Поезд отправляется
"Москва в то время была преимущественно деревянной. Паровоз – это огонь и искры, плохое сочетание с деревянной застройкой. Поэтому вокзалы в большинстве своем оказались за пределами Садового кольца, а то и дальше, хотя изначально были планы разместить их ближе к центру города. Например, существовал проект создания вокзала в районе Трубной площади. Тот же Ленинградский отдалили от центра из соображений пожарной безопасности. А вот Курский, например, планировали перенести на Каланчевскую площадь, так что сейчас у нас могла бы быть площадь не трех, а четырех вокзалов".
Этапы развития
Историки выделяют два периода подъема железнодорожного строительства в России в XIX веке.
Первый датируется концом 60-х – началом 70-х годов, второй – серединой 90-х годов. В этот период строятся основные линии будущей Московской железной дороги: Московско-Нижегородская; Московско-Рязанская; Московско-Курская; Московско-Ярославская; Московско-Брестская.
"К переменам подталкивают требования времени, причем в городах-миллионниках оно всегда течет быстрее. Основным импульсом к развитию является увеличение потоков людей, их возрастающая год от года потребность в движении. Сегодня человек требует от любого городского пространства множества опций: интернет (общение), возможность беспрерывно работать с информацией, решать задачи, не отрываясь от обеда, тут же совершать покупки по окончании встречи, – и все чем быстрее, тем лучше".
"Московские вокзалы являются одними из самых крупных транспортных объектов страны. Так или иначе, все, что вокруг них происходит, касается миллионов людей, как москвичей, так и гостей столицы. Поэтому мы последовательно наводим порядок на вокзалах: реконструируем, ремонтируем, благоустраиваем вокруг пространство, делаем его более комфортным и безопасным".
По данным комплекса городского хозяйства Москвы, с 2011 года в рамках комплексного обновления железнодорожных вокзалов столицы:
· ликвидирован нестационарный рынок на площади трех вокзалов;
· ликвидирован цветочный рынок и нелегальные ларьки у Киевского вокзала;
· благоустроена площадь Тверской Заставы: разбит сквер, установлен памятник Максиму Горькому, расширены тротуары и реорганизовано движение транспорта;
· завершена реконструкция зданий Ленинградского, Павелецкого, Савёловского, Белорусского, Казанского, Ярославского, Киевского и Рижского вокзалов;
· создан транспортно-пересадочный узел (ТПУ) у Савёловского вокзала, обеспечивший комфортную пересадку пассажиров между метро, общественным транспортом и пригородными электричками;
· создано новое общественное пространство у Павелецкого вокзала.
Помещения вокзала по первоначальному проекту украшал дубовый паркет и мраморные шведские печи. Туалеты оснастили каминами, что было редкостью. Императорские залы имели массивные дубовые двери и зеркальные шкафы. Второй этаж главного корпуса отвели под квартиры служащих. В основном же здании разместили залы ожидания для богатых пассажиров, а вдоль железнодорожного полотна устроили залы для представителей сословий пониже.
Поначалу вокзал был небольшим П-образным двухэтажным зданием с башенкой в середине и раздельными платформами для прибытия и отправления поездов. Серьезные изменения произошли в начале XX века, когда пути продлили до Архангельска. Отсюда и одно из названий – Северный. В итоге его размеры увеличились втрое. Появился большой вход с подобием крепостных ворот, а над ним – рельефные изображения гербов трех городов, которые связала железная дорога: Москвы, Архангельска и Ярославля.
Главное здание Казанского вокзала было берегового типа – размещалось не в конце путей, а сбоку, параллельно рельсам. Вокзал имел общую кровлю с дебаркадером над путями и платформами. В 1966 году вокзал приобрел современный вид.
В следующем году благоустройство затронет и территорию возле Казанского вокзала, где на площади перед выходом со станции метро "Комсомольская" появится сквер.
"Новорязанскую улицу и прилегающие к ней Ольховскую улицу, Басманные и Ольховский переулки, а также Ольховские тупики трудно назвать тихим и уютным районом Москвы. Все-таки рядом находится большой и шумный Казанский вокзал. Проблемы с комфортом здесь были вполне типичны для московских улиц, на которых много лет не проводилось благоустройство. Тем не менее качественную городскую среду удалось создать и в этом квартале. На этих территориях расширили тротуары и заменили их покрытие, сделали современное освещение, создали новые места отдыха, высадили крупномерные деревья, а весной к ним добавятся кустарники.
Благоустройство улиц в Басманном и Красносельском районах позволило создать комфортный пешеходный маршрут от набережных Москва-Сити и Лужников через исторический центр до парка Сокольники протяженностью более 13 километров".
"Нынешнее здание Белорусского вокзала – второе по счету. Место, где смыкаются его два корпуса, называется "Царский угол" – там находился вход в специальные комнаты для членов царской семьи. Если они отправлялись куда-то на поезде, а по пути надо было встретиться с кем-то или подписать документы, все происходило в этом своеобразном рабочем кабинете на вокзале".
