Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Унесенные временем: доминанты Москвы, которых мы больше не увидим

Во время масштабной реконструкции Москвы в 1930-х годах было снесено немало зданий и сооружений: советская власть тогда не сильно заботилась о сохранении исторической застройки. При этом некоторые из утраченных строений были настоящими архитектурными памятниками и доминантами города. Сайт "РИА Недвижимость" вспоминает самые интересные из них.

МОСКВА, 11 окт — РИА Недвижимость. Во время масштабной реконструкции Москвы в 1930-х годах было снесено немало зданий и сооружений: советская власть тогда не сильно заботилась о сохранении исторической застройки. При этом некоторые из утраченных строений были настоящими архитектурными памятниками и доминантами города. Сайт "РИА Недвижимость" вспоминает самые интересные из них.

Сухарева башня — невеста колокольни

На западный манер

В 1695 году на пересечении современных Садового кольца и улицы Сретенка, на месте старых деревянных Сретенских ворот, завершилось строительство Сухаревой башни, высота которой достигала 64 метров. Это было первое в России столь масштабное гражданское сооружение, и в народе башню даже прозвали невестой колокольни Ивана Великого.

Строительство сооружения началось в 1692 году по указу Петра I. Согласно одной из версий, царь повелел возвести здесь башню в благодарность Лаврентию Сухареву, чей полк в конце XVII столетия охранял Сретенские ворота. В 1689 году Петр был вынужден бежать через ворота в Троице-Сергиеву лавру от своей старшей сестры Софьи, желавшей свергнуть его с престола. Полк Сухарева встал на защиту царя и пошел за ним. По другой версии, строительством башни Петр I хотел ознаменовать свою победу в противостоянии.

© РИА Новости / Евгений Леонов / Перейти в фотобанкРепродукция литографии Ф. Бенуа "Сухарева башня. Конец 1840 г.г.". Из сборника "Русская старина" 1847 года. Находится в коллекции Музея истории города МосквыРепродукция литографии Ф. Бенуа Сухарева башня. Конец 1840 г.г.. Из сборника Русская старина 1847 года. Находится в коллекции Музея истории города Москвы

Сухарева башня была построена в стиле московского, или нарышкинского, барокко, которое представляло собой переход от архитектуры старой патриархальной Москвы к западноевропейскому петровскому барокко. Этот стиль стал лишь небольшим эпизодом в истории русского зодчества, и потому здания, относящиеся к нему, особенно ценны.

Также в архитектуре сооружения явно читались псевдоготические мотивы. По словам историка, автора проекта "Иди и смотри необычную Москву" Натальи Леоновой, Петр после своих путешествий по Европе, где он был впечатлен готическими ратушами, пожелал увидеть что-то подобное у себя в стране.

"Кроме того, изначально предполагалось, что нижняя часть сооружения должна была напоминать корабль, а сама башня — его парус. Однако в полной мере этот план по каким-то причинам реализовать не удалось", — отмечает историк.

Маги, масоны, водные резервуары

С Сухаревой башней было связано множество легенд. Дело в том, что здесь на третьем ярусе располагалась школа математических и навигацких наук, которую возглавлял Яков Брюс. Примечательно, что Михаил Ломоносов сначала собирался поступать именно туда. Но поскольку там преподавали в основном точные науки, а он тяготел к гуманитарным, в итоге он выбрал Славяно-греко-латинскую академию.

© РИА Новости / М. Блинов / Перейти в фотобанкСухаревская площадь. Здание Сухаревой башни. Репродукция почтовой открытки начала 20 векаСухаревская площадь. Здание Сухаревой башни. Репродукция почтовой открытки начала 20 века

По словам Леоновой, Брюса москвичи в основном называли чернокнижником, магом и чародеем. А он был ученым человеком, возглавлял при Петре I московскую Синодальную типографию. Все эти домыслы были связаны с научными разработками, которые проводились здесь учеными. Например, Брюс работал над созданием летательных машин, до наших дней даже сохранились чертежи, горожане же, которые видели "железные крылья", воспринимали их за что-то страшное и колдовское.

"Некий свечной торговец Алексей Морозов утверждал, что как-то в сумерках сам видел, как из окон Сухаревой башни вылетают железные птицы. После этого по городу пошел тревожный слух, что лютеранин Брюс общается с нечистой силой и с ее помощью заколдовывает живых людей, крики которых разносятся по окрестностям в летающих железных драконах", — рассказывает о слухах тех лет историк.

Крестовские водонапорные башни
Краснокирпичное перо: самые роскошные коммунальные сооружения МосквыГородские коммунальные сооружения ассоциируются с чем-то безликим и даже некрасивым. Однако до революции такие объекты в Москве, наоборот, представляли собой произведения архитектурного искусства. Сайт "РИА Недвижимость" показывает работы одного из лучших "коммунальных" зодчих того времени Максима Геппенера.
На последнем этаже башни находилась первая в России астрономическая обсерватория, поэтому часто по ночам это окно светилось. Москвичи, видя по ночам свет на самом верху башни, стали думать, что дело там точно не чисто.

Также по легендам, в Сухаревой башне проходили заседания первой российской масонской ложи "Нептуново общество". По ночам в здании собирался тайный царский совет. Члены общества тогда занимались не серьезными масонскими вещами, как это было позже, а астрологией, чародейством и магией — то есть ставили физические и химические опыты, а также проводили спиритические сеансы, говорит Леонова.

В 1715 году Навигационную школу перевели в Петербург, а в Сухаревой башне разместилась Адмиралтейская контора. Спустя более 100 лет, в 1829 году на втором этаже сооружения были установлены резервуар первого в Москве Мытищинского водопровода. Резервуар вмещал 6500 ведер воды, в 1854 году объем был увеличен до 7 тысяч. Водонапорной башня продолжала оставаться до 1892 года, когда были построены Крестовские водонапорные башни, построенные по проекту архитектора Максима Геппенера. Эти башни тоже не сохранились до наших дней.

В поисках библиотеки Ивана Грозного

В 1931 году, в соответствии с разработанным генпланом реконструкции Москвы, Сухареву башню предписывалось снести, поскольку она, по мнению советских властей, мешала развитию транспортной системы. Но на защиту архитектурного памятника встали именитые архитекторы, искусствоведы, художники. Они даже разработали проект реконструкции Сухаревской площади, который позволял сохранить башню. Но Сталин остался непреклонен, и в 1934 году сооружение снесли.

Историк, администратор экскурсионного сообщества "Яузская Москва" Андрей Леднёв отмечает, что в этом нет ничего удивительного: при разработке генплана реконструкции Москвы всерьез обсуждалась возможность полного сноса сложившегося города и строительства на его месте совершенно нового. Но все же было решено сохранить основы исторической застройки, но с коренной перепланировкой.

В народе было и другое объяснение уничтожению одного из символов Москвы. "Ходили слухи, будто в стенах башни была спрятана библиотека Ивана Грозного, а также "Черная книга", которую писал сам Сатана. Их-то и хотел найти Сталин. Интересно, что башню действительно не просто снесли, а разбирали стены по кирпичикам", — рассказывает Леонова.

Красные ворота — каменная доминанта

Как ворота каменными стали

Еще одной московской доминантой была триумфальная арка Красные ворота, располагавшаяся на месте современной одноименной площади.

Впервые на этом месте деревянные триумфальные ворота были поставлены по указу Петра I в честь победы в Полтавской битве. Место выбрано не случайно. "Тогда здесь проходил путь от Кремля до царской резиденции в Лефортове: Мясницкая и Новая Басманная были главными улицами Москвы наряду с Тверской", — поясняет Леднёв.

Это первая установленная в России триумфальная арка. Но поскольку ворота были деревянными, они неоднократно горели и постоянно перестраивались. Так, к коронации Екатерины I в 1724 году здесь были поставлена новая арка, но в 1732 году снова сгорела. В следующий раз сооружение было восстановлено к коронации Елизаветы Петровны в 1742 году, но спустя некоторое время снова сгорело.

В результате к 1757 году здесь, на созданной по специальному проекту новой площади, появилась каменная версия триумфальной арки. Сооружение сохранило общие пропорции, формы и элементы своих деревянных предшественников, но стало выше предыдущих ворот на 26 метров. Проект площади и арки разработал архитектор Дмитрий Ухтомский.

© РИА Новости / Михаил Успенский / Перейти в фотобанкРепродукция литографии XIX века "Каменные Красные ворота". Государственный Исторический музей в МосквеРепродукция литографии XIX века Каменные Красные ворота. Государственный Исторический музей в Москве

Стены новой постройки были окрашены в красный цвет, барельефы — в белый, а капители были золотыми. Арку украшали около 50 разных изображений, которые олицетворяли собой величие Российской империи. На воротах находились гербы всех губерний страны, а над пролетом располагался портрет Елизаветы Петровны.

Тогда же, вероятно, закрепилось и название арки — Красные ворота. Причем, по мнению большинства исследователей, сооружение получило это наименование не по цвету стен, а от слова красивый, то есть красный, как Красная площадь. "Арка действительно была роскошно украшена, было множество скульптур, великолепное рельефное оформление", — отмечает Леднёв.

Глядя друг на друга

В XIX веке внешний вид Красных ворот несколько раз менялся. В частности, в 1825 году перед коронацией Николая I портрет Елизаветы Петровны был заменен на изображение двуглавого орла, также вензеля Елизаветы сменили вензеля Николая. Затем, когда на престол вошел Александр III, прежние вензеля вернулись на свое место.

© РИА Новости / Минкевич / Перейти в фотобанкРепродукция литографии "Площадь Красных ворот" (справа дом, где родился Михаил Лермонтов) из собрания Государственного Литературного музеяРепродукция литографии Площадь Красных ворот (справа дом, где родился Михаил Лермонтов) из собрания Государственного Литературного музея

Красные ворота на протяжении всей своей жизни входили в негласный список главных достопримечательностей Москвы, так же, как и Сухарева башня. "Вообще говоря, эти два сооружения смотрели друг на друга: с башни было прекрасно видно ворота и наоборот", — уточняет Леднёв.

Ансамбль Красных ворот дополнял церковь Трех Святителей, в которой крестили Михаила Юрьевича Лермонтова, тут же рядом стоял дом, в котором родился поэт. Также здесь располагался запасный дворец Елизаветы Петровны в стиле барокко, рассказывает историк.

Жестокий век

После революции облик ворот значительно изменился: с них убрали царские гербы и вензеля, на их месте нередко вывешивали плакаты с изображением Ленина. В 1926 году была проведена полная реконструкция ворот под руководством архитектора Алексея Щусева. "Восстановили лепнину и бронзовые статуи, на это были выделены большие деньги", — отмечает Леднёв.

Однако спустя всего год правительство приняло решение снести Красные ворота. Они, по мнению президиума ВЦИК, мешали проезду городского транспорта. На защиту триумфальной арки встали ученые, архитекторы, культурные деятели и простые горожане. Однако ничего не помогло, и ворота снесли. При этом многие элементы декора и барельефов сооружения были разбиты, а оставшийся материал пустили на коммунальные нужды.

При этом название "Красные ворота" осталось, так называется современная площадь и станция метро. "Более того, существует здесь до сих пор и образ ворот, их олицетворяет внешний облик вестибюля метрополитена", — говорит Леднёв.

В 2017 году площадь была благоустроена, здесь разбили газоны, улучшили систему освещения, территорию вымостили гранитом. Здесь были отреставрированы фасады шести зданий.

Осенью 2017 года тут высадили более 100 деревьев, а весной 2018 года — порядка 30 кустарников. Рядом с вестибюлем метро была организована зеленая зона. Площадь буквально превратилась в рощу с кленами, дубами, вязами, липами, рябинами.

Пожарные каланчи — шары и фитили

В каждом районе, или части, столицы в XIX веке были свои архитектурные доминаты, которые имели крайне важное практическое назначение — пожарные каланчи. По словам смотрителя музея пожарных при главном управлении МЧС России по Москве Евгения Бобылёва, пожарные депо тогда создавали при полицейских участках.

Обязательным атрибутом каждой двух- или трехэтажной части была специальная башня, на которой 24 часа в сутки находился дежурный. В случае пожара на каланчах днем появлялись сигнальные кожаные шары, а ночью — фитили.

"С этих каланчей открывались прекрасные виды на город, и до появления в Москве многоэтажных доходных домов это были самые высокие сооружения в городе", — отмечает Леднёв.

Большая часть пожарных каланчей строились из дерева, поэтому, когда в XX веке они стали неактуальны, их просто разобрали. "Это было проще, чем содержать их и ремонтировать", — уточняет Леднёв. Но были в столице и каменные каланчи. Самые примечательные среди них те, что построили по проектам Геппенера, который специализировался на сооружениях коммунального хозяйства города.

"Геппенер создавал совершенно уникальные объекты, все они имели собственное лицо. Он строил из кирпича, использовал элементы псевдорусского стиля и готики, поэтому здания одновременно напоминали русские терема и средневековые замки. Конечно, каждое из его творений было достойно сохранения", — рассказывает Леднёв.

Однако из его пожарных каланчей сохранилась только Сокольническая, башня же при части у Новоспасского монастыря, к сожалению, была разрушена.

Оценить 3
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала