Рейтинг@Mail.ru
Как "хакнуть" и перезагрузить город: пошаговая стратегия - Недвижимость РИА Новости, 09.10.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка супертега Москва
Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Как "хакнуть" и перезагрузить город: пошаговая стратегия

Читать в
Рост площадей городских агломераций в ХХ веке и затачивание городов под автомобильное движение в какой-то момент спровоцировали острую нехватку территорий для обычных жизненных активностей, будь то прогулки, соседские посиделки и даже спорт. По всему миру люди и муниципальные власти стали задумываться об улучшении и оптимизации пространства, если не города в целом, то его проблемных зон. И тут вставал главный вопрос: как действовать? В некоторых случаях инициатива перемен выдвигалась самими жителями, но не находила отклика у властей, а в других – власти не знали, как именно им реализовать глобальный план по перезагрузке города. И вот тут к проблеме начали подключаться городские "хакеры", а точнее урбанисты от народа. О том, как энтузиазм жителей может прокачать город, причем абсолютно легально, и узнал сайт "РИА Недвижимость".

Куст езде не товарищ

Разумеется, главная борьба за комфортное пространство разворачивается между пешеходами и автомобилистами. Одна из главных проблем, от которых страдают в том числе жители не самых больших городов – скоростное движение машин сквозь городское пространство. Это приводит к тому, что пешеходы задумываются о самостоятельном решении проблемы. Именно так решили поступить жители небольшого городка Делфт в Нидерландах в 1970-е года, которые устали мириться с проезжающими по узким улочкам автомобилями. Так как муниципальные власти не реагировали на просьбы людей, они решили помешать проезду стихийным благоустройством, поставив клумбы, деревья, столбы для велосипедов и иные предметы, вынудив тем самым автомобилистов лавировать и снижать скорость.
CC BY-SA 2.0 / Salim Virji / Oude DelftОдна из центральных улиц Делфта
Одна из центральных улиц Делфта
Одна из центральных улиц Делфта
Невинная инициатива не встретила препятствия со стороны властей и в дальнейшем легализовалась в 1976 году в виде новых правил и официального термина Woonerf. Дословно это означает "жилой двор" и является одним из национальных стандартов уличного дизайна. Со временем подобная практика распространилась на другие страны, а горожане отстояли возможность свободно гулять по улицам и кататься на велосипедах, не уступая дорогу машинам.

Битва за проспект

Если в вышеуказанном случае люди отвоевали право на комфортное существование, то в американском Балтиморе для одного из горожан принципиальным стал вопрос обычного пересечения оживленной улицы, которая после замены асфальта осталась без знаков, "зебр" и разделительных полос. Про это после ремонта почему-то забыли, кроме местного жителя Лу Кателли, который, не получив отклика на свою просьбу от властей, ночью нанес разметку сам.
CC BY-SA 2.0 / Baltimore Heritage / Thomas BuildingУлица в Балтиморе
Улица в Балтиморе
Улица в Балтиморе
Примечательно, что нашлись и противники его затеи, три раза вызывавшие полицию. Стражи порядка, впрочем, не применяли к нему никаких мер, согласившись с объяснениями мужчины. Когда о маленьком гражданском "подвиге" узнали власти, то пригрозили Кателли привлечением к ответственности вплоть до уголовной. На защиту мужчины встал муниципальный депутат. В итоге обошлось без обвинений, а разметку улицы завершили дорожные службы. Локальный успех упертого одиночки стал примером того, как люди могут изменить город.

Творцам здесь не место

Но не только ошибки при ремонте и проектировании города могут привести к желанию людей перекроить дорожное пространство. Уроженец Портленда Марк Лейкман, ставший инициатором общественных обсуждений по обустройству городского пространства, собрал группу людей, которая обратилась к властям с довольно прозаичным предложением – раскрасить один из перекрестков. Заинтересованные в преобразованиях города люди получили ответ от чиновника, который еще больше их раззадорил а затем и вовсе стал ироничной крылатой фразой: "Это общественное место, то есть никто не имеет права им пользоваться". Его слова были восприняты как вызов. Тогда Лейкман и его сподвижники подали заявку с просьбой перекрыть проезд по прилегающим улицам на время одного из праздников. Она была одобрена и в назначенный день компания единомышленников прибыла на место, чтобы осуществить свой план – нарисовать огромную фреску на перекрестке.
CC BY-SA 2.0 / 5chw4r7z / PortlandПерекресток в Портленде
Перекресток в Портленде
Перекресток в Портленде
После того, как это было сделано, Лейкман выстроил чайную станцию самообслуживания с доской объявлений и домиком для игр. С тех пор перекресток получил название "площадь взаимообмена".
Разумеется, управление транспорта пригрозило инициативной группе штрафами, а те, в свою очередь, заявили о замедлении транспортного потока и сближении людей.
На их сторону встал и депутат горсовета, убедивший мэра не уничтожать площадь, так как город был не в состоянии поддерживать публичное искусство и должным образом украшать общественное пространство. Банально не хватало денег. Также парламентарий упирал на то, что снижение уровня зависимости горожан от машин улучшит экологическую ситуацию в Портленде. Тем не менее, судебных тяжб не удалось избежать, но их итогом стало сохранение "площади взаимообмена" в ее новом виде. Более того, после этого городские власти разработали правила и критерии для появления в будущем подобных проектов.

Улицы неспокойных людей

Однако не всем примерам преобразования общественного пространства предшествовал конфликт с людьми. Характерен случай, когда соответствующее и весьма актуальное решение назрело "сверху". Начиная с 80-х годов прошлого века, власти Копенгагена беспокоил высокий уровень преступности в районе Нёрребро, где проживали представители разных культур и национальностей. "Волшебным пинком" стали массовые беспорядки в 2007. Не последнюю роль в них сыграл "Дом молодежи", где собирались неформалы и активисты левых движений. Это в совокупности с мультинациональным оттенком района давало гремучую смесь.
Важно понимать, что и местный пейзаж соответствовал плохой репутации Нёрребро: на прилегающей улице ранее располагались железнодорожные пути, но их демонтировали, не создав ничего нового, а фасады ближайших домов были огорожены глухими заборами.
CC BY 2.0 / Forgemind ArchiMedia / Superkilen ParkОбщественный парк Суперкилен
Общественный парк Суперкилен
Общественный парк Суперкилен
Пустующее пространство власти решили превратить в общественную зону, которая, по замыслу, должна объединять людей. Для начала был снесен "Дом молодежи", после чего начались работы по обустройству местности.
Спустя несколько лет район, где проживают представители 60 этнических групп, обзавелся общественным парком под названием "Суперкилен", который растянулся на километр. Архитекторы учли особенности национального состава Нёрребро, создав на территории около 100 объектов, которые охватывали десятки культурных и этнических групп, живущих в районе. Таким образом, представителям каждой национальности достался свой уголок. Все это разбавлено спортивными площадками, местами для пикников и велосипедными дорожками.

Расширяй и здравствуй

Диалог городских властей и жителей в вопросах благоустройства хорошо виден на примере Москвы, где уже несколько лет практически каждый человек может поучаствовать в проектировании городской среды. Важно и то, что все изменения проходят в рамках глобального проекта по обновлению столицы.
© РИА Новости / Григорий Сысоев | Перейти в медиабанкБлагоустроенные улицы и площади Москвы в рамках программы "Моя Улица"
Благоустроенные улицы и площади Москвы в рамках программы Моя Улица
Благоустроенные улицы и площади Москвы в рамках программы "Моя Улица"
Например, путем опроса в 2016 году на портале "Активный гражданин" власти выяснили, что две трети респондентов не хотят видеть на Хохловской площади никаких построек. Небольшой "пятачок", получивший народное название "Яма", на несколько лет оказался в забвении после несостоявшегося строительства многоуровневой парковки. Обустройство площади состоялось по программе "Моя улица", в результате чего появились два яруса. Верхний обрел пешеходную зону, скамейки и велопарковку, а на нижнем ярусе сохранили и музеефицировали каменной кладку стены Белого города.
По той же схеме были расширены пешеходные зоны московских набережных. Практически все из них теперь имеют велосипедные дорожки и зоны для прогулок.
Помимо сайта "Активный гражданин", посредством которого жители многих районов выбрали нужную им инфраструктуру, достаточно эффективно с точки зрения диалога с горожанами показала себя программа "Мой район". Минувшим летом при ее подготовке прошли форсайт-сессии, в рамках которых жители каждого района смогли договориться о том, где будет тот или иной объект и как, на их взгляд, должна развиваться инфраструктура. Таким образом, власти Москвы смогли выстроить диалог, а "хакерство" города приобрело не только системный и конструктивный характер.
Благоустроенный двор на улице Бакинская в Москве
Главные "на районе": какие дворы номинировали на звание лучших в Москве
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала