Северный речной вокзал
Три жизни порта пяти морей
После завершения масштабной реконструкции и благоустройства Северный речной вокзал вернул себе не только элегантный и запоминающийся облик, но и статус яркой городской достопримечательности. Основой преображения стал двухлетний труд реставраторов, архитекторов и городских коммунальщиков, благодаря которым главное здание речного хаба вновь приобрело открыточный вид, а благоустроенная парковая территория привлекла тысячи посетителей всего за несколько недель после открытия. Сайт "РИА Недвижимость " проследил историю Северного речного вокзала с года его создания и до завершения реконструкции и разобрался, какие работы подарили объекту вторую жизнь, а также чем его территория способна удивить даже самых искушенных посетителей.
Глава 1
Отдать швартовы!
Штрихи истории Северного речного вокзала
Разомкнуть кольцо
Все знают присказку о том, что Москва – порт пяти морей. Таковой она стала в 1937 году, когда был открыт Северный речной вокзал, а вместе с ним и канал Москва-Волга, соединивший столицу водным путем с Ленинградом и спустя десять лет переименованный в Канал имени Москвы.
Задумка связать по воде Москву и Петербург зародилась еще во времена Петра I. Чтобы проложить водный путь, сначала были высланы несколько экспедиций, которые промеряли глубины на реках Лихоборка и Яуза, рассказывает краевед Филипп Смирнов. Затем к этой идее вернулись во времена правления Екатерины II: тогда снова были высланы экспедиции, вследствие чего возникла знаменитая Вышневолоцкая водная система.
Кардинально ситуация поменялась в 1918 году, когда Москва вернула себе столичный статус, и стало понятно, что перенаселенность города чревата дефицитом воды.
Строительство системы обводнения города и регуляции высоты уровня воды продиктовано несколькими причинами: решение транспортной проблемы, а также проблемы водоснабжения и паводковых вод, отмечает Смирнов.
К тому моменту на месте, где сейчас располагается Северный речной вокзал, протекала река Химка.
У нее было свое русло, также там располагалось несколько деревень и пойменные луга, а поблизости проходила самая первая в истории государства железная дорога – Октябрьская (бывшая Николаевская).
Тут стоит вспомнить о фигуре архитектора Николая Ладовского, который сформулировал идею, названную впоследствии "параболой Ладовского". Согласно ей, чтобы город, развиваясь, не схлопнулся сам в себя, нужно было разомкнуть его кольца.
"В итоге придумали, что их нужно разомкнуть в сторону Ленинграда, именно по этой причине в 20-е и 30-е годы прошлого века большинство новых построек велось в сторону северной столицы. Идея была в том, что когда-то в далекой перспективе два города между собой соединятся", – поясняет краевед.
Стильный функционал
При том что запрос на создание канала был сформулирован в 1922 году, на согласование и утверждение всех нюансов и поиск алгоритмов такого строительства ушло довольно много времени. Параллельно с этим шла стройка московского метро, которая стартовала в 1933 году. Часть опыта из его строительства была применена и при прокладке канала, например, выемка грунта и берегоукрепляющие мероприятия.
Как указывает Смирнов, расположение речного вокзала в районе современного Ховрина, а не Тушина, выбрано не случайно. "Если взглянуть со спутника на эту территорию Химкинского водохранилища, то можно увидеть, что на противоположном от нынешнего вокзала берегу, чуть левее, канал заворачивает вбок. И представьте себе, что мы берем и перед входом в канал ставим что-то. Это неудобно с точки зрения судоходства и безопасности", – указывает эксперт.
Северный речной вокзал стал первым советским инфраструктурным объектом, при строительстве которого использовался не только сугубо функциональный подход, но и уделялось особое внимание эстетической стороне.
Над проектом вокзала работали советские архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский, несколько художников и скульпторов, в числе которых Лев Кардашов, Иван Ефимов и скульптор-керамист Наталья Данько.
Создателем планировочных решений парка речного вокзала был инженер зеленого строительства, создатель парков Ульяновска, Челябинска, Воркуты Тимофей Шафранский.
Краевед Филипп Смирнов:
Архитектурные изыски Северного речного вокзала объяснимы веянием времени. Дело в том, что 20-е годы ХХ века ознаменовались появлением стиля в архитектуре, который называется "русский авангард", или, иначе говоря, конструктивизм. Этот стиль во многом был обусловлен нехваткой материалов и рабочей силы, так как не было лепщиков и всевозможных рабочих, которые могли бы выкладывать те же колонны.
Однако позднее начались гонения на формализм любого рода, и конструктивизм тоже попал под них.
Параллельно с этим в архитектурной среде велась дискуссия о том, какой именно стиль является подходящим, чтобы показать победу человеческого разума над стихией, то есть победу нового человека. Здание Северного речного вокзала воплотило эти поиски. С одной стороны, свое вдохновение создатели проекта черпали в изучении образцов итальянской архитектуры, в частности, венецианских дворцов, а с другой стороны – творили собственный стиль, впоследствии ставший известным как сталинский ампир.
Прогулки по воде
Несмотря на отдаленность от центра Москвы, с момента открытия вокзал и его парк стали излюбленным местом отдыха москвичей, многие из которых приезжали сюда просто погулять.
"Более того, люди отправлялись в ставшие модными круизы. Представьте себе: вчерашняя доярка получила возможность почувствовать себя барыней из "Бесприданницы". Она попадает в другой стиль жизни - это как времяпрепровождение манило людей той эпохи. Получалась своеобразная эксплуатация эмоций за не очень большие деньги", – рассказывает Смирнов.
Досуговый ансамбль спустя 20 лет дополнил парк Дружбы, открывшийся напротив вокзала в канун Фестиваля молодежи и студентов. "Тогда это была далекая окраина города, ведь пространство только-только начали окультуривать и обустраивать. Но это не мешало москвичам приезжать сюда. Со временем здешние места стали очень популярными", – добавляет краевед.
Архитектурную составляющую здания вокзала, вопреки благим намерениям, подпортила первая реконструкция в преддверии Олимпиады 1980 года, которая, скорее, напоминала уборку в доме перед приходом гостей. По словам архитектора проекта современной реставрации Константина Беляева, "олимпийская" переделка осуществлялась наспех, несмотря на, казалось бы, солидные сроки.
"Просто заделывали какие-то дырки, в том числе трещины. Нам пришлось и эту "реставрацию" исправлять. По большому счету, с того времени вокзал до нас в таком виде и дошел. То есть 1980 год – наша точка отсчета", – сетует архитектор.
Однако несмотря на тенденции того времени, территория парка никогда не была местом для рынков, а если и открывались какие-то ларьки, то они быстро прогорали, потому что уровень пешеходного трафика был близок к нулю.
"Вокзал выживал за счет сдачи в аренду под киносъемки, потому что являлся атмосферным местом для попыток реконструировать советское время. Натура старого вокзала всегда привлекала киносъемочные группы", – говорит краевед Смирнов.
В ХХI век речной вокзал и прилегающая территория вошли в состоянии обветшания и упадка. К примеру, к 2005 году в здании продолжал работать только ресторан. А в 2010-м здание было закрыто на реконструкцию, которая фактически не начиналась. Аварийное состояние привело к тому, что многие элементы фасада были значительно повреждены, внутренние помещения разрушены, утрачена большая часть декоративных элементов.
Таким образом, здание вокзала и парк стали печальной открыткой, напоминающей о советском времени и архитектуре той поры. "Он жил странной забытой жизнью", – характеризует этот период Смирнов.
Глава 2
Пришвартоваться на ремонт
Механика преображения речного вокзала
В конце 2018 года началась реставрация здания Северного речного вокзала, а в 2019-м стартовало благоустройство окружающего его парка. Одной из главных целей при реконструкции территории Северного речного вокзала было воссоздать его по образцу 1937 года. Разумеется, за внешней оболочкой и архитектурными изысками отныне будут скрываться современные технологии и материалы.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, москвичи часто обращались к нему с просьбами привести в порядок речной вокзал – символ города пяти морей. Он напомнил, что здание вокзала и набережная находились в плачевном состоянии и жители часто спрашивали, когда здесь будут завершены работы.
Реставрация: беспощадные слои истории
Главная сложность реставрации самого вокзала заключалась в том, что предыдущие масштабные работы проводились наспех в преддверии Олпимпиады-80. Это повлияло на внешний облик – фрагменты внутреннего оформления зачастую были просто замазаны, в том числе и трещины. Поэтому современным специалистам пришлось нелегко, многое в здании необходимо было убрать или оттереть: это касается и керамических панно на фасадах, и живописи, которая была сделана чуть ли не гуашью.
Также много проблем при реконструкции возникло из-за того, что здание сделано из бетона и возведено в 30-е годы прошлого века. Плюс ко всему по многим документам оно не нормативное, в том числе с точки зрения требований безопасности.
Так что работу, которая проводилась строителями и реставраторами, можно назвать поистине ювелирной. Но зато исправленные ошибки позволят зданию перейти по наследству следующим поколениям в лучшем состоянии.
При реставрации уделено внимание каждой детали здания и парковым элементам.
Так, например, некоторые конструктивные элементы ограды, которая тянется от главного входа у Ленинградского шоссе до набережной, были утрачены, а существенная часть оставшихся находилась в аварийном состоянии и требовала полной реконструкции. Необходимо было восстановить не только несущую способность ограды, но и ее архитектурные элементы: светильники, композиции с якорями и звездами на рядовых секциях. Многие элементы находились в неудовлетворительном состоянии: имели утраты, сколы, трещины, поражения коррозией, множественные лакокрасочные наслоения и следы некачественного позднего ремонта. Таким образом, ограду пришлось воссоздавать практически заново.
Второе рождение предстояло пережить и историческим фонтанам, расположенным на территории парка речного вокзала. До наших дней частично сохранилась только одна чаша, поэтому было принято решение восстанавливать объекты по чертежам и фотоматериалам.
Пережили реставрационное "лечение" также парковые скульптуры "Водный путь" и "Спорт".
Впрочем, реставраторам иногда улыбалась фортуна. К примеру, при реставрации самой большой люстры вокзала весом более 50 килограммов специалисты нашли в здании склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Они и были использованы для замены испорченных. Таким образом, все плафоны на люстре исторические.
Не изменился облик звезды, которая венчала 27-метровый шпиль. Правда, реставраторам пришлось подбирать новую технологию ее золочения, близкой к изначальной гальванической, но менее затратной. В итоге остановились на методике электрохимического озолочения. По такому же принципу обновили серебряное покрытие украшающих звезду серпа и молота.
Парковая территория: операция "новое старое"
Парк Северного речного вокзала является объектом культурного наследия регионального значения. Он был разбит в 1936-1938 годы. Первоначально здесь были установлены 14 скульптурных групп и фонтанов. В настоящее время почти все они утрачены. Среди сохранившихся: памятник-бюст академика А.Н. Крылова, скульптуры "Водный путь" и "Спорт".
По замыслу авторов проекта благоустройства, парку предстояло вернуть его историческую функцию – места круглогодичного отдыха для всех категорий горожан. Концепция была разработана с учетом особенностей территории, а за основу был взят авторский проект советского инженера зеленого строителя Тимофея Шафранского.
Однако прежде чем наводить красоту, необходимо было провести работы по устройству необходимых инженерных систем и коммуникаций, а это 7,7 километра сетей водоснабжения и канализации, 774 метра сетей теплоснабжения, 3,2 километра ливневных стоков, 10 километров электросетей с 6 подстанциями.
Чтобы сохранить исторический облик парка и аллей, коммуникации по нему прокладывались на большой глубине, заметил заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. Глава комплекса городского хозяйства напомнил, что общая площадь благоустройства парка Северного речного вокзала составила 49 гектаров.
После завершения этих работ началось благоустройство и озеленение парковой территории: устройство прогулочных галерей, дорожек, детских и спортивных площадок, высадка новых кустарников, разбивка газонов, цветников и клумб.
Кстати, в парке предстояло вернуть исторический вид всем цветникам, отмеченным на плане Шафранского. Клумбы выполнялись в стиле 1950-х годов. Для более практического использования было принято решение высадить в том числе и многолетние растения. Также на территории парка появились воссозданные по исторически фотографиям садовые диваны.
Как отметил мэр Москвы, реставрация вокзала и благоустройство прилегающего к нему парка являются крупнейшим проектом создания качественной городской среды, который реализовали в 2020 году.
Набережные и причалы: в режиме "дефибрилляции"
Причалы вокзала на момент начала его реконструкции тоже были в плачевном состоянии. Если сейчас на них оборудованы резиновые отбойные устройства, то в 2018 году там на деревянных брусах висели резиновые покрышки, которые слетали и наносили урон как причалу, так и рядом стоящему судну. Также пришлось прокладывать новую систему подачи воды для заправки судов, которой просто не было. Кроме того, к причалам провели электричество, чтобы суда не тарахтели дизелем и могли запитаться электричеством для своих нужд.
Глава комплекса городского хозяйства Москвы обратил внимание, что эти причалы строились этапами, начиная с 1937 года и заканчивая 1980, какие-то сведения об их капремонте отсутствуют. "Судя по плачевному состоянию конструкций, его и не было. Поэтому перед нашими специалистами стояла непростая задача – практически полностью перестроить причалы, их инженерию и павильоны досмотра", – добавил Бирюков.
Финальный аккорд был сделан под водой: там углубили дно, укрепив его бетонными плитами на протяжении пяти метров от берега. Это потребовалось, чтобы корабли своими винтами не забирали песок и не подмывали сваи причала. Теперь здесь могут швартоваться суда с осадкой 3,5 метра, что на полметра больше прежнего значения.
Прибрежная часть речного вокзала также не осталась без внимания реставраторов. Они восстановили небольшие старые арочные павильоны, которые расположены по всему берегу.
Глава 3
Добро пожаловать на борт!
Чем удивит Северный речной вокзал
Спустя всего несколько недель со дня своего торжественного открытия обновленный Северный речной вокзал и прилегающий к нему парк прочно заняли место в топе популярных мест Москвы. Сотни горожан специально приезжают сюда каждый день из самых отдаленных районов столицы целыми семьями, причем многие – впервые.
Пешеходный ажиотаж
Направляющихся сюда видно уже от выхода с одноименной станции метро. Нестройными рядами студенты, семьи с детьми и молодые пары пересекают парк Дружбы, спускаются в подземный переход под Ленинградским шоссе и направляются к центральному входу на территорию Северного речного вокзала.
Первое столпотворение – у яркой клумбы, разбитой перед статуей "Водный путь", одной из немногих скульптурных композиций, дождавшихся благоустройства привокзальной территории. Большинство посетителей останавливаются, чтобы запечатлеть ее на камеру, некоторые пытаются (с разной степенью успеха) повторить позу девушки с кораблем в руках. Рядом группа молодых людей разбирает электросамокаты – прокатная станция у входа пользуется популярностью.
От центральной аллеи парка паутиной расходятся пешеходные дорожки. Несмотря на большое количество посетителей, толкаться не приходится – места хватает всем, включая отдыхающих на лавочках. По обе стороны от главного маршрута работают павильоны с сувенирами, едой и напитками.
"Я недалеко живу, на улице Лавочкина, но здесь гулял очень редко – особо тут заняться было нечем", – рассказывает стоящий в очереди за кофе местный житель Юрий. "Мрачноватое было место, даже запущенное. Сегодня специально после смены пришел посмотреть, что изменилось. Земля и небо, конечно, можно и с друзьями, и с семьей пройтись. Теперь есть смысл почаще сюда выбираться", – добавляет он.
Двигаясь вглубь территории, людской поток постепенно распределяется по дорожкам: родители с детьми сворачивают в сторону детских площадок, посетители солидного возраста - к зонам для отдыха под перголами. Но большая часть гостей обновленного парка направляются прямо по курсу – к главному зданию, видному с любой точки территории.
Сухопутный корабль
Перед лестницей, ведущей во внутренние помещения Северного речного вокзала, работает сухой фонтан – новый штрих в облике территории, привнесенный благоустройством. У него заливисто хохочет светловолосая девочка, пытаясь поймать воду ладошками.
"Я здесь в последний раз была, наверное, лет десять назад, еще студенткой", – вспоминает Антонина, мама малышки, снимая дочку на видео. "Вот этого фонтана здесь точно не было. Да и вообще красивого было мало, если честно. Совершенно преобразился и парк, и здание. Мне особенно украшения на фасаде понравились, я похожие тарелочки из керамики делаю", - рассказывает посетительница.
Внутри главного здания, напоминающего только что спущенный с верфи корабль, большая часть посетителей сразу поднимает взгляд наверх. Отреставрированное убранство, панно и витражи с символикой советских республик удостаивается одобрительных оценок и еще нескольких фотографий. Налево отправляются желающие поужинать в заново открытом ресторане "Волга-Волга", правый коридор уводит в небольшой музей, посвященный освоению севера. Здесь же на комфортных диванчиках отдыхают уже прогулявшиеся москвичи и туристы.
"Все нравится, конечно. Чисто, аккуратно сделано. Я сама из Таганрога, в гостях здесь у сына. У нас тоже свой порт есть, но с такой красотой и сравнивать нечего", – делится впечатлениями пенсионерка Валентина Алексеевна.
Свистать всех наверх
Как у любого корабля, у Северного речного вокзала есть палуба – и не одна, а целых три. Палубами служат прогулочные галереи, открытые для посетителей. Со второй по высоте открывается хороший обзор на фонтаны, обновленные в рамках комплексной реконструкции: "Полярный" со скульптурами в виде белых медведей и диких гусей и "Черноморский", изображающий плещущихся в воде дельфинов.
Уровнем выше – главная смотровая площадка Северного речного вокзала с видом на Химкинское водохранилище. Здесь вокруг опор освещения обустроены сиденья, с которых удобно любоваться на самую верхнюю часть здания, увенчанную звездой. Щелканье мобильных камер и фотоаппаратов здесь раздается чаще всего: посетители фотографируются на фоне реки, позируют у колонн.
"Хорошая новая локация, я еще в день открытия приезжала, чтобы подобрать места для съемки", – говорит фотограф Валерия, пока ее модель меняет светлый пиджак на темный. "Территория парка и здания смотрятся современно, но и историческая составляющая прослеживается. Мне все нравится, и на фотографиях смотрится отлично", - отмечает она.
Обновленная набережная
После реконструкции на территории речного хаба значительно преобразилась набережная.
Теперь транспортные и пешеходные потоки разделены. Рядом с отреставрированными причалами встают на якорь прогулочные и транспортные суда. Основным украшением набережной стала миниатюрная копия Канала имени Москвы, вызывающая особый восторг у детей.
Взрослые, впрочем, тоже не отстают – недостатка в желающих потрогать мини-копии шлюзовых сооружений и сфотографироваться на их фоне в духе Гулливера в стране лилипутов нет.
Рядом с копией канала, слева и справа от здания вокзала, обустроены тематические зоны для отдыха. Здесь можно посидеть на необычных скамейках в виде гальки, полюбоваться видом на реку, понаблюдать за отплывающими на прогулку теплоходами или самому отправиться в небольшой круиз – туристические суда отходят каждый час.
Досуг на любой вкус
На территории парка предусмотрены площадки для самых разных активностей – от спокойного отдыха до занятий спортом.
В поисках тихого места для чтения книжки или прослушивания музыки стоит отправиться в специально отведенные зоны для отдыха под перголами - галереи. Найти их можно и в северной, и в южной части парка. Здесь посетителей ждут лежаки, комфортные садовые диваны и даже мини-диванчики "на одного". Место найдется даже для фрилансеров.
На территории Северного речного вокзала предусмотрены спортивные и детские площадки. Маленькие посетители по достоинству оценят тематическую игровую зону "Волга-Волга", оформленную по мотивам одноименного фильма – в виде судна с палубами, сетками и трубами.
"Получилось хорошее место, особенно для семей, которые рядом живут. Детям весело, площадки современные. Удобно, что теперь еще можно прямо тут что-то перекусить купить, а не бежать в магазин к метро, пока дети развлекаются", – оценивает обновления семья Косенко, пока двое их сыновей наперегонки бегут к горке.
В парке также установлены сетки для лазания, тарзанка, горки и качели, а на одной из площадок даже можно сочинить свою музыку – на ней расположены специальные "грибки", которые издают мелодичный звук, если к ним прикоснуться. Игровые зоны разделены по возрастным категориям, так что занятие по душе смогут найти и малыши, и дети постарше.
Для спортсменов создана зона воркаута, поле для стритбола, установлены столы для пинг-понга. Нашлось место и для приверженцев интеллектуального спорта – в парке оборудована отдельная площадка для игры в напольные шахматы.
Отдельное развлечение для посетителей – кормление белок, которых в парке Северного речного вокзала не меньше, чем в том же Нескучном саду. Зверьки с удовольствием принимают угощения из рук посетителей и не стесняются выбегать на пешеходные дорожки.
Круиз продолжается
Реконструкция вдохнула в Северный речной вокзал вторую жизнь. Из полузабытой москвичами территории "где-то на конце зеленой ветки метро" парк превратился в многофункциональное пространство для отдыха, занятий спортом и прогулок с друзьями и детьми.
В 2021 году в южной части набережной парка откроется еще одно место для отдыха - зона с бассейнами, куда посетители смогут ходить в купальный сезон. А значит, и в следующем году у москвичей будет отличный повод открыть для себя еще одну, новую сторону парка Северного речного вокзала.
Над материалом работали:
Марина Заблудовская
Полина Ермилова
Леонид Федоров