Будущее "юзер-френдли": о чем мечтали и что критиковали гости урбанфорума
Заммэра столицы по градостроительной политике и строительству Андрей Бочкарев в интервью на стенде РИА Недвижимость отметил, что формирование транспортного каркаса Москвы близко к завершению, а сфера строительства и недвижимости столицы оказывает устойчивый рост на 5-10% в год.
"Безусловно, есть санкционное давление, рынки капиталов скакали, стоимость жилой и нежилой недвижимости, но в последние три-четыре месяца идет стабилизация, несмотря на все внешние факторы. Одна из важнейших отраслей города, строительство, чувствует себя стабильно. Ни от каких планов не отказывается ни частный сектор, ни городской бюджет. Мы планируем выполнить все свои задачи, маневрируем всеми необходимыми ресурсами. Более того, мы видим, как не только бюджет, но и инвесторы принимают решения о создании новых объектов. Конечно, какого-то глобального скачка нет – ни вверх, ни вниз, но в целом у нас стабильный рост на 5, 6, 7, 10% в год", – сказал он.
При этом заммэра подчеркнул, что устойчивый рост строительства в Москве более важен для экономики города, чем резкое повышение показателей.
Заммэра столицы по градостроительной политике и строительству Андрей Бочкарев в интервью на стенде РИА Недвижимость отметил, что формирование транспортного каркаса Москвы близко к завершению, а сфера строительства и недвижимости столицы оказывает устойчивый рост на 5-10% в год.
"Безусловно, есть санкционное давление, рынки капиталов скакали, стоимость жилой и нежилой недвижимости, но в последние три-четыре месяца идет стабилизация, несмотря на все внешние факторы. Одна из важнейших отраслей города, строительство, чувствует себя стабильно. Ни от каких планов не отказывается ни частный сектор, ни городской бюджет. Мы планируем выполнить все свои задачи, маневрируем всеми необходимыми ресурсами. Более того, мы видим, как не только бюджет, но и инвесторы принимают решения о создании новых объектов. Конечно, какого-то глобального скачка нет – ни вверх, ни вниз, но в целом у нас стабильный рост на 5, 6, 7, 10% в год", – сказал он.
При этом заммэра подчеркнул, что устойчивый рост строительства в Москве более важен для экономики города, чем резкое повышение показателей.
Руководитель китайско-французского центра исследований городов, регионов и планирования NJU-UPEC Ван Хунъян отметил, что большинство современных городов придерживаются универсальных трендов в своем развитии: создают комфортную пешеходную среду, заботятся о поддержании необходимого уровня безопасности, расширяют зеленые зоны. Однако, сказал эксперт, бездумное копирование этих принципов – вовсе не показатель их эффективной реализации.
"Применять подобные стратегии необходимо исходя из индивидуальных особенностей каждого города – в частности, его климатических условий, численности населения, социального контекста и исторического наследия. Невозможно прописать одну и ту же "терапию развития" абсолютно всем городам и ждать, что она успешно сработает", – пояснил Ван.
Он добавил, что в рамках стимуляции экономического развития города власти не должны забывать о потребностях населения, которые постоянно меняются и растут.
"Промышленные предприятия и крупные корпорации уделяют приоритетное внимание росту прибыли и нередко забывают о людях. Поэтому власти должны находить баланс и встраивать потребности горожан и их комфорт в планы экономического развития", – подчеркнул Ван.
Руководитель китайско-французского центра исследований городов, регионов и планирования NJU-UPEC Ван Хунъян отметил, что большинство современных городов придерживаются универсальных трендов в своем развитии: создают комфортную пешеходную среду, заботятся о поддержании необходимого уровня безопасности, расширяют зеленые зоны. Однако, сказал эксперт, бездумное копирование этих принципов – вовсе не показатель их эффективной реализации.
"Применять подобные стратегии необходимо исходя из индивидуальных особенностей каждого города – в частности, его климатических условий, численности населения, социального контекста и исторического наследия. Невозможно прописать одну и ту же "терапию развития" абсолютно всем городам и ждать, что она успешно сработает", – пояснил Ван.
Он добавил, что в рамках стимуляции экономического развития города власти не должны забывать о потребностях населения, которые постоянно меняются и растут.
"Промышленные предприятия и крупные корпорации уделяют приоритетное внимание росту прибыли и нередко забывают о людях. Поэтому власти должны находить баланс и встраивать потребности горожан и их комфорт в планы экономического развития", – подчеркнул Ван.
Об особой роли городских властей, как регулятора возможных конфликтов между коммерческим сектором и населением, высказался и соавтор Генерального плана Сан-Пауло, архитектор, градостроитель и демограф Казуо Накано.
"Очень важно развивать соучастное планирование, чтобы своевременно получать информацию от горожан о том, что им нужно, и в соответствии с этим трансформировать планы развития и инструменты их реализации. Это одна из самых сложных задач современного городского планирования, потому что бизнес заинтересован в увеличении прибыли, а население – в улучшении жизненных условий, повышения качества своей жизни. Ключевую роль в этом конфликте должна играть власть, как модератор и участник трехстороннего диалога", – поделился мнением Накано.
По его словам, для более эффективной коммуникации бизнеса и населения в мегаполисах необходимо создавать отдельные инстанции или порталы для выражения мнения и пожеланий всех сторон. В Москве, например, такие уже работают: для удобства горожан работают такие онлайн-площадки, как "Активный гражданин" и "Наш город", а проекты благоустройства в обязательном порядке создаются и трансформируются на основе пожеланий непосредственных пользователей городских пространств.
Об особой роли городских властей, как регулятора возможных конфликтов между коммерческим сектором и населением, высказался и соавтор Генерального плана Сан-Пауло, архитектор, градостроитель и демограф Казуо Накано.
"Очень важно развивать соучастное планирование, чтобы своевременно получать информацию от горожан о том, что им нужно, и в соответствии с этим трансформировать планы развития и инструменты их реализации. Это одна из самых сложных задач современного городского планирования, потому что бизнес заинтересован в увеличении прибыли, а население – в улучшении жизненных условий, повышения качества своей жизни. Ключевую роль в этом конфликте должна играть власть, как модератор и участник трехстороннего диалога", – поделился мнением Накано.
По его словам, для более эффективной коммуникации бизнеса и населения в мегаполисах необходимо создавать отдельные инстанции или порталы для выражения мнения и пожеланий всех сторон. В Москве, например, такие уже работают: для удобства горожан работают такие онлайн-площадки, как "Активный гражданин" и "Наш город", а проекты благоустройства в обязательном порядке создаются и трансформируются на основе пожеланий непосредственных пользователей городских пространств.
Мир совершил огромную ошибку, начав строить города, ориентированные на машины, заявил основатель 8 80 Cities и Cities for Everyone, урбанист Гил Пеньялоса. По его словам, порядка 60 лет назад никто не задумывался о комфорте и индексе счастья населения, не говоря о физическом и психическом здоровье.
"Когда город отдает приоритет машинам, люди перестают ходить пешком, выбираться на прогулки, посещать магазины, быть физически активными в целом. Тренд на автомобили негативно повлиял на климат, здоровье населения, экологию, качество воздуха. В пандемию коронавируса мы увидели, каким может быть мир без машин, и, на мой взгляд, теперь можем стремиться к этой картинке сознательно", – отметил эксперт.
По его мнению, современный мегаполис – это человекоориентированный город, в котором необходимо развивать велосипедное движение, отдавать приоритет пешеходам, стимулировать население на физическую активность и общение в комфортных парках, скверах и общественных пространствах. При этом города, по словам Пеньялосы, важно развивать не только с прицелом на работающих людей 30+, а с учетом всех возрастных категорий населения.
"Если город одинаково удобен для восьмилетнего ребенка и 80-летнего пожилого, только тогда можно говорить о его комфорте и развитости", – подчеркнул урбанист.
Мир совершил огромную ошибку, начав строить города, ориентированные на машины, заявил основатель 8 80 Cities и Cities for Everyone, урбанист Гил Пеньялоса. По его словам, порядка 60 лет назад никто не задумывался о комфорте и индексе счастья населения, не говоря о физическом и психическом здоровье.
"Когда город отдает приоритет машинам, люди перестают ходить пешком, выбираться на прогулки, посещать магазины, быть физически активными в целом. Тренд на автомобили негативно повлиял на климат, здоровье населения, экологию, качество воздуха. В пандемию коронавируса мы увидели, каким может быть мир без машин, и, на мой взгляд, теперь можем стремиться к этой картинке сознательно", – отметил эксперт.
По его мнению, современный мегаполис – это человекоориентированный город, в котором необходимо развивать велосипедное движение, отдавать приоритет пешеходам, стимулировать население на физическую активность и общение в комфортных парках, скверах и общественных пространствах. При этом города, по словам Пеньялосы, важно развивать не только с прицелом на работающих людей 30+, а с учетом всех возрастных категорий населения.
"Если город одинаково удобен для восьмилетнего ребенка и 80-летнего пожилого, только тогда можно говорить о его комфорте и развитости", – подчеркнул урбанист.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на стенде РИА Недвижимость обсудил перспективы обновления Архсовета Москвы и появления в столице архитекторов из Азии, а также рассказал, какие здания мечтает спроектировать сам.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на стенде РИА Недвижимость обсудил перспективы обновления Архсовета Москвы и появления в столице архитекторов из Азии, а также рассказал, какие здания мечтает спроектировать сам.
Партнер компании "КБ Стрелка" Алексей Муратов рассказал о том, что благоустройство улиц, так называемый городской "партер", необходимо делать максимально нейтральным.
"Улицы должны служить фоном для людей, выгодно оттенять их, делать удобным их передвижение. Улица служит сценой для восприятия людей в близком масштабе и для восприятия города в более широком", – отметил архитектор.
Он также назвал вещи, которые не были реализованы в ходе благоустройства, хотя входили в его стандарт – например, "зеленое" поглощение стоков.
"Там были интересные решения, связанные с биодренажными канавами, с дождевыми садами, чтобы поглощать стоки не только средствами тяжелой бетонной инфраструктуры, то есть коллекторами, а делать более "губчатый город", который будет поглощать большую долю осадков за счет специально организованных зеленых пространств", – рассказал он.
Партнер компании "КБ Стрелка" Алексей Муратов рассказал о том, что благоустройство улиц, так называемый городской "партер", необходимо делать максимально нейтральным.
"Улицы должны служить фоном для людей, выгодно оттенять их, делать удобным их передвижение. Улица служит сценой для восприятия людей в близком масштабе и для восприятия города в более широком", – отметил архитектор.
Он также назвал вещи, которые не были реализованы в ходе благоустройства, хотя входили в его стандарт – например, "зеленое" поглощение стоков.
"Там были интересные решения, связанные с биодренажными канавами, с дождевыми садами, чтобы поглощать стоки не только средствами тяжелой бетонной инфраструктуры, то есть коллекторами, а делать более "губчатый город", который будет поглощать большую долю осадков за счет специально организованных зеленых пространств", – рассказал он.
Генеральный директор музейного объединения "Музей Москвы" Анна Трапкова в беседе с РИА Недвижимость отметила, что чрезвычайно важно не бояться изменений, которые происходят в городе, не бояться нововведений в архитектуре. По ее словам, технологии меняются, дают возможность архитекторам сейчас реализовывать самые смелые идеи. Также она объяснила, как именно можно воспитывать архитектурный вкус.
"Вкус – это социальный конструкт. Воспитание, образование, насмотренность, интерес к городу, к городской истории – это те факторы, которые меняют взгляд человека" – сказала она.
Трапкова добавила, что сейчас в Музее Москвы организуются экскурсии по самым разным местам и точкам – например, в Институт океанологии, который является памятником позднесоветского модернизма.
"Мы не только приоткрываем потайную дверь в жизнь советских ученых, но и показываем, в каком архитектурном пространстве эти ученые жили. … Все думают о том, что позднесоветский модернизм – это унылые коробки, что-то массивное, но при этом если ты вникаешь в понимание, как эти пространства сконструированы, ты видишь творчество архитекторов-романтиков", – подчеркнула Трапкова.
Генеральный директор музейного объединения "Музей Москвы" Анна Трапкова в беседе с РИА Недвижимость отметила, что чрезвычайно важно не бояться изменений, которые происходят в городе, не бояться нововведений в архитектуре. По ее словам, технологии меняются, дают возможность архитекторам сейчас реализовывать самые смелые идеи. Также она объяснила, как именно можно воспитывать архитектурный вкус.
"Вкус – это социальный конструкт. Воспитание, образование, насмотренность, интерес к городу, к городской истории – это те факторы, которые меняют взгляд человека" – сказала она.
Трапкова добавила, что сейчас в Музее Москвы организуются экскурсии по самым разным местам и точкам – например, в Институт океанологии, который является памятником позднесоветского модернизма.
"Мы не только приоткрываем потайную дверь в жизнь советских ученых, но и показываем, в каком архитектурном пространстве эти ученые жили. … Все думают о том, что позднесоветский модернизм – это унылые коробки, что-то массивное, но при этом если ты вникаешь в понимание, как эти пространства сконструированы, ты видишь творчество архитекторов-романтиков", – подчеркнула Трапкова.
Директор программы развития города с точки зрения безопасности в Йоханнесбурге Назира Качалия рассказала РИА Недвижимость, что безопасность мегаполиса базируется далеко не только на работе полиции. В это широкое понятие входит множество других, менее очевидных факторов: доступность городских услуг и сервисов для всех слоев населения, проходимость улиц, развитость систем общественного транспорта и здравоохранения, общее количество рабочих мест.
"Фактором безопасности можно считать даже то, как тщательно за городом ухаживают и поддерживают ли его в чистоте. В целом, чтобы считаться по-настоящему безопасным, мегаполис должен быть юзер-френдли", – подчеркнула Качалия.
По словам эксперта, внедрение большего количества правил и запретов в городском пространстве слабо стимулирует рост уровня безопасности. Впрочем, добавила она, именно этот принцип до сих пор предпочитают в большинстве крупных городов мира.
"Власти часто вводят все больше ограничений, чтобы не допустить опасного поведения: не шуметь, не кататься на велосипедах и так далее. Но вместо введения новых запретов, на мой взгляд, стоит через обучение и социальное воспитание развивать в населении чувство принадлежности к городу. Ощущая его, горожане меньше будут склонны к вандализму и антисоциальному поведению. Безопасное общество строится не на запретах, а на партнерских взаимоотношениях как между людьми, так и между людьми и городом", – рассказала она.
Директор программы развития города с точки зрения безопасности в Йоханнесбурге Назира Качалия рассказала РИА Недвижимость, что безопасность мегаполиса базируется далеко не только на работе полиции. В это широкое понятие входит множество других, менее очевидных факторов: доступность городских услуг и сервисов для всех слоев населения, проходимость улиц, развитость систем общественного транспорта и здравоохранения, общее количество рабочих мест.
"Фактором безопасности можно считать даже то, как тщательно за городом ухаживают и поддерживают ли его в чистоте. В целом, чтобы считаться по-настоящему безопасным, мегаполис должен быть юзер-френдли", – подчеркнула Качалия.
По словам эксперта, внедрение большего количества правил и запретов в городском пространстве слабо стимулирует рост уровня безопасности. Впрочем, добавила она, именно этот принцип до сих пор предпочитают в большинстве крупных городов мира.
"Власти часто вводят все больше ограничений, чтобы не допустить опасного поведения: не шуметь, не кататься на велосипедах и так далее. Но вместо введения новых запретов, на мой взгляд, стоит через обучение и социальное воспитание развивать в населении чувство принадлежности к городу. Ощущая его, горожане меньше будут склонны к вандализму и антисоциальному поведению. Безопасное общество строится не на запретах, а на партнерских взаимоотношениях как между людьми, так и между людьми и городом", – рассказала она.
Неожиданным гостем стенда РИА Недвижимость стал художественный руководитель Московского театра Олега Табакова, актер Владимир Машков. Он подчеркнул, что театр – не только особая точка притяжения в городском пространстве, но и буквально градообразующий объект.
"Театр – единственное место, где чудо еще сохранилось" – напомнил слова Олега Табакова худрук и добавил, что это чудо складывается из взаимоотношений и взаимодействия пространства, артиста, режиссера.
Неожиданным гостем стенда РИА Недвижимость стал художественный руководитель Московского театра Олега Табакова, актер Владимир Машков. Он подчеркнул, что театр – не только особая точка притяжения в городском пространстве, но и буквально градообразующий объект.
"Театр – единственное место, где чудо еще сохранилось" – напомнил слова Олега Табакова худрук и добавил, что это чудо складывается из взаимоотношений и взаимодействия пространства, артиста, режиссера.