МОСКВА, 12 окт — РИА Недвижимость. Мировые мегаполисы сейчас переживают цифровую эпоху своего развития — многие предположения фантастов становятся реальными. Сайт "РИА Недвижимость" решил разобраться, что же представляют собой "города будущего" и как решаются возникающие при этом проблемы переустройства мира.
Человечество: от аграриев к оцифрованности
Примерно в середине прошлого столетия произошла своеобразная "цифровая" революция, после которой началась постиндустриальная, или электронная, эпоха. Это период продолжается сегодня, и отличается от предыдущего, прежде всего, сдвигом от промышленной к компьютеризованной, оцифрованной индустрии.
Глобально же в истории человечества можно выделить три основных эпохи развития — аграрную, индустриальную и постиндустриальную, то есть цифровую. Например, такая теория описана в одном из бестселлеров The New York Times, книге Элвина Тоффлера "Третья волна" (The Third Wave: The Classic Study of Tomorrow) 1980 года выпуска.
Городские метаморфозы
Первая эпоха: центр за стеной
Столь глобальные изменения во всем мире коснулись и мегаполисов. Причем в развитии городов можно выделить пять эпох со времен Средневековья, отмечает управляющий партнер Savills в России Дмитрий Халин.
Первая эпоха, собственно, средневековая. По сути, этот период можно соотнести с аграрной глобальной эпохой развития человечества. Изначально города окружались высокими массивными деревянными или каменными стенами, например, в Москве это Кремль. Со временем города переставали вмещаться в пределы стен, поэтому вокруг возникали предместья, разрастались улицы.
"Лучшие районы с точки зрения их качества и близости к Кремлю занимали дома наиболее богатых и преуспевающих горожан. Чем дальше от Кремля, тем хуже были места, "на неудобьях" селились ремесленники и крестьяне", — рассказывает Халин.
Центральным местом в средневековых городах обычно была рыночная площадь, неподалеку от которой располагался городской собор и ратуша, на Руси — церковь, княжеские палаты. Рыночная площадь была местом встречи и общения горожан, где они узнавали новости, отмечает генеральный директор архитектурного бюро AI-architects Иван Колманок. В целом, тогда города представляли собой центры взаимодействия сельских общин.
Вторая эпоха: промышленное построение
С начала промышленной революции в XVIII веке наступила вторая эпоха развития городов, когда они стали трансформироваться в индустриальные центры. Промышленная революция сопровождалась резким повышением производительности труда, экономическим ростом и, соответственно, ростом численности городского населения. По словам Колманка, уже к середине XVIII века в Западной Европе было около 15 городов с населением более 100 тысяч человек.
От старых городов, беспорядочно застраивавшихся деревянными или каменными зданиями, новые города отличались более строгой планировкой, как в Петербурге. Тогда появились мостовые и уличное освещение, площади стали превращаться в транспортные развязки, сильно выросла этажность зданий. При этом рынки и базарные площади по-прежнему играли довольно значительную роль в общественной жизни горожан, но тогда их дополнили заводы и фабрики и заводские собрания.
Третья эпоха: потребляй и властвуй
Третья эпоха ознаменовалась появлением "городов потребления". Горожане стали жить лучше, а потому приобретать все больше и больше товаров, говорит Халин. В этот период в городах в десятки раз увеличилось количество магазинов, стали появляться крупные универмаги и торговые центры. К примеру, лондонский Harrods, появившись в 1830-х годах как бакалейная лавка, к 1880 году стал огромным универмагом, отмечает Колманок.
Росло тогда и число трактиров, ресторанов, массовую доступность получили театры, появилось кино, в целом улучшалась инфраструктура. "И все это — новые общественные зоны. Олицетворением этой эпохи можно считать появление в пустыне Лас-Вегаса — города развлечений", — добавляет Колманок.
Четвертая эпоха: финансовая гравитация
В четвертую эпоху города превратились в финансовые центры. Они стали появляться и формироваться с середины ХХ века. В это время началась глобализация экономики, главенствующую роль в мире получили международные компании. "А в городах центрами притяжения стали деловые кварталы", — уточняет Халин.
Тогда в городах стали возникать целые финансовые центры, своеобразные "города внутри городов", которые создавались на месте выводящихся за пределы города промышленных предприятий. У каждого мегаполиса появился свой "сити", живущий по собственным законам и распорядку, говорит Колманок. В этот период в городах стала отчетливо проявляться маятниковая миграция — люди работают в финансовых центрах, а живут в отдаленных районах и все больше разрастающихся пригородах.
Пятая эпоха: цифровые мегаполисы
Сегодня мы живем в пятой эпохе, жизнь в городах теперь нераздельно связана с электронными технологиями. "Роботизируется выпуск продукции, автоматизируются многие рабочие процессы, меньше людей занято в производстве. При этом растет потребность изобретать все новые и новые продукты и услуги. В итоге производственные цепочки укорачиваются, бизнес-процессы ускоряются", — рассказывает генеральный директор архитектурного бюро IND architects Амир Идиатулин.
В цифровую эпоху немалая часть нашей жизни перешла в область виртуальной реальности. С одной стороны, эта ситуация имеет очевидные плюсы: теперь, для того, чтобы узнать или передать какую угодно информацию нужны считанные секунды, можно удаленно работать, быть на связи с друзьями и коллегами, а также, по сути, с любым человеком на планете, буквально в любой точке мира. Благодаря чему со временем будет становиться все меньше и меньше маятниковая миграция, поскольку часть сотрудников будет работать из дома.
С другой стороны, все это делает человеческую жизнь в какой-то степени искусственной: из-за развития интернета и социальных сетей, живое общение люди подменяют виртуальным, в итоге увеличивается их разобщенность.
Именно поэтому в современных мегаполисах особую ценность приобретают общественные места, отмечает Халин. В первую очередь речь идет о благоустроенных территориях — улицах, площадях, парках. Это интересные знаковые места, где проводятся различные мероприятия, лекции, концерты на открытом воздухе и прочее, эти центры становятся точками притяжения.
По такому пути идут все развитые города мира, Москва в том числе. За последние пять лет столица России сильно преобразилась — благоустроено более 300 улиц, некоторые из них стали полностью пешеходными, город активно озеленяется, были созданы новые парки и скверы, отремонтированы старые. В городе организовали немало новых общественных пространств, которые действительно превратились в точки притяжения.
Например, уже несколько лет постепенно благоустраиваются набережные Москвы-реки, они превращаются в новые общественные пространства. В результате в центре столицы появилось несколько пешеходных маршрутов вдоль реки, самый длинный из них составляет более 17 километров, протянувшись от "Москвы-Сити" до Таганской площади.
Также в городе, по зарубежному примеру, создаются парки буквально на пустом месте. В рамках работ по благоустройству в Москве появилось немало новых пешеходных улиц. Один из самых ярких примеров — улица Никольская, ставшая после проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года новой столичной достопримечательностью.
Идиатулин добавляет, что в городах также создаются условия для общения и сотрудничества профессионалов разных специальностей из разных компаний. "Как в офисе стираются границы между подразделениями, так и в городе все больше будет создаваться кластеров, где формируется благоприятная среда для сотрудничества бизнесов, такие как столичные Artplay или "Флакон", — поясняет он.
Города будущего
По мнению Халина, города будущего — это своеобразное возвращение к тому, с чего мы начали — к первой эпохе развития, когда общественные городские пространства используются в первую очередь для общения.
"В средние века это были крестьяне, которые обрабатывали каждый свое поле, а потом приезжали в городской центр торговать и отдыхать. Сегодняшние городские жители реализуют в таких местах свою потребность в общении. Поэтому для городов будущего развитие подобных мест для общения и отдыха разных социальных групп и групп по интересам — это одна из самых главных черт, которая будет определять их успешность и жизнеспособность", — поясняет эксперт.
Примерно такой же точки зрения придерживаются в компании PwC: "Город будущего ориентирован на граждан, которые представляют собой как цель, так и главный ресурс города. Такой город подразумевает наилучшие условия для создания семьи (социальная инфраструктура, система здравоохранения, воспитания и образования), развития местных сообществ, обучения и самореализации для граждан всех возрастов".
Более того, мегаполисы будущего должны становиться центрами притяжения для всего мира: для туристов, талантов и, как следствие, инвестиций.