"Площадь Тверская Застава – важный транспортный узел города. Линия трамвайных путей проходит теперь от Лесной улицы до Белорусского вокзала с пересечением 1-й Тверской-Ямской улицы. Главная особенность благоустройства – возвращение площади ее исторического облика. На площадь Тверская Застава вернулись отреставрированный памятник Максиму Горькому, который был установлен на прежнем месте спустя 12 лет, и трамвайное кольцо, которое было здесь в 1940-х годах. Кроме того, была модернизирована система освещения, увеличена площадь пешеходных зон, создан уютный сквер с удобными лавочками и высаженными в рамках благоустройства крупномерными деревьями".
Настенное граффити на стенах московского ТРЦ "Атриум" напротив Курского вокзала
Настенное граффити на стенах московского ТРЦ "Атриум" напротив Курского вокзала
Настенное граффити на стенах московского ТРЦ "Атриум" напротив Курского вокзала
Работы на Курском вокзале продлятся три года. Они связаны с проектом по запуску четвертого маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-4). В рамках работ запланирована реконструкция одного из тоннелей, где обновят отделку, освещение, установят новую навигацию.
"Первоначально Киевский считался самым непримечательным среди московских железнодорожных вокзалов: первое здание было одноэтажным, длинным, совершенно прямоугольным и с минимальными декоративными элементами. После открытия в прессе писали, что здание не подходит столице, а создает ощущение маленького уездного города. Дело в том, что первое здание Киевского вокзала построили по временной схеме, потому что движение с него хотели запустить раньше. Поэтому в Москве появился типовой вокзал, такие были на многих станциях, например, старый вокзал в Брянске был абсолютно идентичным".
Киевский стал первым железнодорожным вокзалом Москвы, где появились турникеты на вход и выход. Их установили 1 сентября 1999 года, в качестве билетов продавались карты с магнитной полосой вроде тех, что использовались в Московском метрополитене.
Благоустройство затронуло территорию размером 47,5 гектара, расположенную между путями железной дороги, набережными Бережковской и Тараса Шевченко, Большой Дорогомиловской улицей, Кутузовским проспектом и Третьим транспортным кольцом. В проект обновления попали 19 улиц, переулков и площадей, в том числе площадь Европы, Смоленская-Сенная площадь, Киевский сквер, Большая Дорогомиловская, Смоленская, Киевская, Платовская улицы, Можайские переулок и тупик и другие.
"Благоустройство в районе Дорогомилово явилось логичным продолжением проекта создания комфортного общественного пространства в районе Киевского вокзала. Основная задача – раскрыть потенциал этой территории, сделать ее более комфортной как для местных жителей, так и для тех, кто приезжает или отправляется с Киевского вокзала, работает в многочисленных офисах и торговых центрах".
Перед архитекторами встала задача сделать вокзал современным и просторным, сохранив при этом прежний стиль и облик прилегающей площади. Проект успешно реализовали, и в 1987 году вокзал получил три уровня пассажирских помещений и новые системы обслуживания. По объему и пропускной способности Павелецкий вокзал увеличился в несколько раз. В 2011-2012 годах его здание соединили со станцией метро.
"Строительство торгового центра на Павелецкой площади шло с 2005 года. Рассматривалось несколько вариантов, в том числе с двумя наземными этажами, но мэрия запретила, рекомендовав его сделать подземным, чтобы сохранить историческую застройку. В итоге реализована была оптимальная концепция, которая, с одной стороны, построена с учетом потребностей потребителей, с другой – никак не отразилась на облике вокзала".
"Рижский вокзал для своего времени был сверхсовременным, в нем изначально было и электричество, и отопление, и прочие прелести цивилизации. При этом у него была абсолютно типовая вокзальная компоновка, которая идет еще от старого Курского вокзала образца середины 1860-х годов: три больших корпуса, центральный вход для всех классов пассажиров, багажное отделение и кассы. Направо помещения для первых двух классов, налево третий класс. Классическая вокзальная начинка".
Проект предусматривает и обновление пешеходной инфраструктуры на привокзальной территории, отмечают в комплексе городского хозяйства Москвы. По плану там появятся новые пешеходные дорожки, велосипедные парковки и стоянки такси, для удобства пассажиров оборудуют навесы. Территорию у вокзала озеленят, разобьют на ней новые газоны и цветники. Все инженерные коммуникации приведут в порядок, также построят сети дождевой канализации и наружного освещения.
К 80-м годам XX века Савёловский вокзал обветшал и износился, перестал справляться с растущим количеством пригородных перевозок и увеличивающимся пассажиропотоком. К тому же в 1988 году в непосредственной близости от железнодорожных путей открылась одноименная станция метро, что в совокупности с остальными факторами привело власти города к принятию решения о первом в жизни объекта капитальном ремонте и реставрации. На время работ движение на вокзале не прекращалось, билетные кассы работали в прежнем режиме.
"Если сейчас создавать с нуля вокзал, его главным качеством должна бы быть трансформируемость – такое планировочное и пространственное решение, которое позволило бы в будущем вокзалу расти и изменяться без создания существенных неудобств для пассажиров".
В ходе работ построили новую подъездную дорогу от Амурской улицы к вокзалу протяженностью 700 метров, а под эстакадой СВХ оборудовали большое парковочное пространство. На парковку сделали заезд, а также обустроили подъездные пути от железнодорожного вокзала в сторону улицы Амурская. Для пешеходов сделали комфортные тротуары, установили новые фонари с энергосберегающими светильниками и мягким теплым светом. На территории разбили более 16 тысяч квадратных метров газона.