https://realty.ria.ru/20210224/moskva-1598723837.html
Москва на перезапуске: как найти новый-старый город под слоями краски
Москва на перезапуске: как найти новый-старый город под слоями краски - Недвижимость РИА Новости, 28.07.2021
Москва на перезапуске: как найти новый-старый город под слоями краски
Несмотря на эпидемиологические ограничения, наложившие определенный отпечаток на планы Москвы по реставрации и реконструкции, столица продолжает придерживаться... Недвижимость РИА Новости, 28.07.2021
2021-02-24T11:04
2021-02-24T11:04
2021-07-28T17:29
москва
москва сегодня: мегаполис для жизни
архитектура
городская среда
реставрация
городское хозяйство москвы
комплекс городского хозяйства москвы
realty-гид – риа недвижимость
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/18/1598724592_0:16:3072:1744_1920x0_80_0_0_12573d68c1c6c933e9ece3972042ff83.jpg
Несмотря на эпидемиологические ограничения, наложившие определенный отпечаток на планы Москвы по реставрации и реконструкции, столица продолжает придерживаться курса сохранения городских объектов историческо-культурной важности. Даже в "ковидном" 2020 году в городе удалось завершить несколько масштабных проектов и начать новые. Историки архитектуры и Москвы рассказали сайту "РИА Недвижимость", какие отреставрированные объекты они считают знаковыми и как проведенные работы влияют на их функционал и облик города в целом.Возрожденный портОткрытие отреставрированного Северного речного вокзала по праву стало одним из важнейших городских событий в 2020 году. Комплексное обновление главного здания и масштабное благоустройство прилегающей территории в условиях ограничительных мер стали настоящим подвигом задействованных в работах специалистов, в результате которого и сам вокзал, и парк вокруг него обрели новый функционал. "На мой взгляд, это пример уникальнейшей реставрации, которая не имеет мировых аналогов в плане городских проектов – как правило, если брать зарубежный опыт, такие проекты чаще осуществляют частные инвесторы", – делится мыслями историк архитектуры и научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин. На реставрацию речного хаба на севере столицы ушло почти два года. На момент старта работ главное здание признали аварийным и закрыли для посещения, а востребованность прогулочной зоны далеко не всегда могла похвастаться рекордными показателями. Как отмечает историк Москвы Филипп Смирнов, Северный речной вокзал, как и любой другой объект в состоянии запустения и руинированности, привлекал в основном либо асоциальных элементов, либо посетителей, которых с местом связывали приятные воспоминания."Приходили ностальгирующие люди, которые вспоминали – вот, с этого причала я когда-то уходил в путешествие по Волге. Это нормальное явление, но оно не масштабируется на город. Задача любого мегаполиса – создавать массированные и разнесенные точки притяжения, делать их доступными для людей в их же районах и тем самым избегать маятниковой миграции, моноцентричности города. Такой точкой и стал Северный речной вокзал, который теперь люди превращают в повестку своего выходного дня и приезжают сюда посмотреть на итоги реставрации, посетить ресторан, ощутить просторы Химкинского водохранилища, которое, к слову, и так не избаловано вниманием людей", – рассказывает Смирнов.В рамках реставрации в главном здании речного хаба заменили все инженерные коммуникации, привели в порядок фасад и украшающие его декоративные элементы, утерянные детали отделки при этом восстановили по историческим документам и фотографиям и докомпоновали. На вокзале появились открытые для посещения смотровые площадки с видом на водохранилище, а также музей и ресторан. Перед вокзалом также оборудовали сухой фонтан, места для вело- и автопарковки.Благоустройство полностью преобразило парковую территорию и набережную вокзала. В парке организовали пешеходные маршруты для посетителей, вдоль дорожек установили лавочки для отдыха и урны для мусора. Для посетителей с детьми создали несколько игровых площадок с современным оборудованием, рассчитанным на малышей разных возрастов. В парке появились зоны отдыха с перголами, заработали воссозданные исторические фонтаны (сейчас законсервированы на зимний сезон) и открылись площадки для занятий спортом. На набережной установили миниатюру канала имени Москвы и сидения в виде гальки. Кроме того, на территории парка отреставрировали сохранившиеся скульптурные композиции: "Водный путь" у главного входа и "Спорт" недалеко от здания вокзала, а также восстановили историческую ограду вдоль Ленинградского шоссе.Показателем успешной реконструкции и обновления объекта стало количество посетителей – за две недели после открытия его посетили более 100 тысяч человек."По итогам реставрации и благоустройства для горожан стали открываться новые и доступные возможности. В дальнейшем, когда откроется пассажирская навигация, можно будет отправиться, например, в трехдневное путешествие вдоль всей Москвы до, скажем, Нижнего Новгорода и обратно. Это отдельный вид досуга, который для многих сейчас, в условиях закрытых границ, станет ценным", – заключает Смирнов. Выставка архитектурных достиженийСреди знаковых реставраций последних лет опрошенные РИА Недвижимость эксперты также называют проект комплексного обновления ВДНХ. Как напоминает Ромодин, работы на территории выставки продолжаются и по сей день, однако уже сейчас москвичи и гости столицы могут по достоинству оценить итоги реставрации таких крупных павильонов как "Космос", "Центральный", "Культура", "Республика Беларусь"."ВДНХ, как большой комплекс, требовала по-настоящему масштабных работ, и сейчас уже активно идут мероприятия на павильонах второй линии. Это целая неисследованная лагуна, каждый павильон при реставрации – отдельное большое открытие, потому что под слоем поздних отделок открываются уникальные элементы середины XX века, наиболее яркого архитектурного расцвета ВДНХ", – оценивает Ромодин. В частности, в 2020 году на территории выставки стартовали работы по реставрации павильонов "Микробиологическая промышленность" и "Поволжье". На объектах не только обновляют инженерные коммуникации, возвращают архитектурный облик, но и приспосабливают здания под круглогодичное использование. В "Поволжье", например, планируется открыть музей Олимпийского комитета Российской Федерации. Своеобразными экспонатами также станут элементы убранства и самого павильона: воссозданные барельефы с изображением солдат, хлеборобов и трактористов, уникальный купол, колонны из оселкового зеленого мрамора."Некоторое время назад Москва отметила 80-летие выставки достижений народного хозяйства, но не стоит забывать, что и сами павильоны представляют собой достижения архитектурной мысли. 49 объектов на территории ВДНХ являются памятниками истории и культуры, это крупнейший "заповедник" советской архитектуры. Реставрация уже повысила привлекательность этой территории в десятки раз", – добавляет историк Москвы Смирнов.Ключевые переправыКультовые туристические достопримечательности – не единственные объекты в реставрационной программе Москвы. Особое внимание уделяется и инженерным сооружениям, которые носят статус объектов культурного наследия – в частности, мостам.Так, в 2019 году завершилась масштабная реставрация Большого Москворецкого моста. Комплексное обновление стало первым для объекта с момента его открытия в 1938 году и заняло 13 месяцев.В течение этого периода специалисты, задействованные в работах, фактически пересобрали мост заново, при этом автомобильное и пешеходное движение полностью не перекрывали, оставляя по половине моста для передвижения. В рамках реставрации на Большом Москворецком полностью заменили инженерные коммуникации, обновили дорожное и тротуарное покрытие, отреставрировали и докомпоновали историческую гранитную облицовку. Реставраторам удалось вернуть изначальный красно-бурый цвет гранита, возродив таким образом исторический облик моста. Как отмечают специалисты комплекса городского хозяйства, после такого обновления сооружение сможет обойтись без капитального ремонта в течение полувека активной эксплуатации.Аналогичные ремонтные технологии применяются и в текущем году в рамках проекта по обновлению Большого Каменного моста. На данный момент на объекте завершены работы первой очереди: на одной половине уже открыты отремонтированная проезжая часть и пешеходный тротуар, установлены опоры освещения и отреставрированные чугунные ограждения – знаковый элемент сооружения."Этот мост – неотъемлемая часть кремлевского ансамбля, яркая архитектурная достопримечательность. В чугунном ограждении, кстати, отражена история советской Москвы – здесь можно увидеть ее уникальный герб. Сейчас его можно рассмотреть в первозданном виде, очищенный от слоев краски", – говорит Ромодин. Этот герб сохранился только на одном объекте в городе, именно на Большом Каменном мосту. Для столицы это настоящая ценность, редчайший артефакт, свидетельствующий о целом пласте истории, и очень важно, что мы останемся обладателями этого артефакта, добавляет Смирнов.В настоящее время на второй половине Большого Каменного моста уже завершились работы по демонтажу слоев дорожного покрытия, специалисты приступили к армированию и бетонированию выравнивающего слоя (уже уложено около 600 квадратных метров). Работы проводят внутри технологических укрытий – своеобразных шатров, позволяющих создать необходимые условия для работы с бетоном при низких температурах.Также продолжаются работы по демонтажу чугунного ограждения, гранитной облицовки и железобетонных конструкций речных опор. Полноценное завершение ремонта планируется в 2021 году.Судьба усадьбыНовую жизнь реставрационные работы приносят и на территории усадебных комплексов, отмечают опрошенные РИА Недвижимость эксперты. В частности, по мнению Ромодина, внимания достойна усадьба Воронцово на юге Москвы, где продолжается обновление флигелей."Долгое время они были в неудовлетворительном состоянии, при том что парк уже достаточно давно обновлен и ревитализирован и сейчас является популярным местом для отдыха у жителей юго-западной части города", – отмечает историк архитектуры. Смирнов соглашается: долгое время усадьба была в "ужасно руинированном состоянии", однако в рамках проекта реставрации специалисты постепенно спасают положение."Когда появляется проблема, задача города – найти пути ее решения. Любой объект в критическом состоянии имеет потенциал стать точкой притяжения, главное понять, как этого добиться. Реставрационные работы, особенно в районах, помогают людям экономить время: горожане не едут в центр, остаются в пределах своего района, запускают его экономику – это положительный фактор. В городе появляется не один условный Кремль, как место досуга, а много маленьких "кремлей", которые всегда доступны для людей", – рассуждает историк Москвы. Редевелопмент на благоОтдельного упоминания достойны не только городские проекты, но и проекты в рамках редевелопмента бывших промышленных зон, уверен Ромодин. "Реставрация промышленного наследия – это отдельный вид работ. На мой взгляд, один из успешных примеров – Трехгорная мануфактура, корпус на Родчельской улице, построенный на рубеже XIX-XX веков. Там сохранился потрясающий клинкерный кирпич, который удалось восстановить в первоначальном виде", – отмечает эксперт.По мнению историка Москвы Смирнова, знаковыми проектами в рамках редевелопмента также можно считать обновление Винзавода, кондитерской фабрики "Большевик" и Даниловского рынка."Самое главное в таких проектах – не только освоить их по-новому, но и сохранить их культурно-историческую идентичность. Такие масштабные проекты сохраняют лицо города и приводят к заметным позитивным результатам", – заключает Смирнов.
https://realty.ria.ru/20200930/srv-1577753451.html
https://realty.ria.ru/20200729/1574999196.html
https://realty.ria.ru/20200928/most-1577766370.html
https://realty.ria.ru/20201026/blagoustroystvo-1581223310.html
https://realty.ria.ru/20200720/1574584196.html
москва
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Полина Ермилова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/1c/1743316116_94:0:837:743_100x100_80_0_0_8edd2bbcc5c532404275d37760e5fcd0.jpg
Полина Ермилова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/1c/1743316116_94:0:837:743_100x100_80_0_0_8edd2bbcc5c532404275d37760e5fcd0.jpg
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/18/1598724592_128:0:2859:2048_1920x0_80_0_0_1cf575157a0e3e83b429e148b31f02c2.jpgНедвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Полина Ермилова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/1c/1743316116_94:0:837:743_100x100_80_0_0_8edd2bbcc5c532404275d37760e5fcd0.jpg
москва, архитектура, городская среда, реставрация, городское хозяйство москвы, комплекс городского хозяйства москвы, realty-гид – риа недвижимость
Москва, Москва Сегодня: мегаполис для жизни, Архитектура, Городская среда, Реставрация, Городское хозяйство Москвы, Комплекс городского хозяйства Москвы, Realty-гид – РИА Недвижимость
Несмотря на эпидемиологические ограничения, наложившие определенный отпечаток на планы
Москвы по реставрации и реконструкции, столица продолжает придерживаться курса сохранения городских объектов историческо-культурной важности. Даже в "ковидном" 2020 году в городе удалось завершить несколько масштабных проектов и начать новые. Историки архитектуры и Москвы рассказали сайту "РИА Недвижимость", какие отреставрированные объекты они считают знаковыми и как проведенные работы влияют на их функционал и облик города в целом.
Открытие отреставрированного
Северного речного вокзала по праву стало одним из важнейших городских событий в 2020 году. Комплексное обновление главного здания и масштабное благоустройство прилегающей территории в условиях ограничительных мер стали настоящим подвигом задействованных в работах специалистов, в результате которого и сам вокзал, и парк вокруг него обрели новый функционал.
«
"На мой взгляд, это пример уникальнейшей реставрации, которая не имеет мировых аналогов в плане городских проектов – как правило, если брать зарубежный опыт, такие проекты чаще осуществляют частные инвесторы", – делится мыслями историк архитектуры и научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин.
Денис Ромодин
Историк архитектуры и научный сотрудник Музея Москвы
На реставрацию речного хаба на севере столицы ушло почти два года. На момент старта работ главное здание признали аварийным и закрыли для посещения, а востребованность прогулочной зоны далеко не всегда могла похвастаться рекордными показателями. Как отмечает историк Москвы Филипп Смирнов, Северный речной вокзал, как и любой другой объект в состоянии запустения и руинированности, привлекал в основном либо асоциальных элементов, либо посетителей, которых с местом связывали приятные воспоминания.
"Приходили ностальгирующие люди, которые вспоминали – вот, с этого причала я когда-то уходил в путешествие по Волге. Это нормальное явление, но оно не масштабируется на город. Задача любого мегаполиса – создавать массированные и разнесенные точки притяжения, делать их доступными для людей в их же районах и тем самым избегать маятниковой миграции, моноцентричности города. Такой точкой и стал Северный речной вокзал, который теперь люди превращают в повестку своего выходного дня и приезжают сюда посмотреть на итоги реставрации, посетить ресторан, ощутить просторы Химкинского водохранилища, которое, к слову, и так не избаловано вниманием людей", – рассказывает Смирнов.
В рамках реставрации в главном здании речного хаба заменили все инженерные коммуникации, привели в порядок фасад и украшающие его декоративные элементы, утерянные детали отделки при этом восстановили по историческим документам и фотографиям и докомпоновали. На вокзале появились открытые для посещения смотровые площадки с видом на водохранилище, а также музей и ресторан. Перед вокзалом также оборудовали сухой фонтан, места для вело- и автопарковки.
Благоустройство полностью преобразило парковую территорию и набережную вокзала. В парке организовали пешеходные маршруты для посетителей, вдоль дорожек установили лавочки для отдыха и урны для мусора. Для посетителей с детьми создали несколько игровых площадок с современным оборудованием, рассчитанным на малышей разных возрастов. В парке появились зоны отдыха с перголами, заработали воссозданные исторические фонтаны (сейчас законсервированы на зимний сезон) и открылись площадки для занятий спортом. На набережной установили миниатюру канала имени Москвы и сидения в виде гальки.
Кроме того, на территории парка отреставрировали сохранившиеся скульптурные композиции: "Водный путь" у главного входа и "Спорт" недалеко от здания вокзала, а также восстановили историческую ограду вдоль
Ленинградского шоссе.
Новогодняя иллюминация у здания Северного речного вокзала в Москве.
1 из 3
Здание Северного речного вокзала в Москве.
2 из 3
Здание Северного речного вокзала в Москве.
3 из 3
Новогодняя иллюминация у здания Северного речного вокзала в Москве.
1 из 3
Здание Северного речного вокзала в Москве.
2 из 3
Здание Северного речного вокзала в Москве.
3 из 3
Показателем успешной реконструкции и обновления объекта стало количество посетителей – за две недели после открытия его посетили более 100 тысяч человек.
"По итогам реставрации и благоустройства для горожан стали открываться новые и доступные возможности. В дальнейшем, когда откроется пассажирская навигация, можно будет отправиться, например, в трехдневное путешествие вдоль всей Москвы до, скажем,
Нижнего Новгорода и обратно. Это отдельный вид досуга, который для многих сейчас, в условиях закрытых границ, станет ценным", – заключает Смирнов.
Выставка архитектурных достижений
Среди знаковых реставраций последних лет опрошенные РИА Недвижимость эксперты также называют проект комплексного обновления ВДНХ. Как напоминает Ромодин, работы на территории выставки продолжаются и по сей день, однако уже сейчас москвичи и гости столицы могут по достоинству оценить итоги реставрации таких крупных павильонов как "Космос", "Центральный", "Культура", "Республика Беларусь".
«
"ВДНХ, как большой комплекс, требовала по-настоящему масштабных работ, и сейчас уже активно идут мероприятия на павильонах второй линии. Это целая неисследованная лагуна, каждый павильон при реставрации – отдельное большое открытие, потому что под слоем поздних отделок открываются уникальные элементы середины XX века, наиболее яркого архитектурного расцвета ВДНХ", – оценивает Ромодин.
Денис Ромодин
Историк архитектуры и научный сотрудник Музея Москвы
В частности, в 2020 году на территории выставки стартовали работы по реставрации павильонов "Микробиологическая промышленность" и "Поволжье". На объектах не только обновляют инженерные коммуникации, возвращают архитектурный облик, но и приспосабливают здания под круглогодичное использование. В "Поволжье", например, планируется открыть музей Олимпийского комитета
Российской Федерации. Своеобразными экспонатами также станут элементы убранства и самого павильона: воссозданные барельефы с изображением солдат, хлеборобов и трактористов, уникальный купол, колонны из оселкового зеленого мрамора.
"Некоторое время назад Москва отметила 80-летие выставки достижений народного хозяйства, но не стоит забывать, что и сами павильоны представляют собой достижения архитектурной мысли. 49 объектов на территории ВДНХ являются памятниками истории и культуры, это крупнейший "заповедник" советской архитектуры. Реставрация уже повысила привлекательность этой территории в десятки раз", – добавляет историк Москвы Смирнов.
Культовые туристические достопримечательности – не единственные объекты в реставрационной программе Москвы. Особое внимание уделяется и инженерным сооружениям, которые носят статус объектов культурного наследия – в частности, мостам.
Так, в 2019 году завершилась масштабная реставрация Большого Москворецкого моста. Комплексное обновление стало первым для объекта с момента его открытия в 1938 году и заняло 13 месяцев.
Вид на Кремль и Большой Москворецкий мост в Москве.
1 из 3
Большой Москворецкий мост в Москве.
2 из 3
Большой Москворецкий мост
3 из 3
Вид на Кремль и Большой Москворецкий мост в Москве.
1 из 3
Большой Москворецкий мост в Москве.
2 из 3
Большой Москворецкий мост
3 из 3
В течение этого периода специалисты, задействованные в работах, фактически пересобрали мост заново, при этом автомобильное и пешеходное движение полностью не перекрывали, оставляя по половине моста для передвижения.
В рамках реставрации на Большом Москворецком полностью заменили инженерные коммуникации, обновили дорожное и тротуарное покрытие, отреставрировали и докомпоновали историческую гранитную облицовку. Реставраторам удалось вернуть изначальный красно-бурый цвет гранита, возродив таким образом исторический облик моста. Как отмечают специалисты комплекса городского хозяйства, после такого обновления сооружение сможет обойтись без капитального ремонта в течение полувека активной эксплуатации.
Аналогичные ремонтные технологии применяются и в текущем году в рамках проекта по обновлению Большого Каменного моста. На данный момент на объекте завершены работы первой очереди: на одной половине уже открыты отремонтированная проезжая часть и пешеходный тротуар, установлены опоры освещения и отреставрированные чугунные ограждения – знаковый элемент сооружения.
«
"Этот мост – неотъемлемая часть кремлевского ансамбля, яркая архитектурная достопримечательность. В чугунном ограждении, кстати, отражена история советской Москвы – здесь можно увидеть ее уникальный герб. Сейчас его можно рассмотреть в первозданном виде, очищенный от слоев краски", – говорит Ромодин.
Денис Ромодин
Историк архитектуры и научный сотрудник Музея Москвы
Этот герб сохранился только на одном объекте в городе, именно на Большом Каменном мосту. Для столицы это настоящая ценность, редчайший артефакт, свидетельствующий о целом пласте истории, и очень важно, что мы останемся обладателями этого артефакта, добавляет Смирнов.
В настоящее время на второй половине Большого Каменного моста уже завершились работы по демонтажу слоев дорожного покрытия, специалисты приступили к армированию и бетонированию выравнивающего слоя (уже уложено около 600 квадратных метров). Работы проводят внутри технологических укрытий – своеобразных шатров, позволяющих создать необходимые условия для работы с бетоном при низких температурах.
Также продолжаются работы по демонтажу чугунного ограждения, гранитной облицовки и железобетонных конструкций речных опор. Полноценное завершение ремонта планируется в 2021 году.
Новую жизнь реставрационные работы приносят и на территории усадебных комплексов, отмечают опрошенные РИА Недвижимость эксперты. В частности, по мнению Ромодина, внимания достойна усадьба Воронцово на юге Москвы, где продолжается обновление флигелей.
«
"Долгое время они были в неудовлетворительном состоянии, при том что парк уже достаточно давно обновлен и ревитализирован и сейчас является популярным местом для отдыха у жителей юго-западной части города", – отмечает историк архитектуры.
Денис Ромодин
Историк архитектуры и научный сотрудник Музея Москвы
Смирнов соглашается: долгое время усадьба была в "ужасно руинированном состоянии", однако в рамках проекта реставрации специалисты постепенно спасают положение.
"Когда появляется проблема, задача города – найти пути ее решения. Любой объект в критическом состоянии имеет потенциал стать точкой притяжения, главное понять, как этого добиться. Реставрационные работы, особенно в районах, помогают людям экономить время: горожане не едут в центр, остаются в пределах своего района, запускают его экономику – это положительный фактор. В городе появляется не один условный Кремль, как место досуга, а много маленьких "кремлей", которые всегда доступны для людей", – рассуждает историк Москвы.
Отдельного упоминания достойны не только городские проекты, но и проекты в рамках редевелопмента бывших промышленных зон, уверен Ромодин.
«
"Реставрация промышленного наследия – это отдельный вид работ. На мой взгляд, один из успешных примеров – Трехгорная мануфактура, корпус на Родчельской улице, построенный на рубеже XIX-XX веков. Там сохранился потрясающий клинкерный кирпич, который удалось восстановить в первоначальном виде", – отмечает эксперт.
Денис Ромодин
Историк архитектуры и научный сотрудник Музея Москвы
По мнению историка Москвы Смирнова, знаковыми проектами в рамках редевелопмента также можно считать обновление
Винзавода, кондитерской фабрики "Большевик" и Даниловского рынка.
"Самое главное в таких проектах – не только освоить их по-новому, но и сохранить их культурно-историческую идентичность. Такие масштабные проекты сохраняют лицо города и приводят к заметным позитивным результатам", – заключает Смирнов.