Рейтинг@Mail.ru
Суздаль: перерождение - Недвижимость РИА Новости, 17.11.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Суздаль: перерождение

Почему древнему городу нужны перемены

Вряд ли кто-то задается вопросом, зачем ехать в Суздаль: этот маленький атмосферный город давно стал оптимальным местом для погружения в "исконную Русь". Причина этому – сохранившаяся архитектура и среда, характерная для старинного русского городка. Однако Суздалю, несмотря на популярность и красоту, нужны значительные перемены. Сайт "РИА Недвижимость" решил разобраться, какими проблемами "болеет" жемчужина Золотого кольца, как их решит создание мастер-плана и каким станет Суздаль через десять лет.

 

Глава 1

 

Невидимые проблемы Суздаля

Зачем нужна перезагрузка

В отличие от многих других симпатичных и аутентичных русских городов, Суздаль может похвастаться еще и тем, что сегодня принято называть "развитой инфраструктурой". Здесь много гостиниц, ресторанов, милых развлечений вроде катаний в карете или прогулок на кораблике по небольшой реке. Внимание туристов также займет бурная сувенирная торговля. Суздальские сувениры в большинстве своем – это не продукция производства дружественного Китая, а самые настоящие местные чудеса. Неудивительно, поскольку их "хедлайнером"  выступает по-настоящему знаменитая суздальская медовуха. Увлеченные туристы как-то попытались узнать, сколько же разных видов этой самой медовухи продается в бойких местах Суздаля – насчитали более 70 вариантов, сбились и бросили это дело. Конечно, одним знаменитым напитком дело не ограничивается. Туристы раскупают разные вкусности - от соленых огурцов до сезонных ягод.

Можно ли утверждать, что Суздаль – безупречный туристический город? Пожалуй, да. Но разве все идеально и нет проблем? К сожалению, так ответить нельзя. Более миллиона туристов в год – огромная нагрузка на город с населением чуть больше 9 тысяч человек. По идее, подобная "армия" должна приносить городу несметные богатства, но не все так просто.

"Всего валовый продукт в городе Суздале - это 5,3 миллиарда рублей, 2,6 миллиарда туристы привозят в своих карманах. То есть половину валового продукта города. Достается же бюджету города при этом 70 миллионов рублей, что даже не 0,1%.

Хотя максимальный процент, который получает муниципальное образование в России – это 15-17% от собранных у себя на земле денег", – рассказал мэр Суздаля Сергей Сахаров в ходе PublikTalk, организованного компанией "Дом.РФ" и посвященного стратегии развития города.

Действительно, складывается парадоксальная ситуация для Суздаля. Обычно города ищут способы привлечь туристов, но здесь это пройденный этап.

Важными проблемами сегодняшнего Суздаля является практически стопроцентная изношенность всех коммуникаций, невозможность повысить доходы городского бюджета, несмотря на внушительный туристический поток, а также отток молодых жителей, который нужно остановить.

Моногород поневоле

Как же так вышло? Причин тому несколько. Прежде всего, по словам мэра, порядка 65% трудоспособного населения Суздаля задействованы в сфере туризма.

"Можно сравнить нас с моногородами, когда все работают на одном предприятии. Для этой группы населения сезонность – колоссальный фактор. В высокий сезон битком набиты все гостиницы и рестораны. Но осенью рестораны будут работать 2-3 дня – в пятницу, субботу, воскресенье, может быть, в четверг. Но в понедельник все заведения в основе своей будут закрыты. Они будут экономить до следующего "высокого сезона", – подчеркивает Сахаров.

И это превращается в замкнутый круг: туристы, приехавшие в "высокий сезон", жалуются на толпы, а те, кто решил насладиться тишиной и специально подгадал для этого даты, сталкиваются с неготовностью города принять его – на закрытые кафе, отсутствие развлечений. Как следствие – негативные отзывы, расстроенные туристы, упущенная будущая прибыль.

Кроме сезонности, туризм в Суздале страдает и от банальных бытовых сложностей. Разумеется, приехавшие гости не вникают в проблемы инженерных сетей.

Однако они очень быстро ощущают их на себе: просто представьте реакцию любого туриста, у которого в отеле, в том числе и недешевом, внезапно пошла из крана ржавая вода или отключили электричество. После этого соцсети заполняются негативными отзывами, которые, к сожалению, разлетаются намного быстрее хороших.

Собственно, уже сейчас есть тревожная статистика.

В непростом 2020 году из-за закрытых границ внутренний туризм пережил настоящий ренессанс, а вот Суздаль, "жемчужина Золотого кольца", неожиданно вошел в десятку наименее посещаемых городов по данным сервиса бронирования Tvil.

Не все туристы одинаково полезны

Казалось бы, так бывает со всеми посещаемыми местами, но ведь туристический поток не останавливается, более миллиона в год – так может, главному источнику доходов Суздаля ничего не грозит? Это обманчивое впечатление. Дело в том, что не все туристы одинаково полезны. Те, что приезжают большими автобусами и проводят в городе несколько часов, оставляют здесь меньше всего денег: они не останавливаются в гостиницах, заходят в кафе максимум один раз, покупают меньше сувениров и разного рода услуг вроде экскурсий, велопроката или катания на лошадях.

Пресс-тур по Суздалю в рамках презентации мастер-плана.
Пресс-тур по Суздалю в рамках презентации мастер-плана.

Более того, такие туристы, сами того не желая, очень вредят городу, когда оставляют на популярных туристических порталах отзывы, где хвалят Суздаль за компактность. "Отличный город, можно обойти за несколько часов и все осмотреть", – так пишут многие. Будущие туристы прислушиваются к отзывам, и вот все больше людей выбирают сценарий, наименее выгодный для города и его жителей. Это в свою очередь приводит к тому, что местный бизнес пытается выжать максимум из гостей за минимум времени – то есть вынужден просто повышать цены и снижать издержки. Результат – в сети распространяется мнение, что "местные на туристах наживаются".

Мастер-план

Чтобы исправить ситуацию кардинальным образом, "Дом.РФ" совместно с администрацией Суздаля и "КБ Стрелка" разработали важнейший документ – стратегию пространственного развития Суздаля до 2030 года. Подобного рода документы помогают любому городу, его властям и жителям в понимании того, куда идет развитие, для чего служат те или иные изменения, на что нужны средства и где их взять. На сегодняшний день "Дом.РФ" активно помогает городам создавать свои мастер-планы: такие документы уже созданы для Кисловодска, Дербента, Геленджика, Калининграда и еще десятков городов.

 

Заместитель генерального директора Фонда "Дом.РФ" Антон Финогенов

Стратегия пространственного развития, она же мастер-план Суздаля одновременно решает несколько задач. Нужно преумножить туристический потенциал города: отреставрировать памятники, обновить инфраструктуру, создать новые маршруты, разнообразить виды туризма.

Сегодня 70% туристов приезжают только на один день, а важно, чтобы гости оставались как можно дольше.

Можно рассуждать о том, что Суздаль не типичный пример, это популярный туристический центр, к тому же расположенный относительно недалеко от Москвы.

Однако в России много городов с богатой историей и значительным культурным наследием, социально-экономический потенциал которых может кратно возрасти. И комплексный подход при создании стратегий развития, учитывающий как типичные проблемы малых городов, так и особенности каждого, позволяет качественно изменить жизнь в исторических поселениях. 

Также крайне важна при создании документов развития малых городов обратная связь. Постоянное обсуждение с городской администрацией, с бизнес-сообществом, с экспертами – это одна часть создания стратегии развития. Не менее важно вести диалог с жителями, узнавать их мнение, их пожелания, их взгляды на будущее города, часто от них можно получить дельные предложения, которые затем обрабатываются и ложатся в итоговый документ. Даже у скептиков, когда они видят, что город преображается при их участии, отношение к переменам становится позитивным.

Сегодня и экономическая, и социальная, и культурная часть жизни любого города тесно взаимосвязаны. Учет всех эти факторов ведет к созданию города будущего, который будет одновременно хранить историю и традиции, привлекать бизнес и туристов и быть местом, в котором людям удобно жить и работать.         

Бизнес должен видеть в Суздале не просто возможность ситуативно заработать в праздник, но постоянно действующую площадку, куда люди приезжают отдыхать, получать новые впечатления и, разумеется, тратить деньги. Так в город пойдут инвестиции, экономика получит импульс развития.    

Сегодня доходы муниципального бюджета от туризма составляют лишь около 18 миллионов рублей в год. Вышеназванные меры должны привести к росту доходов Суздаля в 5 раз – до 100 миллионов, они позволят создать сотни новых рабочих мест".

Три Суздаля

Сложная задача – сформировать для города, который можно осмотреть за пару часов, имидж места, в которое стоит приезжать для вдумчивого неторопливого отдыха. Разработчики мастер-плана, изучив Суздаль, обнаружили, что город вовсе не сводится к нескольким красивым монастырям и площади у торговых рядов. На самом деле он раскладывается как бы на три разных города: древнерусский, торгово-купеческий и современный.

В каждом сегменте свои особенности, объясняет Финогенов. В первом – сохранение культурного наследия, во втором – создание рекреационных зон, привлекательных и для местных жителей, и для гостей. Ну и современность, которая требует строительство нового жилья. В частности, запланированы кварталы таунхаусов, развитая инфраструктура, в том числе социальная – образовательные и медицинские учреждения, также будет обновлена транспортная система.

Древнерусский город

Это самая древняя часть города, идущая вдоль берегов реки Каменки по старинным земляным валам.

Обычно эти части города не слишком бросаются в глаза туристам – всех больше манят белоснежные стены и купола монастырей.

Чтобы привлечь внимание туристов к древнейшей части города, создать новые маршруты и точки притяжения, по старинным валам и берегам Каменки планируется проложить новые пешеходные маршруты.

Благодаря этому гости города перестанут сбиваться в толпы у достопримечательностей, которые сейчас считаются ключевыми, смогут не спеша и с удовольствием познакомиться со значительно большей частью города и увидеть его с новых сторон.

Торгово-купеческий центр

Историческую часть в центре города посещают и сейчас, но город планирует дать ему новую жизнь через изменение функций старинных зданий.

Дело в том, что здесь многие исторические и очень эффектные дома занимают разные административные службы.

Мастер-план подразумевает, что их нужно перебазировать в современную часть города, а в центре "поселить" музеи, ресторанчики, магазины, словом, все то, куда люди смогут заходить и проводить время.

В дополнение к этому предполагается превратить пустыри в привлекательные общественные пространства.

Современная часть Суздаля
Современная часть Суздаля

Современная часть

Наиболее современная часть – это жилые кварталы на окраинах Суздаля.

Здесь планируется выполнить благоустройство, развивать современное малоэтажное строительство.

Поскольку эта часть города является не туристической, а именно жилой, то главные задачи преобразований здесь – сделать город комфортным для его жителей.

 

Глава 2

 

Лица города

Те, кто делает Суздаль живым

Было бы ошибкой считать, что все запланированные перемены в Суздале нацелены только на комфорт и удовольствие туристов. Одно из его главных сокровищ – это его жители, которых, к сожалению, остается все меньше. Нет, речь не о трагических событиях, просто люди уезжают, особенно молодые. Сперва на учебу, а потом и на поиски работы. Возвращаются, по словам мэра, разве что те, у кого здесь остался семейный бизнес.

Отчего же открыточный Суздаль не может удержать своих жителей? За это в ответе все те же проблемы: изношенные сети делают жизнь здесь попросту некомфортной, больница перегружена, учиться практически негде. Да и просто заняться, получается, нечем. В дни, когда нет большого количества туристов, большинство заведений не работает, а когда случается наплыв гостей – все места заняты, да и некогда отдыхать в такие дни. Туристы – и есть работа.

При этом Суздаль любим жителями, это отражается во всем его облике. И те, кто здесь живет, работает и развивает свое дело, желают городу добра.

Люди Суздаля

1 / 8
СОВЛАДЕЛЕЦ И ДИРЕКТОР КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА И ГОНЧАРНОЙ ШКОЛЫ "ДЫМОВ КЕРАМИКА", РЕСТОРАНА "ГОСТИНЫЙ ДВОР" ЕВГЕНИЯ ЗЕЛЕНСКАЯ: "Мы не просто работаем в Суздале, а практически живем здесь уже много лет. Основная наша мотивация для развития здесь – возможность показать другим, что интересная и насыщенная жизнь есть и за пределами Москвы. В 2003 году мы основали школу-мастерскую "Дымов керамика". Начиналось все как хобби. Туристы любят Суздаль, и мы решили, что им было бы интересно попробовать что-то новое: поработать за гончарным кругом, окунуться в творчество. А второй проект – это ресторан авторской русской кухни "Гостиный двор" в историческом здании Торговых рядов в самом сердце Суздаля. Концепцию мы продумали простую – это ресторан, в котором обязательно нужно побывать, если вы приехали в Суздаль. Аутентичный душевный "интерьер без интерьера", лучшие блюда русской кухни в исполнении шеф-повара Максима Рыбакова, собственная сыроварня и кондитерская. Многие блюда в меню создаются по старинным рецептам, которые мы бережно восстановили".

 

Глава 3

 

Шаг за шагом

Раскрытие и реализация потенциала Суздаля

Мастер-план Суздаля – это не набор рендеров "для красоты", а настоящая стратегия, которая позволяет выявить в городе и точки роста, и слабые места, а главное, обеспечить ему постоянное и устойчивое развитие. Эта стратегия также сделает город комфортным и для гостей, и для местных жителей.

"Один из важнейших проектов пространственного развития "Дом.РФ" сейчас реализует в Суздале. В 2024 году город отметит тысячелетие. Это уникальное место, настоящий бриллиант на Золотом кольце России. Суздальский кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Торговые ряды – все это обязательные пункты для посещения любителями истории и зодчества. В городе к тому же развит событийный туризм – проходят различные праздники, фестивали", – отмечает Финогенов.

Разные мероприятия – от велопраздника до Дня огурца – стали в Суздале уже собственной городской "фишкой". Такие события решают проблему однодневного туризма, поскольку люди задерживаются, участвуют в праздниках, но за это Суздаль платит высокую цену.

По словам Сахарова, если праздник запланирован на выходные, то готовиться к нему начинают с четверга: вешают украшения, расставляют торговые объекты, огораживают площади, на которых будет происходить действие. Для маленького города это требует большой мобилизации всех сил, всех коммунальных и иных служб, то есть каждую неделю такое не проведешь.

Таким образом, одна из главных задач мастер-плана – выявить в городе те скрытые ресурсы и возможности, которые превратят Суздаль в этакий "праздник каждый день" – то есть в место, которое само будет вовлекать людей в разные действия: посетить музей, поучаствовать в уличной активности, пройтись по пешеходному маршруту и так далее. Благодаря этому город будет стимулировать людей остаться на более долгое время. Но какие конкретно решения позволят этого добиться? У всех на сей счет свое видение.

Главный редактор просветительского проекта "Архитектурные излишества" Павел Гнилорыбов

Туризм в Суздале развивался экспериментально, методом проб и ошибок – в 1967 году город фактически решили "законсервировать". 

Считалось, что советский гражданин, уставший наблюдать свое Автово или Гольяново за окном, воспрянет в небольшом городке от визуального разнообразия, большого количества особняков, памятников, церквей.

Это определило довольно неглубокий характер погружения в Суздаль – тысячи туристов проводят здесь всего несколько часов, пытаясь и сувениры купить, и медовухой разжиться, а заодно запомнить хотя бы пару предложений из речи экскурсовода. Что-то среднее между "Сибирским цирюльником" и отрывками из Ильфа и Петрова, где интуристы спешно охотятся за деревянными братинами. 

Получается, что мы, русские, производим гораздо больше "клюквы" и псевдорусского китча на самих себя, чем за нас это делают иностранцы. Суздаль – город, который вот уже 50 лет считается самой яркой драгоценностью маршрута Золотого кольца. Но за полвека изменилось все. Должны измениться и мы, иначе мастер-план так и останется прекраснодушным, но бесполезным документом. Многие из насущных проблем решаются мастер-планом. Это и обустройство набережных, и создание амфитеатра, где объектом созерцания становится ландшафт, и перепрограммирование центральных улиц и площадей под пешеходов, и ревитализация Гостиных рядов (сейчас они больше похожи на петербургскую "апрашку"). Но для этого нужна слаженная совместная работа местных жителей, гидов, чиновников. Иначе Суздаль так и продолжит праздновать День огурца, париться в баньке и пытаться очаровывать поверхностным фольклором. 

Ключевая цель – удержать туриста в городе на 3-4 дня. Для этого нужно полностью пересмотреть музейные программы, поработать с городской средой. 

Скажем, вокруг Суздаля находится огромное количество заброшенных храмов – но к ним невозможно добраться, такого пакетный туризм не предусматривает. Сплавы по тихим рекам, доступные и семилетнему ребенку? Нет, у нас так не привыкли! При этом сотни и сотни россиян уже сейчас готовы платить именно за вдумчивое, неторопливое путешествие. С изучением основ иконописи (а как алтарь устроен, суточный круг богослужения?), с возможностью почувствовать себя гончаром, этнографом и археологом, с посещением малоизвестных природных достопримечательностей, где тебя оставят в покое на пару часов (но для этого нужны деревянные дорожки с внятной навигацией). Увеличение среднего чека поможет наполнить скудный городской бюджет.

 

Старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин

Чтобы турист не рвался покинуть город через несколько часов после приезда, его придется "заманить" и "прикормить". То есть кроме объектов внешнего осмотра  Суздаля должна быть еще и качественная туристическая, культурная и музейная инфраструктура.

Важно, чтобы турист зашел внутрь объектов и, скажем так, задержался там подольше. Поэтому нужно развивать музейные комплексы и заповедники под открытым небом, в которых можно было бы неутомительно и интересно находиться.

Кроме того, должна быть создана отличная система общепита с летними по-настоящему открытыми верандами, на которых хочется спокойно посидеть за чашечкой кофе. Недаром они всегда плотным кольцом окружают самые живописные достопримечательности в европейских городах: это позволяет людям насладиться красотой места, что не получается в режиме "сфотографировал и убежал".

Есть еще важная проблема, которая мешает Суздалю – транспортная. Чтобы добраться своим ходом до города из Москвы, нужно доехать до Владимира, а затем искать локальный транспорт и делать неудобную пересадку. Либо ехать автобусами, которые едут в Ивановскую область. Но они останавливаются на объездной дороге. В данный момент нет даже цивилизованного прямого сообщения, поэтому туристы стараются побыстрее осмотреть город, чтобы вернуться обратно во Владимир. Также нет никаких развитых маршрутов по окрестностям. Тот же ансамбль в Кидекше удален, и посетить его можно только на машине из Суздаля, так что без развитой системы транспорта не получается подарить туристам богатые и живописные окрестности города.

 

Глава 4

 

Добро пожаловать в тысячелетие

Какой он – Суздаль будущего?

Как будет выглядеть Суздаль будущего? Прежде всего – точно так же, как и сто лет назад. Исторический город, город-музей не может кардинально менять свой облик. Так что же, грандиозный десятилетний план преобразований Суздаля (стратегия его развития рассчитана до 2030 года) никак его не изменит?

Разумеется, изменит, только он не превратит древний город в симпатичный новодел, зато раскроет все его недооцененные красоты, сделает более удобным и для жителей, и для гостей.

Вид на Суздаль с реки Каменка
Вид на Суздаль с реки Каменка
Один из возможных вариантов благоустройства набережной реки Каменка
Один из возможных вариантов благоустройства набережной реки Каменка

Одна из главных задач преобразований – не превратить Суздаль в большой аттракцион, а сохранить его главную исконную функцию – города, где живут и работают люди. Лучший способ не навредить жителям – спросить у них, чего им не хватает, чего они ждут, а какие меры считают неприемлемыми. Для этого "Дом.РФ" запустил платформу "Чего хочет Суздаль", где можно оставлять пожелания по преобразованиям, дизайн-коду и прочим вопросам.

Пожарная часть в центре Суздаля
Пожарная часть в центре Суздаля
Гастромаркет в здании суздальской пожарной части
Гастромаркет в здании суздальской пожарной части

"Сегодня, сохраняя дух и атмосферу исторического поселения, нужно отвечать одновременно на запросы жителей. Необходимо провести реновацию старых домов, не имеющих культурной ценности, создать современные общественные пространства, сформировать дизайн-коды улиц", – подчеркивает Финогенов.

Панорама Суздаля
Панорама Суздаля
Один из вариантов благоустройства Суздаля
Один из вариантов благоустройства Суздаля

Формирование комфортной среды в городе-музее – сложная задача, поскольку современные объекты благоустройства должны очень ненавязчиво влиться в общий средневековый облик. Еще и по этой причине те идеи, которые предлагаются создателями мастер-плана сейчас, являются именно набросками – каждая деталь еще будет обсуждаться.

Территории слобод в Суздале
Территории слобод в Суздале
Вариант благоустройства слобод в Суздале
Вариант благоустройства слобод в Суздале

"Мы хотим проводить международные фестивали, приглашать сюда именитых гостей. Но для этого нам надо показать, что город благоустроен во всем. Если подтянуть наше благоустройство до уровня европейского, то можно заниматься приглашением артистов мирового уровня", – подчеркивает мэр Сахаров.

Историческая слобода в Суздале
Историческая слобода в Суздале
Вариант благоустройства исторической слободы в Суздале
Вариант благоустройства исторической слободы в Суздале

В 2024 году Суздаль будет праздновать свое тысячелетие, и это событие станет важной отметкой на пути реализации мастер-плана. Важной, но не финальной – план рассчитан до 2030 года. Но масштабный праздник позволит привлечь больше внимания к городу, показать уже случившиеся перемены, так что этот юбилей как промежуточный экзамен для Суздаля, который город готовится сдать на "отлично".

 

Специальный проект подготовлен при помощи компании "Дом.РФ"

Текст:

Мария Неретина

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала