Первые фонари в Москве были масляными. Они использовались более 100 лет, пока им на смену в 1863 году не пришли керосиновые. А еще через два года началось устройство газового освещения. Первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году, и ее улицы постепенно стали освещаться ими. В 1932 году последние газовые и керосиновые фонари уступили в Москве место электрическим, а световое хозяйство города подверглось крупной реорганизации.
![Первое электрическое освещение Красной площади Первое электрическое освещение Красной площади](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/0c/02/1986905706_0:0:2643:2047_768x0_80_0_1_25a098b682f761dbe9c12d4339474d53.jpg)
Первые фонари в Москве были масляными. Они использовались более 100 лет, пока им на смену в 1863 году не пришли керосиновые. А еще через два года началось устройство газового освещения. Первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году, и ее улицы постепенно стали освещаться ими. В 1932 году последние газовые и керосиновые фонари уступили в Москве место электрическим, а световое хозяйство города подверглось крупной реорганизации.
Нынешний световой образ Москва начала обретать в 2008 году, когда была разработана и утверждена общая концепция единой светоцветовой среды города, в которую заложили идею гармоничного использования всех средств освещения для повышения уровня комфорта и безопасности городского пространства. Вместе с тем предлагалось улучшить архитектурно-художественные качества Москвы в вечерне-ночное время.
![Вид на Садовое кольцо в районе площади Павелецкого вокзала Вид на Садовое кольцо в районе площади Павелецкого вокзала](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/0c/02/1986905868_0:0:3121:2048_768x0_80_0_1_2fa63f43c58bee90de3e7924d0ed30cb.jpg)
Нынешний световой образ Москва начала обретать в 2008 году, когда была разработана и утверждена общая концепция единой светоцветовой среды города, в которую заложили идею гармоничного использования всех средств освещения для повышения уровня комфорта и безопасности городского пространства. Вместе с тем предлагалось улучшить архитектурно-художественные качества Москвы в вечерне-ночное время.
В 2011 году началась реализация программы по созданию единой светоцветовой среды города Москвы с использованием современного энергосберегающего оборудования. Основным цветом столичной подсветки стал белый, так как позволяет специалистам создавать оттенки и небанальные световые сценарии от объекта к объекту, а также дополнительно вносить и другие цвета.
![Предновогодние пробки в Москве Предновогодние пробки в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/0c/02/1986906163_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_ead82751b9e8d80e43bfd5ff21182d65.jpg)
В 2011 году началась реализация программы по созданию единой светоцветовой среды города Москвы с использованием современного энергосберегающего оборудования. Основным цветом столичной подсветки стал белый, так как позволяет специалистам создавать оттенки и небанальные световые сценарии от объекта к объекту, а также дополнительно вносить и другие цвета.
С тех пор в ночной столице стало более чем в два раза светлее. В настоящее время по вечерам в Москве загорается более миллиона светильников. Это свыше 818 тысяч фонарей наружного освещения и порядка 400 тысяч – архитектурно-художественной подсветки.
![Вид на Пушкинский мост и прогулочные суда в акватории Москвы-реки Вид на Пушкинский мост и прогулочные суда в акватории Москвы-реки](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/0c/02/1986906669_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_d86d0d812b69bf0e82cb76407212eb92.jpg)
С тех пор в ночной столице стало более чем в два раза светлее. В настоящее время по вечерам в Москве загорается более миллиона светильников. Это свыше 818 тысяч фонарей наружного освещения и порядка 400 тысяч – архитектурно-художественной подсветки.
Художественной подсветкой оборудованы не все здания, а в первую очередь архитектурные доминанты столицы. На каждом участке в городе есть свои акцентные здания и точки. При этом наличие статуса памятника архитектуры или его отсутствие на выбор объекта не влияет. Систему подсветки для каждого здания разрабатывают, исходя из его индивидуальных особенностей, элементов декора, а также с учетом прилегающей территории и даже соседних строений.
![Москва в вечерней подсветке Москва в вечерней подсветке](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/0c/02/1986906845_0:0:3228:2048_768x0_80_0_1_fd22ebf35727a15128f91455a526e226.jpg)
Художественной подсветкой оборудованы не все здания, а в первую очередь архитектурные доминанты столицы. На каждом участке в городе есть свои акцентные здания и точки. При этом наличие статуса памятника архитектуры или его отсутствие на выбор объекта не влияет. Систему подсветки для каждого здания разрабатывают, исходя из его индивидуальных особенностей, элементов декора, а также с учетом прилегающей территории и даже соседних строений.
Благодаря современным технологиям световое оформление развивается: уже более 42% светильников наружного освещения работают на светодиодах. Их преимущество в том, что они потребляют на 30% меньше электроэнергии и не требуют дополнительного времени на разгорание, как лампы старых образцов. В этих светильниках есть специальные контроллеры – небольшие платы, передающие сигнал в центр управления сетями. Благодаря им специалисты могут дистанционно управлять городским освещением, в том числе регулировать яркость, проверять напряжение, контролировать, горит фонарь или нет.
![Сотрудник коммунальной службы протирает плафон фонаря наружного освещения на Пречистенской набережной в Москве Сотрудник коммунальной службы протирает плафон фонаря наружного освещения на Пречистенской набережной в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/0c/02/1986908507_0:0:3193:2048_768x0_80_0_1_fd8997488d98ee2bd3848698d754821c.jpg)
Благодаря современным технологиям световое оформление развивается: уже более 42% светильников наружного освещения работают на светодиодах. Их преимущество в том, что они потребляют на 30% меньше электроэнергии и не требуют дополнительного времени на разгорание, как лампы старых образцов. В этих светильниках есть специальные контроллеры – небольшие платы, передающие сигнал в центр управления сетями. Благодаря им специалисты могут дистанционно управлять городским освещением, в том числе регулировать яркость, проверять напряжение, контролировать, горит фонарь или нет.
Режим работы уличного освещения и архитектурно-художественной подсветки зависит от сезона. Причем диспетчеры центра управления сетями руководствуются не только графиком, но и уровнем фактической освещенности, которые показывают специальные датчики. Когда освещенность достигает определенной отметки, поступает соответствующий сигнал. Кроме того, диспетчер может отступить от графика при ухудшении погоды – в пасмурный или дождливый день освещение включают раньше.
![Центр управления сетями ОЭК Центр управления сетями ОЭК](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/0c/02/1986908787_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_e58e30130635892e23e03df6a120bac8.jpg)
Режим работы уличного освещения и архитектурно-художественной подсветки зависит от сезона. Причем диспетчеры центра управления сетями руководствуются не только графиком, но и уровнем фактической освещенности, которые показывают специальные датчики. Когда освещенность достигает определенной отметки, поступает соответствующий сигнал. Кроме того, диспетчер может отступить от графика при ухудшении погоды – в пасмурный или дождливый день освещение включают раньше.
Архитектурно-художественная подсветка зданий в Москве включается одновременно с наружным освещением, но отключается в разное время. В 23.00 перестают подсвечиваться жилые дома, в полночь – административные здания, в час ночи – вестибюли станций метро и в три часа ночи – мосты в центральной части города.
![Здание Министерства иностранных дел РФ в Москве Здание Министерства иностранных дел РФ в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/0c/02/1986909106_0:0:3402:1806_768x0_80_0_1_8e49dcacef4b37a147481b322ed18dcd.jpg)
Архитектурно-художественная подсветка зданий в Москве включается одновременно с наружным освещением, но отключается в разное время. В 23.00 перестают подсвечиваться жилые дома, в полночь – административные здания, в час ночи – вестибюли станций метро и в три часа ночи – мосты в центральной части города.