Рейтинг@Mail.ru
Большой Каменный мост - Недвижимость РИА Новости, 02.09.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Большой Каменный мост

Хроники перерождения

Десятилетие за десятилетием, слой за слоем ложилось время на могучие "плечи" Большого Каменного моста, красующегося на фоне Московского Кремля. Камни в основание переправы были "брошены" еще в 1643 году, но в середине XIX века первый каменный мост снесли, а на его месте в 1938 году был построен красавец новый, который прослужил городу целых 82 года без единого капитального ремонта. И вот настало время избавить его от груза истории и дать ему сил выстоять еще один век. О том, как проходила поистине уникальная реконструкция Большого Каменного моста, читайте в спецпроекте РИА Недвижимость.

 

Глава 1

 

Нерушимая переправа

От брода до камня

История Большого Каменного моста началась с каменного брода, который брал свое начало от современного "Дома на набережной" и выходил на улицу Ленивка. Уже по тем временам переправа играла не последнюю роль в дорожной системе старой Москвы: к броду подходила Волоцкая дорога, которая пролегала от Рязани и вела дальше на Великий Новгород.

Первый мост, построенный на этом участке, даже отдаленно не напоминал крепкое инженерное сооружение. Основой переправы служили связанные между собой бревна, которые разводили для пропуска кораблей. Такие мосты называли наплавными или "живыми" из-за подвижности конструкции, и переправляться по ним что пешком, что верхом считалось довольно рискованным делом.

Вид на Большой Каменный мост. Картина Жерара Делабарта конца 18 века
"Вид на Большой Каменный мост". Картина Жерара Делабарта конца 18 века

В 1643 году царь Михаил Федорович "выписал" из Страсбурга мастера Ягона Кристлера, поручив ему строительство первого каменного моста через Москву-реку. Завершить работы в полном объеме, впрочем, так и не удалось: и царь, и зодчий вскоре отошли в мир иной, строительство приостановили из-за дороговизны проекта. Возведение переправы возобновилось только в 1682 году по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына. Работы поручили монаху Филарету, который взял за основу деревянную модель моста, оставшуюся после Кристлера. Основную часть работ завершили к концу XVII века.

С момента постройки мост сменил много имен: изначально его назвали Всехсвятским, был он и Берсеневским, и Новым Каменным, и только потом получил свое современное имя – Большой Каменный мост.

Сооружение для Москвы той поры было поистине масштабным. Протяженность моста от берега до берега составляла 170 метров при ширине в 22 метра – по сути, переправа была в три-четыре раза шире крупных московских улиц того времени. Кстати, дороговизна и размах строительства пополнили словарный запас горожан парой новых пословиц. О какой-либо ценности было принято говорить: "Дороже Каменного моста!", а в Нижегородской губернии в XIX веке была записана поговорка: "Каменного моста лучше!". По свидетельству историков, москвичи относились к новой переправе как к чуду света и почитали его наравне с Сухаревой башней, Царь-колоколом и Царь-пушкой.

Большой Каменный мост в Москве. 1870 г.
Большой Каменный мост в Москве. 1870 г.

В 1783 году Москва пережила наводнение, которое разрушило три арочных пролета моста из восьми. Спустя три года Большой Каменный снова пострадал от аналогичного природного катаклизма, после чего градоначальник Москвы Яков Брюс выделил 200 тысяч рублей на восстановление переправы. Масштабные работы заняли шесть лет, в процессе с моста убрали купеческие лавки и другие строения, а по краям установили перила.

К середине XIX века Большой Каменный мост сильно обветшал, что привело к решению о его сносе. Процесс вызвал немало трудностей: кладка сооружения оказалась крайне прочной, разобрать переправу было практически невозможно. Проблему решили с помощью взрывчатки. Как писали современники, на разрушение моста москвичи приходили смотреть "с любопытством и сожалением", прощаясь с одной из диковинок не только столицы, но и всей России.

На месте снесенной переправы в 1858 году построили первый в Москве трехпролетный металлический мост, который прослужил городу почти сто лет. Современный же Большой Каменный мост возвели в городе в 1938 чуть ниже по течению от изначального местоположения. Строительство по проекту архитекторов Владимира Щуко, Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса осуществили в рамках "Генерального плана реконструкции Москвы" и улучшения дорожной инфраструктуры столицы. По изначальной задумке мост должен был стать частью ансамбля Дворца Советов, который планировали возвести неподалеку.

Вид на Московский Кремль со стороны Большого Каменного моста. Москва, 1937 год
Вид на Московский Кремль со стороны Большого Каменного моста. Москва, 1937 год.
Вид на Московский Кремль и Большой Каменный мост через Москву-реку
Вид на Московский Кремль и Большой Каменный мост через Москву-реку.

С тех самых пор Большой Каменный мост без устали служил переправой для многих поколений москвичей. С течением времени и развитием столицы растущая нагрузка все больше изнашивала сооружение. На конструкциях начали появляться трещины, ветшали опоры и историческая ограда, потрескалась от времени гранитная облицовка. По оценкам экспертов, за 80 лет непрерывной службы без капитального ремонта многие элементы моста практически исчерпали свой ресурс долговечности.

Вид на Большой Каменный мост с Дома Пашкова
Москва с верхней точки. Вид на Большой Каменный мост с Дома Пашкова.
Вид на Большой Каменный мост и Кремль с крыши Дома на набережной
Вид на Большой Каменный мост и Кремль с крыши "Дома на набережной".

Чтобы восстановить надежность одной из главных московских переправ, а также вернуть ей исторический облик, власти Москвы приняли решение провести комплексную реставрацию и капитальный ремонт Большого Каменного моста, который для сооружения стал первым с момента его постройки.

"По большому счету, мост надо разобрать полностью и собрать уже из новых деталей и элементов. Речь идет о замене металлоконструкций, железобетонных перекрытий и так далее. Помимо прочего, это еще и памятник культуры, поэтому необходимы тщательные работы по восстановлению его облика. Надеюсь, что до конца следующего года – объем работ очень большой – реконструкция будет закончена. Поставлена задача ускорить эти работы, насколько это возможно", – отметил мэр Москвы Сергей Собянин на старте работ в июле 2020 года.

 

Глава 2

 

Слои времени

Как мосту возвращали красоту

Одна из ключевых задач капремонта Большого Каменного моста заключалась в том, чтобы сохранить его исторические архитектурные элементы, которые буквально скрылись под слоями краски или раскрошились от времени.

Ограждение моста – особенное произведение литейного искусства, его сохранение стало важным мероприятием в рамках работ. Перила представляют собой секции, на которых изображен довоенный советский герб Москвы в обрамлении знамен с колосьями пшеницы, а также элементы индустриальной тематики с молотом и наковальней. Все это восстанавливалось в реставрационных мастерских по историческим образцам.

1 / 4
Элементы исторической ограды на открытом после реконструкции Большом Каменном мосту.

Все элементы художественного литья были промаркированы, каждая деталь учтена и записана. С каждым элементом реставраторы работали индивидуально, начиная от расчистки и заканчивая восполнением утрат и ликвидацией дефектов. А повреждений и утрат на снятых элементах было немало: где-то не хватало части декоративного серпа, где-то отломан наконечник копья, видны следы коррозии.

В цеху с каждой деталью и элементом ограды специалисты работали по четкому регламенту. Сначала части секций фиксировали на фото со всех сторон и под разными углами, снимая дефекты. После их очищали с помощью пескоструйного оборудования, убирая въевшиеся загрязнения и ржавчину.

Реставрация чугунных ограждений и гранита с Большого Каменного моста
Части чугунного ограждения с Большого Каменного моста во время реставрации в цехе ГК "Практика реставрации" в Троицке.

Только затем художники-реставраторы приступали к удалению дефектов литья. Для этого в том числе применяли метод газодинамического напыления, когда с помощью специального оборудования в элементы под сильным напором подают недостающие частицы материала, фактически "вбивая" их в поверхность для заполнения каверн. После этого специалисты доводили отдельные детали до совершенства вручную, придавая элементам завершенный вид.

Реставрация чугунных ограждений и гранита с Большого Каменного моста
Рабочие во время реставрации чугунных ограждений с Большого Каменного моста в цехе ГК "Практика реставрации" в Троицке.
Реставрация чугунных ограждений и гранита с Большого Каменного моста
Рабочий во время реставрации части чугунного ограждения с Большого Каменного моста в цехе ГК "Практика реставрации" в Троицке.

Кстати, в ходе реставрации специалисты извлекли буквально погребенную под слоями краски на центральной части перил художественную композицию скульптора Андреева – статую Свободы, которая недолгое время стояла в центре Москвы и затем была изображена на ограде.

Реставрация чугунных ограждений и гранита с Большого Каменного моста
Рабочий во время реставрации части чугунного ограждения с Большого Каменного моста в цехе ГК "Практика реставрации" в Троицке.

После реставрации ограждения вернули на законные места. Их установили на специально подготовленный гранитный карниз с помощью арматурных стержней.

Гранитная облицовка Большого Каменного моста также подверглась разрушительному воздействию времени. Поэтому после демонтажа плиты отправились на территорию специализированного цеха, где промаркированный гранит сгрузили в отдельную зону и удалили из него старые металлические закладные, большинство из которых уже проржавели и износились.

Затем плиты подверглись струйно-вихревой обработке для удаления следов атмосферных и химических загрязнений. После такой обработки плиты смотрятся как новые.

Памятная табличка на открытом после реконструкции Большом Каменном мосту
Памятная табличка на открытом после реконструкции Большом Каменном мосту.
Сотрудник строительной фирмы на лестнице открытого после реконструкции Большого Каменного моста
Сотрудник строительной фирмы на лестнице открытого после реконструкции Большого Каменного моста

Любопытно, что раскрошившиеся или неполноценные плиты, которые уже не поддаются восстановлению, в реставрации тоже пригодились – из них делали гранитную крошку, которую затем применяют для докомпоновки.

 

Глава 3

 

Пересобрать, но не остановить

Как мост сбрасывал груз десятилетий

Самые масштабные работы, разумеется, велись на самом мосту, причем не только с суши, но и с воды. В обновлении конструкций руслового пролета были задействованы баржи и понтоны, с которых специалисты комплекса городского хозяйства осуществляли необходимые работы.

Ремонт Большого Каменного моста в Москве
Капитальный ремонт Большого Каменного моста в Москве

На Большом Каменном предстояло заменить металлоконструкции и несущие элементы, привести в порядок бетонные поверхности и инженерные коммуникации. Кроме того, необходимо было комплексно отреставрировать гранитную облицовку сооружения, чугунные ограды и другие декоративные элементы.

 

"Капитальный ремонт позволит продлить срок службы моста еще на несколько десятилетий. Фактически мост пересоберут заново, при этом он не будет полностью закрываться и продолжит функционировать", – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.

 

Обновление Большого Каменного моста стало возможным благодаря современным технологиям, которые в столице впервые применили во время капитальной реконструкции Большого Москворецкого моста, работы на котором успешно завершились в 2019 году.

Именно благодаря этим технологиям на время проведения работ автомобильное и пешеходное движение по мосту полностью не перекрывалось ни разу. Стороны переправы ремонтировались поочередно. Для удобства водителей на дорожное покрытие нанесли временную разметку. А для безопасности горожан стройплощадку огородили и установили необходимые предупреждающие знаки, к подземному пешеходному переходу организовали обходной путь.

Ремонт Большого Каменного моста в Москве
Ремонтные работы на Большом Каменном мосту
Ремонт Большого Каменного моста
Рабочие во время капитального ремонта Большого Каменного моста
Ремонт Большого Каменного моста в Москве
Работы по капитальному ремонту Большого Каменного моста
Ремонт Большого Каменного моста в Москве
Работы по капитальному ремонту Большого Каменного моста

Реконструкция таких масштабов осуществлялась бесперебойно. Причем процесс не замедлялся ни в жару, ни в холод. В целом работа в аномальных погодных условиях для специалистов на объекте – дело привычное. Для удобства рабочих холодное время года оборудовались так называемые тепляки, внутри которых поддерживалась комфортная температура. А в жаркий период каждому специалисту выдавалась бутылка воды, организовывались питьевые точки и были смонтированы временные укрытия от солнечных лучей. Также в графике делались дополнительные перерывы каждый час по 15 минут, чтобы люди не получили солнечный удар.

Ремонт Большого Каменного моста в Москве
Работы по капитальному ремонту Большого Каменного моста

Разумеется, на мосту было полностью заменено дорожное полотно, толщина которого за десятки лет эксплуатации в центральной части достигало 50 сантиметров. После армирования и бетонирования несущей плиты проезжей части специалисты приступили к укладке гидроизоляции, защитного и промежуточного слоев асфальта, которые необходимы для сохранности гидроизоляции.

А вот финишный слой – щебеночно-мастичный асфальт – был положен непосредственно перед открытием объекта.

На тротуарной части моста тем временем шли работы по укладке каналов инженерных сетей, в частности линий связи, силовых кабелей и проводов освещения. Сами же исторические фонари начали устанавливать по окончании работ на плите перекрытия.

Всего за время реконструкции моста было заменено около 100 тонн металлоконструкций, были уложены примерно 7,5 тысяч кубометров бетона.

"Большой Каменный мост – одна из ключевых транспортных магистралей столицы, поэтому мы сделали все для того, чтобы провести работы по капитальному ремонту сооружения максимально быстро. Реконструкция моста велась в круглосуточном режиме, даже в сильные морозы работы не останавливались ни на минуту. Это позволило сдать объект уже в августе, хотя изначально окончание ремонта было запланировано на IV квартал этого года", – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

Благодаря проведенной реконструкции, мосту около 100 лет не потребуется масштабного ремонта.

 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала