https://realty.ria.ru/20181102/1532015989.html
По мандату в мавзолей, или Особенности национального туризма в России
По мандату в мавзолей, или Особенности национального туризма в России - Недвижимость РИА Новости, 03.03.2020
По мандату в мавзолей, или Особенности национального туризма в России
С давних времен путешествия рассматривались как способ обогащения – и материального, и духовного. С развитием транспорта туризм стал массовым и начал приносить немалую экономическую выгоду городам. Сайт "РИА Недвижимость" вспомнил, как эта индустрия менялась в России на протяжении веков и какой стала сегодня.
2018-11-02T12:50
2018-11-02T12:50
2020-03-03T12:59
крупным планом
realty-гид – риа недвижимость
городское хозяйство москвы
шри-ланка
мекка
сахалин
антон чехов
николай рерих
константин тон
https://cdnn21.img.ria.ru/images/153201/58/1532015852_0:320:3072:2048_1920x0_80_0_0_0418181a0a9c6cfe0007ed64ee77217b.jpg
МОСКВА, 2 ноя — РИА Недвижимость. С давних времен путешествия рассматривались как способ обогащения — и материального, и духовного. С развитием транспорта туризм стал массовым и начал приносить немалую экономическую выгоду городам. Сайт "РИА Недвижимость" вспомнил, как эта индустрия менялась в России на протяжении веков и какой стала сегодня.От Византии до Мекки В давние времена самостоятельно люди путешествовали крайне редко, обычно в дальние края их отправляли власти — чтобы узнать новые страны и города, чему-то там научиться у иностранцев, для установления политических и торговых взаимоотношений, а также для прокладки сухопутных дорог. Так, во времена Киевской Руси установились весьма тесные связи с Византией, что в итоге привело к принятию на Руси православия, отмечает pr-директор управляющей компании объединенной сети ТБГ и "Горячие туры" Ольга Иванова.На Русь приезжали иностранные послы и купцы. В XIV-XV веках единственная "торговая дорога", соединявшая русские земли с Византией и итальянскими городами, позже — с Османской империей, проходила по воде до порта Сурожь (современный Судак в Крыму), и она контролировалась Золотой Ордой. В Москве этих купцов называли сурожанами, говорит историк, автор проекта "Иди и смотри необычную Москву" Наталья Леонова.Во времена Ивана Грозного на Русь случайно попал английский купец Ричард Ченслор. Он плыл на трех кораблях в Индию, но под Архангельском попал в сильный шторм, одно судно разбилось вдребезги, позже местные жители находили у побережья замороженные тела моряков. Выживших же, в том числе и самого Ченслора, доставили в Москву, рассказывает историк. "В итоге совершенно неожиданно начались торговые взаимоотношения наших стран: мы им поставляли рыбий жир, пушнину, воск, они нам — посуду и другие товары, которых у нас не было", — добавляет Леонова.Внутренний туризм в те времена, по словам собеседницы агентства, выражался в первую очередь в виде паломничества в монастыри и лавры. За рубежом были свои яркие примеры, самый главный среди них — хадж — паломничество к Мекке. Поэтому у фамилий вернувшихся появлялась особая приставка — Хаджи. Но были и те, кто шел в Мекку, чтобы умереть. "Это считалось очень большим божественным благоволением умереть именно там", — поясняет Леонова.В поисках смыслаВ XVIII-XIX веках, с развитием дорожного сообщения между городами и странами, организацией пунктов смены лошадей и постоялых дворов, одиночных путешественников стало гораздо больше. Как рассказывает Леонова, в целом, таких туристов можно разделить на две основные категории. Это представители творческих профессий — архитекторы, скульпторы — которых отправляли на обучение за государственный счет, например, архитектор Константин Тон ездил в Рим за счет казны. И аристократия, которая путешествовала на собственные средства.Знать выезжала за границу учиться, также часто ездили в Европу на воды лечиться, что сопровождалось туристическими поездками. "Выходили в горы, дышать свежим воздухом, или, как Достоевский, уезжали смотреть новые города", — рассказывает автор проекта "Иди и смотри необычную Москву".В XIX веке многие отправлялись в далекие путешествия в поисках смысла жизни. Один из ярких примеров — путешествия художника Рериха, который начал, что интересно, с России. Рерих посетил 40 исторических городов в России, за это время создал около 990 этюдов, поднял вопрос об огромной художественной ценности русской иконописи и архитектуры. Он говорил, что "пора образованному русскому человеку узнать Русь", отмечает Леонова.Довольно много путешествовал и Антон Павлович Чехов, например, он часто бывал на лечении на водах. По словам Леоновой, в 1880-х годах, когда у него наступил своеобразных кризис после публикаций в разных юмористических журналах, он решил отправиться в далекое путешествие. Сначала он хотел в кругосветку, потом думал поехать в Среднюю Азию, в Персию (так до 1935 года в западных странах называли Иран). В итоге Чехов отправился на Сахалин, путешествовал по морю, плыл через Шри-Ланку, тогда еще английскую колонию.Первые туробществаВ 1845 году в Петербурге было основано Русское географическое общество. Это старейшее географическое общество в мире после Парижского, Берлинского и Лондонского. В числе его главных задач были сбор и распространение достоверных географических сведений, освоение Сибири и Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Мирового океана, развитие мореплавания, открытие и изучение новых земель, метеорология и климатология. Как отмечает Леонова, примечательно, что вступить в это общество мог кто угодно, то есть географом для этого быть было необязательно.К концу XIX столетия начал зарождаться организованный туризм, говорит Иванова. Тогда стали создаваться общества туристической направленности, которые занимались организацией экскурсионных поездок, договаривались с гостиницами о специальных условиях размещения для своих членов, издавали путеводители и налаживали контакты с туристическими компаниями за рубежом. В качестве примера таких российских туркомпаний можно привести петербургское Общество велосипедистов-туристов, открытое в 1895 году.В 1900 году также был основан первый в России клуб альпинистов — Русское горное общество. Члены этого клуба изучали горы на практике, причем задумка организаторов заключалась в том, чтобы обыкновенные туристы тоже приносили пользу науке: их горные восхождения сопровождались изучением флоры и фауны и так далее, отмечает Леонова.Спустя еще десятилетие в Москве начались регулярные экскурсионные поездки для школьников. В 1910 годах подмосковные губернии начали отправлять учеников на экскурсии в Москву за счет московского губернского земства. "Начинались такие выезды 10 мая, заканчивались 20 августа. Дети знакомились как с древними памятниками: Кремлем, Красной площадью, Оружейной палатой, разными соборами, палатами бояр Романовых и другими, так и с жизнью современного крупного города. Также дети посещали политехнический музей, смотрели на научные новинки, и зоологический сад — будущий городской зоопарк", — рассказывает Леонова.Дадим по бюрократизмуПосле революции граждане нового государства ездили за границу, чтобы знакомиться с технологическими новинками. А также с архитектурой — так, кстати, у нас появились "сталинские" высоки. Много кто ездил в США, поскольку, по словам Леоновой, эта страна тогда признала нашу. "Ильф и Петров после поездки сняли "Одноэтажную Америку", — добавляет она.Американцы помогали СССР, например предприниматель Арманд Хаммер. Он был лично знаком с Лениным, который ему выписал мандат на посещения в любое время дня и ночи. "Есть даже легенда, будто после смерти Владимира Ильича, когда он и лежал в мавзолее, Хаммер пришел к его дверям, но войти ему запретили. Тогда он достал мандат, и охрана его впустила", — отмечает историк.Иностранцы приезжали в СССР с большим интересом: они хотели посмотреть, что происходит в России после свержения монархии. В 1930 годы, по информации Леоновой, например, приезжали Герберт Уэллс, Роман Ролан. Как рассказывает историк, после открытия метро в Москву прибыли английские инженеры, и особенно им понравилась станция "Кропоткинская". Они начали разыскивать архитектора — Алексея Душкина, а он в то время был под стражей из-за обвинений его брата в контрреволюционной деятельности. Архитектора сразу же выпустили, после он продолжил свой творческий путь.Еще с начала XX века постепенно во всем мире и в России развивался автомобильный туризм, но тогда было недостаточно бензоколонок, потому поездки были возможны только не недалекие расстояния. К 1930 годам заправок в СССР стало ощутимо больше, и этот вид туризма начал развиваться быстрыми темпами, чему способствовали также разнообразные автопробеги, описанные в романе "Золотой теленок", с девизами вроде "дадим автопробегом по бюрократизму!", отмечает Леонова.Линия партииПосле Великой Отечественной войны некоторые открытые до этого города стали закрытыми для иностранцев, например, с 1959 года закрыли Горький (Нижний Новгород) из-за повышенного внимания иностранных гостей к расположенным там оборонным предприятиям. Также был закрытым Кронштадт, снова он стал доступен для посещений только в 1996 году.В СССР иностранных туристов пускали, но после серьезных проверок и в основном организованными группами. Заниматься приемом зарубежных граждан могли только государственные туристические организации, гидами и экскурсоводами могли работать исключительно сотрудники этих компаний."Экскурсии устраивались по строго определенным маршрутам, в рассказах не допускалось никаких вольностей, баек и легенд, обязательно было придерживаться партийной линии. Старались меньше говорить об истории, редко называли имена бывших владельцев усадьб и зданий, упоминали только архитекторов, а затем много рассказывали о настоящем, о том, как теперь используется сооружение", — рассказывает Леонова.Все эти правила касались не только иностранцев, но и отечественных туристов — партийной линии должны были придерживаться все без исключения. При этом самим советским гражданам было довольно сложно выехать за границу, особенно в западные страны.После распада СССР и открытия железного занавеса началось активное развитие выездного туризма, стала формироваться современная туристическая индустрия. Тогда возникали туристические операторы, занимающиеся организацией туров как за рубеж, так и по России, а также множество туристических агентств, в которых эти туры продаются. "Россияне, которые прежде не имели возможности выезжать за рубеж, начали открывать для себя мир", — говорит Иванова.Тренды современностиНовым витком в развитии туристической индустрии в России, по словам Ивановой, стало проведение Олимпиады в Сочи, а также чемпионата мира по футболу 2018 года. "Очень показательным стало проведение ЧМ-2018, на который съехалось множество иностранных болельщиков. Чемпионат также способствовал росту активности перемещения наших сограждан внутри страны", — отмечает Иванова.К чемпионату готовились разные города страны, везде улучшалась инфраструктура, строились новые современные гостиницы. Сейчас практически в любом российском городе есть хорошие условия размещения, подходящие для гостей с любым бюджетом, отмечает кинопродюсер, учредитель российского клуба коллекционеров современного искусства Пьер Кристиан Броше. Как следствие, туристический поток иностранцев в Россию постепенно увеличивается. Например, по данным столичного департамента спорта и туризма, по итогам прошлого года Москву посетило 21,6 миллионов туристов. В 2018 году прогнозируется увеличение туристического потока примерно на 10%.Многие иностранцы особенно отмечают изменения в столице России, связанные с созданием новых пешеходных пространств, с тем, что в центральной части города убрали мешающие красивым фото провода, а также рекламные растяжки. Теперь Москва, по уровню своего развития, приблизилась к европейским столицам. "Москва действительно заметно изменилась в лучшую сторону. С точки зрения приезжего просто несравнимо с тем, что было 10-12 лет назад. Вообще, это очень впечатляющий город: и благодаря своим размерам, и особому менталитету жителей", — поделился своими впечатлениями немецкий инженер-технолог по технологиям водоподготовки и водоочистки Юрген Хайнрихмайер.Партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова отмечает, что для туристов важно, что город чистый, есть зоны для прогулок, парки, магазины в формате стрит-ритейла, разнообразные кафе и рестораны. Но в контексте иностранного туризма акценты немного сдвигаются — большинство тех, кто прибывает в Москву из дальнего зарубежья с целью туризма, путешествуют в составе групп. Это связано с визовыми формальностями и языковым барьером.Визовые трудности отмечает и Броше: "На мой взгляд, если бы визу в Россию можно было получить быстрее, то туристический поток увеличился бы". Впрочем, по словам Ивановой, власти помимо заключений двусторонних соглашений разными странами, готовы продолжать работу в направлении упрощения въездного режима в РФ, так как понимают, что отрасль способна принести весомый вклад в бюджет страны."Также для туристов важны сувениры. С этим в Москве тоже произошли существенные положительные изменения. Если в 1990-е — начале 2000-х можно было купить только матрешки и шапки-ушанки, то сейчас — большое количество разнообразнейших изделий, как традиционных, так и модерновых форм и технологий. Например, ростовская финифть традиционно предлагала изделия религиозной тематики, а сейчас делает и серьги, и броши, и кольца очень оригинальных форм при сохранении традиций в технологии росписи", — говорит Смирнова.Для групповых туристов важно состояние объектов показа, интересная экскурсионная программа, организация работы наземного транспорта, и это в столице тоже улучшилось. Например, гораздо разнообразнее становятся экскурсионные программы. "Дело в том, что в последнее время многих экскурсантов уже не устраивают традиционные туры — растет спрос на необычные экскурсии. Но ими в основном пользуются сами же москвичи, желающие лучше узнать свой город", — заключает Леонова.
https://realty.ria.ru/20180710/1524286434.html
https://realty.ria.ru/20180906/1527930104.html
шри-ланка
мекка
сахалин
россия
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2018
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/153201/58/1532015852_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_3cf3ed2e9245385b5c4d6a3b68cc6a15.jpgНедвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Недвижимость РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
крупным планом, realty-гид – риа недвижимость, городское хозяйство москвы, шри-ланка, мекка, сахалин, антон чехов, николай рерих, константин тон, русское географическое общество, комплекс городского хозяйства москвы, туризм, россия
Крупным планом, Realty-гид – РИА Недвижимость, Городское хозяйство Москвы, Шри-Ланка, Мекка, Сахалин, Антон Чехов, Николай Рерих, Константин Тон, Русское географическое общество, Комплекс городского хозяйства Москвы, Туризм, Россия
МОСКВА, 2 ноя — РИА Недвижимость. С давних времен путешествия рассматривались как способ обогащения — и материального, и духовного. С развитием транспорта туризм стал массовым и начал приносить немалую экономическую выгоду городам. Сайт "РИА Недвижимость" вспомнил, как эта индустрия менялась в России на протяжении веков и какой стала сегодня.
В давние времена самостоятельно люди путешествовали крайне редко, обычно в дальние края их отправляли власти — чтобы узнать новые страны и города, чему-то там научиться у иностранцев, для установления политических и торговых взаимоотношений, а также для прокладки сухопутных дорог. Так, во времена Киевской Руси установились весьма тесные связи с Византией, что в итоге привело к принятию на Руси православия, отмечает pr-директор управляющей компании объединенной сети ТБГ и "Горячие туры" Ольга Иванова.
На Русь приезжали иностранные послы и купцы. В XIV-XV веках единственная "торговая дорога", соединявшая русские земли с Византией и итальянскими городами, позже — с Османской империей, проходила по воде до порта Сурожь (современный Судак в Крыму), и она контролировалась Золотой Ордой. В Москве этих купцов называли сурожанами, говорит историк, автор проекта "Иди и смотри необычную Москву" Наталья Леонова.
Во времена Ивана Грозного на Русь случайно попал английский купец Ричард Ченслор. Он плыл на трех кораблях в Индию, но под Архангельском попал в сильный шторм, одно судно разбилось вдребезги, позже местные жители находили у побережья замороженные тела моряков. Выживших же, в том числе и самого Ченслора, доставили в Москву, рассказывает историк. "В итоге совершенно неожиданно начались торговые взаимоотношения наших стран: мы им поставляли рыбий жир, пушнину, воск, они нам — посуду и другие товары, которых у нас не было", — добавляет Леонова.
Внутренний туризм в те времена, по словам собеседницы агентства, выражался в первую очередь в виде паломничества в монастыри и лавры. За рубежом были свои яркие примеры, самый главный среди них — хадж — паломничество к Мекке. Поэтому у фамилий вернувшихся появлялась особая приставка — Хаджи. Но были и те, кто шел в Мекку, чтобы умереть. "Это считалось очень большим божественным благоволением умереть именно там", — поясняет Леонова.
В XVIII-XIX веках, с развитием дорожного сообщения между городами и странами, организацией пунктов смены лошадей и постоялых дворов, одиночных путешественников стало гораздо больше. Как рассказывает Леонова, в целом, таких туристов можно разделить на две основные категории. Это представители творческих профессий — архитекторы, скульпторы — которых отправляли на обучение за государственный счет, например, архитектор Константин Тон ездил в Рим за счет казны. И аристократия, которая путешествовала на собственные средства.
Знать выезжала за границу учиться, также часто ездили в Европу на воды лечиться, что сопровождалось туристическими поездками. "Выходили в горы, дышать свежим воздухом, или, как Достоевский, уезжали смотреть новые города", — рассказывает автор проекта "Иди и смотри необычную Москву".
В XIX веке многие отправлялись в далекие путешествия в поисках смысла жизни. Один из ярких примеров — путешествия художника Рериха, который начал, что интересно, с России. Рерих посетил 40 исторических городов в России, за это время создал около 990 этюдов, поднял вопрос об огромной художественной ценности русской иконописи и архитектуры. Он говорил, что "пора образованному русскому человеку узнать Русь", отмечает Леонова.
Довольно много путешествовал и Антон Павлович Чехов, например, он часто бывал на лечении на водах. По словам Леоновой, в 1880-х годах, когда у него наступил своеобразных кризис после публикаций в разных юмористических журналах, он решил отправиться в далекое путешествие. Сначала он хотел в кругосветку, потом думал поехать в Среднюю Азию, в Персию (так до 1935 года в западных странах называли Иран). В итоге Чехов отправился на Сахалин, путешествовал по морю, плыл через Шри-Ланку, тогда еще английскую колонию.
В 1845 году в Петербурге было основано Русское географическое общество. Это старейшее географическое общество в мире после Парижского, Берлинского и Лондонского. В числе его главных задач были сбор и распространение достоверных географических сведений, освоение Сибири и Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Мирового океана, развитие мореплавания, открытие и изучение новых земель, метеорология и климатология. Как отмечает Леонова, примечательно, что вступить в это общество мог кто угодно, то есть географом для этого быть было необязательно.
К концу XIX столетия начал зарождаться организованный туризм, говорит Иванова. Тогда стали создаваться общества туристической направленности, которые занимались организацией экскурсионных поездок, договаривались с гостиницами о специальных условиях размещения для своих членов, издавали путеводители и налаживали контакты с туристическими компаниями за рубежом. В качестве примера таких российских туркомпаний можно привести петербургское Общество велосипедистов-туристов, открытое в 1895 году.
В 1900 году также был основан первый в России клуб альпинистов — Русское горное общество. Члены этого клуба изучали горы на практике, причем задумка организаторов заключалась в том, чтобы обыкновенные туристы тоже приносили пользу науке: их горные восхождения сопровождались изучением флоры и фауны и так далее, отмечает Леонова.
Спустя еще десятилетие в Москве начались регулярные экскурсионные поездки для школьников. В 1910 годах подмосковные губернии начали отправлять учеников на экскурсии в Москву за счет московского губернского земства. "Начинались такие выезды 10 мая, заканчивались 20 августа. Дети знакомились как с древними памятниками: Кремлем, Красной площадью, Оружейной палатой, разными соборами, палатами бояр Романовых и другими, так и с жизнью современного крупного города. Также дети посещали политехнический музей, смотрели на научные новинки, и зоологический сад — будущий городской зоопарк", — рассказывает Леонова.
После революции граждане нового государства ездили за границу, чтобы знакомиться с технологическими новинками. А также с архитектурой — так, кстати, у нас появились "сталинские" высоки. Много кто ездил в США, поскольку, по словам Леоновой, эта страна тогда признала нашу. "Ильф и Петров после поездки сняли "Одноэтажную Америку", — добавляет она.
Американцы помогали СССР, например предприниматель Арманд Хаммер. Он был лично знаком с Лениным, который ему выписал мандат на посещения в любое время дня и ночи. "Есть даже легенда, будто после смерти Владимира Ильича, когда он и лежал в мавзолее, Хаммер пришел к его дверям, но войти ему запретили. Тогда он достал мандат, и охрана его впустила", — отмечает историк.
Иностранцы приезжали в СССР с большим интересом: они хотели посмотреть, что происходит в России после свержения монархии. В 1930 годы, по информации Леоновой, например, приезжали Герберт Уэллс, Роман Ролан. Как рассказывает историк, после открытия метро в Москву прибыли английские инженеры, и особенно им понравилась станция "Кропоткинская". Они начали разыскивать архитектора — Алексея Душкина, а он в то время был под стражей из-за обвинений его брата в контрреволюционной деятельности. Архитектора сразу же выпустили, после он продолжил свой творческий путь.
Еще с начала XX века постепенно во всем мире и в России развивался автомобильный туризм, но тогда было недостаточно бензоколонок, потому поездки были возможны только не недалекие расстояния. К 1930 годам заправок в СССР стало ощутимо больше, и этот вид туризма начал развиваться быстрыми темпами, чему способствовали также разнообразные автопробеги, описанные в романе "Золотой теленок", с девизами вроде "дадим автопробегом по бюрократизму!", отмечает Леонова.
После Великой Отечественной войны некоторые открытые до этого города стали закрытыми для иностранцев, например, с 1959 года закрыли Горький (Нижний Новгород) из-за повышенного внимания иностранных гостей к расположенным там оборонным предприятиям. Также был закрытым Кронштадт, снова он стал доступен для посещений только в 1996 году.
В СССР иностранных туристов пускали, но после серьезных проверок и в основном организованными группами. Заниматься приемом зарубежных граждан могли только государственные туристические организации, гидами и экскурсоводами могли работать исключительно сотрудники этих компаний.
"Экскурсии устраивались по строго определенным маршрутам, в рассказах не допускалось никаких вольностей, баек и легенд, обязательно было придерживаться партийной линии. Старались меньше говорить об истории, редко называли имена бывших владельцев усадьб и зданий, упоминали только архитекторов, а затем много рассказывали о настоящем, о том, как теперь используется сооружение", — рассказывает Леонова.
Все эти правила касались не только иностранцев, но и отечественных туристов — партийной линии должны были придерживаться все без исключения. При этом самим советским гражданам было довольно сложно выехать за границу, особенно в западные страны.
После распада СССР и открытия железного занавеса началось активное развитие выездного туризма, стала формироваться современная туристическая индустрия. Тогда возникали туристические операторы, занимающиеся организацией туров как за рубеж, так и по России, а также множество туристических агентств, в которых эти туры продаются. "Россияне, которые прежде не имели возможности выезжать за рубеж, начали открывать для себя мир", — говорит Иванова.
Новым витком в развитии туристической индустрии в России, по словам Ивановой, стало проведение Олимпиады в Сочи, а также чемпионата мира по футболу 2018 года. "Очень показательным стало проведение ЧМ-2018, на который съехалось множество иностранных болельщиков. Чемпионат также способствовал росту активности перемещения наших сограждан внутри страны", — отмечает Иванова.
К чемпионату готовились разные города страны, везде улучшалась инфраструктура, строились новые современные гостиницы. Сейчас практически в любом российском городе есть хорошие условия размещения, подходящие для гостей с любым бюджетом, отмечает кинопродюсер, учредитель российского клуба коллекционеров современного искусства Пьер Кристиан Броше. Как следствие, туристический поток иностранцев в Россию постепенно увеличивается. Например, по данным столичного департамента спорта и туризма, по итогам прошлого года Москву посетило 21,6 миллионов туристов. В 2018 году прогнозируется увеличение туристического потока примерно на 10%.
Многие иностранцы особенно отмечают изменения в столице России, связанные с созданием новых пешеходных пространств, с тем, что в центральной части города убрали мешающие красивым фото провода, а также рекламные растяжки. Теперь Москва, по уровню своего развития, приблизилась к европейским столицам. "Москва действительно заметно изменилась в лучшую сторону. С точки зрения приезжего просто несравнимо с тем, что было 10-12 лет назад. Вообще, это очень впечатляющий город: и благодаря своим размерам, и особому менталитету жителей", — поделился своими впечатлениями немецкий инженер-технолог по технологиям водоподготовки и водоочистки Юрген Хайнрихмайер.
Партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова отмечает, что для туристов важно, что
город чистый, есть зоны для прогулок, парки, магазины в
формате стрит-ритейла, разнообразные кафе и рестораны. Но в контексте иностранного туризма акценты немного сдвигаются — большинство тех, кто прибывает в Москву из дальнего зарубежья с целью туризма, путешествуют в составе групп. Это связано с визовыми формальностями и языковым барьером.
Визовые трудности отмечает и Броше: "На мой взгляд, если бы визу в Россию можно было получить быстрее, то туристический поток увеличился бы". Впрочем, по словам Ивановой, власти помимо заключений двусторонних соглашений разными странами, готовы продолжать работу в направлении упрощения въездного режима в РФ, так как понимают, что отрасль способна принести весомый вклад в бюджет страны.
"Также для туристов важны сувениры. С этим в Москве тоже произошли существенные положительные изменения. Если в 1990-е — начале 2000-х можно было купить только матрешки и шапки-ушанки, то сейчас — большое количество разнообразнейших изделий, как традиционных, так и модерновых форм и технологий. Например, ростовская финифть традиционно предлагала изделия религиозной тематики, а сейчас делает и серьги, и броши, и кольца очень оригинальных форм при сохранении традиций в технологии росписи", — говорит Смирнова.
Для групповых туристов важно состояние объектов показа, интересная экскурсионная программа, организация работы наземного транспорта, и это в столице тоже улучшилось. Например, гораздо разнообразнее становятся экскурсионные программы. "Дело в том, что в последнее время многих экскурсантов уже не устраивают традиционные туры — растет спрос на необычные экскурсии. Но ими в основном пользуются сами же москвичи, желающие лучше узнать свой город", — заключает Леонова.