В своей стихии
Как работают спасатели Москвы
За безопасностью и благополучием горожан в Москве ежедневно следят тысячи специалистов спасательных служб города. Они патрулируют улицы, воздух и главную столичную реку, следят за безопасностью на пляжах и первыми мчатся на пожары и аварии. Сайт "РИА Недвижимость" рассказывает о работе московских спасателей, которые в любое время суток готовы прийти горожанам на помощь.
Глава 1
Всегда на связи
Куда поступают обращения за помощью
С 2012 года в Москве работает служба 112 – универсальная система, объединяющая в себе не только экстренные номера 101, 102, 103 и 104, но и аварийные подразделения департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы и других оперативных служб города. Круглосуточно звонки горожан по простому номеру принимают и обрабатывают порядка 50 операторов – именно они находятся на "первом фронте" чрезвычайных ситуаций и вместо стандартного "алло" приветствуют обратившихся фразой "112 Москва. Что у вас случилось?".
За последние годы, отмечают в департаменте по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (ГОЧСиПБ) Москвы, количество звонков в службу увеличилось. За суточное дежурство специалисты службы 112 могут обрабатывать порядка 10 тысяч обращений – это около 300 вызовов на одного специалиста в сутки.
Заявки поступают разные: от экстренных (пожар, авария, дорожно-транспортное происшествие) до социальных (помощь одиноким пожилым людям) и медицинских (вызов скорой помощи, травма).
Николай Абрамченков, начальник ГКУ "Система 112"
С 2018 года наши операторы работают на самом современном техническом оборудовании и программном обеспечении. Если раньше информацию в службы передавали по старинке "голосом", то теперь оповещение происходит одновременно и автоматически.
Появилась возможность определять геопозиционирование абонентов и подключаться к городским камерам видеонаблюдения. Все это сильно сокращает общее время реагирования.
Преимуществом единого номера 112 также является организация комплексного реагирования, когда на месте происшествия требуется сразу несколько служб. Да и самому человеку в экстренной ситуации не нужно долго думать, как вызвать помощь и какой номер набрать в первую очередь. Достаточно позвонить или отправить СМС на номер 112, и наши операторы помогут в любой ситуации.
Всего за 90 секунд операторы службы 112 должны четко и профессионально выяснить, что случилось, уточнить адрес, успокоить заявителя, а также узнать другие необходимые детали о происшествии и вызвать на место профильные службы, которые приступят к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и к оказанию необходимой помощи.
Дополнительно ситуацию в городе мониторит оперативно-дежурная служба пожарно-спасательного центра Москвы. Помимо приема заявок от жителей, специалисты подразделения занимаются предупреждением и оповещением населения о чрезвычайных ситуациях. Именно от них горожанам приходят SMS-сообщения об ухудшающейся погоде и сильном ветре с напоминаниями об осторожности. При необходимости работники отдела также способны запускать оповещения на информационных табло вдоль магистралей, в торговых центрах, школах, больницах и даже на экранах в пешеходных переходах.
Где бы ни случилась авария, городские спасатели готовы устранить ее последствия в любой стихии. Для оперативной и эффективной работы Москве предусмотрена отдельная служба, оснащенная специальным оборудованием и техникой.
Глава 2
Земля 112
Аварии, пожары и социальная помощь
Работа пожарного заслуженно считается одной из самых опасных и востребованных во всем мире, и Москва – не исключение. Для устранения возгораний и борьбы с открытым огнем в городе при департаменте ГОЧСиПБ работает пожарно-спасательный центр (ПСЦ). По данным ведомства, в среднем за год работники всех подразделений ПСЦ совершают порядка 30 тысяч выездов на городские происшествия, большинство из которых – возгорания и пожары.
Пожарно-спасательные отряды распределены по городу таким образом, чтобы в случае происшествия специалисты могли прибыть на место менее чем за 10 минут.
Первым на борьбу с огнем приезжает расчет на автоцистерне. Если тушить огонь предстоит на высоте, в распоряжении пожарных Москвы имеются телескопические подъемники и автолестницы разной высоты.
Чтобы дышать в местах задымления, пожарные используют специальные дыхательные аппараты – баллоны со сжатым воздухом. Запаса хватает примерно на 40 минут автономного дыхания, а высокопрочный углеродный композит делает баллон устойчивым к ударам и высоким температурам.
Для тушения горюче-смазочных материалов, пластмасс или действующего электрооборудования пожарные используют устройства подачи пены под названием "Пурга". Пена перекрывает доступ кислорода к пламени, что приводит к его затуханию.
При ликвидации возгорания с использованием специальной пожарной техники пену получают на месте происшествия путем смешивания воды и пенообразователя. Если необходимо подать пену к очагу возгорания при помощи ручного ствола, пожарные применяют установку комбинированного тушения пожаров "Пурга-2". Она предназначена для получения воздушно-механической пены и обладает повышенной дальностью подачи – до 15 метров.
На вооружении ПСЦ Москвы есть и довольно необычная спецтехника – например, пожарная автоцистерна "Дракон", которую применяют для тушения огня на аэродромах.
Например, в случае аварийной посадки самолета и возникновения возгорания на борту телескопическая стрела "Дракона" может проткнуть корпус воздушного судна и потушить огонь.
Иван Подоприхин, начальник ГКУ "Пожарно-спасательный центр"
Пожарно-спасательный центр Москвы – это профессиональное аварийно–спасательное формирование, работники которого сочетают в себе навыки двух сложных профессий: пожарный и спасатель. Профессиональная подготовка работников в Центре всегда на высшем уровне, также как и оснащение современной пожарно-спасательной техникой. Каким бы ни было происшествие, пожарный и спасатель всегда сохраняют самообладание, четко выполняют свою работу и готовы прийти на помощь москвичам и гостям столицы в любое время суток и в любую погоду.
Для борьбы с возгораниями на высоте (до 30 метров) московские пожарные привлекают телескопический подъемник "Спайдер". Им можно управлять дистанционно через пульт.
Как отмечают в департаменте ГОЧСиПБ, такое оборудование особенно удобно для работы в районах с плотной застройкой, куда не всегда может проехать крупная спецтехника. К тому же, люлька подъемника способна выдержать вес до 300 килограммов, а его коленчатая система помогает спасателям доставать людей из провалов грунта.
Помимо огнеборцев, в ПСЦ работает специальное подразделение быстрого реагирования на мотоциклах. Спасатели на байках выезжают не только на чрезвычайные ситуации в городе, но и обрабатывают социальные вызовы – например, помощь одиноким пожилым людям, запертым в квартире или упавшим на улице.
Моторасчеты ПСЦ, как правило, первыми приезжают на место происшествия, благодаря маневренности и быстроте двухколесного транспорта. В среднем время их прибытия не превышает 7 минут. На месте они оперативно производят разведку, оценивают ситуацию и при необходимости вызывают дополнительные спасательные силы.
"Железные кони" спасателей оснащены всеми необходимыми средствами для ликвидации последствий аварий и возгораний. В арсенале пожарных, в частности, находятся: ранцевая установка пожаротушения "Игла", маска и баллон со сжатым воздухом, оградительные конусы, комби-резак, кусачки, кувалда с короткой рукояткой, чехлы на острые кромки, конец Александрова, стеклобой, а также накладка на подушку безопасности и резак для ремней для работы на ДТП. Кроме того, каждый спасатель на мотоцикле имеет при себе оборудование для оказания первой помощи: противоожоговую аптечку, медицинские транспортные шины.
Пожарные Москвы не только принимают участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и проводят профилактические беседы с жителями.
Александр Голубых, начальник аварийно-спасательной службы
Я знаю, что если в городе работают высококвалифицированные специалисты, моя семья будет в безопасности.
Думаю, если любишь свою семью, тогда возникает желание помочь и другим семьям.
Еще одна внушительная огнеборческая единица в городе – пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев», курсирующий по Москве-реке. Он привлекается для тушения пожаров на воде и береговой линии и оборудован тремя лафетными стволами – два расположены на носу, один – на корме.
В машинном отделении находятся четыре дизельных пожарных насоса, каждый из которых может подавать до 90 литров воды в секунду на расстояние до 100 метров. Таким образом, судно может тушить пожар на берегу и на реке.
Также команда корабля может участвовать в спасении людей на воде и даже в ликвидации разлива нефтяного пятна. Для этого предусмотрено специальное оборудование: плавучие заграждения, служащие для ограничения распространения чего-либо по поверхности воды. Ими огораживается пятно, после чего откачивается нефтяная пленка.
Глава 3
Вода 112
Спасение утопающих, мониторинг и дроны
Городские водоемы в любое время года привлекают людей, которые по разным причинам могут попасть в беду – от случайности до несоблюдения правил поведения у воды. За безопасностью на прудах и реках столицы круглосуточно следит Московская городская поисково-спасательная служба (МГПСС) на водных объектах департамента ГОЧСиПБ.
МГПСС отвечает за безопасность отдыхающих на 24 участках у московских водоемов, где расположены поисково-спасательные станции. Ежедневно на дежурство на воде заступают до 75 спасателей, по трое на каждой станции.
Летом, если температура воздуха превышает 25 градусов, сотрудники переходят на усиленный режим работы, и количество дежурных достигает 100 человек.
При необходимости к работе всегда готовы подключиться водолазы.
В летний период для патрулирования может привлекаться до трех плавсредств от одной станции. В экипаже - не менее двух квалифицированных спасателей, которые оперативно реагируют на чрезвычайные ситуации и оказывают пострадавшим первую помощь.
В арсенале "водяных" спасателей находятся концы Александрова, спасательные круги, аптечки первой помощи и средства связи для вызова скорой.
Владимир Волков, начальник ГКУ "МГПСС"
Московской службе спасения на воде в 2020 году исполнилось 145 лет. С момента ее образования в 1875 году основными задачами московских водных спасателей остаются предупреждение происшествий, спасение людей на акватории и оказание первой помощи.
Ежегодно работники поисково-спасательных станций ГКУ "МГПСС" спасают сотни жизней, проводят тысячи профилактических мероприятий.
Это не только ежедневные профилактические беседы с отдыхающими по правилам безопасности на воде, но также занятия со школьниками, студентами и курсантами на поисково-спасательных станциях и учебных заведениях города Москвы. На экскурсиях молодое поколение может от первого лица узнать о работе спасателей, о том, как обезопасить себя во время пребывания на водоемах. Также мы проводим мастер-классы по оказанию первой помощи пострадавшим. Ведь самое главное для нас – предупредить трагедию.
В купальный сезон спасатели проводят активную работу с населением: с помощью мегафона и акустической системы они напоминают москвичам о правилах поведения у воды. Если в ходе патрулирования специалисты встречают отдыхающих у воды в состоянии алкогольного опьянения, то делают им предупреждение, указывая на небезопасность купания и времяпрепровождения у водоема в таком виде. По статистике, порядка 70-75% несчастных случаев на воде происходят именно из-за употребления алкогольных напитков.
Под особым вниманием специалистов МГПСС находятся дети до 14 лет, отдыхающие у воды без присмотра родителей. Во время летних каникул поисково-спасательная служба высылает на мониторинг зон в своей ответственности дополнительные патрули. Если спасатели обнаруживают на пляже несовершеннолетних без взрослых, они имеют право сообщить об этом в полицию и вызвать родителей.
Чтобы минимизировать количество чрезвычайных ситуаций, во время пеших патрулей спасатели раздают отдыхающим информационные листовки. В них перечислены правила поведения на пляже и на воде, указаны телефоны экстренных служб.
В ситуациях, когда под угрозой находится жизнь человека, сотрудники МГПСС реагируют максимально быстро: прибывают на место ЧС на катере, при этом один из двух членов экипажа спускается в воду для подстраховки. Если состояние спасенного вызывает опасения, члены экипажа вызывают скорую помощь. Например, в Серебряном бору в будние дни всегда дежурит фельдшер, а в выходные – бригада медиков. Если пострадавший находится без сознания, то до приезда скорой спасатели проводят сердечно-легочную реанимацию.
К зимнему сезону спасатели берут на вооружение "сухие" гидрокостюмы, сделанные из неопрена толщиной 7 миллиметров для дополнительной плавучести. Температурный диапазон работы в нем – от нуля до минус 25 градусов. Спасатель может находиться в такой "одежде" 2 часа, разумеется, в динамике.
Зимой для патрулирования водоемов Москвы специалисты МГПСС используют суда на воздушной подушке.
Для спасения из полыньи сотрудники МГПСС применяют специальное устройство, напоминающее надувной самолетный трап.
Его спускают к пострадавшему, по которому тот либо забирается сам, либо ему помогает спасатель. Также для помощи оказавшимся в воде используется телескопический спасательный комплект, представляющий собой раздвижную "удочку" длиной 17 метров. К ней крепится спасательный круг или петля, с помощью которой из воды вызволяют пострадавшего.
Есть в арсенале спасателей и современные технологии: с 2019 года сотрудники МГПСС используют для патрулирования и спасения людей беспилотные аппараты – дроны и коптеры. Большой дрон, управляемый диспетчером, облетает заданные маршруты у воды и в режиме реального времени транслирует картинку на станцию, позволяя спасателям дистанционно мониторить зону своей ответственности. Устройство способно выдержать вес до 7 килограммов и в случае необходимости сбросить утопающему спасжилет.
Другой беспилотник, маленький коптер, привлекают для мониторинга ситуации на месте происшествия. Охват у него небольшой, однако это хорошее подспорье, когда необходимо как можно быстрее найти пострадавшего под водой. Например, на обследование большой зоны поиска у водолазной группы уйдет 2-3 часа, а беспилотник обследует квадрат за 18-20 минут.
Владимир Ерошин, начальник поисково-спасательной станции "Строгино"
Мы всегда находимся в готовности прийти на помощь. У нас проходят ежедневные тренировки с погружением водолазов. Я сам постоянно совершаю такие погружения, потому что считаю, что руководитель должен уметь все. Ведь это только кажется со стороны, что спасатели катаются себе на лодочках. На самом деле, мы постоянно ведем наблюдения за отдыхающими. Уже только по одному взгляду на человека я могу понять, нужно ли ему оказывать помощь.
Профессиональные спасатели хорошо знают, что если человек с вами разговаривает, значит еще есть время его спасти. А вот если молчит, тогда нужно действовать как можно быстрее. Я очень люблю свою работу и очень хочу, чтобы наша служба пополнялась новыми молодыми кадрами.
Глава 4
Воздух 112
Транспортировка, поиск, тушение пожаров
С воздуха безопасность горожан обеспечивают сотрудники Московского авиационного центра (МАЦ). В ведении "воздушных" спасателей – тушение высотных и крупных площадных пожаров, ежедневная эвакуация пострадавших с мест ДТП и других ЧС, пациентов с инфарктами и инсультами из ТиНАО с помощью вертолетов, спасение людей из лесных массивов, разведка пожароопасной и паводковой обстановки столицы.
Авиационный парк МАЦ насчитывает 10 единиц специализированных вертолетов: три пожарных КА-32, один Ми 26Т, пять санитарных бортов ВК117С-2 и один многофункциональный Bell 429.
При тушении пожаров на вертолеты Ка-32А и Ми-26Т с помощью внешней подвески крепится водосливное устройство (ВСУ). Это емкость, которая заполняется водой из открытых водоисточников (Москва-река, пруды, речки, озера) или растворами огнетушащих составов. В зависимости от грузоподъемности вертолет может набрать от 5 до 15 тонн воды.
Тушение пожаров с помощью вертолетов происходит круглогодично. Зимой вода в водоемах не замерзает до минус 15 градусов, а если и покрывается тонкой корочкой льда, то ВСУ за счет собственного веса легко ее пробивает. Москва-река тоже практически никогда не оказывается подо льдом на всей своей протяженности по городу.
Конечно, для оперативной ликвидации ЧС пилоты Московского авиацентра стараются набирать воду из ближайшего источника, чтобы максимально уменьшить время между сливами – все зависит от опытности и сообразительности экипажа воздушного судна.
Например, несколько лет назад был случай, когда воду набирали из полыньи, подготовленной к Крещенским купаниям. Тогда пилотам пришлось применить все свое мастерство, чтобы точно попасть ВСУ, подвешенным на 30-метровом тросе под вертолетом, в небольшую полынью на замерзшем озере.
Евгений Артюхин, командир 1 эскадрильи, пилот пожарного вертолета Московского авиационного центра
Когда летишь на пожар и видишь впереди жуткое пламя, кажется страшно. И лукавит тот, кто говорит, что ничего не боится. Но, когда попадаешь в самое пекло, включается инстинкт спасения, а еще появляется азарт, драйв. И тогда используешь все свое умение, профессионализм, чтобы максимально эффективно и точно выполнить сливы. Ведь с вертолета летит около 5 тонн воды. У пилота Московского авиационного центра права на ошибку нет.
ВСУ на вертолетах применяется только на открытых пространствах. Поэтому для ликвидации пожаров в плотной городской застройке, в высотных зданиях в МАЦ была разработана система вертикального, горизонтального и бокового пожаротушения ("пушка"), которая в 2009-2010 годах была установлена на вертолет Ка-32А.
Емкость водяного бака у системы вертикального, горизонтального и бокового пожаротушения – 3200 литров. То есть оснащенный "пушкой" вертолет становится фактически летающей пожарной машиной и может ликвидировать возгорание на любой высоте.
Пилоты МАЦ попадают с помощью "пушки" в горящее окно 70х40 сантиметров с расстояния 40 метров.
Они продемонстрировали ее эффективность в 2010 году при тушении пожара на заводе Алмаз-Антей, а в 2012 году – при сложнейшем пожаре в башне Федерация Москва-Сити.
В данный момент в МАЦ ведутся работы по дополнительному усовершенствованию "пушки", в ближайшем будущем планируется ее установка на новый вертолет Ка-32А11ВС.
На вертолет серии Ка-32 также можно установить гидравлический захват ГРАПЛ, который используется при работе на завалах или крупных ДТП.
С помощью захвата машина способна поднять в воздух груз весом в пять тонн и оттащить его на безопасное расстояние, например, чтобы ликвидировать затор на трассе в случае аварии.
Если на месте аварии есть пострадавшие, на помощь приходят авиамедицинские бригады на вертолетах ВК117С-2. Они оказывают экстренную медицинскую помощь, начиная с момента, когда пострадавшего помещают в санитарный вертолет, и вплоть до передачи врачам на земле. В состав экипажа воздушной скорой помощи входят два пилота МАЦ, врач и фельдшер.
Кирилл Святенко, директор Московского авиационного центра
В Московском авиационном центре собрались одни из лучших летчиков страны. 90% летного состава – офицеры запаса. Представляете, какой у них опыт за плечами?! Они много где летали и много чего видели. Здесь же они еще научились технике пилотирования в мегаполисе, что также является не только одной из сложнейших задач, но и очень ответственной.
Для работы в столице требуется особая подготовка. Москва – город со сложным для полетов рельефом.
Команда Московского авиационного центра – это высококвалифицированные специалисты, которые постоянно оттачивают мастерство. Вся наша система нацелена на эффективность, и это норма, ведь мы спасаем людей. Силы и средства МАЦ фактически по любому вызову, при возникновении любой чрезвычайной ситуации 24 часа в сутки готовы прийти на помощь.
Очень важно, что Московский авиационный центр работает автономно, что позволяет действовать быстро, ведь в спасении человеческих жизней многое решают минуты, а иногда даже секунды.
Вертолет серии ВКС117С-2 способен транспортировать трех пациентов с травмами средней степени тяжести или двоих человек в тяжелом состоянии. При этом лекарств и перевязочных материалов в арсенале экипажа предусмотрено с запасом – на 25 человек.
В Москве скорая помощь и любые пожарно-спасательные подразделения распределены таким образом, что время их прибытия к месту вызова составляет считанные минуты. На периферии же, где встречаются леса с болотами, а дорожная сеть слабо развита, обеспечить своевременное прибытие аварийно-спасательных формирований к месту ЧС проблематично, поэтому было принято решение создать группу быстрого реагирования.
В 2019 году в МАЦ создали специальное формирование – службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО). Ее специалисты дежурят круглосуточно и имеют свой район выездов. Если ДТП случается где-то неподалеку, они садятся в штатный аварийно-спасательный автомобиль и едут оказывать помощь. Но когда случается что-то чрезвычайное в нескольких десятках километров, куда даже с мигалкой на машине ехать около часа, тогда специалисты вылетают на место на вертолете.
Как отмечают в МАЦ, СПАСО – это универсалы высокого класса, они являются аттестованными спасателями, имеют допуск к беспарашютному десантированию, постоянно повышают свои навыки и в любое время суток готовы оказаться в любой точке Москвы за очень короткое время.
Глава 5
Добровольцы
Как горожане становятся спасателями
Безопасность горожан в Москве обеспечивают не только квалифицированные профессионалы, но и добровольческие формирования, которые спасательные службы города привлекают при необходимости.
Стать добровольцем при желании может любой совершеннолетний москвич. Возраст – одно из немногих, но обязательных ограничений для кандидатов. Прежде чем заступить на свое первое дежурство или принять участие в ликвидации ЧС, доброволец должен пройти курс обучения, часть которого состоит из физической подготовки.
Совершеннолетний кандидат может поступить на обучение при департаменте ГОЧСиПБ при условии наличия полного среднего образования и минимального опыта работы в профильной среде. Его, поясняют в ведомстве, можно получить в одном из общественных формирований Москвы из реестра аттестованных организаций: "ЛизаАлерт", "СпасРезерв", "Росавиаспас". Спасательным умениям и навыкам добровольцев бесплатно обучают на базе Учебно-методического центра департмента ГОЧСиПБ. Программа рассчитана на 300 часов занятий как практических, так и теоретических.
В рамках курса кандидатов в спасатели-добровольцы обучают оказанию первой помощи, ликвидации последствий ЧС различных категорий, обращению с оборудованием и методам психологической помощи пострадавшим.
Обучение проводится по профилю "поисково-спасательные работы".
По окончании обучения добровольцы сдают экзамены по всем направлениям подготовки (семь зачетов) и получают сертификаты спасателей. В дальнейшем раз в три года эту квалификацию необходимо подтверждать перед аттестационной комиссией, а также повышать ее до спасателя третьего, второго или первого класса.
К работе "в полях" добровольцев-спасателей привлекают для поисково-спасательных работ, содействия на тушении пожаров, для помощи пострадавшим, доставки оборудования и даже к высотным работам. Как правило, резервисты добровольческих формирований дежурят не реже раза в месяц.
В департаменте ГОЧСиПБ отмечают: со временем, подтвердив свой опыт, квалификацию и доказав приверженность делу, доброволец может получить звание профессионального спасателя и перейти на работу в одну из профильных служб города. В Москве добровольная помощь ценится не меньше, чем работа штатных специалистов, а развитию подразделений оказывается многосторонняя поддержка и помощь.
Текст написан при поддержке:
Департамента ГОЧСиПБ Москвы
Московского авиационного центра
Пожарно-спасательного центра Москвы
Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах
Системы "112" Москва
Нам материалом работали:
Полина Ермилова
Леонид Федоров
Марина Заблудовская