Рейтинг@Mail.ru
Исторический ребус: что скрывает архитектура старой Москвы - Недвижимость РИА Новости, 04.12.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка супертега Москва - РИА Новости, 1920, 06.12.2018
Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Исторический ребус: что скрывает архитектура старой Москвы

Читать в
Дзен
Капремонт и реставрация объектов культурного наследия – будь то павильоны ВДНХ или жилые дома – процесс не только трудоемкий, но и увлекательный. Специалисты порой натыкаются на интересные находки, в прямом смысле прикасаясь к истории. Иногда атрибуты прежней эпохи нужно восстанавливать по маленькому фрагменту или отскребать из-под слоев краски. Что скрывают здания вековой давности и с какими трудностями сталкиваются реставраторы, смотрите в галерее "РИА Недвижимость".
© РИА Новости / Виталий Белоусов

Неожиданная находка была обнаружена в процессе капремонта в трехэтажном доходном доме №33 в Староконюшенном переулке. Специалисты заметили наверху лестницы в подъезде потолочную живопись, нигде не зафиксированную и о которой никто не знал. Так как в проектной документации это не было отражено, решили, что роспись пойдет на следующую реставрацию. Также зданию вернули изначальный окрас. Унылое серое здание обрело фисташково-песочно-желтый цвет. Его удалось установить в процессе расчистки красочных слоев.

Доходный дом княгини А. М. Козловской в Москве

Неожиданная находка была обнаружена в процессе капремонта в трехэтажном доходном доме №33 в Староконюшенном переулке. Специалисты заметили наверху лестницы в подъезде потолочную живопись, нигде не зафиксированную и о которой никто не знал. Так как в проектной документации это не было отражено, решили, что роспись пойдет на следующую реставрацию. Также зданию вернули изначальный окрас. Унылое серое здание обрело фисташково-песочно-желтый цвет. Его удалось установить в процессе расчистки красочных слоев.

1 из 9
© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанк

Серьезного подхода при капремонте потребовал дом 8, строение 3 в Сеченовском переулке, ведь зданию более ста лет. Его главная изюминка – в конструкции крыши, где стропильная часть выполнена из цельных бревен восьмиметровой длины. Такие бревна специалисты не имели права поменять на брус. Поэтому часть из них оставили, а те, которые сгнили, заменили на новые, обладающие характеристиками "исторических". Бревна подбирали нужной длины, спиливали, сушили и отвозили на объект.

Строительные леса в подъезде дома-объекта культурного наследия по адресу Сеченовский переулок дом 8 строение 3

Серьезного подхода при капремонте потребовал дом 8, строение 3 в Сеченовском переулке, ведь зданию более ста лет. Его главная изюминка – в конструкции крыши, где стропильная часть выполнена из цельных бревен восьмиметровой длины. Такие бревна специалисты не имели права поменять на брус. Поэтому часть из них оставили, а те, которые сгнили, заменили на новые, обладающие характеристиками "исторических". Бревна подбирали нужной длины, спиливали, сушили и отвозили на объект.

2 из 9
© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанк

Трехэтажный особняк в Большом Дровяном переулке (21, строение 1) возвели в 1880-х годах. Его исторический цвет тоже пришлось извлекать из-под 14 слоев краски. В итоге на фасаде нашли на нескольких участках подлинный охристо-бежевый цвет, который и приняли за основу. Также при обследовании дома изначально были зафиксированы дубовые поручни лестничных ограждений, принятые за оригинал. Однако позже, уже при производстве строительно-монтажных работ, был найден небольшой участок с более сложным профилем, и уже найденный образец приняли за основу для воссоздания поручней.

Ремонтные работы ведутся в жилом доме 1882-84 гг. постройки

Трехэтажный особняк в Большом Дровяном переулке (21, строение 1) возвели в 1880-х годах. Его исторический цвет тоже пришлось извлекать из-под 14 слоев краски. В итоге на фасаде нашли на нескольких участках подлинный охристо-бежевый цвет, который и приняли за основу. Также при обследовании дома изначально были зафиксированы дубовые поручни лестничных ограждений, принятые за оригинал. Однако позже, уже при производстве строительно-монтажных работ, был найден небольшой участок с более сложным профилем, и уже найденный образец приняли за основу для воссоздания поручней.

3 из 9
© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанк

В случае с домом-памятником в самом начале Ленинградского проспекта (дом 1) реставраторам пришлось пройти целый заморский квест, чтобы вернуть первоначальный вид лестничной площадке, которая была отделана метлахской плиткой. С течением времени этот уникальный декор был частично утрачен. Поскольку в России его не производят, подрядчику пришлось заказывать детали в Испании.

Реставрация дома-объекта культурного наследия по адресу Ленинградский проспект дом 1

В случае с домом-памятником в самом начале Ленинградского проспекта (дом 1) реставраторам пришлось пройти целый заморский квест, чтобы вернуть первоначальный вид лестничной площадке, которая была отделана метлахской плиткой. С течением времени этот уникальный декор был частично утрачен. Поскольку в России его не производят, подрядчику пришлось заказывать детали в Испании.

4 из 9
© РИА Новости / Алексей Никольский | Перейти в медиабанк

Специалистам Фонда капитального ремонта в своей работе пришлось столкнуться с "домом-призраком" по адресу: Поварская улица, 31/29. Он был построен в 1950-е годы на территории бывшей усадьбы, появившейся здесь в XVIII веке. Ее главное здание - на углу Поварской улицы и Трубниковского переулка - неоднократно перестраивалось. На месте дома, который реставрировали специалисты, находился флигель этой усадьбы. На стадии подготовки к работам выяснилось, что в реестре объектов культурного наследия дом обозначается как бывший флигель, который, кстати, был снесен в 30-е годы и имел меньшие размеры. Получается, что ремонтируемый дом значится в реестре как бывший снесенный.

Рабочие делают ремонт в Доме на Поварской улице в Москве

Специалистам Фонда капитального ремонта в своей работе пришлось столкнуться с "домом-призраком" по адресу: Поварская улица, 31/29. Он был построен в 1950-е годы на территории бывшей усадьбы, появившейся здесь в XVIII веке. Ее главное здание - на углу Поварской улицы и Трубниковского переулка - неоднократно перестраивалось. На месте дома, который реставрировали специалисты, находился флигель этой усадьбы. На стадии подготовки к работам выяснилось, что в реестре объектов культурного наследия дом обозначается как бывший флигель, который, кстати, был снесен в 30-е годы и имел меньшие размеры. Получается, что ремонтируемый дом значится в реестре как бывший снесенный.

5 из 9
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанк

Зачастую при работе с домами-памятниками многое приходится выполнять вручную. Так произошло в случае с большим зданием на Смоленской площади, в котором с торца расположен вход в метро "Смоленская". Творение советского архитектора Ивана Жолтовского было выполнено в стиле сталинского ампира с привычной для того времени символикой – звездами, серпами, гербами. При этом вход в здание отчасти напоминал музей. Изначально парадные холлы были расписаны живописью, здесь также располагались фальшкамины с лепным декором и орнаментом. А у всех входных групп есть декорированные наличники. Наливные полы сделаны с примесью гранитной крошки в виде мозаики и с орнаментом. Все это было воспроизведено и восстановлено в первоначальном виде. Этому предшествовала большая подготовительная работа по сбору эскизов, документов и иных материалов.

Реставрационные работы в доме культурного наследия по адресу Смоленская площадь дом 13/21

Зачастую при работе с домами-памятниками многое приходится выполнять вручную. Так произошло в случае с большим зданием на Смоленской площади, в котором с торца расположен вход в метро "Смоленская". Творение советского архитектора Ивана Жолтовского было выполнено в стиле сталинского ампира с привычной для того времени символикой – звездами, серпами, гербами. При этом вход в здание отчасти напоминал музей. Изначально парадные холлы были расписаны живописью, здесь также располагались фальшкамины с лепным декором и орнаментом. А у всех входных групп есть декорированные наличники. Наливные полы сделаны с примесью гранитной крошки в виде мозаики и с орнаментом. Все это было воспроизведено и восстановлено в первоначальном виде. Этому предшествовала большая подготовительная работа по сбору эскизов, документов и иных материалов.

6 из 9
© РИА Новости / Алексей Майшев | Перейти в медиабанк

Случается и так, что в ходе капремонта специалистам нужно "поженить" вновь воссозданные архитектурные элементы и модернизацию фасада, которую успели осуществить собственники. Так, в доходном доме Шамшина на Знаменке заново воссоздали линейные балконы, опоясывающие фасады. Но возникла сложность: ранее на исторические балконы вели дверные проемы, которые после демонтажа превратились в окна. Не все жильцы захотели возвращать эти двери на место. Поэтому специалисты пошли на компромисс и тем собственникам, кто отказался, сделали фальшдвери. Снаружи они ничем не отличаются от функционирующих дверных проемов, а из квартиры это то же самое окно, что и раньше.

Доходный дом А. И. Шамшина на улице Знаменка после реставрации

Случается и так, что в ходе капремонта специалистам нужно "поженить" вновь воссозданные архитектурные элементы и модернизацию фасада, которую успели осуществить собственники. Так, в доходном доме Шамшина на Знаменке заново воссоздали линейные балконы, опоясывающие фасады. Но возникла сложность: ранее на исторические балконы вели дверные проемы, которые после демонтажа превратились в окна. Не все жильцы захотели возвращать эти двери на место. Поэтому специалисты пошли на компромисс и тем собственникам, кто отказался, сделали фальшдвери. Снаружи они ничем не отличаются от функционирующих дверных проемов, а из квартиры это то же самое окно, что и раньше.

7 из 9
© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанк

Масштабная реконструкция Северного речного вокзала подарила городу немало артефактов, которые удалось восстановить. Например, в интерьерах вокзала сохранились люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой – более 500 осветительных приборов. Все они находились в плачевном состоянии. Их очистили от грязи, исправили деформированные металлические детали и укрепили. Утраченные элементы воссоздали, а разбитые плафоны заменили новыми из стекла. Больше всего работ было связано с большой люстрой, так как ее конструкция была сильно погнута, а один "луч" сломан. Но специалистам улыбнулась удача – они нашли в здании вокзала склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Их и использовали для замены испорченных.

Северный речной вокзал

Масштабная реконструкция Северного речного вокзала подарила городу немало артефактов, которые удалось восстановить. Например, в интерьерах вокзала сохранились люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой – более 500 осветительных приборов. Все они находились в плачевном состоянии. Их очистили от грязи, исправили деформированные металлические детали и укрепили. Утраченные элементы воссоздали, а разбитые плафоны заменили новыми из стекла. Больше всего работ было связано с большой люстрой, так как ее конструкция была сильно погнута, а один "луч" сломан. Но специалистам улыбнулась удача – они нашли в здании вокзала склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Их и использовали для замены испорченных.

8 из 9
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанк

Установить утерянные и пострадавшие элементы архитектурного убранства зданий – это довольно трудоемкий процесс, особенно если здание неоднократно менялось, как, например, павильон на №30 на ВДНХ. Возведенное в 1938-1939 годах деревянное здание пережило в 1950-х годах серьезную реконструкцию. Реставраторы смогли выявить архитектурные и декоративные элементы, которые были спрятаны под слоями штукатурки и краски. Найти их помогают архивные документы и фотографии. Например, над главным входом в павильон был обнаружен картуш – лепное украшение в виде щита, на котором сохранились узоры в виде ростков хлопка и надпись, а в залах нашли цветочную живопись на потолках, которую пришлось реставрировать.

Реконструкция павильонов ВДНХ

Установить утерянные и пострадавшие элементы архитектурного убранства зданий – это довольно трудоемкий процесс, особенно если здание неоднократно менялось, как, например, павильон на №30 на ВДНХ. Возведенное в 1938-1939 годах деревянное здание пережило в 1950-х годах серьезную реконструкцию. Реставраторы смогли выявить архитектурные и декоративные элементы, которые были спрятаны под слоями штукатурки и краски. Найти их помогают архивные документы и фотографии. Например, над главным входом в павильон был обнаружен картуш – лепное украшение в виде щита, на котором сохранились узоры в виде ростков хлопка и надпись, а в залах нашли цветочную живопись на потолках, которую пришлось реставрировать.

9 из 9
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала