуг.
Такая схема действует на период, пока счетчик неисправен. После ремонта или замены оборудования нужно как можно скорее ввести в эксплуатацию новый прибор и передать данные в УК.
Чаще всего мошенники появляются на порогах квартир неожиданно и убеждают жильцов в том, что их внутриквартирные счетчики нуждаются в срочной замене – разумеется, платной.
Если вы не оставляли заявку на замену одного из своих счетчиков, не торопитесь соглашаться на проведение сомнительных работ. Помните, что представители организаций, обслуживающих приборы учета электроэнергии, воды и газа в многоквартирных домах, никогда не приходят к потребителям без предупреждения. Они посещают жильцов исключительно по предварительной заявке, в заранее назначенный день и в согласованное время.
Специалисты компании "Мосэнергосбыт" всегда приходят в фирменной одежде и имеют при себе удостоверение, которое обязаны предъявить по первому требованию собственника. Если визитеры вызывают сомнения, можно уточнить информацию о совершении обхода в контактном центре АО "Мосэнергосбыт" по телефону: +7 (499) 550-9-550.
В отношении работников компаний, занимающихся поверкой счетчиков воды, нужно быть еще осторожнее. Не обращайтесь в сомнительные фирмы, чью рекламу вы обнаружили в своем почтовом ящике. Услугу по установке и поверке счетчиков воды следует заказывать у профильных аккредитованных компаний, тщательно изучать их официальные сайты. Исполнители таких работ обязаны иметь специальную аккредитацию, наличие которой можно проверить на сайте Росаккредитации. При выборе организации можно попросить консультацию у своей УК.
Если вы сомневаетесь, что перед вами работник профильной компании, не уверены в необходимости предлагаемых услуг, лучше отказаться от навязываемых работ и самостоятельно обратиться в обслуживающий клиентский офис или контактный центр. Перед подписанием любых документов и оплаты услуг стоит свериться с информацией на официальном сайте своей энергокомпании или управляющей организации.
У официальных представителей обслуживающих компаний всегда с собой кассовый аппарат для оплаты дополнительных услуг. После проведения платежа собственнику обязаны предоставить чек.
Коллективный или общедомовый прибор учета (ОДПУ) – средство измерения, которое устанавливается в многоквартирном доме и используется для определения объемов коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
С помощью показаний индивидуальных счетчиков собственники оплачивают фактически потребленный объем коммунальных ресурсов (электроэнергия, газ, водоснабжение). Общедомовой прибор учета фиксирует реальный объем ресурсов, потребляемых целым домом, помогает отслеживать качество поставляемых услуг, устанавливать факты утечки в домовых системах тепло- и водоснабжения. Такая фиксация позволяет вычислить потери на магистралях при подаче ресурса и тем самым исключить переплату за него со стороны собственников и пользователей помещений.
Согласно федеральному закону от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", оснащение многоквартирных домов общедомовыми счетчиками обеспечивают собственники, поясняют в Мосжилинспекции. В случае неисполнения этой обязанности за монтаж ОДПУ отвечают организации, осуществляющие поставку и передачу энергетических ресурсов (то есть компании-поставщики электроэнергии, воды, газа, тепла). При этом расходы, понесенные указанными организациями на установку приборов учета, должны оплачивать собственники помещений равными долями в течение пяти лет с даты их установки.
В надзорном органе отметили, что с момента вступления в силу закона оснащать многоквартирные дома общедомовыми приборами учета энергетических ресурсов обязаны организации застройщиков.
ОДПУ бывают нескольких видов: тепловой энергии, водоснабжения, электричества и газоснабжения. Электросчетчики устанавливают в местах присоединения сетей, в доме или поблизости (в щитках, электрошкафах). Приборы учета тепловой энергии, водо- и газоснабжения монтируют в местах подключения дома к централизованным системам снабжения.