Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Все на борт! Как экологический патруль следит за чистотой Москвы-реки

Каждый день в акваторию Москвы-реки выходит специальный корабль под названием "Экопатруль". На его борту нет уютных скамеек и банкетного зала, зато работает собственная лаборатория, сотрудники которой регулярно мониторят качество столичной воды. Как это происходит и на что именно проверяют воду в Москве-реке, корреспондент РИА Недвижимость узнала на борту эко-судна.

Лаборатория с мотором

На фоне синих прогулочных теплоходов судно "Экопатруль" вычислить несложно: широкая зеленая полоса на боку белоснежного кораблика и специфическое оборудование на корме и носу притягивают взгляд еще с берега. На экологической службе борт числится с 2001 года, и каждый день в течение всего года контролирует качество воды в Москве-реке.
"Контроль идет в непрерывном режиме с помощью спецоборудования. Ежедневно "Экопатруль" совершает рейсы в нижнее и верхнее течения реки, обходя ее всю в черте города", - объясняет начальник отдела мониторинга воды ГПБУ "Мосэкомониторинг" Виктория Мазлова.
"Можно сказать, мы ходим от МКАДа до МКАДа", - добавляет заведующий лабораторией "Экопатруля" Илья Бреус. "С борта проверяем саму Москву-реку. Так как в малые притоки на таком крупном судне зайти невозможно, в притоки, например, Яузу и Сетунь заходим на шлюпке и вручную забираем пробы воды".
Перед каждым рейсом сотрудники бортовой лаборатории первым делом запускают систему пробоотбора – прибор, похожий на крупный насос, который закреплен под водой в носовой части корабля.
Как объясняет Бреус, этот заборник непрерывно работает в процессе движения, закачивая воду, и тут же подает ее на преобразователь с датчиками, считывающими основные показатели воды.
"С его помощью мы измеряем температуру, содержание растворимого кислорода, определяем минерализацию и электропроводность воды. Все данные в режиме реального времени тут же отправляются в нашу бортовую лабораторию", - говорит Бреус.
Лаборатория "Экопатруля" оборудована в одной из небольших, но уютных кают судна. Стены с деревянной обшивкой почти полностью закрывают гудящие приборы – автоматические анализаторы, в которые через систему насосов поступает вода из реки. Здесь образцы можно проверить по 10 основным показателям, включая наличие в воде железа, хлоридов, фосфатов и марганца.
© РИА Новости / Ирина КудрявцеваЛаборатория "Экопатруля"
Лаборатория Экопатруля
Лаборатория "Экопатруля"
С борта берутся образцы не только воды, но и грунта со дна Москвы-реки. Для этого сотрудники лаборатории используют небольшое спусковое устройство с "ковшом", установленное на корме "Экопатруля". По словам заведующего лабораторией, "ковш" опускается на глубину до 9 метров, раскрывается при контакте с дном и автоматически забирает пробу.
"Исследование грунта мы сами не проводим, для этого образцы отправляются уже в стационарную лабораторию", - объясняет Илья Бреус. "Так как состояние грунта со дна многое может рассказать о состоянии самой реки, очень важно исследовать его тщательно".

В пределах нормы

Вместе с образцами грунта в стационарную лабораторию отправляются и пробы воды из Москвы-реки. По словам Виктории Мазловой, экспресс-тестов на борту не всегда достаточно, чтобы получить полную и достоверную картину об экологическом состоянии главной водной артерии города.
"На судне проверяют пробы по 10 показателям, а в стационарной лаборатории их 41, включая содержание тяжелых металлов и нефтепродуктов. К тому же, для разных участков Москвы-реки характерны определенные особенности, которые мы также отслеживаем", - говорит начальник отдела воды "Мосэкомониторинга".
Мазлова объясняет: так как Москва-река течет через весь город, внешние факторы вокруг нее постоянно меняются. Так, например, центральный участок реки пролегает в условиях высокой плотности автодорожной сети. С проезжей части и набережных в воду вместе с осадками могут поступать вредные вещества, и даже небольшая капля бензина способна разрастись в крупное пятно на речной глади.
"Чтобы минимизировать такие случаи, город проводит ряд природоохранных мероприятий и совершенствует методы очистки улиц. За последние годы очень изменился регламент уборки дорог, внедрена новая спецтехника – вакуумные пылесосы, способные убирать загрязнения в сухом виде. Таким образом, после уборки в воду вместе с дождевым стоком попадает намного меньше вредных веществ – все это положительно сказывается на качестве воды в Москве-реке", - отмечает Мазлова.
Флот ГУП Мосводосток
Йо-хо-хо и бутылка, и пакет, и гитара: кто и как убирает Москву-рекуЗа величавыми теплоходами, вальяжно курсирующими по Москве-реке, едва ли кто замечает скромные суда ГУП "Мосводосток". А ведь их работа важнее, чем перевозка туристов. Флот предприятия следит за чистотой главной городской реки. Один из капитанов рассказал РИА Недвижимость, каково работать на флоте и что можно найти у набережных после выходных.
В целом, подытоживает она, динамика улучшения качества воды сейчас характерна для всех участков главной городской реки. "За десятилетний период содержание нефтепродуктов и металлов в воде сократилось почти вдвое, а общее снижение аммонийного азота в нижнем течении реки составило 42% с 2015 года, благодаря масштабной реконструкции Курьяновских очистных сооружений", - заключает Мазлова.
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала