Рельсовый эксперимент – вехи истории
Как развивалось железнодорожное сообщение Москвы
Чтобы понять масштаб преображения столичных вокзалов, нужно вспомнить, с чего начиналась история железнодорожного сообщения Москвы.
Исторически железнодорожные вокзалы строились на условном отшибе города: в отдаленных районах, рядом с промышленными предприятиями или оживленными дорогами. Важной причиной удаленности вокзалов от центра стали в том числе соображения пожарной безопасности, указывает историк железнодорожного транспорта, кандидат технических наук Юрий Егоров.
Первые железные дороги в России строились по решению императора Николая I вопреки мнению многих специалистов той эпохи. Развитие железнодорожного сообщения в России началось в формате эксперимента, рассказывает историк Егоров. В 1837 году строится первая железная дорога общего пользования – Царскосельская.
В 1851 году открывается Санкт-Петербурго-Московская железная дорога, позже переименованная в Николаевскую. После ее запуска в истории российского железнодорожного сообщения наступает пауза, которая длится до конца 50-х годов XIX века и прерывается Крымской войной. По словам Егорова, Россия проиграла ее именно из-за несовершенства транспортной системы и сделала из ошибки соответствующие выводы.
Во второй половине XIX века в стране начинается настоящий железнодорожный бум, сеть нового сообщения разрастается в считаные годы. Москва становится главным транспортным узлом страны – в первую очередь из-за выгодного географического положения. На тот момент на Москву, в отличие от Санкт-Петербурга (в то время – столицы), уже завязано множество почтовых и шоссейных путей, налажена связь с основными крупными городами.
Переосмысление функционала
Как вокзалы интегрировались в город
С расширением московских границ и глобальным развитием столицы транспортные объекты в итоге оказались точно по центру, в пределах Садового кольца.
Несмотря на богатую историю и ценное архитектурное наследие, в конце XX – начале XXI века даже культовые московские вокзалы пришли в упадок как в инфраструктурном, так и в архитектурном смысле. Их устаревшая начинка не справлялась с требованиями постоянно растущего пассажиропотока. Когда-то респектабельные фасады скрылись за вывесками и лихорадочной рекламой, а территорию вокруг заняли стихийные парковки, таксопарки и продуктовые ларьки.
В начале 2010-х Москва столкнулась с неопровержимым фактом – городские железнодорожные вокзалы безнадежно устарели и отчетливо выбивались из общей инфраструктуры.
Дополнительную сложность представляло отсутствие внятной системы навигации на привокзальных территориях. Например, рядом с Павелецким и Белорусским вокзалами долгое время шли разнообразные строительные работы, и потеряться в хитросплетении временных переходов было очень легко.
Проект затронул сразу две важные составляющие вокзалов: сохранил их историческое наследие и осовременил функционал, добавив востребованные сервисы и услуги.
Вокруг вокзалов постепенно ликвидировали точки нелегальной торговли, здания отреставрировали, привокзальные площади адаптировали под нужды маломобильных граждан, хаотичные парковки и стоянки такси упорядочили, выделив под них отдельные зоны.
Обязательным элементом привокзальной инфраструктуры стала система навигации, выдержанная в едином стиле. Дополнительный комфорт на транспортных объектах создали в рамках работ по озеленению и благоустройству.
Постепенно из перевалочных пунктов, которые горожане и приезжие старались покинуть побыстрее, железнодорожные вокзалы столицы превратились в места с продуманной инфраструктурой, где можно не только с комфортом дождаться своего поезда или электричку, но и перекусить, зайти в магазин, воспользоваться Wi-Fi и зарядками для мобильных устройств. Современный московский вокзал стал, по сути, общественным пространством, отмечает независимый эксперт по развитию городских сообществ Константин Лавров. Особенно это актуально в контексте всесезонности, когда пребывание на улице комфортно лишь четыре-пять месяцев в году.
По мнению Лаврова, сегодня утилитарная функция вокзалов должна уступить более широкой многофункциональности, что и происходит в Москве. На железнодорожных вокзалах открываются востребованные магазины, точки питания и даже капсульные отели.
"Для успешного функционирования вокзалов в будущем, как общественных пространств, необходимо улучшать навигацию, комплексно развивать прилегающие территории и делать среду дружелюбнее", – заключает эксперт.
К строительству вокзальных зданий в царской России привлекали лучших специалистов и архитекторов с громкими именами, среди которых Алексей Щусев, Константин Тон, Николай Бенуа. Из десяти современных железнодорожных вокзалов Москвы шесть обладают статусами объектов культурного наследия и отличаются запоминающимся дизайном, архитектурными особенностями и оригинальными элементами декора – Ленинградский, Казанский, Ярославский, Рижский, Белорусский, Киевский.
И сейчас все они прошли свою перезагрузку и были заново вписаны в ткань города, превратившись из транзитной зоны в многофункциональные общественные пространства.
Построен в 1844-1849 годах
Архитекторы – К. А. Тон, Р. А. Железевич
Стиль – русско-византийский
Прежние названия: Николаевский, Октябрьский
Площадь трех вокзалов, она же Комсомольская, примечательна тем, что здесь в середине XIX века появился первый в Москве железнодорожный вокзал – Ленинградский.
В оригинальном виде вокзал просуществовал 100 лет. Серьезная реконструкция всего комплекса была проведена в 1974 году.
Но самая масштабная перезагрузка Ленинградского случилась более десяти лет назад, из-за чего его даже закрыли на несколько лет. Обновленный вокзал он снова стал принимать пассажиров в 2013 году.
В ходе работ заменили все инженерные системы и коммуникации объекта, а также обновили инфраструктуру. Разумеется, исторически сложившийся архитектурный облик был сохранен.
На вокзале установили средства для досмотра пассажиров. Ручные камеры хранения багажа заменили на автоматические. Появился ресторанный дворик, перед вокзалом организовали парковку, а рядом с одним из входов построили часовню. Внутри вокзала на стенах появились большие рисунки, обыгрывающие тему прибытия и ожидания поездов.
На условия для пассажиров и пешеходов в районе Ленинградского вокзала благотворно повлиял и снос нестационарного рынка. Как отмечает генеральный директор компании "Этерна" Дмитрий Томилин, грамотное благоустройство и обновление пространства, в том числе с помощью нестандартных методов, помогает привокзальным территориям обретать новую жизнь.
Более того, преображение вокзалов и привокзальных пространств позволяет во многом очищать и социальную среду их посетителей, ведь традиционно они являются местом притяжения асоциальных личностей. Цивилизация и благоустройство естественным образом вытесняют сомнительную аудиторию, и это гуманный эволюционный путь, рассуждает Томилин.
Построен – 1880-1882 годы
Архитекторы – Р. И. Кузьмин, Ф. О. Шехтель
Прежние названия: Троицкий, Северный
Если Ленинградский вокзал построили по указу сверху, чтобы связать столичный Петербург с Москвой, то его сосед Ярославский появился во многом благодаря профессору математики МГУ Федору Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России.
Чижов предложил проложить от Москвы дорогу до Сергиева Посада. К реализации проекта он привлек группу московских купцов, которые, по сути, спонсировали строительство. Решение в 1859 году утвердил император Александр II, при этом поставив важное условие – в течение трех лет железную дорогу обязуются продлить до Ярославля.
В 1910 году Ярославский вокзал обзавелся перроном, к которому в середине 1960-х годов добавили пристройку со сплошной стеклянной стеной. Более серьезные перемены произошли спустя 30 лет, когда после перепланировки помещений удалось в два раза увеличить число обслуживаемых пассажиров. Кассы перенесли на первый этаж, превратив освободившееся место в просторный зал ожидания, а колонный зал отремонтировали.
Последняя масштабная реконструкция пришлась на 2005 год, в ходе нее площадь залов ожидания увеличили. Это позволило создать дополнительные окна пригородных касс и зоны для отдыха пассажиров. Помимо этого, восстановили зал ожидания для пассажиров первого класса, дверные проемы в галерее между вестибюлем и кассами и комнату за расписанием поездов, замурованную после революции.
Следующее знаковое преображение Ярославского вокзала состоялось в 2011 году, когда с Комсомольской площади между ним и Ленинградским убрали палатки, озеленили территорию, организовали пешеходные зоны. На освободившемся пятачке рядом с автоматами по продаже билетов установили памятник Георгию Победоносцу.
Построен – 1862-1864 годы
Прежние названия: Рязанский
Казанский вокзал строился практически одновременно с Ярославским. Конечной точкой его маршрутов изначально была Рязань, отсюда и первое название. Поезда начали курсировать с 1862 года, но лишь спустя два года было построено каменное здание, над входом которого возвышалась часовая башня. В таком видео оно простояло почти 50 лет. До наших дней от "рязанской" версии сохранилось веерное депо, которое используется в качестве вагоноремонтного цеха. В 1893-1894 годах железную дорогу продлили до Казани, а вокзал получил современное название. С продлением дороги пассажиропоток резко увеличился, в связи с чем было принято решение о возведении нового здания.
Стройка растянулась на долгие годы, так как городские власти долго не могли согласовать план работ. Реконструкцию пришлось осуществлять в спешке – здание вокзала к стартам работ пришло в негодность и не соответствовало масштабам своего функционала. C трудом, но расширить его получилось в 1926 году, а после – в 1940-м.
В 1995 году завершилась вторая реконструкция Казанского, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшим пассажиропотоком. Полная реконструкция вокзала была завершена к 850-летию Москвы.
Финальный на данный момент этап преображения пришелся на 2016 год. В рамках реставрации в здании привели в порядок настенные фонари, светильники, восстановили исторические дубовые двери, в главной башне заменили металлические решетки ограждения балконов и ярусов.
Архитектор – И. И. Струков
Прежние названия: Смоленский, Брестский, Александровский, Белорусско-Балтийский
Белорусский вокзал стал шестой по счету железнодорожной точкой в Москве, и за счет постоянного продления маршрутов с 1870 по 1936 год не раз менял свое название. Одно из самых важных его имен, впрочем, считающееся неофициальным, – вокзал Победы. Именно отсюда в 1941 году отправлялись эшелоны на фронт, здесь же в 1945 году москвичи встречали солдат из Берлина.
Здание и функционал Белорусского вокзала модернизировались несколько раз за время его существования. С 1938 года в правом крыле открылась станция метрополитена "Белорусская" Замоскворецкой линии. В 1976 году к существующему зданию пристроили еще одно, а в 2007 году вокзал обновили в рамках организации железнодорожного сообщения с аэропортом Шереметьево. В 2019 году Белорусский вокзал стал частью системы Московских центральных диаметров (МЦД), обеспечивающей стабильное сообщение с пригородом столицы.
Современный Белорусский вокзал – многофункциональный транспортно-пересадочный узел, который объединяет в себе маршруты дальнего следования, пригородные электропоезда МЦД-1 и МЦД-2, а также "Аэроэкспрессы". Здание вокзала адаптировано под нужды маломобильных горожан, на входах установлены специальные пандусы для инвалидных колясок.
Продумана система навигации: снаружи, внутри здания и в зоне у платформ размещены понятные информационные табло и стелы, указывающие ключевые точки на вокзале, номера путей, расписание поездов и справочную информацию.
На вокзале работают пункты досмотра, автоматические камеры хранения, пригородные кассы, в необходимом количестве установлены автоматы по продаже билетов. Для удобства пассажиров предусмотрены туалетные комнаты, места для отдыха, медпункт, точки питания. На втором этаже левого крыла Белорусского вокзала имеется детская игровая площадка в виде поезда. Здесь же находится часовня, открытая для посещений в рабочие часы.
Отдельного внимания заслуживает зона ожидания под открытым небом, расположенная у путей для поездов дальнего следования. Она оборудована навесом, урнами для мусора, лавочками со слотами для зарядки мобильных устройств, по периметру украшена цветниками. Рядом работает центр для туристов, где пассажиры могут получить необходимую информацию по прибытии в Москву.
Важной вехой в истории Белорусского вокзала стало комплексное благоустройство площади Тверская Застава по программе "Моя улица" в 2017 году.
Благодаря проекту транспортная и пешеходная доступность объекта не только улучшилась, но и расширилась. В частности, на привокзальную территорию вернулись трамваи, а для такси и парковки личного транспорта москвичей выделили отдельные зоны.
Архитекторы – Г. И. Волошин, Н. И. Орлов
Стиль – модернизм, сталинский ампир
Прежние названия: Нижегородский, Курско-Нижегородский
Главная особенность Курского вокзала в том, что он не тупиковый, а транзитный: железная дорога не заканчивается на вокзале, она проходит сквозь него, соединяя северное и южное направления. Курский вокзал появился в конце XIX века благодаря объединению трех железнодорожных направлений: Курского, Нижегородского и Муромского.
Просторное здание построили из белого камня, в центральной части установили две башни, а главный вход имел двухколонный портик. Первый этаж предназначался для пассажиров, второй – для служебных помещений.
В 1930-х годах здание отреставрировали, а спустя 30 лет Курский вокзал был серьезно реконструирован, получив всем знакомый вид: 200-метровый остекленный фасад, разлинованный сеткой алюминиевых переплетов, и оригинальную складчатую крышу с девятиметровым козырьком. К этому добавилась трехъярусная привокзальная площадь с автомобильной стоянкой на нижнем уровне и магазинами на верхнем.
При этом старый Курский вокзал сохранили – он вошел в состав нового здания. Его фасад можно разглядеть со стороны железнодорожных путей, а внутреннее убранство еще можно увидеть в одном из залов ожидания. В начале 2000-х на привокзальной площади появился торговый центр.
В этом году на вокзале началась реконструкция, которая повысит функциональность и изменит в лучшую сторону эстетический вид здания. Постепенно начали убирать все ларьки – их заменят торговые павильоны, выполненные по единому стандарту.
Также на Курском вокзале модернизируют пять платформ и построят две новые. Три платформы предназначены для МЦД-2 и будущего МЦД-4, остальные четыре – для пригородных поездов Горьковского и Курского направлений Московской железной дороги.
С противоположной стороны здания вокзала оборудуют новый распределительный подземный вестибюль с эскалаторами, лифтами и комфортным залом ожидания. Из вестибюля можно будет пройти на три близлежащие платформы, а также выйти на улицу Казакова.
Архитектор – И. И. Рерберг
Прежние названия: Брянский
Хотя Киевский вокзал работает в Москве с конца XIX века, главное здание в его современном виде начали строить в 1914 году. Работы длились несколько лет и завершились в постреволюционное время, в 1920 году.
Нынешнее здание Киевского вокзала – второе по счету и выглядит куда помпезнее. По воспоминаниям современников, архитектура Киевского вокзала стала непривычным штрихом в общем московском облике – на тот момент популярным стилем был модерн. Оригинальность проекта, впрочем, не помешала, а помогла Киевскому получить статус памятника архитектуры и инженерного искусства, а также объекта культурного наследия.
Одной из визитных карточек Киевского вокзала стал дебаркадер – перекрытие над перронами, памятник инженерной мысли архитектора Владимира Шухова. Огромное арочное покрытие в форме параболы перестроили в начале нулевых по упрощенному проекту: стальные арки заменили сварными, оставив лишь четыре оригинальных, место стекла занял прозрачный поликарбонат.
"На башне Киевского вокзала до сих пор работают те же часы, что и почти 100 лет назад, и они действительно до сих пор механические", – обращает внимание Егоров.
Сегодня Киевский вокзал – еще один ключевой транспортный хаб столицы. Несмотря на высокую загруженность, объект грамотно внедрен в городскую инфраструктуру и является своеобразной доминантой в районе.
Пространство вокруг Киевского вокзала частично приводили в порядок и благоустраивали начиная с 2011 года: на прилегающей территории ликвидировали точки незаконной торговли, цветочный рынок, освобожденные площади отдали под создание комфортной городской инфраструктуры. Последнее масштабное обновление привокзального пространства пришлось на 2019 год, когда в рамках благоустройства власти города комплексно модернизировали территорию у вокзала, а также прилегающие к нему улицы.
Часть проезжей части у вокзала стала пешеходной, схемы движения общественного транспорта упростили, а число маршрутов выросло с 15 до 18. Количество парковочных мест для такси также выросло – на 30%. Остановки наземного транспорта перенесли ближе к выходам из метро для удобства пассажиров, а над ними оборудовали навесы от дождя и снега. Для электробусов оборудовали девять зарядных станций.
В рамках благоустройства прилегающей к Киевскому вокзалу территории установили современные энергосберегающие фонари и уличные торшеры, разместили лавочки и урны, высадили деревья и кустарники, разбили газон. Для любителей двухколесного транспорта на набережных сделали велодорожку. Привели в порядок и причал "Киевский вокзал", откуда отправляются речные трамвайчики и прогулочные теплоходы.
Пространство перед Киевским грамотно поделено между общественным транспортом, такси и пешеходами – у каждой категории есть своя зона. Автобусы останавливаются под навесами у комфортных и современных остановок с портами для зарядных устройств, все маршруты отображаются на навигационных стелах. Для пассажиров установлены лавочки и урны. Если времени до поезда или электрички достаточно, горожане и туристы могут зайти в торговый центр "Европейский", посидеть у фонтана на площади Европы или отдохнуть в небольшом сквере между зданием вокзала и торговым центром. Там в рамках благоустройства обустроили места для отдыха и высадили деревья, обеспечивающие тень в жаркие дни.
Внутри Киевского вокзала не только несколько сквозных залов ожидания, но и своеобразный музей. Стены и потолок здания украшены росписями и барельефами, залы освещают массивные люстры. Во внутреннем оформлении прослеживаются мотивы войны 1812 года.
В здании установлены стойки навигации и информации, проходы к поездам, в залы ожидания и к автоматическим камерам хранения отображены указателями на полу. Предусмотрены места для отдыха, в том числе лавочки из природных материалов, станции проката пауэрбанков, детская площадка.
Архитекторы – А. Ф. Красовский
Павелецкий вокзал связал Москву с Рязанско-Уральской железной дорогой. Здание было построено из кирпича в два этажа с третьим над средней купольной частью здания, а также имело мансарды. Дополнением стала небольшая башенка-амфора.
В таком виде вокзал просуществовал более 80 лет, пока износ здания и растущая Москва не продиктовали необходимость реконструкции.
Спустя десять лет новый вид получила и площадь у здания вокзала. Идея облагородить пространство, занятое импровизированной парковкой, обсуждалась давно, но была воплощена лишь в 2021 году. Под землей построили торгово-развлекательный центр, а на его крыше – ландшафтный парк. Его главным украшением стал фонтан и открытый амфитеатр.
На площади появились искусственные холмы, пешеходные маршруты, выложенные из натурального камня, велодорожки, зоны для активного и спокойного отдыха, а также кафе и рестораны с уютными террасами. Повсюду разбили газоны и цветники.
По словам экспертов, такой подход полностью оправдал себя. С точки зрения бизнеса, это выигрышная стратегия, считает Томилин.
В свою очередь Перемятов указывает на получившийся баланс при реализации проекта на Павелецкой площади.
"С точки зрения урбанистки, мне нравится тот вектор, что реализован в рамках Павелецкого вокзала. С одной стороны, вокзал дополнили уже традиционной для города торговой функцией, построив ТЦ. Однако сделано это не за счет исторического облика вокзала, с учетом необходимости человека в пространстве, мало того, благодаря архитектурной концепции исчезло ощущение скученности, сутолоки, затхлости, свойственное вокзалам", – констатирует он.
В 2022 году обновили и расположенные в непосредственной близости от Павелецкого вокзала Дубининскую, Новокузнецкую, Кожевническую улицы и Даниловский Вал. Они стали более удобными для местных жителей, сохранив при этом свою важную транзитную функцию. Пешеходную часть расширили, сделали современное освещение, разбили газон, установили скамейки и урны. Поздней осенью на этих участках высадили деревья.
В рамках благоустройства преобразилось и пространство около Данилова монастыря. С новым освещением, скамейками, газоном оно стало более уютным и функциональным.
Архитекторы – С. А. Бржозовский, Ю. Ф. Дидерихс
Прежние названия: Виндавский, Балтийский, Ржевский
Площадь Рижского вокзала когда-то называлась Крестовской заставой, именно отсюда начинался путь в Троице-Сергееву Лавру. Сам вокзал, появившийся здесь в начале XX века, изначально получил название Виндавский в честь магистрали Москва – Виндава.
Здание вокзала строили по проекту архитектора Станислава Бржозовского в русском стиле. Если присмотреться к Рижскому получше, можно увидеть три терема, соединенные между собой переходами. Стилистику здания подчеркивают многочисленные элементы декора: наличники, поребрики, кокошники.
Первая масштабная реконструкция Рижского вокзала пришлась на 1995 год: здание освежили, благоустроили прилегающую к нему территорию. В частности, был построен подземный переход, ведущий к метрополитену, и автомобильная эстакада. К столетнему юбилею над центральным входом восстановили башенные часы, которые в эпоху нулевых каждый час отбивали первые строчки из припева песни "Вернисаж" авторства Раймонда Паулса.
Современный Рижский работает только на пригородное сообщение, отсюда уходят поезда МЦД-2. Дополнительно с вокзала ежегодно в майские праздники отправляется поезд Победы, а также тематические памятные и ретропоезда. А возле здания вокзала расположен Музей истории развития железнодорожного транспорта.
Хотя Рижский вокзал выигрывает у большинства своих железнодорожных собратьев во внешнем облике, его внутренний функционал довольно лаконичен и скромен. В основном зале под массивными люстрами обустроены места для отдыха и ожидания, работает пункт досмотра и часовня в честь Честного и Животворящего Креста Господня. Предусмотрена автоматическая камера хранения, туалетные комнаты, медпункт. Среди обязательных для современных вокзалов сервисов – бесплатный Wi-Fi, станции с пауэрбанками в аренду, гостиница для туристов.
Сейчас у Рижского вокзала идет масштабное благоустройство общей площадью свыше 70 гектаров. Работы ведутся в рамках развития Московского транспортного узла. По данным комплекса городского хозяйства Москвы, у вокзала планируется создать один из крупнейших ТПУ столицы, который объединит Калужско-Рижскую и Большую кольцевую линии метро, а также три направления МЦД.
Архитектор – А. С. Сумароков
Прежние названия: Бутырский
Строительство Савёловской линии инициировал председатель правления общества Московско-Ярославской железной дороги, промышленник и меценат Савва Мамонтов. Прокладка новой транспортной линии от Москвы до села Савёлово началась в 1897 году, протяженность дороги составила 130 километров. Изначально вокзал получил название Бутырский в честь одноименной заставы и стал последним из построенных в прошлом столетии столичных железнодорожных станций. Открытие состоялось в марте 1902 года, с платформы отправился первый поезд.
Вокзал стал отправной точкой не только для развития доступности Москвы, но и мощным толчком к преображению района. До появления транспортного объекта в окрестностях Новослободской улицы проживали в основном извозчики и мастеровые – тихие и работящие люди. В дальнейшем недалеко от Бутырского промышленник Густав Лист построил новый завод с расчетом на приток рабочей силы из пригорода. Домовладельцы в районе подхватили волну и в ожидании увеличения количества постояльцев построили в округе около 30 новых домов.
На тот момент Савёловский вокзал строился за пределами Москвы, но еще за несколько лет до завершения проекта Московская городская дума заблаговременно оформила документы на новое разграничение города и уезда. С 1900 года территория поселения Бутырка вошла в состав города – исключительно благодаря вокзалу и перспективам, которые он открывал для Москвы.
Дебютное обновление Савёловского завершилось юбилейном для вокзала 1992 году. Здание сделали двухэтажным, увеличив общую площадь в два с половиной раза, архитектурный облик при этом сохранили. Единственное историческое сооружение вокзала, оставшееся до наших дней в целостности, – это водосборная башня высотой 30 метров, необходимая при паровозной тяге.
В XXI веке Савёловский модернизировали не раз: в 2000-х главное здание из нежно-бирюзового перекрасили в тепло-оранжевый, в 2012 году открыли новый зал ожидания для пассажиров, кассовый зал, точку питания, медпункт, ввели в эксплуатацию туалетные комнаты и лифт, приспособленные под маломобильных граждан. На территории перронов уложили брусчатку, появилась система видеонаблюдения и легальные торговые павильоны с товарами первой необходимости и едой.
Последнее масштабное обновление в жизни Савёловского произошло в 2018-2019 годах, когда вокзал интегрировали в систему Московских центральных диаметров (МЦД). На площади перед зданием появился настоящий транспортный хаб.
В рамках проекта здесь перераспределили остановки общественного транспорта, организовали удобные подходы к зданию вокзала, платформам пригородного сообщения и станциям метро. Появилась новая парковка и отдельная зона для такси, а также точки для зарядки электромобилей и электробусов.
Современный Савёловский вокзал – часть крупного транспортно-пересадочного узла. На одноименной площади сходятся пути поездов пригородного сообщения, маршруты городских автобусов, метрополитен и такси. Пространство привокзальной площади обустроено так, чтобы пассажиропотоки двигались, не мешая друг другу. На территории грамотно расположены навигационные стелы с основной информацией о маршрутах и направлениями движения.
Функциональное наполнение вокзального здания значительно изменилось за последние несколько лет. Во-первых, вокзал приспособили для нужд маломобильных граждан – пандусы есть не только на входе, но и внутри, также работает специальный лифт для пассажиров на колясках. Во-вторых, расширилась сервисная начинка здания.
Современный облик открывшегося в 2021 году вокзала Восточный существенно отличается от архитектуры его старших собратьев, что неудивительно, ведь он первым железнодорожным вокзалом, построенным в Москве за последние 50 лет.
Впрочем, по словам руководителя проектов Citymakers Анастасии Колчиной, в современном вокзале людям не до красоты – они должны быстро сориентироваться, куда им идти, не потеряться в толпе и следить за сохранностью вещей.
С этой мыслью соглашается Лавров, замечая, что если раньше вокзалы были основными воротами в город, то сегодня их утилитарная функция должна уступить место более широкой многофункциональности.
Если говорить о двух главных преимуществах нового вокзала Восточный, то, первое, это очень удобная интеграция в транспортную систему, замечает Перемятов. То есть у пассажира есть доступ и к метро, и к МЦК, а с точки зрения автотранспорта, есть выезд на четвертое транспортное кольцо. Все очень удобно, причем именно в этой части Москвы.
Второе преимущество, по словам президента Magic Group, это компактность. С момента, как ты оказываешься на вокзале, до момента, когда садишься в поезд, проходит минимум времени. Ну и, конечно, все новое, современное: есть кафе, вендинг, удобные зоны ожидания. Одним словом, оптимальность и комфорт делают вокзал особенным.
Вокзал выполняет роль транзитного хаба для поездов на восток и использует третий путь на МЦК. Также он частично разгружает Курский вокзал для присоединения его к МЦД-2 и будущего МЦД-4.
Основными задачами благоустройства прилегающей к вокзалу территории стали организация пешеходных маршрутов от существующих автобусных остановок и жилых домов к новому вокзалу, а также устройство удобных подъездных путей к транспортному узлу.
В целом, опрошенные РИА Недвижимость эксперты сходятся во мнении, что в современной Москве наблюдается тренд на локальность. Многофункциональные районные центры становятся все более востребованными и актуальными, что, в частности, относится к вокзалам и пространству вокруг них.