Рейтинг@Mail.ru
Свобода на ощупь - Недвижимость РИА Новости, 21.06.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Посетительница пользуется тактильно-звуковой информационной панелью с надписями шрифтом Брайля в инклюзивном сенсорном сквере Светлый в Красноярске

Свобода на ощупь

Как сделать город видимым для слепых пешеходов
Марина Трашкова

Споткнуться о ступеньку из-за того, что уткнулись в телефон, или натолкнуться на столб, потому что засмотрелись на красивую витрину – даже зрячие люди могут на время оказываться ослепленными. По итогу в лучшем случае будет конфузно, а в худшем – травматично. А теперь представьте, что вы не видите вообще, а возможно, никогда и не видели то, что вас окружает. Каково это? Чтобы ответить на этот вопрос, а также понять, как видят город слепые пешеходы, шеф-редактор РИА Недвижимость Марина Трашкова отправилась на прогулку по Москве с незрячими спутницами. Ну а о том, как в свою очередь научить город "видеть" людей с инвалидностью по зрению, она поговорила с тифлопедагогом и представителями архитектурного сообщества.

Мужчина переходит дорогу на одной из улиц Москвы
Мужчина переходит дорогу на одной из улиц Москвы.
Видеть без зрения
Что представляет опасность для слепых и слабовидящих людей в городе
Столб с дорожными знаками посреди тротуара, нависающая над головой наружная шахта лифта или неправильно припаркованная машина – сможете ли вы обойти их? Конечно! А теперь закройте глаза и идите вслепую. Каково вам сейчас? Признаться, мне было страшно пройти даже 50 метров по пустому тротуару, держась за руку моей спутницы Светланы Телицыной, которая является экспертом СДС ВОИ "Мир, доступный для всех", а также соруководителем клуба владельцев собак-проводников Москвы и Московской области "Мудрый пес".
Светлана Телицына возле скульптуры в сквере переулка Сивцев Вражек в Москве
Светлана Телицына возле скульптуры в сквере переулка Сивцев Вражек в Москве
Несмотря на полную слепоту, Светлана невероятно смело вышагивала по переулкам в центре Москвы в районе метро "Кропоткинская". Правда, у нее было несколько бонусов, значительно расширяющих возможности свободного передвижения незрячего человека.
Первое – это собака-поводырь Честер, который весьма ловко навигировал хозяйку. И второе – приобретенная слепота. Увы, Светлана потеряла зрение к 15 годам, причем произошло это из-за перенесенной болезни. Это важный нюанс, который напоминает, что абсолютно любой человек в силу разных причин вдруг может стать пользователем той самой инклюзивной среды. Конечно, у Светланы осталась память о том, как выглядит этот мир, и возможность мысленной реконструкции пространства. Любопытно, но даже навык смотреть собеседнику в глаза тоже сохранился, что в какой-то момент, признаться, сбивало меня с толку, потому что казалось, что она меня и правда видит.
Тот факт, что пешеходам с приобретенной слепотой ориентироваться проще, подтверждает и тифлопедагог, специалист по ориентированию, мобильности и самообслуживанию незрячих Марта Любимова. По ее словам, такие люди знают, как выглядят здания, как они расположены, как устроены перекрестки, свой собственный район, да и в целом город.
Незрячий пешеход ориентируется в городе при помощи белой трости
Незрячий пешеход ориентируется в городе при помощи белой трости
Второй героиней моего спецпроекта стала Мария Финогенова, с которой мы вместе учились в МГУ им. М.В. Ломоносова. С ней мы прошлись от метро "Третьяковская" до Репинского сквера на Болотной площади.
Мария Финогенова в сквере Шмелева у фонтана Вдохновение в Москве
Мария Финогенова в сквере Шмелева у фонтана "Вдохновение" в Москве
Мария не видит с рождения и передвигается только при помощи белой трости или сопровождающего. Соответственно, она сильнее, чем люди с приобретенной слепотой, ограничена в мобильности, а ее видение города сосредоточено в основном под ногами. Впрочем, это справедливо для всех пешеходов без зрения. При этом у Марии неплохо развита "эхолокация", так как при движении вдоль домов или крупных объектов, вроде грузовиков, она сразу определяла, что рядом какое-то крупное препятствие.

Акустика помогает ориентироваться, потому что ты понимаешь, что пространство изменилось. Но, с другой стороны, шумовое загрязнение города очень мешает. Например, идя вдоль Садового кольца в час пик, тяжело услышать звуковые сигналы светофора. Более того, мешать может и природа, когда выходишь из дома, а на улице идет дождь, дует сильный ветер навигация напрочь сбивается, пространство иначе звучит, трость из рук вырывает. Тут поможет очень хорошее знание маршрута.

Мария Финогенова
Мария Финогенова
Знание маршрута – это ключевой момент для комфортного самостоятельного передвижения незрячего человека по городу. Однако успех в данном случае зависит от того, не будут ли на этом маршруте появляться внезапные и невидимые для слепого препятствия. О них и поговорим.
По словам тифлопедагога, если зрячие люди при передвижении часто не замечают того, что у них под ногами, особенно в сухую погоду, то для слепого или слабовидящего каждая мелочь имеет значение. Сейчас, к сожалению, часто убирают бордюры перед проезжей частью, что для незрячего человека очень неудобно, так как сложно белой тростью определить границу тротуара и дороги. То есть им тяжело передвигаться, когда "не за что зацепиться", подчеркивает Любимова.
Мария Финогенова стоит на улице, где нет границы между тротуаром и проезжей частью
Мария Финогенова стоит на улице, где нет границы между тротуаром и проезжей частью
Отсутствие бордюров очень мешает навигированию, подтверждает Мария. А вот тротуарные столбики, опоры освещения и даже ливневки, напротив, помогают ориентироваться при условии, если они расположены однотипно, ровно, на четком расстоянии друг от друга. Есть еще один нюанс: большие фонарные столбы и клумбы в целом легко обнаруживаются тростью, а вот стоящий посреди тротуара узкий столб с дорожными знаками трость может проскочить, тогда как сам человек натолкнется прямо на него. В подобную ситуацию Мария лично попадала.
Мария Финогенова стоит у столба с дорожными знаками, который расположен посреди тротуара
Мария Финогенова стоит у столба с дорожными знаками, который расположен посреди тротуара
Любой нависающий элемент, будь то расположенные на уровне лица дорожные знаки или рекламные щиты, а также наклоненные в сторону тротуара деревья, летние веранды кафе – это потенциально опасная история для незрячего, ведь их тростью не обнаружить. Собака-поводырь тоже не очень поможет. Хотя, по словам Светланы, можно научить питомца распознавать препятствие сверху, но работать это будет только на тех маршрутах, которые он помнит и по которым передвигается регулярно.
Во время прогулки со Светланой на довольно небольшом участке мы обнаружили сразу несколько опасных объектов как раз на уровне головы. Так, на стилобате дома номер 3 в Гагаринском переулке расположен барельеф в виде морды льва с кольцом в пасти. Если незрячий человек будет идти вплотную к стене, ориентируясь по ней, то он запросто может удариться об этот архитектурный элемент. Второй момент – наружные шахты лифтов, которые местами так низко нависают над тротуаром, что даже невысокий пешеход вполне может разбить об них лоб. Я сама как-то, засмотревшись в телефон, чуть не влетела в такую лифтовую шахту на фасаде дома, который выходит на Крымский проезд.
Светлана Телицына стоит возле барельефа в виде головы льва, расположенном на доме номер 3 в Гагаринском переулке Москвы

Светлана Телицына показывает барельеф в виде головы льва на доме номер 3 в Гагаринском переулке Москвы, который может быть помехой при движении для незрячего

Светлана Телицына стоит возле дома под наружной шахтой лифта

Опасный элемент в виде наружной шахты лифта, о который незрячий пешеход может удариться головой

Светлана Телицына стоит возле столба, на котором закреплены распределительные коробки для электропроводки со свисающими кабелями прямо на уровне головы
Светлана Телицына стоит возле столба, на котором закреплены распределительные коробки для электропроводки со свисающими кабелями прямо на уровне головы
1.

Светлана Телицына показывает барельеф в виде головы льва на доме номер 3 в Гагаринском переулке Москвы, который может быть помехой при движении для незрячего

2.

Опасный элемент в виде наружной шахты лифта, о который незрячий пешеход может удариться головой

3.
Светлана Телицына стоит возле столба, на котором закреплены распределительные коробки для электропроводки со свисающими кабелями прямо на уровне головы
Особая группа опасных препятствий для незрячих связана с коммунальными и инженерными недоработками.
"Очень неприятно, когда регулярно каждый год на твоем привычном маршруте вдруг начинают переделывать плитку. И хорошо, если там установлены все необходимые ограждения. Обычно их делают в расчете на зрячих людей, которые заметят знак и обойдут с нужной стороны. Такая же история с канализационными люками – их открывают и в лучшем случае ставят прямо возле них заслонку, хотя для слепого нужно заранее понять, что впереди опасность. Как вариант, можно предусмотреть контролирующего человека", – объясняет Мария.
Белая трость слепого пешехода попала в поврежденный элемент ливневой канализации
Белая трость слепого пешехода попала в поврежденный элемент ливневой канализации
Маленькие дыры на асфальте, выбитые элементы плитки или вылетевшие сегменты решетки ливневки опасны для слепого больше, чем крупные участки деформации дорожного покрытия. Дело в том, что маленькую дырку тростью нащупать крайне сложно, но зато, если в нее попадет каблук, можно сильно травмировать ногу.
Еще на одну важную вещь обращает внимание Светлана: если городские службы или строительные компании монтируют какие-то элементы для незрячих людей, то они должны понимать, как правильно это делать, для чего и обязательно осуществлять контроль выполнения работ на всех этапах. Во всем должна быть разумность, подчеркивает она, вспоминая случай, когда у нее в районе такие вот тактильные направляющие выкладывали неправильно, хаотично, просто как декоративный элемент. На вопрос: "Знаете ли вы, что это?", – работники лишь отрицательно покачали головой.
Плюс такие направляющие следует класть ровно, чтобы трость по ним скользила плавно, не спотыкаясь и не застревая.
Тактильные указатели в метро
Тактильные указатели в метро
Действительно, есть места, где тактильные плиты и направляющие лежат напрасно, а где-то есть и нужны, но выложены неправильно. Так, на брусчатке тактильная плитка белой тростью не чувствуется, хотя визуально кажется, что она отличается и должна помогать, добавляет со своей стороны Любимова.
Светлана Телицына указывает на отсутствие тактильных указателей у выезда из подземного паркинга в Москве

Тактильные указатели – это не просто удобство, но и залог безопасности для незрячих людей. К примеру, без нужной маркировки слепой пешеход не сможет опознать выезд с подземной парковки дома и своевременно притормозить или обойти его по безопасному радиусу, дав возможность водителю увидеть себя.

Стихийная парковка машин – еще один вид непредсказуемых и внезапных препятствий. "Это уже на совести отдельных граждан. Бывали случаи, когда ты задеваешь тростью такую машину и взвинченный водитель вылетает и начинает устраивать разборки", – вспоминает Мария.
Также большую опасность представляют самокатчики и курьеры на велосипедах, которые бесшумно, на большой скорости ездят по тротуару, отмечает Любимова.

"Чем более структурированный город, тем проще незрячему в нем передвигаться. Многие боятся больших городов, но напрасно. Как раз в крупных городах и мегаполисах есть тротуары, бордюры, а перекрестки чаще оснащены светофорами. Тогда как в маленьком городе тротуаров может и не быть совсем".

Тифлопедагог, специалист по ориентированию, мобильности и самообслуживанию незрячих Марта Любимова
Марта Любимова
Тифлопедагог, специалист по ориентированию, мобильности и самообслуживанию незрячих
Отдельное внимание тифлопедагог обращает на устройство и планировку кварталов. "Если мы зайдем в старый район, то увидим дома, которые стоят в определенной системе, непрерывные тротуары вдоль домов и проезжей части, которые прерываются только для проездов", – описывает удачный вариант для перемещения незрячего Любимова.
Но есть новые кварталы, где пешеходные зоны расположены как бы на "островах", то есть пространство устроено так, что в приоритете проезжая часть, и на ней отдельно размещены участки тротуаров, нередко со смещением. В итоге человек идет не по ровному и четкому пути, а постоянно спускается на проезжую часть, ищет по диагонали слева или справа следующий кусочек тротуара, обрисовывает проблему собеседница агентства.
Платформа станции Текстильщики Большой кольцевой линии московского метро
Платформа станции "Текстильщики" Большой кольцевой линии московского метро
Кстати, современные архитектурно-планировочные тренды на максимальное "опустошение" пространства для слепых и слабовидящих людей не всегда удобны. Например, отсутствие колонн на платформах новых станций метро в Москве, в частности на Большой кольцевой линии, попросту опасно.
Московский полумарафон
Участники во время Московского полумарафона
Научить и отпустить
Как подготовить незрячего к самостоятельному перемещению по городу
Так может ли все-таки незрячий или слабовидящий человек самостоятельно перемещаться по городу? На этот вопрос уверенно отвечает тифлопедагог Марта Любимова: "Да, может! С потерей зрения жизнь не останавливается". Главное условие для успешной адаптации – он должен пройти обучение у инструктора по ориентированию и мобильности. В этом случае ему подбирают белую трость, учат приемам передвижения и необходимым маршрутам, а также анализировать перекрестки и переходить их на слух.
i

Если ребенок родился с глубоким нарушением зрения, то обучение нужно начинать как можно раньше. Сначала, конечно, инструктор по ориентированию или тифлопедагог работает с семьей, консультирует, как организовать пространство квартиры или дома, как стимулировать самостоятельность незрячего малыша, его физическую активность.

Можно еще использовать собаку-проводника или различные электронные устройства, но они являются всего лишь дополнительным фактором комфорта. На сегодняшний день лучше белой трости и собственной головы ничего нет, утверждает тифлопедагог.
© Фото : Из личных архивов Марты ЛюбимовойТифлопедагог Марта Любимова с учеником на обучающей прогулке
Тифлопедагог Марта Любимова с учеником на обучающей прогулке
Тифлопедагог Марта Любимова с учеником на обучающей прогулке
© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкСобака-поводырь проходит обучение с инструктором в условиях города.
Собака-поводырь проходит обучение с инструктором в условиях города
Собака-поводырь проходит обучение с инструктором в условиях города.
© РИА Новости / Александр Кондратюк | Перейти в медиабанк

Педагог помогает незрячему ребенку с помощью рук познать окружающий его мир.

Работа специализированной школы для слепых и слабовидящих детей

Педагог помогает незрячему ребенку с помощью рук познать окружающий его мир.

1.
Тифлопедагог Марта Любимова с учеником на обучающей прогулке
2.
Собака-поводырь проходит обучение с инструктором в условиях города.
3.

Педагог помогает незрячему ребенку с помощью рук познать окружающий его мир.

Мария в свою очередь подчеркивает, что крайне важно, чтобы родители, у которых ребенок слепой или слабовидящий с детства, не боялись отпускать его в мир, потому что их страх и тревожность ему передается.

"Потом, когда человек дорастает до седых волос, уже становится большой проблемой эти страхи родных изжить. То есть первая задача – осознать, что человек с тростью – вполне действующая система и конструкция".

Мария Финогенова
Мария Финогенова
Разумеется, прежде чем отпускать ребенка (или ослепшего взрослого), нужно пройти с ним конкретный маршрут, обсудить, где, что и как, вплоть до того, что сам провожатый должен уметь ставить себя на место незрячего, чтобы грамотно обозначить как ориентиры по бокам (магазины, заборы), так и то, что под ногами, поскольку фокус внимания у незрячего человека внизу, где трость, дает рекомендации Мария.
Показательное выступление собак-проводников в московском метро
Прохождение полосы препятствий с собакой-проводником, которые помогают перемещаться по метро слабовидящим или незрячим пассажирам.
Любимова предупреждает, что если человек с рождения не видел, то работы будет больше, так как ему нужно с помощью специальных тактильных карт и макетов показать, как устроено пространство, как двигается транспорт на перекрестках, и только потом приступить к изучению маршрутов.
А вот для тех, кто по каким-то причинам потерял зрение уже в процессе жизни, важна психологическая готовность, ведь обучаться самостоятельному передвижению в городе можно и нужно в любом возрасте, добавляет собеседница агентства.

"Конечно, скорость обучения и освоения пространства у всех разная: кто-то изучает сложный маршрут за несколько часов, кому-то нужен месяц. Но количество все равно переходит в качество. И когда незрячий человек проходит первый свой маршрут абсолютно самостоятельно, потом его часто бывает не остановить. Люди начинают получать удовольствие от ощущения свободы и независимости, даже в пределах изученных маршрутов и пространства. Хотя, конечно, мы стремимся к тому, чтобы человек не был привязан к конкретным маршрутам, но все с чего-то начинают".

Тифлопедагог, специалист по ориентированию, мобильности и самообслуживанию незрячих Марта Любимова
Марта Любимова
Тифлопедагог, специалист по ориентированию, мобильности и самообслуживанию незрячих
Светлана Телицына является отличным примером того, как слепой человек может обрести почти полную самостоятельность, которая позволяет ей в компании Честера путешествовать и по российским городам, и за рубежом. Да, конечно, она прибегает к помощи различных служб сопровождения, например, Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП) в Москве или сервисам РЖД. Также можно вызвать такси и отметить в приложении функцию "найди меня".

"Это не самое страшное – потерять зрение или подвижность. Самое страшное – потерять желание жить".

Светлана Телицына
Светлана Телицына
Эксперт СДС ВОИ "Мир, доступный для всех", соруководитель клуба владельцев собак-проводников Москвы и Московской области "Мудрый пес"
Тактильный сквер Светлый в Красноярске
Девушка идёт по пешеходной дорожке, обозначенной рифлёными тактильными металлическими элементами, в инклюзивном сенсорном сквере "Светлый" в Красноярске.
Инклюзия как проект
Что профессионалы предлагают для незрячих горожан, чтобы облегчить их передвижение
Доступная, безбарьерная, проницаемая – эти прилагательные часто звучат в лексиконе современных урбанистов, архитекторов и проектировщиков при описании образцово показательной городской среды. В частности, на прошедшей в мае этого года выставке-форуме "АРХ Москва" на мой вопрос: "Что в ваших проектах вы делаете для незрячих пешеходов?", – представители строительных компаний и проектных бюро с гордостью рапортовали о широких дверях, пандусах и отсутствии лишних бордюров. На мой следующий вопрос: "Зачем слепому пандус, и как ему понять, где заканчивается тротуар и начинается проезжая часть, без бордюра?" – следовало замешательство в духе "спасибо, что подняли эту тему, мы с коллегами обязательно обсудим" или лаконичное "мы делаем необходимый минимум по строительным правилам" без детальных пояснений.
Отдых горожан в Москве - РИА Новости, 1920, 08.08.2023
Всем и каждому: что делает городскую среду доступной
Стало очевидным, что города, хотя и начинают работать в сторону инклюзии, но по большей части ориентируясь на маломобильных людей или инвалидов с повреждениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому найти эксперта, у которого есть опыт работы над проектами городской среды, где учтены потребности слепых и слабовидящих пользователей, оказалось непросто.
По мнению руководителя проектов "Бюро А4" Анастасии Мельниковой, данная тема в обществе все еще несколько табуирована и, как следствие, недостаточно изучена. Ее необходимо больше освещать в сообществе архитекторов, представителей девелоперов, урбанистов, а также среди студентов архитектурных вузов, замечает собеседница агентства.

"Потребности людей с дисфункцией опорно-двигательного аппарата сравнительно недавно начали учитывать при массовом благоустройстве территорий. У производителей стали появляться инклюзивные МАФы, у заказчиков – стандарты о включении инклюзивного оборудования в состав детских площадок".

Руководитель проектов Бюро А4 Анастасия Мельникова
Анастасия Мельникова
Руководитель проектов "Бюро А4"
Кроме того, Мельникова видит необходимость в обязательном сборе данных в процессе пользования территорией незрячими людьми уже после введения ее в эксплуатацию, чтобы впоследствии, спустя определенный промежуток времени, сформировалась оптимальная норма, которую можно было бы включить на законодательном уровне для проектировщиков.
Светлана как прямой пользователь инклюзивной среды в свою очередь рекомендует архитекторам при проектировании или благоустройстве какой-то локации буквально пройтись по местности с закрытыми глазами, поставить себя на место незрячего. Обратная связь – тоже важный момент для качественной проработки инклюзивной составляющей проекта. Ведь есть же такой лозунг "Ничего для нас без нас", напоминает собеседница агентства.
В целом на данный момент среди элементов для слепых и слабовидящих пешеходов в городе есть как обязательные, так и опциональные. К обязательным относятся (в том числе согласно "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001"):
1

тактильная плитка на пешеходных путях, которую важно правильно выкладывать, чтобы рифления (продольное, диагональное и круглое) сообщили пешеходу верную информацию;

2

рифленые тактильные указатели и направляющие;

3

акустическая навигация, система радиоинформирования и ориентирования;

4

тактильно-контрастные наземные указатели для маркировки зон повышенной опасности, таких как отдельно стоящие опоры, стойки, лестницы и т.д.

5

приствольные решетки для обозначения деревьев, расположенных на прохожей части пути.

© Марина Трашкова, РИА НедвижимостьТактильная плитка для слепых
Тактильная плитка для слепых
Тактильная плитка для слепых
© Марина Трашкова, РИА Недвижимость

Рифленые тактильные указатели в переходе Большой кольцевой линии Московского метрополитена

Тактильные указатели в переходе Большой кольцевой линии Московского метрополитена

Рифленые тактильные указатели в переходе Большой кольцевой линии Московского метрополитена

© Марина Трашкова, РИА Недвижимость

Звуковой оповещатель над входом метро в Москве

Звуковой оповещатель над входом в метро в Москве

Звуковой оповещатель над входом метро в Москве

1.
Тактильная плитка для слепых
2.

Рифленые тактильные указатели в переходе Большой кольцевой линии Московского метрополитена

3.

Звуковой оповещатель над входом метро в Москве

А вот к дополнительным элементам, по словам Мельниковой, можно подходить творчески, в зависимости от проекта. К примеру, это могут быть приемы для объектно-тактильного взаимодействия со средой:
1

тактильные тропы,

2

различные текстуры покрытий на площадках,

3

акустические МАФы,

4

благоухающие растения.

Создание достаточного уровня освещенности тоже помогает повысить комфорт слабовидящих пешеходов в городе. Людям с частичной слепотой, то есть выпадением какого-то зрительного поля или же хотя бы различающих образы и оттенки освещения, световые ориентиры могут облегчать навигацию. Например, человек может понять по освещению границы фасада здания.
Новый тип подсветки пешеходного перехода установили в Москве

Новый тип подсветки пешеходного перехода в Москве.

Лестница в холле киноконцертного комплекса на киностудии Мосфильм в Москве

Подсветка лестницы на киностудии "Мосфильм" в Москве.

Краснодарский парк Галицкого награжден премией Urban Parks Award

Подсветка дорожек на разных уровнях в парке Галицкого в Краснодаре.

Краснодарский парк Галицкого награжден премией Urban Parks Award

Подсветка пространства в парке Галицкого в Краснодаре.

1.

Новый тип подсветки пешеходного перехода в Москве.

2.

Подсветка лестницы на киностудии "Мосфильм" в Москве.

3.

Подсветка дорожек на разных уровнях в парке Галицкого в Краснодаре.

4.

Подсветка пространства в парке Галицкого в Краснодаре.

Управляющий партнер бюро светодизайна Культура Света Дарья Новикова

Дарья Новикова

Управляющий партнер бюро светодизайна "Культура Света"

"Мы в 2022 году начали исследовать, как ненормотипичные люди воспринимают городскую среду с точки зрения освещения. Итогом стал короткометражный фильм InclusiON. А в прошлом году в рамках фестиваля "Открытый город" мы пошли глубже в тему и разделили группы пользователей на 4 категории, одной из которых были слепые и слабовидящие горожане. Мы прошли с ними по стандартному городскому маршруту, включающему в себя набережную, сквер и пешеходную улицу, и фокусировали их внимание на освещении. У нас была девушка практически полностью слепая от рождения, которая видит только очертания и различает светлые пятна. И она подтверждала, что освещенные фасады служат для нее хорошим ориентиром на городских улицах по вечерам. Была также слабовидящая, которая может различать разницу световых температур – то есть теплое или холодное свечение. И это тоже служит своего рода световым маячком на знакомых ей маршрутах", – рассказывает кейс из практики управляющий партнер бюро светодизайна "Культура Света" Дарья Новикова.

В ходе исследования команда "Культуры Света" выявили важный для города показатель – цилиндрическая освещенность, он характеризует уровень насыщенности пространства светом. Также респонденты отмечали, что комфортнее себя ощущают, если освещение на тротуарах равномерное, без темных пятен. Особенно это важно для ориентации собак-поводырей. Следует учитывать эти нюансы при проектировании городского освещения, если мы создаем действительно инклюзивную среду, подчеркивает Новикова.
Любопытный момент: собаки-поводыри в темном или некачественно подсвеченном пространстве действительно могут не разобрать предмет или тревожно среагировать на приближающегося человека, заволноваться, а значит, утратить бдительность или же вовсе поменять маршрут. Это подтверждает и Светлана, которая обратила внимание, что собаки с трудом привыкают к мигающим объектам, вроде навигационных световых дорожек в метро вдоль края платформы. "Мы в метрополитене привыкали потихонечку к этому: когда поезд подходит и бегают огонечки. Честер поначалу думал – да ну его, лучше отойдем подальше" – вспоминает она.
Световая дорожка вдоль платформы на станции Сретенский бульвар в московском метро
Световая дорожка вдоль платформы на станции "Сретенский бульвар" в московском метро
Большим подспорьем для незрячих и слабовидящих становятся всевозможные приложения, аудиокарты и тифломаршруты. Так, наша героиня Мария вспоминает приложение для офлайн-навигации OsmAnd (которое, кстати, может работать без интернета, локально) или приложение Be My Eyes, которое соединяет слепых и слабовидящих людей со зрячими волонтерами или представителями компаний для визуальной помощи через прямой видеозвонок. Есть программы для распознавания текста, благодаря которым ты можешь сфотографировать объявление у подъезда, и по этой фото тебе прочитают текст на нем.

"Хотелось бы иметь карту, где бы отмечались в режиме реального времени различные работы на тротуарах, временные конструкции, вроде пластиковых коробов для кабелей, которые устанавливают к каким-то фестивалям или протягивают к открытым верандам кафе".

Мария Финогенова
Мария Финогенова
При этом тифлопедагог Любимова подчеркивает, что аудиокарта – это не просто описание пространства, а именно инструкции для незрячего человека, как пройти участок маршрута от ориентира до ориентира. Аудиокарта состоит из нескольких аудиоинструкций, каждая из которых вмещает такое количество информации, которое человек может запомнить. Начинается инструкция с исходной точки, а заканчивается хорошо заметным постоянным ориентиром, желательно тактильным.
Незрячий знакомится с тактильной моделью картины М.А. Волошина Золотые ворота, созданной для ГБУ Республики Крым Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник Киммерия М.А.Волошина - РИА Новости, 1920, 15.03.2021
Осязаемый музей. Зачем искусство нужно трогать руками
Аудиокарты бывают как универсальные, так и составленные для конкретного человека его инструктором. Универсальные готовые карты в Москве есть уже примерно у десяти музеев. Аудиоинструкции высылаются людям по запросу или выкладываются на сайте. Чем больше таких карт для города, тем лучше, подчеркивает Любимова.
В храме Василия Блаженного появились тактильные макеты для незрячих и слабовидящих
В храме Василия Блаженного появились тактильные макеты для незрячих и слабовидящих
Со своей стороны выскажу одну мысль, а точнее идею, на которую меня натолкнула Светлана в ходе нашей прогулки. Когда мы заговорили о тифлокопиях предметов, она заметила, что ей очень интересно было бы разглядеть реально существующие здания и памятники. И я подумала, почему бы не разместить на знаковых постройках Москвы, тех же памятниках архитектуры, тифлокопии их фасадов? Ведь сделали же на них QR-коды с историческими справками. Тогда незрячий человек смог бы представлять, как выглядит здание, мимо которого он ходит. Да, тут встает вопрос, как маркировать такие информационные точки? Но здесь как раз могут прийти на помощь аудиокарты или акустические маркеры.
Объекты стрит-арта тоже внесли бы в прогулку человека с нарушениями зрения новые впечатления. В частности, Светлана была приятно удивлена, когда узнала, что в сквере переулка Сивцев Вражек стоят работы скульптора Александра Бурганова, которые мы, разумеется, потрогали. Правда, они там были слишком большие и высокие, а для незрячего важно иметь возможность полностью тактильно осмотреть предмет, то есть объект должен быть сомасштабным ему.
Кстати, о роли такого параметра, как сомасштабность, напоминает главный архитектор UNK architects Дмитрий Иконников. Этот композиционный прием в архитектуре формирует определенный образ восприятия места, поясняет он. "Человек чувствует себя уютно в пространствах, которые он может соотносить со своим повседневным жизненным опытом, создающие у него понятную иерархию пространств, удобных для навигации и идентификации с собой" – говорит эксперт.
Другими словами, панорама городской среды для слепого пешехода сосредоточена в основном на уровне его вытянутой руки – это то, что он может пощупать, с чем может взаимодействовать на максимально близком тактильном уровне. Ведь все, что выше, ему просто не актуально. А значит при работе с малыми архитектурными формами, объектами стрит-арта и фасадами домов нужно учитывать фактор той самой сомасштабности.
Новый парк отдыха в Краснодаре

Музыкальные игровые элементы в парке Краснодара.

Новый парк отдыха в Краснодаре

Музыкальные игровые элементы в парке Краснодара.

Благоустройство парка Дружбы

Музыкальные игровые элементы на детской площадке в парке Дружбы в Москве.

Дворовая площадка жилого комплекса Nagatino i-Land, где установлены музыкальные МАФы.

Дворовая площадка жилого комплекса, где установлены музыкальные МАФы.

1.

Музыкальные игровые элементы в парке Краснодара.

2.

Музыкальные игровые элементы в парке Краснодара.

3.

Музыкальные игровые элементы на детской площадке в парке Дружбы в Москве.

4.

Дворовая площадка жилого комплекса, где установлены музыкальные МАФы.

Сейчас на заново благоустраиваемых площадках в парках или во дворах современных жилых комплексов стали появляться музыкальные или акустические малые архитектурные формы, с которыми незрячим горожанам тоже было бы интересно повзаимодействовать. В частности, у "Бюро А4" в жилых проектах есть примеры таких акустических элементов на детских площадках. Архитекторы бюро регулярно используют приемы и объекты, приглашающие пользователя территории к взаимодействию на всех уровнях сенсорного восприятия, подчеркивает Мельникова.
Фонтаны и искусственные водопады также могут служить прекрасными звуковыми ориентирами на изучаемом маршруте для незрячего человека, обращает внимание руководитель направления мастер-планирования и благоустройства UNK landscape Софья Свердлова, ведь характерный шелест воды узнаваем и слышится издалека. Кроме того, подобные объекты привносят в картину восприятия города дополнительные эмоциональные смыслы.
Девушка возле фонтана на Авиационной улице в Москве.
Девушка возле фонтана на Авиационной улице в Москве.
Удачно интегрировать элементы инклюзивной среды можно и в историческую застройку, даже если речь идет об объектах культурного наследия. Светлана в качестве примера вспоминает зарубежный опыт: "В Вене можно идти по выложенным брусчаткой улицам в центре города, скажем, у Собора Святого Стефана, где Моцарт венчался со своей супругой, и спокойно навигироваться тростью, так как у них предусмотрены силиконизированные направляющие и аналогичные покрытия в виде дорожек, чтобы по ним мог беспрепятственно пройти и незрячий, и человек с чемоданом или инвалид на коляске. При этом сама старинная брусчатка остается нетронутой и неповрежденной".
Фестиваль Музейная ночь. Тишина в Красноярске
Посетительница в наглазной повязке в сопровождении экскурсовода участвует в перформансе "Широко закрытые глаза" в рамках 38-й музейной ночи "Тишина" в музейном центре "Площадь Мира"в Красноярске.
"Вам помочь?"
Как грамотно помогать незрячим и слабовидящим людям в городе
Когда мы гуляли по Москве со Светланой и Марией, общаясь и активно обсуждая городскую среду, я отдельно обращала внимание на реакцию окружающих людей. Во-первых, прохожие довольно быстро считывали происходящее и старались уступить нам дорогу. Но главное – это эмоции, которые они демонстрировали, в основном их было две – смущение и любопытство. Правда, были и те, кто проходил мимо с видом, что ничего не происходит, а даже если происходит, то его не касается. И это интересное наблюдение, особенно с учетом того, что мои героини неоднократно в беседе подчеркивали, как важна для них адекватная реакция общества.
VR-проект Слепые в большом городе - РИА Новости, 1920, 30.01.2019
VR-проект "Слепые в большом городе"Как слепые люди пользуются смартфоном, выбирают одежду, смотрят фильмы и воспитывают детей? Зачем ходят в театр? В каких помещениях лучше ориентируются? Сколько тратят времени на дорогу? Почему неправильно припаркованные автомобили – это целая проблема? Что чувствуют, когда посторонние люди смотрят на них?
Перемещение незрячих или слабовидящих людей по улице, даже самой неудобной и опасной, не будет для них проблемой, если все мы, зрячие люди, перестанем стесняться, игнорировать и уж тем более раздражаться из-за особенных пешеходов, а начнем помогать им, причем грамотно. Вот над этим как раз россиянам еще нужно работать.
"С нашей российской глубиной души они возьмут, подхватят тебя вместе с собакой и понесут. И все равно, что ты стояла и ждала мужа около магазина", – вспоминает пример из жизни Светлана, когда ей буквально пришлось отбиваться от помощников.
Тренировочные занятия собаки-поводыря.
Тренировочные занятия собаки-поводыря.
Иногда подобное причинение добра оборачивается травмой для незрячего человека. Например, он может идти привычным маршрутом, зная, что после условно третьего столба ему нужно повернуть. И если в этот момент подбежать и начать оттягивать его, отклоняя от заданной траектории, то он просто собьется с пути и растеряет ориентиры. Так, однажды, Светлану при выходе из метро подхватили со стороны трости, заблокировав ее и лишив возможности разглядеть препятствие. Пока она разбиралась с навязчивым помощником, трость проскочила мимо колонны, и Светлана ударилась лбом прямо об угол, разбив голову в кровь, после чего у нее даже остался шрам.
i

Не блокировать трость

Нельзя хватать незрячего пешехода за белую трость, тем самым лишая его главного средства навигации. Это все равно что выхватить у водителя машины руль на полном ходу. Мало того, что вы "ослепите" человека, собьете его с маршрута, так еще из-за вас он не сможет обнаружить опасное препятствие.

Еще более глупая ситуация – предлагать помощь, если вы сами плохо ориентируетесь на местности или не обладаете достаточным количеством времени, чтобы довести человека до нужной ему точки.
Как же помогать незрячему на улице? Ну, для начала в обязательном порядке спросить: "Вам помочь?".

"Лучше подойти с левой стороны, так как обычно в правой руке трость. Можно чуть притронуться к плечу, но не хватать сразу под руки и никуда не тащить. Плюс надо присмотреться и понять, а нужна ли помощь человеку в принципе. Если он уверенно идет по улице, то, скорее всего, знает маршрут".

Мария Финогенова
Мария Финогенова
А вот если слепой человек замешкался, и вы видите, что вокруг него непростая навигационная ситуация – сложный перекресток, на тротуаре множество помех, особенно расположенных на уровне головы, – то лучше подойти и предложить помощь.
Единственная ситуация, когда можно экстренно и принудительно остановить незрячего – если вы понимаете, что он уже не заметил препятствие и сейчас в него врежется или провалится. В этом случае по возможности аккуратно преградите ему дорогу и подайте четкие сигналы: "Стойте! Опасность!". А потом, разумеется, объясните ситуацию, чтобы он понимал причину вашего вторжения в его личное пространство и смог сориентироваться, как действовать дальше.
i

Подстроиться и навигировать

Если незрячий принял помощь, то нужно подстраиваться под его ритм шага, а не тащить за собой. Маленький нюанс – лучше, чтобы он взял вас под руку, а не вы его. Не будет лишним войти в режим звукового навигатора, буквально описывая ситуацию и помехи вокруг, приостанавливаясь перед препятствиями и давая им характеристику, например, указывая направление ступеней – вверх или вниз.

В метро, особенно в часы пик, лучше уступить место незрячему или слабовидящему пассажиру, чтобы его не затолкали, а собаке-поводырю не отдавили лапы. Еще важно помнить, что собаке требуется пространство для посадки на эскалатор и для прыжка с него, чтобы она не застряла лапами в зазорах движущегося полотна и не травмировалась, а значит хозяину придется немного подождать, пока предыдущий пассажир отъедет на несколько ступеней вперед. Так что окружающим нужно проявить терпение, подождать буквально пару секунд и уж точно не выскакивать и не становиться прямо перед слепым.
Показательное выступление собак-проводников в московском метро
Собака-проводник, которая помогает перемещаться по метро слабовидящим или незрячим пассажирам, перед началом показательного выступления на станции "Нижегородская" Московского метрополитена.
Что касается собак-поводырей, то это не просто милый домашний питомец, которого нужно сразу гладить, угощать лакомствами и знакомить с другими собаками. Часто на шлейке-дуге животного даже имеются соответствующие запрещающие знаки. Сопровождение человека – его работа, то есть по сути он при исполнении. Относиться к нему надо так же, как к собакам на службе у спасателей или полиции.
Ну и, конечно, самое главное – быть дружелюбными и терпеливыми друг к другу: не возмущаться, если слепой заденет вас или ваш автомобиль тростью или войдет с собакой в общественное место.
Добавлю от себя, что мои героини подарили мне невероятное удовольствие от общения: ни на секунду я не почувствовала себя неловко и не испытала никакого дискомфорта во время прогулки с ними. Мне было безумно интересно их слушать. Светлана рассказывала, как смело она путешествует с Честером по городам России и разным странам, а Маша вдруг открылась как кофейный гурман, а еще, не поверите, фотограф-любитель, который делает кадры с помощью специального приложения.

"Любые недочеты архитектуры или доступности среды можно поправить. Куда важнее поработать с доброжелательностью горожан, которые могли бы как минимум допустить, что такие люди, как мы, имеем право находиться среди них. Мы не помеха, мы не заразные, с нами можно договориться. Скажем, если у вас аллергия на собаку, то не надо начинать с агрессии, давайте обсудим. Доступность начинается с сердец".

Светлана Телицына
Светлана Телицына
Эксперт СДС ВОИ "Мир, доступный для всех", соруководитель клуба владельцев собак-проводников Москвы и Московской области "Мудрый пес"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала