Что такое "умные счетчики" и на каких условиях их устанавливают в Москве
По ФЗ №522 от 27 декабря 2018 года с потребителей сняли ответственность за покупку, установку и замену индивидуальных счетчиков электрической энергии. Теперь в многоквартирных домах этим должны заниматься гарантирующие поставщики (например, в Московском регионе – Мосэнергосбыт), а в частных домах и на промышленных предприятиях – сетевые организации (в Московском регионе – "Россети Московский регион" (МОЭСК), ОЭК и другие территориальные компании).
"Россети Московский регион" устанавливает новые счетчики в частных домах в Москве, новой Москве и Подмосковье. До 2022 в Москве планируется установить 81 478 интеллектуальных приборов учета (из них 43 946 – в новой Москве), в Московской области – 189 905.
Новые приборы учета электроэнергии для частных домов в Москве и Московской области устанавливает подрядная организация "Россети Московский регион". Для потребителей это делается на безвозмездной основе.
При переходе на новый счетчик данные о потреблении электроэнергии не теряются: одномоментно списываются показания со старого прибора учета и указываются новые. Эти данные передаются поставщику энергии – в Мосэнергосбыт. Потребителям не нужно даже никуда ездить, чтобы перезаключать договор, данные обновляются автоматически.
Новые индивидуальные приборы учета электроэнергии контролируют расход электроэнергии, дистанционно передают данные счетчика энергетикам, а также позволяют удаленно контролировать наличие или отсутствие напряжения у потребителя.
Раньше при нарушении работы электросети потребители сами сообщали о проблеме в сетевые компании. С современным счетчиком это уже не нужно: диспетчер удаленно видит нарушение и принимает решение о необходимости направления бригады для восстановления работы сети. Это новшество для энергетиков "Россети Московский регион" в ТиНАО.
Также новые счетчики снабжаются специальным пультом управления, с помощью которого можно контролировать потребление электроэнергии. Раньше потребителям нужно было самостоятельно снимать показания счетчиков. Теперь данные выводятся на этот пульт и автоматически передаются в Мосэнергосбыт. Класс точности приборов учета соответствует всем нормативам.
Для работы счетчика требуется наличие сотовой связи. Решением этого вопроса также занимается компания "Россети Московский регион", которая в населенных пунктах на возвышенности специально устанавливает устройства сбора передачи данных. На устройстве сбора есть сим-карта сотового оператора. Каждый прибор учета с этим устройством связывается через GSM-канал. Через эти приборы информация уходит на сервер компании.
Если происходит сбой сотовой связи, тогда сотрудники "Россети Московский регион будут считывать данные через устройство сбора передачи данных с помощью специального интерфейса.
Обслуживание приборов учета также проводит компания "Россети Московский регион" за счет своих средств, она же дает все гарантийные обязательства и контролирует работу счетчика. Весь контроль энергопотребления полностью ведется онлайн.
Информирование потребителей ведется по нескольким каналам. Через органы местного самоуправления, через сайт компании, через контакт-центры. Также в населенных пунктах, где в ближайшее время планируется установка новых счетчиков, расклеиваются информационные листовки в местах скопления людей, например, в больницах, в домах культуры, на стендах муниципалитетов.
Счетчик устанавливается от 10 до 15 минут, поэтому за один день монтируется порядка тысячи приборов.
Перед установкой проводится предпроектное исследование: энергетики приходят к каждому потребителю, уточняют его реквизиты и координаты. Затем создается проект установки счетчика, затем монтаж, после – пуско-наладочные работы, в ходе которых в том числе проверяется, насколько корректно работает сотовая связь. В конце происходит подписание с потребителем акта допуска прибора учета в эксплуатацию, куда заносятся показания со старого счетчика и начальные показания нового. Также потребитель получает пульт от нового счетчика.
Старые счетчики не демонтируются. Их можно оставить или демонтировать самостоятельно.
Если потребитель не может присутствовать при допуске счетчика в эксплуатацию, то подрядная организация все равно запускает прибор и подписывает акт со своей стороны. Потребителю же направляется письмо, в котором указан адрес, по которому можно получить пульт от счетчика, телефон контактного лица от сетевой компании, а также экземпляр подписанного акта.
С момента подписания акта потребителем используются показания нового счетчика.