Стоит ли бояться электронных технологий при операциях с недвижимостью?
На сегодняшний день электронные технологии используются в основном на стадии общения с государственными органами, иногда еще и с банками.
То есть гражданин может осуществлять дистанционную взаимосвязь с государственными реестрами или другими базами данных с целью получения нужной информации, которая понадобится для тех или иных операций с недвижимостью.
К примеру, любой человек может заказать через МФЦ выписку из ЕГРН об объекте.
В случае оформления сделки через нотариуса все онлайн-запросы делает сам нотариус, что существенно сокращает сроки регистрации права собственности. Та же выписка из ЕГРН будет бесплатной для клиента, и ее можно будет получить за один день. Плюс выписка, запрашиваемая нотариусом, более информативная, чем та, которую выдают в МФЦ в случае самостоятельного обращения. Важно, что запрос сведений нотариусом исключает возможность подделки бумажной выписки и ее дальнейшего использования в мошеннических целях.
Кроме того, нотариус самостоятельно направляет онлайн-запросы и получает сведения из Росреестра, ФНС, МВД, банков и других организаций. А с октября 2018 года нотариусы получили доступ и к реестру ЗАГС. Нотариус также может получить копии правоустанавливающих документов, если они отсутствуют на руках у собственника. То есть клиенту не придется запрашивать копию в МФЦ.
С помощью электронной подписи можно дистанционно подписывать электронный документ, то есть, к примеру, когда участники сделки находятся в разных городах.
Теоретически это звучит очень хорошо, но на практике могут возникать определенные проблемы, особенно для граждан, далеких от бизнеса и современных технологий.
Дело в том, что при подписании договора в цифровой форме, человек ни с кем непосредственно не общается, а просто кликает на кнопки и ссылки. И в такой системе он не получит ни от кого помощи и защиты, если его ввели в заблуждение, обманывают относительно условий договора или попросту принуждают. Это та самая проблема "простой письменной формы" договора, то есть без участия нотариуса, которая в цифровых форматах становится еще более актуальной.
Для начала нужно помнить, что электронная подпись стоит денег: нужно приобретать носитель и ежегодно обновлять ее.
Опасность же заключается в случаях мошенничества, когда подпись получает не то лицо, на кого она оформлена.
Впрочем, после первых инцидентов с подобным подлогом был принят закон, который предусматривает некоторую защиту недвижимости от такого рода мошенников: теперь по умолчанию нельзя принимать для регистрации права подписанный электронной подписью договор, пока вы сами это не разрешите. То есть вы должны будете прийти в Росреестр и написать заявление, что разрешаете принимать ваши документы с электронной подписью.
Также обладателю электронной подписи может сильно навредить его же легкомысленное отношение к своим документам и электронным подписям в том числе. По всем правилам безопасности, а также по условиям договора с удостоверяющим центром, вы обязаны хранить электронный носитель подписи (токен) в защищенном месте, чтобы никто не мог получить к нему доступ. Но на практике большинство граждан кладут токен в первый попавшийся ящик, да еще рядом оставляют записку с ключом от подписи, чтобы не вспоминать пароль.
Возможность за один-два часа, как говорится "за один клик", купить квартиру – это плохо для потребителя! Любая спешка ставит непрофессионального участника сделки (рядового гражданина) в уязвимое положение.
Срочность, которую нам навязывают, нужна только коммерческим, профессиональным участникам рынка. Причем формально им даже впоследствии предъявить нечего, ведь по факту у вас же была возможность прочитать все эти документы. Но в том и проблема, что большинство людей очень редко внимательно читают документы досконально, а если и читают, то не до конца понимают свои права.
Да, банк может проверить, что сделка заключена в конкретное время; кто именно ее подписал; полномочия представителя, если таковой был; принадлежность имущества по государственному реестру.
Однако банк не проверит дееспособность гражданина и степень осознания им того, что он подписывает. А именно эту важнейшую функцию как раз и осуществляет нотариус при общении со сторонами сделки.
Если мы говорим о нотариальном удостоверении сделки как наиболее безопасном варианте ее оформления, то совсем обойтись без визита к нотариусу не получится. Это объясняется как раз множеством важных с юридической точки зрения моментов, которые нотариус обязан проверить, чтобы гарантировать законность сделки. Без очной беседы со сторонами договора это сделать просто невозможно.
При этом грамотное использование "цифры" там, где это не ставит под вопрос гарантии безопасности, помогает нотариусам заметно ускорить и упростить обслуживание клиентов. Так, уже сейчас в нотариате идет подготовка к работе в так называемом дистанционном формате удостоверения сделок. Основное отличие такого варианта от традиционного в том, что каждая из сторон сделки может пойти к тому нотариусу, к которому ей удобнее. То есть подстраиваться друг под друга, тратить время и средства для встречи в одной нотариальной конторе продавцу и покупателю не придется. Таким образом, дистанционный формат будет особенно актуален тем, кто покупает или продает недвижимость не в своем регионе проживания. Воспользоваться подобным вариантом удостоверения сделки россияне смогут уже в конце этого года.
Сам процесс оформления сделки будет выглядеть следующим образом: каждый из нотариусов по отдельности проводит все обходимые подготовительные и проверочные процедуры, а составление проекта договора и его последующее удостоверение происходит в электронном виде, через защищенный канал связи нотариусов в рамках Единой информационной системы нотариата (ЕИС). Готовый документ также вносится в реестры ЕИС.
Увы, такие сбои нельзя полностью исключить. Но при этом можно предусмотреть возможность использования также резервных мест хранения важных данных, и многие ведомства такую возможность используют.
К примеру, у Федеральной нотариальной палаты также имеется свой реестр нотариальных действий, который размещен в двух центрах обработки данных, находящихся в разных местах. И если возникают проблемы с одним, то второй продолжает работать, чтобы не создавать перерывов в обработке данных. Планируется создать и третий центр.
Кроме того, данные нотариальных действий каждого нотариуса хранятся также у него в личной локальной базе. То есть даже если "оборвался" интернет, то те действия, которые нотариус совершил ранее, он может у себя найти в этой базе, а также занести туда новые действия или сведения, отправить их в централизованный реестр позже. Не стоит забывать и о том, что в нотариальных конторах ведутся в том числе и бумажные архивы.