Строительная отрасль консервативна, но и в ней есть место интересным инновациям, считает заместитель генерального директора компании "Донстрой" Андрей Багаев. В интервью РИА Недвижимость он рассказал о том, что дает зданию BIM-модель, как "Донстрой" облегчает свои строительные конструкции и как компания находит поставщиков новых технологий.
- Андрей Викторович, вы согласны с тем, что сегодня в строительной отрасли России существует проблема отсутствия прорывных технологий?
— Да, такая проблема есть. Я считаю, что строительство — отрасль очень консервативная. Во-первых, сам наш продукт имеет долгий срок реализации, и внедрить в него что-то принципиально новое быстро физически невозможно. Во-вторых, новые технологии требуют высокого уровня квалификации на стройке, а у нас сегодня идет деградация в плане рабочих кадров. Я говорю не об управленцах, а о линейных специалистах: от каменщиков и штукатуров до прорабов. Плюс я думаю, причины консервативности отрасли заключаются еще и в том, что базовые потребности клиентов в общем-то из года в год остаются теми же: как и две тысячи лет назад, людям нужен пол, потолок, стены, окна.
- То есть в стройке, за исключением механизации отдельных процессов, ничего не меняется?
- Дело только в консервативности или нормативная база в строительстве иногда может мешать применению новых технологий?
— Мы ощущаем определенные проблемы в плане СНиПов, да. Возьмем упомянутую мной зарядку электромобилей — тема суперактуальная во всем мире. А у нас по нормативной базе нет возможности ставить в подземных паркингах розетки с большими мощностями тока. Существующие СНиПы запрещают. И нам приходится проходить долгий путь получения специальных разрешений.
Еще пример, о котором за последние годы не говорил только ленивый — отечественные нормы инсоляции. Когда мы выходим на новое проектирование, то в части инсоляции всегда сталкиваемся с очень серьезными ограничениями. Нам приходится жертвовать интересными архитектурными решениями, двигать корпуса и так далее.
- Вы сказали, что прогресс на месте не стоит даже на стройке. Какие интересные инновационные технологии "Донстрой" начал использовать в последние годы?
— Если мы говорим о монолитных домах, то тут мы стали применять так называемые пустотообразователи Cobiax. Это швейцарская разработка. Думаю, в Москве мы были первыми, кто стал их использовать — хотя в Европе эта технология применяется уже очень широко. Объясню, что это такое: в межэтажные плиты перекрытия устанавливаются пустотелые изделия, очень легкие. Потом уже на них заливается бетон. То есть пространство перекрытий заполняют эти пустые полимеры, и бетона требуется намного меньше. На прочность и функционал самой плиты перекрытия это никак не влияет — те, кто изучал сопромат, знают, что нагрузки идут на верхний и нижний слои конструкции, а центральный слой никакой функции не выполняет, поэтому его спокойно можно заменить на "пустоту". Как результат, здание становится легче примерно на 5%. Это в том числе позволяет упростить фундаменты — например, снизить объемы свай или вовсе их исключить. В конечном итоге это сказывается на экономике проекта, а сэкономленные деньги можно направить на более качественные окна, двери, лифты. Таким путем мы идем в проектах "Символ", Fresh — при более чем доступных ценах на квартиры, эти дома оснащены на премиальном уровне, например, мы ставим в них европейские лифты Kone и Shindler.
- Я слышала, что ваша компания собирается применять совершенно новую систему вентиляции, которая заменяет несколько устройств. Расскажите о ней подробнее.
— Действительно, обычно потолок в паркинге здания весь в трубах, проводах, шахтах, и это выглядит очень некрасиво. Кроме того, теряется высота в помещении. Мы нашли систему струйной вентиляции, которая позволяет обеспечивать воздухообмен без всех этих коробов и объединяет в себе сразу отопление, противодымную и общеобменную вентиляции за счет циркулирующего нагретого воздуха. В результате мы получаем чистый красивый паркинг без сотен труб под потолком, плюс экономим высоту и можем запускать на паркинг более высокие авто.
Еще одна похожая история — радиоканальные пожарные извещатели вместо традиционных проводных систем. Они позволяют устранить проблему повреждения проводных шлейфов пожарной сигнализации во время отделки или ремонта квартиры, плюс их легко перенести на новое место.
— У "Донстроя" существует партнерская программа, в нее мы приглашаем всех желающих производителей различных стройматериалов, оборудования, разработчиков технологий. Они приходят, предлагают нам свои разработки, мы, если заинтересовались, подписываем партнерское соглашение. В рамках этого партнерства производители предоставляют нам льготные условия по закупке, по логистике, а главное — мы первыми получаем информацию о новых продуктах и можем уже на ранних этапах проектирования заложить применение этих технологий или материалов. Именно так на нас вышли производители кобиаксов и поставщики вентиляционной системы, о которой я вам рассказывал.
- Сколько сейчас компаний в партнерской программе? Это преимущественно зарубежные структуры или отечественные?
— На сегодняшний день больше ста компаний являются нашими партнёрами. Большинство зарубежные, но наши тоже стараются не отставать. Например, пустотообразователи производятся у нас в Подмосковье. Еще один отечественный производитель разработал стеклокомпозитные окна, по прочности сопоставимые с алюминием, но по цене — с пластиком. Сейчас ребята выходят с ними на рынок США.
- Скажите, а что вы думаете о перспективах — 3D-печати в строительстве? Некоторые наши девелоперы уже начали экспериментировать с этой технологией…
— Возможно, для 1-2 этажного здания 3D-принтеры и подойдут, но печатать многоэтажные жилые дома пока точно невозможно. Но мы внимательно наблюдаем за развитием этой технологии и сейчас даже обсуждаем с партнерами возможность напечатать на 3D-принтере один из наших будущих шоу-румов.
- Давайте поговорим о такой активно обсуждаемой теме на рынке недвижимости, как BIM-проектирование. Для "Донстроя" BIM — это еще будущее или уже настоящее?
— В 2015 году "Жизнь на Плющихе" стала первым нашим объектом, который проектировался в BIM. И все последующие наши проекты строятся именно так, и будут передаваться в эксплуатацию вместе с BIM-моделью, что значительно облегчит жизнь эксплуатирующей компании и жителям.
- В чем преимущества этой BIM-модели? Что она дает, например, при эксплуатации здания?
— Обычно при передаче здания эксплуатирующей компании нужно предоставить кучу чертежей, регламентов — их надо где-то хранить, что-то может со временем потеряться, а в случае любой внештатной ситуации надо еще найти нужный документ. А BIM, исходя из набора того оборудования, которое применялось на объекте, автоматически формирует регламенты работы с этим зданием, содержит в себе информацию о планово-предупредительных ремонтах, характеристиках и местах установки инженерных систем, их гарантийном сроке службы и так далее. В результате у эксплуатирующих служб на компьютере будут "напоминалки" обо всех необходимых работах, и специалисты будут точно знать, где находится тот или иной люк, когда нужно почистить вентиляцию или заменить вентиль.
— Это то, с чего я и начинал. Консерватизм отрасли в целом и проектировщиков в частности. Они художники и привыкли работать по старинке. Это, конечно, не значит, что архитекторы рисуют на бумаге, они работают в 3D. Однако технология проектирования в BIM — совсем другое, она сложна в освоении.
- Проектирование в BIM дороже, чем в классическом варианте?
— Да, особенно на начальных этапах, потому что первоначальные вложения очень весомые: прежде всего это сама программа, которая стоит недешево, плюс все приложения и каталоги к ней. Сейчас, когда BIM-проектирование у нас только внедряется, это сложнее, чем проектирование в классическом варианте. Ведь крупные архитектурные бюро не всегда делают всю работу сами, они могут отдать проектирование каких-то элементов маленьким узкоспециализированным компаниям, а те могут не уметь работать в BIM.
- Тогда зачем оно нужно?
— BIM позволяет в виртуальном режиме собрать воедино, подобрать, рассчитать, состыковать и согласовать создаваемые разными специалистами компоненты и системы будущего сооружения. Люди работают в едином "облаке", а программа показывает несостыковки, противоречащие друг другу пересечения запроектированных элементов — на профессиональном языке они называются коллизиями. Полностью избежать коллизий при создании проектной документации "на бумаге" почти невозможно, поэтому строителям приходится иметь дело с ними уже на реальной стройке, что зачастую увеличивает сроки работ или их стоимость, так как в ряде случаев приходится дополнительно тратиться на изменение конструкций. А в BIM-программе эти коллизии сразу видны, их можно отработать еще на этапе проекта — и дальше строить без сюрпризов, качественно и быстро.
Беседовала Ольга ГАХОКИДЗЕ