14:58 25.02.2019
(обновлено: 18:54 05.03.2021)
Бурые камни вечности, или Второе рождение Москворецкого моста у Кремля
Читать в
В сердце российской столицы полным ходом идет масштабный капитальный ремонт одной из главных достопримечательностей города – Большого Москворецкого моста. Корреспонденты РИА Недвижимости прибыли на стройку, чтобы своими глазами увидеть сложнейшие работы и буквально прикоснуться к истории, ведь реконструкции такого уровня – процесс поистине исторический.
Большой Москворецкий мост в прошлом году отметил свой юбилей – 80 лет. Это внушительный возраст, особенно если учесть, что за это время его еще ни разу не ремонтировали капитально. Впрочем, время разрушает даже такие прочные сооружения, поэтому время для его полной реконструкции и реставрации пришло.
Москворецкий мост
Нынешний мост находится на месте одной из самых старинных переправ через Москву-реку, с XV века здесь находился наплавной мост на пути от Тверской дороги к Серпуховской. При Иване Грозном, у моста на острове Балчуг открылся "царев кабак" для опричников, здание которого в дальнейшем превратилось в доходный дом. В 1789 году мост стал деревянным, в 1829 году приобрел каменные части, но спустя 43 года сгорел. До советских времен здесь стоял мост с металлическими пролетами.
В 1938 году на месте старого Большого Москворецкого моста открылся новый, более просторный и высокий, по проекту именитого архитектора Алексея Щусева. Он стал центральным среди пяти заново отстроенных мостов через Москву-реку – Крымского, Большого Каменного, Большого Устьинского и Большого Краснохолмского. Ширина трехпролетного железобетонного моста составила 40 метров, длина – 554 метра.
Необходимость возведения новых мостов была обусловлена, в том числе, строительством канала Москва-Волга: высота каждого сооружения (14 метров) дала возможность для прохода крупным судам.
В 1938 году на месте старого Большого Москворецкого моста открылся новый, более просторный и высокий, по проекту именитого архитектора Алексея Щусева. Он стал центральным среди пяти заново отстроенных мостов через Москву-реку – Крымского, Большого Каменного, Большого Устьинского и Большого Краснохолмского. Ширина трехпролетного железобетонного моста составила 40 метров, длина – 554 метра.
Необходимость возведения новых мостов была обусловлена, в том числе, строительством канала Москва-Волга: высота каждого сооружения (14 метров) дала возможность для прохода крупным судам.
Золотые заклепки и фонтаны: чем могут похвастаться московские мосты
14 июня 2018, 12:14
Ничто не вечно
Возле моста организована целая штаб-квартира строителей, где расположены разные технические помещения. Корреспондентов приглашают в просторную комнату с длинным столом, за которым как раз идет очередное совещание. На стенах висят схемы и чертежи моста. "Нам нужны опорные части на металл, поэтому, Дима, подпиши бумаги и отдай Андрею", – дает указания начальник подчиненным в ходе собрания. Но при виде журналистов совещающиеся встают, уступая место. Даже как-то неудобно становится. Но заместитель руководителя ГБУ "Гормост" Руслан Болотин успокаивает и предлагает присесть. "Совещание закончилось, теперь мы приступаем к беседе", – говорит он с улыбкой.
© РИА Новости / Кирилл КаллиниковЗаместитель главного инженера подрядной организации, выполняющей ремонт Москворецкого моста, Виталий Еловый у схемы моста
Заместитель главного инженера подрядной организации, выполняющей ремонт Москворецкого моста, Виталий Еловый у схемы моста
"Гарантийный срок службы таких мостов составляет 50 лет, а затем может уже потребоваться капитальный ремонт. До сих пор на Москворецком мосту проводился только косметический ремонт, однако уже начались необратимые разрушения", – рассказывает Болотин.
Деформационные швы – стыки между частями моста на дороге – пришли в негодность. В результате вода и влага стали попадать сквозь них в конструкцию моста, из-за чего стал разрушаться бетон, коррозия поразила несущую арматуру. Нарушилась и общая гидроизоляция сооружения. Интересно, что в местах протечек даже образовались похожие на сосульки наросты, рассказывает заместитель главного инженера подрядной организации, выполняющей ремонт, Виталий Еловый.
Все это привело к тому, что уменьшилась требуемая несущая способность моста, и без ремонта могла бы произойти аварийная ситуация, уточняет Еловый. "Конечно, такой ситуации как в Генуе прошлым летом, не случилось бы: там сооружение было временное, и его эксплуатировали больше положенного срока. Но в любом случае, ничто не вечно, потому и нужен капремонт", – добавляет он.
Ремонтные работы на Москворецком мосту
В сентябре 2018 года одну часть моста в 20 метров шириной закрыли, оставив вторую часть, по две полосы в каждую сторону, для проезда автотранспорта и пешеходов. В мае завершится первый этап ремонта, после чего обновленная часть Москворецкого моста откроется, а вторая закроется – до декабря 2019 года.
«
Будут отреставрированы гранитная облицовка моста, арочные конструкции, въездные группы. Замене подлежит мостовое плотно, гидроизоляция, деформационные швы, железобетонные надарочные конструкции. Также отремонтируют несущие конструкции, усилят фундамент и реконструируют инженерные системы.
Возвращая красно-бурый
Ремонтировать исторический объект, архитектурный памятник куда сложнее, чем обычный, поскольку это большая ответственность, отмечает Болотин.
"Нужно полностью сохранить внешний вид, для этого нужно с точностью до миллиметра измерить все размеры, составить проект ремонта по архивным чертежам. Мы работаем под началом департамента культурного наследия Москвы, с помощью профессиональных реставраторов", – объясняет Еловый.
Ремонтные работы на Москворецком мосту
По его словам, гранитную облицовочную плитку сняли, каждую промаркировали, то есть отметили точное место, где она стояла. Затем камни отвезли в реставрационную мастерскую, там провели многоэтапную очистку – пескоструйную, химическую и биохимическую. Так реставраторы вернули изначальный красно-бурый цвет гранита: со временем в местах крепления на плитке выступила ржавчина.
Почти все отреставрированные камни должны вернуться на свое место. Только около 10% пришлось заменить – те плиты, которые или почти разрушились, или вообще упали в воду из-за того, что крепление прогнило, добавляет эксперт.
Прогулка по стройке
После обстоятельно беседы корреспонденты в сопровождении экспертов отправляются на мост, чтобы своими глазами посмотреть на ход работ. Часть очищенного гранитного камня уже установлена на свое место, между плиток видно паклю. "Потом мы ее уберем, она нужна на время", – отмечает Еловый. Если заглянуть за плитку, с другой стороны она не такая ровная, как снаружи – там это необработанный натуральный камень.
"После установки плиты на металлические крепления, между стеной и камнем заливается цементный раствор, и чтобы он не выливался между плитками, применяется пакля", – объясняет эксперт.
Ремонтные работы на Москворецком мосту
В начале моста сейчас находится городок строителей, который уберут в самом конце первого этапа работ. Поэтому здесь по-прежнему лежит старый асфальт. Дальше он уже полностью снят. Причем на мосту установлены так называемые технологические укрытия от осадков – под брезентовой крышей создана положительная температура, чтобы можно было сейчас укладывать новое покрытие. "Дело в том, что мы довольно ограничены в сроках – это важный столичный объект, рядом с Кремлем и популярным парком "Зарядье". Он не может долгое время находиться в таком виде", – уточняет Болотин.
«
Любопытный факт: за 80 лет высота ограждений для пешеходов сильно уменьшилась – с 80 до 50 сантиметров. Это произошло из-за того, что за все эти годы на мосту положили множество новых слоев асфальта. Теперь вернется правильная высота, уточняет Еловый.
Сбоку у реконструируемой части моста установлены внушительные металлические конструкции, сквозь которые можно разглядеть "внутренности" сооружения, а за ними на воде видны корабли, или плавсредства, как называет их Еловый. "С их помощью мы ремонтируем пролетные арки с воды. И это можно делать, кстати, только зимой, потому что летом здесь будет очень активное движение самых разных судов", – отмечает он.
Ремонтные работы на Москворецком мосту
Несмотря на то, что мост на мост сейчас совсем не похож, зрелище получается впечатляющее. Когда стоишь в центре Москвы, и смотришь на достопримечательности через строительную технику, возникает ощущение причастности к истории: после ремонта мост простоит еще столько же и даже больше, так как ремонт позволит увеличить срок его службы на 20-25 лет.