"Скажите, а это правда?". 10 неожиданных вопросов коммунальщикам Москвы
Это абсолютная правда. Более тысячи электрических часов расположены на улицах, бульварах и в скверах по всей Москве. И за их состоянием надо следить, чем занимаются сотрудники службы времени в АО "ОЭК" при департаменте жилищно-коммунального хозяйства. Каждый день бригады энергетиков объезжают городские часы и проверяют, насколько их состояние соответствует регламенту: чист ли белый циферблат, не разбит ли, ровный ли ход часов, работает ли подсветка. Что-то специалисты бригады могут исправить на месте, а часы с серьезными повреждениями отправляют в мастерскую.
Электрочасы работают 24 часа в сутки: ночью они питаются от сети освещения, а как только наступает утро, и фонари гаснут, часы начинают работать от аккумулятора, который расположен внутри них. В случае отключения от электрической сети они смогут проработать от аккумулятора еще 72 часа.
Да, но не сразу. Москва-река и ее притоки – реки Десна, Сходня и Пехорка – действительно конечный пункт в "путешествии" сточной воды, но канализационная вода не выпускается в них грязной. Из коллекторов сточная вода попадает на очистные сооружения: Люберецкие, Курьяновские, Южнобутовские, Зеленоградские, а также локальные сооружения в ТиНАО, проходя там полную механическую и биологическую очистку, а также УФ-обеззараживание. И только после этого очищенная и обеззараженная сточная вода попадает в Москву-реку и ее притоки.
Среди всех коммунальных служб Москвы ГБУ "Автомобильные дороги" лидирует по своим масштабам и занесена в Книгу рекордов Европы как самая крупная организация по комплексному обслуживанию и содержанию дорог. Штат сотрудников превышает 30 тысяч человек. Они работают на 655 объектах городского хозяйства столицы общей площадью около 44 миллионов квадратных метров, выполняя работы по ремонту асфальта, уборке дорог, озеленению, нанесению разметки и благоустройству общественных пространств. На балансе московской дорожной организации находится около 40% дорог Москвы.
Снежный сканер – серьезный помощник в работе в период обильных снегопадов. На снегосплавных пунктах установлена автоматизированная система, которая сканирует количество снега в самосвалах, приезжающих туда. Это новшество позволяет следить за объемом принимаемых осадков и корректировать маршрут грузовика, отправляя его на менее загруженную точку. Процесс сканирования довольно быстрый: машина со снегом при въезде останавливается на несколько секунд. Сверху на столбе установлен сканер, он обрабатывает данные, и вся информация передается в единый диспетчерский центр. После этого по команде сотрудника пункта грузовик со снегом может подъезжать к дробилкам.
В Москве в 2022 году открылся единый центр управления для всех служб, отвечающих за жизнеобеспечение столицы. А их более 30. В ситуационном центре работают аналитики, сотрудники ресурсоснабжающих инженерных организаций, которые наблюдают в режиме реального времени за бесперебойным функционированием своих систем и объектов. Они отслеживают все параметры, собирают, структурируют и консолидируют поступающие данные. На огромном экране в режиме реального времени выводится самая актуальная и важная информация о работе предприятий КГХ Москвы, состоянии коммуникаций и происшествиях в городе. Ежедневно информационная система центра обрабатывает до 60 тысяч сигналов, в том числе с телеметрических устройств, установленных в городе.
Специалисты "Моссвета" действительно ежедневно отслеживают уровень освещенности города – для этого в штате предприятия действует мобильная светотехническая лаборатория. Работники замеряют степень яркости горения АХП и фонарей на отдельных точках, высчитывают необходимые показатели и при необходимости выравнивают их, чтобы устранить "засветы" или, наоборот, сократить количество темных участков. При установке систем подсветки на новых участках и зданиях специалисты "Моссвета" также учитывают уже работающие на территории фонари, световые инсталляции, рекламные щиты и медиафасады. Таким образом в городе постоянно соблюдается световой баланс.
Это правда. В арсенале "Мосводоканала" есть несколько видов роботов: на колесах, плавучие и проталкиваемые модулями. С их помощью специалисты предприятия отслеживают техническое состояние сетей, проводят плановые проверки и даже ремонтируют водопроводные трубы. Сначала определяется участок, который необходимо проверить, и конкретные места для запуска робота. Затем его опускают в трубу, а инженер занимает место в передвижном пункте, где оборудован центр управления. Изображение с камеры робота передается на мониторы, а инженер с помощью джойстика управляет машиной в режиме реального времени. Таким образом осуществляется теледиагностика участка. Записанное роботом видео в дальнейшем анализируют, выявляют дефектные отрезки сетей и принимают меры по их ремонту.
Правильнее будет сказать, с воды. Уникальный пожарно-спасательный корабль "Полковник Чернышев" несет круглогодичное дежурство на акватории Москвы-реки. Это судно ледового класса имеет усиленный корпус, в экипаж входят спасатели и судовые специалисты МГПСС. При участии в тушении пожара корабль используется как самостоятельная единица боевой техники. С него можно тушить пожары на воде и вблизи береговой линии. Кроме того, корабль способен снабжать пожарные расчеты водой во время ликвидации возгорания. При необходимости "Полковник Чернышев" может обеспечить водой 32 пожарных автомобиля. Помимо этого, судно также может работать в качестве электростанции и обеспечивать электроэнергией социальные объекты, расположенные вблизи береговой линии.
Музей городского хозяйства Москвы расположен в отреставрированном павильоне №5 на территории ВДНХ, что само по себе уже достойно внимания. Почти все экспозиции музея интерактивные, они посвящены столичным коммунальным службам, системам и технологиям, поддерживающим жизнеобеспечение города по всем фронтам – от электричества до водоснабжения, от подсветки улиц и зданий до программы раздельного сбора мусора.
Задача музея – показать, что управление большим городом – сложный и многогранный процесс. Здесь можно в виртуальном режиме поуправлять уборочной техникой, назвать улицу своим именем на пару минут, покататься на велике по набережным. Не выходя из здания, а также снять видеоролик на цветочном фоне, который вы сами выбрали.
Высота монумента Победы на Поклонной горе почти 142 метра. За состояние стелы следят специалисты ГБУ "Гормост". Помимо поддержания объекта в чистоте и ежедневного визуального осмотра на наличие повреждений, работники учреждения следят за ветровой нагрузкой на сооружение.
Согласно регламенту, сотрудники регулярно осматривают и проводят техобслуживание стелы, для чего забираются на самый верх. Для этого внутри сооружения установлен специализированный лифт-подъемник, в который помещаются два человека. Он поднимается до высоты в 86 метров – габариты сооружения не позволили смонтировать что-то дальше. Подъем на лифте занимает ровно девять минут, а затем идет лестница, по которой специалисты поднимаются, конечно, пешком со всем необходимым оборудованием на себе. К работе на высоте допускаются исключительно квалифицированные специалисты. При необходимости они чистят, ремонтируют, смазывают и подкрашивают конструктивные элементы стелы и установленное на ней оборудование.