Эксперт объяснил, почему ФАС отказал Avito в покупке ЦИАН
Эксперт объяснил, почему ФАС отказал Avito в покупке ЦИАН
Читать в
МОСКВА, 7 окт - РИА Недвижимость. Решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) отказать онлайн-агрегатору Avito в покупке сервиса по аренде и продаже недвижимости ЦИАН не только продиктовано стремлением улучшить конкуренцию на рынке, но и соответствует мировому тренду по более пристальному анализу сделок между крупными цифровыми компаниями, рассказал РИА Недвижимость директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС и директор Института права и развития ВШЭ-Сколково Алексей Иванов.
Ранее ФАС России отказал Avito в покупке сервиса ЦИАН, аргументируя это тем, что слияние компаний может привести к созданию доминирующего положения и ограничению конкуренции на рынке.
«
"Я считаю, что блокирование сделки ЦИАН-Avito - это очень правильный шаг со стороны ФАС. Сейчас в мире набирает силу тренд по более пристальному анализу сделок экономических концентраций цифровых компаний, особенно имеющих существенную долю на различных рынках и владеющих ключевыми платформенными решениями и огромными сетевыми эффектами", - сказал Иванов.
Эксперт уточнил, что среди антимонопольных ведомств есть консенсусное мнение, что большое количество подобных пропущенных сделок впоследствии имело негативные последствия, но развернуть их назад и разделить компании практически невозможно. Различного рода штраф, например, выписанный сингапурским антимонопольным ведомством после слияния Uber и Grab, или попытки разделить Facebook и WhatsApp, инициированные американским регулятором, по сути, не дают никакого эффекта. "Надо активнее включаться с точки зрения регулирования процессов на этапе согласования и, естественно, не только блокировать", - подчеркнул собеседник агентства.
Для рынка недвижимости такое решение означает улучшение условий для конкуренции, также отметил Иванов. Агрегаторы и цифровые платформы – это не просто "доска объявлений", пояснил он. Они используют достаточно сложные алгоритмы управления листингом, которые создают целую серию рисков для участников этих рынков, потому что там возможны манипуляции, какие-то формы снижения и повышения показов, опирающиеся на алгоритмы, логика которых непрозрачна. И в этой связи рыночная власть таких компаний высока: учитывая невозможность до конца понять их поведение, механизмы принятия решений, закрытость алгоритмов, контролировать их деятельность в полной мере невозможно.
"Значит, необходимо опираться на рыночные принципы, чтобы компании конкурировали и сдерживали друг друга. Поэтому наличие множества платформ в этой сфере – залог того, что алгоритмы будут работать более-менее адекватно", - заключил Иванов.
Аудитория сайтов "ЦИАН Групп", по данным на сайте компании, составляет около 21 миллиона уникальных посетителей в месяц.
ФАС отказала Avito в покупке ЦИАН
6 октября 2021, 18:03