https://realty.ria.ru/20190418/1552808556.html
Iconic Москва: где проходит грань между единым лицом города и ярким пазлом
Iconic Москва: где проходит грань между единым лицом города и ярким пазлом - Недвижимость РИА Новости, 18.04.2019
Iconic Москва: где проходит грань между единым лицом города и ярким пазлом
Общественное движение за сохранение архитектурного облика Москвы активно призывает критично относиться к новым проектам в центре города. Сооснователь... Недвижимость РИА Новости, 18.04.2019
2019-04-18T12:45
2019-04-18T12:45
2019-04-18T12:45
москва
московская городская дума
точка зрения – риа недвижимость
архитекторы
архитектура
городское хозяйство москвы
комплекс городского хозяйства москвы
москва сегодня: мегаполис для жизни
https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40743/83/407438363_0:0:3102:1745_1920x0_80_0_0_92d7770d1c947daeabe30345d96cce51.jpg
Общественное движение за сохранение архитектурного облика Москвы активно призывает критично относиться к новым проектам в центре города. Сооснователь архитектурного бюро Architects of Invention архитектор Антон Хмельницкий уверен, что реконструкция исторических зданий не обязательно лишает их уникальности, а новая застройка в центре города может органично вписываться в панораму, не мимикрируя под старину. В своей колонке он рассказал сайту "РИА Недвижимость", как развивается сегодня архитектура столицы и где проходит граница между консервацией и обновлением.Наследие и современностьВ последние месяцы в городском общественном пространстве произошло сразу несколько бурных обсуждений, связанных с архитектурой и планируемыми трансформациями в центральной городской застройке. В Москве, городе, где объектов культурного наследия насчитывается почти 6000, необходимость таких дискуссий очевидна: своей деятельностью активисты преимущественно протестуют не против "всего нового", а стараются привлечь внимание общества к точечной застройке и сносу отдельных объектов. Их деятельность как система вовлеченности общества в вопросы сохранения культурного наследия крайне важна и позволяет архитекторам и городским властям под иным углом рассматривать вопрос сохранения или сноса того или иного объекта, даже не имеющего охранный статус. В то же время в Москве существует огромное количество зданий, не обладающих официальным статусом наследия. Однако именно они, как и исторически знаковые объекты, формируют узнаваемый и любимый нами облик города. И относиться к изменениям их архитектуры следует с особой бережностью. На мой взгляд, обостряет ситуацию с обновлением городских объектов непонимание горожан, что грамотная реконструкция – это возможность дать историческим зданиям новую жизнь, не утратив при этом своей уникальности.То, что сегодня кажется жителям вполне привычным сочетанием, к примеру, соседство сталинского ампира и классицизма XIX века, в прошлом веке казалось возмутительным. Так или иначе, город за время своего существования сформировал свой неповторимый архитектурный облик, который правильнее всего охарактеризовать как эклектичный. Эклектика и iconicСовременную Москву сложно назвать городом с единым архитектурным стилем. В городской застройке можно четко проследить основные этапы развития: древняя Москва, Москва, отстроенная после пожара 1812 года, Москва конца XIX- начала XX века, конструктивистская Москва, сталинская Москва, хрущевская Москва, Москва Лужкова, ну и современный этап – Москва 2010-х. Стилистическое разнообразие прошлого, настоящего и будущего московской архитектуры наиболее ярко выражено в центральных районах. Здесь соседствуют дома, принадлежащие разным эпохам, и современные объекты. Такое многообразие стилей формирует архитектурную идентичность Москвы. Я даже не могу назвать другого города, который пережил бы такое количество трансформаций. В XIX веке на смену московскому барокко и классицизму пришла эклектика, после в моду вошел модерн. Следующий этап в архитектурной истории столицы – промышленные здания. Удивительно то, что рамках одного архитектурного ансамбля могут сочетаются сразу несколько стилей. Такой сложный морфотип застройки характерен для индустриальных объектов на месте городских дворянских усадеб. Например, дом Абрикосовых с фабричными помещениями на улице Малая Красносельская, построенный в 1905 году.Москву принято сравнивать в плане архитектурного разнообразия со Стамбулом, но если в его застройке можно четко проследить четыре крупных этапа – византийский, оттоманский, европейский и современный, то в российской столице их минимум 8. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на район Замоскворечье – один из самых эклектичных в городской структуре. Садовое кольцо условно разделяет Замоскворечье на две части: историческую и промышленную. Здесь малоэтажные особняки XVIII века соседствуют с промышленными корпусами конца XIX начала XX веков и многоэтажными жилыми домами хрущевского периода – и это сочетание позволяет проследить этапы развития городской архитектуры. Единого архитектурного лица у Москвы нет и это очевидный факт, с которым сложно поспорить. Город развивается. Один стиль сменяется другим, и органичное продолжение трансформации столицы, на мой взгляд, заключено в проектах с яркой и интересной архитектурной концепцией. Особенно в центре, где сложившееся архитектурное многообразие задает высокую планку для современных проектов. Новые объекты должны соответствовать историческому окружению и быть знаковыми для своего времени: сейчас пришло время для "зданий-икон", которые при этом будут эффективно встроены в городской контекст. Даже самая футуристичная форма может приобрести знакомые черты, благодаря грамотному использованию фасадных элементов и материалов, перекликающихся с существующей застройкой.Однако не все архитектурные проекты в Москве увенчались успехом. К сожалению, есть ряд объектов, которые выбиваются из архитектурного облика города. Пугают своей неуместностью некоторые торговые центры, построенные в середине 90-х в самом центре города. Например, брутальный "Ереван Плаза" на Б. Тульской улице: ни по объему, ни по архитектурному облику он не вписывается в окружающую застройку. Еще один крайне неоднозначный, на мой взгляд, пример – БЦ "Оружейный" на Садовом кольце, строительство которого началось в начале 2000-х. Силуэт и архитектура этого здания не соответствуют ни месту, ни времени постройки. Получилась не вполне удачная попытка стилизовать фасады с использованием современных элементов под сталинские высотки. В результате его массивный объем полностью разрушил историческую панораму этого отрезка Садового кольца. Работа с историейСоздавать новое, сохраняя при этом культурное наследие, – кропотливый путь, по которому сегодня идут мировые столицы. Москва не отстает, а в некоторых аспектах даже опережает многие европейские города. На мой взгляд, в границах города остается достаточно территорий для развития и без необходимости точечного сноса исторических зданий, даже не имеющих охранного статуса. Важно правильно проработать концепцию проекта и грамотно расставить приоритеты: если есть возможность сохранить первозданный облик исторического строения, даже при серьезной реконструкции, нужно двигаться именно в этом направлении. В свою очередь, новая современная архитектура не должна "притворяться" старой. По такому принципу мы действовали, в частности, работая над жилым проектом на пересечении Малой Ордынки и Большого Ордынского переулка, где нам хотелось добиться гармонии между исторической средой и современной архитектурой. По внешнему периметру собрания клубных домов Ordynka в Замоскворечье будут отреставрированы исторические здания, а на внутренней территории появятся новые современные строения, скрытые от посторонних глаз. Восстановленные фасады и флигель двухэтажной усадьбы XVIII века с классическим портиком станут яркой доминантой Малой Ордынки. Тонкости восприятия – взгляд снизуСегодня масштаб строительства и благоустройства Москвы впечатляет. Активно реконструируется исторический центр, появляется больше общественных пространств для прогулок и отдыха, благоустраиваются набережные. В результате программы благоустройства, за последние 5 лет Москва преобразилась буквально на глазах. И это крайне важно для органичного восприятия архитектуры города именно на уровне пешехода. Дело в том, что любой человек прежде всего смотрит на то, что окружает его в непосредственной близости – это и просторные тротуары, и возможность посидеть во время прогулки на лавочке, и вечерняя эффектная подсветка зданий, и, конечно, озеленение. Поэтому особое внимание сейчас уделяется сохранению зеленого массива в центре города.Пешеходные зоны, парки, скверы, благоустроенные улицы – все это в совокупности создает комфортный европейский город, где есть место и для архитектурных вызовов, и для органичного существования исторического наследия.При этом любая трансформация городской среды – это процесс, который может доставлять временные неудобства, это и пробки на дорогах, и закрытие улиц, и изменение привычных маршрутов, но главное – результат, благодаря которому улучшается качество жизни.
https://ria.ru/20150630/1104275403.html
https://realty.ria.ru/20190404/1552375616.html
москва
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
Антон Хмельницкий
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155280/80/1552808004_0:0:295:294_100x100_80_0_0_0e55e67f0f5af0b040c79977d9d09416.jpg
Антон Хмельницкий
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155280/80/1552808004_0:0:295:294_100x100_80_0_0_0e55e67f0f5af0b040c79977d9d09416.jpg
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40743/83/407438363_237:0:2968:2048_1920x0_80_0_0_25f8795d40fee6044825531c4c6d1df2.jpgНедвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Антон Хмельницкий
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155280/80/1552808004_0:0:295:294_100x100_80_0_0_0e55e67f0f5af0b040c79977d9d09416.jpg
москва, московская городская дума, точка зрения – риа недвижимость, архитекторы, архитектура, городское хозяйство москвы, комплекс городского хозяйства москвы
Москва, Московская городская дума, Точка зрения – РИА Недвижимость, Архитекторы, Архитектура, Городское хозяйство Москвы, Комплекс городского хозяйства Москвы, Москва Сегодня: мегаполис для жизни
Общественное движение за сохранение архитектурного облика Москвы активно призывает критично относиться к новым проектам в центре города. Сооснователь архитектурного бюро Architects of Invention архитектор Антон Хмельницкий уверен, что реконструкция исторических зданий не обязательно лишает их уникальности, а новая застройка в центре города может органично вписываться в панораму, не мимикрируя под старину. В своей колонке он рассказал сайту "РИА Недвижимость", как развивается сегодня архитектура столицы и где проходит граница между консервацией и обновлением.
В последние месяцы в городском общественном пространстве произошло сразу несколько бурных обсуждений, связанных с архитектурой и планируемыми трансформациями в центральной городской застройке. В Москве, городе, где объектов культурного наследия насчитывается почти 6000, необходимость таких дискуссий очевидна: своей деятельностью активисты преимущественно протестуют не против "всего нового", а стараются привлечь внимание общества к точечной застройке и сносу отдельных объектов. Их деятельность как система вовлеченности общества в вопросы сохранения культурного наследия крайне важна и позволяет архитекторам и городским властям под иным углом рассматривать вопрос сохранения или сноса того или иного объекта, даже не имеющего охранный статус.
В то же время в Москве существует огромное количество зданий, не обладающих официальным статусом наследия. Однако именно они, как и исторически знаковые объекты, формируют узнаваемый и любимый нами облик города. И относиться к изменениям их архитектуры следует с особой бережностью.
«
На мой взгляд, обостряет ситуацию с обновлением городских объектов непонимание горожан, что грамотная реконструкция – это возможность дать историческим зданиям новую жизнь, не утратив при этом своей уникальности.
То, что сегодня кажется жителям вполне привычным сочетанием, к примеру, соседство сталинского ампира и классицизма XIX века, в прошлом веке казалось возмутительным. Так или иначе, город за время своего существования сформировал свой неповторимый архитектурный облик, который правильнее всего охарактеризовать как эклектичный.
Современную Москву сложно назвать городом с единым архитектурным стилем. В городской застройке можно четко проследить основные этапы развития: древняя Москва, Москва, отстроенная после пожара 1812 года, Москва конца XIX- начала XX века, конструктивистская Москва, сталинская Москва, хрущевская Москва, Москва Лужкова, ну и современный этап – Москва 2010-х.
Стилистическое разнообразие прошлого, настоящего и будущего московской архитектуры наиболее ярко выражено в центральных районах. Здесь соседствуют дома, принадлежащие разным эпохам, и современные объекты. Такое многообразие стилей формирует архитектурную идентичность Москвы. Я даже не могу назвать другого города, который пережил бы такое количество трансформаций. В XIX веке на смену московскому барокко и классицизму пришла эклектика, после в моду вошел модерн. Следующий этап в архитектурной истории столицы – промышленные здания. Удивительно то, что рамках одного архитектурного ансамбля могут сочетаются сразу несколько стилей. Такой сложный морфотип застройки характерен для индустриальных объектов на месте городских дворянских усадеб. Например, дом Абрикосовых с фабричными помещениями на улице Малая Красносельская, построенный в 1905 году.
Москву принято сравнивать в плане архитектурного разнообразия со Стамбулом, но если в его застройке можно четко проследить четыре крупных этапа – византийский, оттоманский, европейский и современный, то в российской столице их минимум 8. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на район Замоскворечье – один из самых эклектичных в городской структуре. Садовое кольцо условно разделяет Замоскворечье на две части: историческую и промышленную. Здесь малоэтажные особняки XVIII века соседствуют с промышленными корпусами конца XIX начала XX веков и многоэтажными жилыми домами хрущевского периода – и это сочетание позволяет проследить этапы развития городской архитектуры.
Единого архитектурного лица у Москвы нет и это очевидный факт, с которым сложно поспорить. Город развивается. Один стиль сменяется другим, и органичное продолжение трансформации столицы, на мой взгляд, заключено в проектах с яркой и интересной архитектурной концепцией. Особенно в центре, где сложившееся архитектурное многообразие задает высокую планку для современных проектов.
«
Новые объекты должны соответствовать историческому окружению и быть знаковыми для своего времени: сейчас пришло время для "зданий-икон", которые при этом будут эффективно встроены в городской контекст. Даже самая футуристичная форма может приобрести знакомые черты, благодаря грамотному использованию фасадных элементов и материалов, перекликающихся с существующей застройкой.
Однако не все архитектурные проекты в Москве увенчались успехом. К сожалению, есть ряд объектов, которые выбиваются из архитектурного облика города. Пугают своей неуместностью некоторые торговые центры, построенные в середине 90-х в самом центре города. Например, брутальный "Ереван Плаза" на Б. Тульской улице: ни по объему, ни по архитектурному облику он не вписывается в окружающую застройку.
Еще один крайне неоднозначный, на мой взгляд, пример – БЦ "Оружейный" на Садовом кольце, строительство которого началось в начале 2000-х. Силуэт и архитектура этого здания не соответствуют ни месту, ни времени постройки. Получилась не вполне удачная попытка стилизовать фасады с использованием современных элементов под сталинские высотки. В результате его массивный объем полностью разрушил историческую панораму этого отрезка Садового кольца.
Создавать новое, сохраняя при этом культурное наследие, – кропотливый путь, по которому сегодня идут мировые столицы. Москва не отстает, а в некоторых аспектах даже опережает многие европейские города.
На мой взгляд, в границах города остается достаточно территорий для развития и без необходимости точечного сноса исторических зданий, даже не имеющих охранного статуса. Важно правильно проработать концепцию проекта и грамотно расставить приоритеты: если есть возможность сохранить первозданный облик исторического строения, даже при серьезной реконструкции, нужно двигаться именно в этом направлении.
«
В свою очередь, новая современная архитектура не должна "притворяться" старой.
По такому принципу мы действовали, в частности, работая над жилым проектом на пересечении Малой Ордынки и Большого Ордынского переулка, где нам хотелось добиться гармонии между исторической средой и современной архитектурой. По внешнему периметру собрания клубных домов Ordynka в Замоскворечье будут отреставрированы исторические здания, а на внутренней территории появятся новые современные строения, скрытые от посторонних глаз. Восстановленные фасады и флигель двухэтажной усадьбы XVIII века с классическим портиком станут яркой доминантой Малой Ордынки.
Тонкости восприятия – взгляд снизу
Сегодня масштаб строительства и благоустройства Москвы впечатляет. Активно реконструируется исторический центр, появляется больше общественных пространств для прогулок и отдыха, благоустраиваются набережные.
В результате программы благоустройства, за последние 5 лет Москва преобразилась буквально на глазах. И это крайне важно для органичного восприятия архитектуры города именно на уровне пешехода. Дело в том, что любой человек прежде всего смотрит на то, что окружает его в непосредственной близости – это и просторные тротуары, и возможность посидеть во время прогулки на лавочке, и вечерняя эффектная подсветка зданий, и, конечно, озеленение. Поэтому особое внимание сейчас уделяется сохранению зеленого массива в центре города.
«
Пешеходные зоны, парки, скверы, благоустроенные улицы – все это в совокупности создает комфортный европейский город, где есть место и для архитектурных вызовов, и для органичного существования исторического наследия.
При этом любая трансформация городской среды – это процесс, который может доставлять временные неудобства, это и пробки на дорогах, и закрытие улиц, и изменение привычных маршрутов, но главное – результат, благодаря которому улучшается качество жизни.