На короткой ноге, или Диванный диалог с экспертами урбанфорума
Владимир Жидкин, глава департамента развития новых территорий столицы:
"Огромный административно-деловой центр в Коммунарке, высота которого будет достигать 40 этажей, будет строиться в течение 15 лет. Для такого объема, а площадь АДЦ составит 4,5 миллиона "квадратов", это нормально, ведь и та же "Москва-Сити" строится уже давно, а высотный проект в новой Москве с нею сопоставим.
Помимо этой амбициозной стройки, новая Москва ведет и программу реновации. Для этого уже найдены три площадки, на одной из которых строительство уже началось. Первые переселения по программе планируется совершить в конце 2020 года".
Владимир Жидкин, глава департамента развития новых территорий столицы:
"Огромный административно-деловой центр в Коммунарке, высота которого будет достигать 40 этажей, будет строиться в течение 15 лет. Для такого объема, а площадь АДЦ составит 4,5 миллиона "квадратов", это нормально, ведь и та же "Москва-Сити" строится уже давно, а высотный проект в новой Москве с нею сопоставим.
Помимо этой амбициозной стройки, новая Москва ведет и программу реновации. Для этого уже найдены три площадки, на одной из которых строительство уже началось. Первые переселения по программе планируется совершить в конце 2020 года".
Мазда Адли, глава Берлинской клиник им. Флиднера, психиатр, автор книги "Стресс в большом городе":
"Важно понимать, что в стрессе нет ничего плохого, это нормальная реакция организма на то, что происходит вокруг нас. Но если стресс становится бесконтрольным и хроническим, тогда он может нанести существенный вред нашему здоровью. Стресс в городе – это в первую очередь социальный стресс, который возникает от жизни на плотно заселенной территории. Во-вторых, стресс часто возникает от социальной изоляции, проще говоря от одиночества, которое многие испытывают, хотя каждый день находятся и работают в окружении тысяч людей.
Чтобы побороть стресс, есть несколько способов, которые интегрируются в жизнь города. Это, например, создание общественных пространств, где люди могут социализироваться и пообщаться. Также сюда можно отнести создание зеленых зон, в которых можно отдохнуть и немного отвлечься от городской суеты. Грубо говоря, необходимо создавать островки, свободные от плотной городской застройки, чтобы жители могли почувствовать себя немного свободнее".
Мазда Адли, глава Берлинской клиник им. Флиднера, психиатр, автор книги "Стресс в большом городе":
"Важно понимать, что в стрессе нет ничего плохого, это нормальная реакция организма на то, что происходит вокруг нас. Но если стресс становится бесконтрольным и хроническим, тогда он может нанести существенный вред нашему здоровью. Стресс в городе – это в первую очередь социальный стресс, который возникает от жизни на плотно заселенной территории. Во-вторых, стресс часто возникает от социальной изоляции, проще говоря от одиночества, которое многие испытывают, хотя каждый день находятся и работают в окружении тысяч людей.
Чтобы побороть стресс, есть несколько способов, которые интегрируются в жизнь города. Это, например, создание общественных пространств, где люди могут социализироваться и пообщаться. Также сюда можно отнести создание зеленых зон, в которых можно отдохнуть и немного отвлечься от городской суеты. Грубо говоря, необходимо создавать островки, свободные от плотной городской застройки, чтобы жители могли почувствовать себя немного свободнее".
Сергей Мирзоян, заместитель руководителя департамента культурного наследия:
"Троекуровские палаты – старинное здание, расположенное возле Госдумы, – закончат реставрировать этой осенью. Поскольку это одно из старейших каменных строений в Москве, работы велись очень бережно, без использования крупной техники.
А в планах у Мосгорнаследия любопытный проект – реставрация сразу пяти памятников Ленину, в том числе и памятного места, где на него было совершено покушение. Реставрация должна пройти в 2020 году".
Сергей Мирзоян, заместитель руководителя департамента культурного наследия:
"Троекуровские палаты – старинное здание, расположенное возле Госдумы, – закончат реставрировать этой осенью. Поскольку это одно из старейших каменных строений в Москве, работы велись очень бережно, без использования крупной техники.
А в планах у Мосгорнаследия любопытный проект – реставрация сразу пяти памятников Ленину, в том числе и памятного места, где на него было совершено покушение. Реставрация должна пройти в 2020 году".
Шон Розенмосс, руководитель направлений SF Carbon Fund, развития и сотрудничества, департамент окружающей среды Сан-Франциско:
"В Сан-Франциско существуют "карманные парки", совсем небольшие, на месте снесенных парковок или, например, на площадках перед супермаркетом. Они маленькие, но при этом играют очень важную роль в жизни города и самочувствии его жителей. Например, если ты каждый день идешь через небольшой сквер на работу или, наоборот, возвращаешься домой, ты вряд ли замечаешь, какое влияние на тебя оказывает эта зеленая зона. А эффект, тем не менее, есть. Даже неосознанно человек расслабляется, успокаивается и начинает дышать глубже. Поэтому в современном мире совсем необязательно строить парки гигантских масштабов, в которые жители ходят по выходным. Одна из главных тенденций последних лет – обустраивать локальные скверы, куда можно приходить каждый день".
Шон Розенмосс, руководитель направлений SF Carbon Fund, развития и сотрудничества, департамент окружающей среды Сан-Франциско:
"В Сан-Франциско существуют "карманные парки", совсем небольшие, на месте снесенных парковок или, например, на площадках перед супермаркетом. Они маленькие, но при этом играют очень важную роль в жизни города и самочувствии его жителей. Например, если ты каждый день идешь через небольшой сквер на работу или, наоборот, возвращаешься домой, ты вряд ли замечаешь, какое влияние на тебя оказывает эта зеленая зона. А эффект, тем не менее, есть. Даже неосознанно человек расслабляется, успокаивается и начинает дышать глубже. Поэтому в современном мире совсем необязательно строить парки гигантских масштабов, в которые жители ходят по выходным. Одна из главных тенденций последних лет – обустраивать локальные скверы, куда можно приходить каждый день".
Никита Стасишин, замминистра строительства и ЖКХ:
"Законодательство о долевом строительстве будет и дальше изменяться, но поправки не будут нацелены на ужесточение правил для застройщиков. Перемены будут направлены только на устранение неувязок с эскроу-счетами, специфики работы между застройщиками, их проектами и отношения к ним банков. Все это имеет целью минимизацию издержек и должно повысить эффективность работы застройщиков".
Никита Стасишин, замминистра строительства и ЖКХ:
"Законодательство о долевом строительстве будет и дальше изменяться, но поправки не будут нацелены на ужесточение правил для застройщиков. Перемены будут направлены только на устранение неувязок с эскроу-счетами, специфики работы между застройщиками, их проектами и отношения к ним банков. Все это имеет целью минимизацию издержек и должно повысить эффективность работы застройщиков".
Гил Пеньялоса, основатель 8 80 СITIES, Амбассадор World Urban Parks (Канада):
"Идеальное общественное пространство – куда люди приходят, остаются и возвращаются. И это не места, которые выигрывают архитектурные премии. Если премированное пространство стоит пустым, неважно, сколько у него наград. Общественные пространства должны создаваться людьми для людей. Очень важно делать их доступными для всех: детей, взрослых, пожилых, лиц с ограниченными возможностями.
К сожалению, в последние 80 лет города строятся по большей части для автомобилей, а не для людей, и сейчас нам необходимо переосмыслить этот подход. Право на парковку не прописано ни в одном законе, в отличие от свободы передвижения. Поэтому многие города начали убирать парковки, создавать там пешеходные тротуары, площади, скверы и парки. Очень важно создавать локальные, маленькие парки в пешей доступности в каждом районе. Это необходимо, чтобы жители могли социализироваться, знакомиться с соседями и развивать чувство единства и солидарности".
Гил Пеньялоса, основатель 8 80 СITIES, Амбассадор World Urban Parks (Канада):
"Идеальное общественное пространство – куда люди приходят, остаются и возвращаются. И это не места, которые выигрывают архитектурные премии. Если премированное пространство стоит пустым, неважно, сколько у него наград. Общественные пространства должны создаваться людьми для людей. Очень важно делать их доступными для всех: детей, взрослых, пожилых, лиц с ограниченными возможностями.
К сожалению, в последние 80 лет города строятся по большей части для автомобилей, а не для людей, и сейчас нам необходимо переосмыслить этот подход. Право на парковку не прописано ни в одном законе, в отличие от свободы передвижения. Поэтому многие города начали убирать парковки, создавать там пешеходные тротуары, площади, скверы и парки. Очень важно создавать локальные, маленькие парки в пешей доступности в каждом районе. Это необходимо, чтобы жители могли социализироваться, знакомиться с соседями и развивать чувство единства и солидарности".
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
"Проведение архитектурных конкурсов в рамках программы реновации тормозится из-за ее регламентов. Однако возможность их проведения прорабатывается, поскольку существуют заметные участки и знаковые доминантные дома, для которых хотелось бы сделать по-настоящему яркую архитектуру.
Кроме того, появление высококлассных архитектурных проектов ожидается и в рамках застройки территории возле Рижского вокзала – Рижского грузового двора. На этот проект уже объявлен международный конкурс, победитель которого станет известен к 20 декабря".
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
"Проведение архитектурных конкурсов в рамках программы реновации тормозится из-за ее регламентов. Однако возможность их проведения прорабатывается, поскольку существуют заметные участки и знаковые доминантные дома, для которых хотелось бы сделать по-настоящему яркую архитектуру.
Кроме того, появление высококлассных архитектурных проектов ожидается и в рамках застройки территории возле Рижского вокзала – Рижского грузового двора. На этот проект уже объявлен международный конкурс, победитель которого станет известен к 20 декабря".
Милена Ивкович, член совета директоров, ISOCARP:
"Слушать жителей при создании новых общественных пространств и в принципе при развитии города абсолютно необходимо, потому что люди – главная составляющая любого населенного пункта. Если не делать город для его пользователей, то зачем в принципе его создавать? Хотя еще недавно, пару десятилетий назад, городские власти по всему миру застраивали территорию, не особо интересуясь мнением резидентов.
Сейчас все изменилось, люди могут выбирать, где они хотят жить, как и какой образ жизни вести. У жителей должен быть выбор, возможность менять окружение вокруг себя, чтобы сделать его более приспособленным и комфортным для жизни. А для властей важно понимать, что именно хочет население и как это можно воплотить в жизнь. Конечно, выполнить желания абсолютно всех – очень сложная и даже невыполнимая задача. Например, нереально поставить загон с жирафом во дворе жилого дома, даже если жители очень просят. Но если находиться в постоянном диалоге, находить компромиссы, обсуждать возникающие проблемы и их решения и регулярно объяснять населению, почему это – можно, а это – нельзя, никто и не подумает просить жирафа".
Милена Ивкович, член совета директоров, ISOCARP:
"Слушать жителей при создании новых общественных пространств и в принципе при развитии города абсолютно необходимо, потому что люди – главная составляющая любого населенного пункта. Если не делать город для его пользователей, то зачем в принципе его создавать? Хотя еще недавно, пару десятилетий назад, городские власти по всему миру застраивали территорию, не особо интересуясь мнением резидентов.
Сейчас все изменилось, люди могут выбирать, где они хотят жить, как и какой образ жизни вести. У жителей должен быть выбор, возможность менять окружение вокруг себя, чтобы сделать его более приспособленным и комфортным для жизни. А для властей важно понимать, что именно хочет население и как это можно воплотить в жизнь. Конечно, выполнить желания абсолютно всех – очень сложная и даже невыполнимая задача. Например, нереально поставить загон с жирафом во дворе жилого дома, даже если жители очень просят. Но если находиться в постоянном диалоге, находить компромиссы, обсуждать возникающие проблемы и их решения и регулярно объяснять населению, почему это – можно, а это – нельзя, никто и не подумает просить жирафа".
Сергей Лёвкин, руководитель департамента градостроительной политики столицы:
"Судьба каждого из 218 домов, которые планируется сохранить в рамках программы реновации, будет решаться индивидуально, ведь каждый из них имеет свою уникальную особенность. Их отбор был сделан на эмоциональном уровне, потому что статуса объектов культурного наследия у них нет. Теперь нужно сделать историко-культурно-архитектурную экспертизу, проверить техническое состояние. Когда решения по каждому из этих зданий будет принято, их будут реконструировать под жилье, под офисы либо под культурно-образовательные учреждения.
Кроме того, многие из тех домов, которые строятся для переселения по программе реновации, могут быть построены по индивидуальным проектам, от этой идеи власти Москвы не отказались".
Сергей Лёвкин, руководитель департамента градостроительной политики столицы:
"Судьба каждого из 218 домов, которые планируется сохранить в рамках программы реновации, будет решаться индивидуально, ведь каждый из них имеет свою уникальную особенность. Их отбор был сделан на эмоциональном уровне, потому что статуса объектов культурного наследия у них нет. Теперь нужно сделать историко-культурно-архитектурную экспертизу, проверить техническое состояние. Когда решения по каждому из этих зданий будет принято, их будут реконструировать под жилье, под офисы либо под культурно-образовательные учреждения.
Кроме того, многие из тех домов, которые строятся для переселения по программе реновации, могут быть построены по индивидуальным проектам, от этой идеи власти Москвы не отказались".
Стивен Грэм, профессор, направление "Города и общество", факультет архитектуры, планирования и ландшафта университета Ньюкасла, автор книги "Vertical: The City from Satellites to Bunkers":
"Главная проблема вертикальных городов со множеством небоскребов – это недоступность высотного жилья для обыкновенных жителей. Зачастую элитные небоскребы стоят пустыми и призрачными, в них никто не живет, инфраструктура и предпринимательство вокруг не развивается или не живет долго в отсутствии потребителей. Но это не значит, что от высоток необходимо избавляться, в мегаполисах они необходимы, чтобы избежать перенаселения. Гораздо эффективнее – пересмотреть подход к их проектированию и строительству, сделать небоскребы доступнее для жителей".
Стивен Грэм, профессор, направление "Города и общество", факультет архитектуры, планирования и ландшафта университета Ньюкасла, автор книги "Vertical: The City from Satellites to Bunkers":
"Главная проблема вертикальных городов со множеством небоскребов – это недоступность высотного жилья для обыкновенных жителей. Зачастую элитные небоскребы стоят пустыми и призрачными, в них никто не живет, инфраструктура и предпринимательство вокруг не развивается или не живет долго в отсутствии потребителей. Но это не значит, что от высоток необходимо избавляться, в мегаполисах они необходимы, чтобы избежать перенаселения. Гораздо эффективнее – пересмотреть подход к их проектированию и строительству, сделать небоскребы доступнее для жителей".
Петр Бирюков, заммэра столицы по ЖКХ и благоустройству:
"В Москве продолжается масштабная программа по благоустройству городских набережных: до 2023 года обновят 86 километров. Они благоустраиваются не просто как пространство около реки, в этом процессе важно соединять набережные с примыкающими территориями, будь то знаковые объекты или жилые массивы.
На сегодня в столице работы по благоустройству ведутся на 221 крупной территории, это более тысячи различных объектов; например 855 улиц. А один из самых масштабных проектов – благоустройство района Капотня, которое планируется завершить осенью".
Петр Бирюков, заммэра столицы по ЖКХ и благоустройству:
"В Москве продолжается масштабная программа по благоустройству городских набережных: до 2023 года обновят 86 километров. Они благоустраиваются не просто как пространство около реки, в этом процессе важно соединять набережные с примыкающими территориями, будь то знаковые объекты или жилые массивы.
На сегодня в столице работы по благоустройству ведутся на 221 крупной территории, это более тысячи различных объектов; например 855 улиц. А один из самых масштабных проектов – благоустройство района Капотня, которое планируется завершить осенью".
Андрес Шевчук, доцент, кафедры градостроительства, Высшая школа дизайна Гарвардского университета, США:
"Люди, особенно в США, заново "обживают" центры больших городов. Промышленные здания и кварталы в центрах перестраиваются и превращаются в жилье. Это все приводит к тому, что большие торговые центры постепенно умирают, а им на смену приходит стрит-ритейл. Это все – следствие еще одного важного тренда. Люди, особенно поколение миллениалов, переходят к новому стилю жизни, в котором важную роль играет отказ от автомобилей.
На этом фоне активно идет переход городов на новые виды персонального транспорта – это велосипеды, самокаты и прочее. Чтобы подхватить этот тренд, власти должны активнее развивать инфраструктуру, в первую очередь специализированные дорожки для такого транспорта. Иногда, если крупный город не имеет необходимой сети велодорожек, их строительство финансируют частные компании, например те, что занимаются прокатом велосипедов и других видов индивидуального транспорта. Это очень позитивное начинание, поскольку современные города должны развиваться именно в этом направлении, в сторону "новой мобильности"".
Андрес Шевчук, доцент, кафедры градостроительства, Высшая школа дизайна Гарвардского университета, США:
"Люди, особенно в США, заново "обживают" центры больших городов. Промышленные здания и кварталы в центрах перестраиваются и превращаются в жилье. Это все приводит к тому, что большие торговые центры постепенно умирают, а им на смену приходит стрит-ритейл. Это все – следствие еще одного важного тренда. Люди, особенно поколение миллениалов, переходят к новому стилю жизни, в котором важную роль играет отказ от автомобилей.
На этом фоне активно идет переход городов на новые виды персонального транспорта – это велосипеды, самокаты и прочее. Чтобы подхватить этот тренд, власти должны активнее развивать инфраструктуру, в первую очередь специализированные дорожки для такого транспорта. Иногда, если крупный город не имеет необходимой сети велодорожек, их строительство финансируют частные компании, например те, что занимаются прокатом велосипедов и других видов индивидуального транспорта. Это очень позитивное начинание, поскольку современные города должны развиваться именно в этом направлении, в сторону "новой мобильности"".
Марк Уильямс, директор LDA Design:
"Любые преобразования городской среды должны начинаться с консультации и обсуждения с местными жителями. В Великобритании, прежде чем представить девелоперский план, мы проводим много бесед с людьми, чтобы понять их потребности и прийти к компромиссам по вопросам, которые могли бы стать конфликтными.
Люди должны видеть, что преобразования идут на пользу всему городу. Что центр – если речь идет о центре – становится более доступным. Что обновленная архитектура делает городской пейзаж красивее. При этом важно, чтобы все нововведения не превращались в элитное гетто. Связанность новых и старых кварталов, в том числе пешая и транспортная их доступность – залог отсутствия конфликтов и недовольства".
Марк Уильямс, директор LDA Design:
"Любые преобразования городской среды должны начинаться с консультации и обсуждения с местными жителями. В Великобритании, прежде чем представить девелоперский план, мы проводим много бесед с людьми, чтобы понять их потребности и прийти к компромиссам по вопросам, которые могли бы стать конфликтными.
Люди должны видеть, что преобразования идут на пользу всему городу. Что центр – если речь идет о центре – становится более доступным. Что обновленная архитектура делает городской пейзаж красивее. При этом важно, чтобы все нововведения не превращались в элитное гетто. Связанность новых и старых кварталов, в том числе пешая и транспортная их доступность – залог отсутствия конфликтов и недовольства".
Виктория Вагнер, директор проектов Publica:
"Любой водоем играет важнейшую роль в жизни города. Если он имеется, то становится главным открытым пространством, элементом природы посреди городской среды.
Размер водоема при этом не важен, но функции реки могут поменяться. Например, Темза на западе Лондона представляет собой большую широкую реку с медленным течением – там люди даже купаются, а на востоке города она узкая и быстрая, так что там набережные предназначены только для прогулок, и никак не для отдыха на воде. Но в обеих частях Лондона берега Темзы все равно привлекательны".
Виктория Вагнер, директор проектов Publica:
"Любой водоем играет важнейшую роль в жизни города. Если он имеется, то становится главным открытым пространством, элементом природы посреди городской среды.
Размер водоема при этом не важен, но функции реки могут поменяться. Например, Темза на западе Лондона представляет собой большую широкую реку с медленным течением – там люди даже купаются, а на востоке города она узкая и быстрая, так что там набережные предназначены только для прогулок, и никак не для отдыха на воде. Но в обеих частях Лондона берега Темзы все равно привлекательны".
Гёкан Авджиоглу, основатель и руководитель архитектурного бюро Global archltectural development:
"Современные города нуждаются в повышении качества всего: управления, общественных пространств, архитектуры, они должны становиться все более "открыточными". Для этого им нужны все новые и новые идеи и решения.
Я думаю, что в будущем в городах не будет отдельно торговых центров, школ или больниц. Такие функции, как торговля, образование и другие объединятся под одной крышей – крышей жилых зданий. Вероятно, это будут "многослойные" города, где на одних этажах сосредоточатся офисы, на других – рестораны и так далее. Такие города смогут быть по-настоящему всесезонными, с динамичной жизнью в круглосуточном режиме.
В нынешних же городах все поделено на зоны: есть деловые кварталы, спальные районы, "веселые" кварталы, где сосредоточены прогулочные бульвары и рестораны. Такие города живут слишком медленно, перемещение по ним занимает много времени, и это не правильно".
Гёкан Авджиоглу, основатель и руководитель архитектурного бюро Global archltectural development:
"Современные города нуждаются в повышении качества всего: управления, общественных пространств, архитектуры, они должны становиться все более "открыточными". Для этого им нужны все новые и новые идеи и решения.
Я думаю, что в будущем в городах не будет отдельно торговых центров, школ или больниц. Такие функции, как торговля, образование и другие объединятся под одной крышей – крышей жилых зданий. Вероятно, это будут "многослойные" города, где на одних этажах сосредоточатся офисы, на других – рестораны и так далее. Такие города смогут быть по-настоящему всесезонными, с динамичной жизнью в круглосуточном режиме.
В нынешних же городах все поделено на зоны: есть деловые кварталы, спальные районы, "веселые" кварталы, где сосредоточены прогулочные бульвары и рестораны. Такие города живут слишком медленно, перемещение по ним занимает много времени, и это не правильно".