Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва Сегодня: мегаполис для жизни

Iconic Москва: где проходит грань между единым лицом города и ярким пазлом

Общественное движение за сохранение архитектурного облика Москвы активно призывает критично относиться к новым проектам в центре города. Сооснователь архитектурного бюро Architects of Invention архитектор Антон Хмельницкий уверен, что реконструкция исторических зданий не обязательно лишает их уникальности, а новая застройка в центре города может органично вписываться в панораму, не мимикрируя под старину. В своей колонке он рассказал сайту "РИА Недвижимость", как развивается сегодня архитектура столицы и где проходит граница между консервацией и обновлением.

Наследие и современность

В последние месяцы в городском общественном пространстве произошло сразу несколько бурных обсуждений, связанных с архитектурой и планируемыми трансформациями в центральной городской застройке. В Москве, городе, где объектов культурного наследия насчитывается почти 6000, необходимость таких дискуссий очевидна: своей деятельностью активисты преимущественно протестуют не против "всего нового", а стараются привлечь внимание общества к точечной застройке и сносу отдельных объектов. Их деятельность как система вовлеченности общества в вопросы сохранения культурного наследия крайне важна и позволяет архитекторам и городским властям под иным углом рассматривать вопрос сохранения или сноса того или иного объекта, даже не имеющего охранный статус.
В то же время в Москве существует огромное количество зданий, не обладающих официальным статусом наследия. Однако именно они, как и исторически знаковые объекты, формируют узнаваемый и любимый нами облик города. И относиться к изменениям их архитектуры следует с особой бережностью.
На мой взгляд, обостряет ситуацию с обновлением городских объектов непонимание горожан, что грамотная реконструкция – это возможность дать историческим зданиям новую жизнь, не утратив при этом своей уникальности.
То, что сегодня кажется жителям вполне привычным сочетанием, к примеру, соседство сталинского ампира и классицизма XIX века, в прошлом веке казалось возмутительным. Так или иначе, город за время своего существования сформировал свой неповторимый архитектурный облик, который правильнее всего охарактеризовать как эклектичный.

Эклектика и iconic

Современную Москву сложно назвать городом с единым архитектурным стилем. В городской застройке можно четко проследить основные этапы развития: древняя Москва, Москва, отстроенная после пожара 1812 года, Москва конца XIX- начала XX века, конструктивистская Москва, сталинская Москва, хрущевская Москва, Москва Лужкова, ну и современный этап – Москва 2010-х.
Стилистическое разнообразие прошлого, настоящего и будущего московской архитектуры наиболее ярко выражено в центральных районах. Здесь соседствуют дома, принадлежащие разным эпохам, и современные объекты. Такое многообразие стилей формирует архитектурную идентичность Москвы. Я даже не могу назвать другого города, который пережил бы такое количество трансформаций. В XIX веке на смену московскому барокко и классицизму пришла эклектика, после в моду вошел модерн. Следующий этап в архитектурной истории столицы – промышленные здания. Удивительно то, что рамках одного архитектурного ансамбля могут сочетаются сразу несколько стилей. Такой сложный морфотип застройки характерен для индустриальных объектов на месте городских дворянских усадеб. Например, дом Абрикосовых с фабричными помещениями на улице Малая Красносельская, построенный в 1905 году.
От избы до небоскрёба: как менялось городское жильё эконом-класса и «элитка»
Эволюция городского жилья от Древней Руси до наших днейСтроительству жилья, также как и человечеству, свойственно эволюционировать. О том, как менялось и преображалось городское жилье эконом-класса и элитное жилье в России на каждой эволюционной ступени от Древней Руси и до наших дней, смотрите в инфографике РИА Новости.
Москву принято сравнивать в плане архитектурного разнообразия со Стамбулом, но если в его застройке можно четко проследить четыре крупных этапа – византийский, оттоманский, европейский и современный, то в российской столице их минимум 8. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на район Замоскворечье – один из самых эклектичных в городской структуре. Садовое кольцо условно разделяет Замоскворечье на две части: историческую и промышленную. Здесь малоэтажные особняки XVIII века соседствуют с промышленными корпусами конца XIX начала XX веков и многоэтажными жилыми домами хрущевского периода – и это сочетание позволяет проследить этапы развития городской архитектуры.
Единого архитектурного лица у Москвы нет и это очевидный факт, с которым сложно поспорить. Город развивается. Один стиль сменяется другим, и органичное продолжение трансформации столицы, на мой взгляд, заключено в проектах с яркой и интересной архитектурной концепцией. Особенно в центре, где сложившееся архитектурное многообразие задает высокую планку для современных проектов.
Новые объекты должны соответствовать историческому окружению и быть знаковыми для своего времени: сейчас пришло время для "зданий-икон", которые при этом будут эффективно встроены в городской контекст. Даже самая футуристичная форма может приобрести знакомые черты, благодаря грамотному использованию фасадных элементов и материалов, перекликающихся с существующей застройкой.
Однако не все архитектурные проекты в Москве увенчались успехом. К сожалению, есть ряд объектов, которые выбиваются из архитектурного облика города. Пугают своей неуместностью некоторые торговые центры, построенные в середине 90-х в самом центре города. Например, брутальный "Ереван Плаза" на Б. Тульской улице: ни по объему, ни по архитектурному облику он не вписывается в окружающую застройку.
Еще один крайне неоднозначный, на мой взгляд, пример – БЦ "Оружейный" на Садовом кольце, строительство которого началось в начале 2000-х. Силуэт и архитектура этого здания не соответствуют ни месту, ни времени постройки. Получилась не вполне удачная попытка стилизовать фасады с использованием современных элементов под сталинские высотки. В результате его массивный объем полностью разрушил историческую панораму этого отрезка Садового кольца.
© РИА Новости / Евгений БиятовВид на бизнес-центр "Оружейный" и Останкинскую телебашню в Москве
Вид на бизнес-центр Оружейный и Останкинскую телебашню в Москве
Вид на бизнес-центр "Оружейный" и Останкинскую телебашню в Москве

Работа с историей

Создавать новое, сохраняя при этом культурное наследие, – кропотливый путь, по которому сегодня идут мировые столицы. Москва не отстает, а в некоторых аспектах даже опережает многие европейские города.
На мой взгляд, в границах города остается достаточно территорий для развития и без необходимости точечного сноса исторических зданий, даже не имеющих охранного статуса. Важно правильно проработать концепцию проекта и грамотно расставить приоритеты: если есть возможность сохранить первозданный облик исторического строения, даже при серьезной реконструкции, нужно двигаться именно в этом направлении.
В свою очередь, новая современная архитектура не должна "притворяться" старой.
По такому принципу мы действовали, в частности, работая над жилым проектом на пересечении Малой Ордынки и Большого Ордынского переулка, где нам хотелось добиться гармонии между исторической средой и современной архитектурой. По внешнему периметру собрания клубных домов Ordynka в Замоскворечье будут отреставрированы исторические здания, а на внутренней территории появятся новые современные строения, скрытые от посторонних глаз. Восстановленные фасады и флигель двухэтажной усадьбы XVIII века с классическим портиком станут яркой доминантой Малой Ордынки.

Тонкости восприятия – взгляд снизу

Сегодня масштаб строительства и благоустройства Москвы впечатляет. Активно реконструируется исторический центр, появляется больше общественных пространств для прогулок и отдыха, благоустраиваются набережные.
В результате программы благоустройства, за последние 5 лет Москва преобразилась буквально на глазах. И это крайне важно для органичного восприятия архитектуры города именно на уровне пешехода. Дело в том, что любой человек прежде всего смотрит на то, что окружает его в непосредственной близости – это и просторные тротуары, и возможность посидеть во время прогулки на лавочке, и вечерняя эффектная подсветка зданий, и, конечно, озеленение. Поэтому особое внимание сейчас уделяется сохранению зеленого массива в центре города.
Пешеходные зоны, парки, скверы, благоустроенные улицы – все это в совокупности создает комфортный европейский город, где есть место и для архитектурных вызовов, и для органичного существования исторического наследия.
При этом любая трансформация городской среды – это процесс, который может доставлять временные неудобства, это и пробки на дорогах, и закрытие улиц, и изменение привычных маршрутов, но главное – результат, благодаря которому улучшается качество жизни.
Старая Москва. Биржа труда (под навесом) и народная столовая на Хитровом рынке.  Фотография П.П. Павлова. 1913 год.
Как хорошо вы знаете исчезнувшую Москву?
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала